Шпаргалка по "Праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 18:26, шпаргалка

Описание работы

1.Особенности государственного и общественного строя древневосточных государств.
Общественный строй:
В развитых государствах Древнего Востока существовало несколько форм собственности: государственная, общинная и частная.

Файлы: 1 файл

Istoria_zarubezha.docx

— 358.59 Кб (Скачать файл)

коллегия 10 стратегов.3)норикон – денежн. сумма, выделяемая гражданам на посещение театра.4)увеличивает роль народного собрания в политической жизни гос-ва, практикует бесплатную раздачу хлеба неимущим гражданам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.Афинская рабовладельческая демократия. Органы государственного аппарата  в 5-4 век до нэ.

о II тысячелетии до н. э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Отгороженные друг от друга естественными преградами горной страны, они с тем большом рвением стали оберегать свою обособленность. В тесных пределах каждого из таких районов вырастет с течением времени столица: Коринф, Мегары, Фивы, Спарта и др. 
В конце II тысячелетия греки, соединившись в единое войско и избрав себе одного вождя, осадили малоазиатский город Трою. О событиях этой известнейшей из войн повествуют поэмы гомеровского эпоса - "Илиада" и "Одиссея". 
В древнегреческом обществе, как его рисует Гомер, происходят сложные процессы. Классов еще нет, но разделение на простой народ и родовую знать глубоко укоренилось. Лучшие земли, большие стада, все основные посты находятся в руках последней. 
Государства еще нет. Племенем управляют народное собрание, совет старейшин, вождь - базилевс. Народное собрание -вместе с тем войско, а базилевс и старейшины - главным образом военные предводители. Американский историк прошлого века Л.Г. Морган назвал этот строй военной демократией. 
По всем своим признакам период военной демократии есть последний период первобытнообщинного строя. Земледелие становится главной отраслью хозяйства, оттесняя скотоводство. Ремесло выделяется в самостоятельную отрасль. Обмен товарами принимает регулярный характер. Появляются купцы. Рабство все более укореняется, и уже не только в домах и хозяйствах знати. Образуется семья с господством мужчины. Древняя родовая организация еще существует, но уже подорвана. На территории фратрий и племен селились во множестве чужаки, то есть хотя и соотечественники, но принадлежащие к другим племенам, фратриям и родам. Население смешивалось и оттого становились невозможными старые формы управления. Все это, вместе взятое, служит основой для перехода к государству как новой, высшей ступени общественного развития. 
Наиболее интересным и вместе с тем наиболее изученным представляется процесс образования государства в двух известных греческих полисах - древних Афинах и Спарте. Первая являла собой образец рабовладельческой демократии, вторая -аристократии. 
2. Ионийцам, как назывался союз четырех племен, досталась во время переселения малоплодородная область, омываемая морем, - Аттика. Земледелие здесь было ограничено сравнительно небольшим районом, зато имелись благоприятные условия для ремесла и морской торговли. 
Сельская община, столь устойчивая на Востоке, не нашла здесь благоприятных условий и стала быстро разлагаться. Земельные наделы сделались частной собственностью отдельных фамилий. 
В УШ столетии до н. э. в. Аттике вырос (вокруг древней крепости) город, которому предстояло сделаться величайшим центром античной и мировой культуры. Его назвали в честь богини-покровительницы Афинами. 
Город стал средоточием людей, принадлежащих к разным племенам, родам, фратриям: вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. На смену старому делению приходит новое. Знатные образуют сословие эвпатридов ("благородных"), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов, ремесленники - демиургов. 
Замещение всех важных должностей стало привилегией эвпатридов. В результате этого совет старейшин превращается в чисто аристократическое собрание, никем не выбираемое и ни перед кем не отчитывающееся. Оно заседало на холме бога войны Ареса, и потому его назвали ареопагом. Ареопаг законодательствует, осуществляет высший суд, наблюдает за действиями должностных лиц, первое место среди которых принадлежит коллегии, состоящей из 9 старейшин - архонтов. Они избираются ареопагом сроком на год. 
Господство земельной аристократии пагубным образом отразилось на положении народа. "Бедные, - пишет Аристотель, -находились в порабощении не только сами, но и их дети и жены. Назывались они... шестидольниками, потому что на таких условиях обрабатывали поля богачей (то есть получали за свой труд одну шестую часть урожая. - 3.4.). Вся же вообще земля находилась в руках немногих. При этом если бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей". 
Всюду на полях стояли закладные камни. На них было написано, кому и на какой срок заложен участок. Такая форма залога - ипотека - была ранним изобретением Греции. Земля отдавалась в пользование должника, но при просрочке платежа -столь обыкновенной - переходила к кредитору. 
"...Развивающееся денежное хозяйство, - справедливо пишет Ф. Энгельс, - проникало в сельские общины, воздействуя, точно разъедающая кислота, на их исконный, основанный на натуральном хозяйстве образ жизни"'. 
Начиная с VI века до н.э. в политическую жизнь афинского общества все более активно включался новый социальный элемент. Относительно высокий уровень производительных сил, достигнутый в районе Средиземного моря в VIII-VI веках до н. э" и особенно благоприятные природные условия самой Аттики (с ее небольшим земельным фондом и удобным для торговли местоположением) способствовали появлению значительного ремесленного и торгового населения. Боевую часть его составляли матросы многочисленного афинского флота. В отличие от аристократии все эти новые люди (а также крестьяне) называли себя "демосом" -"народом". 
Демос находился в постоянной вражде с презиравшей его аристократией. Шаг за шагом вырывал он у нее политическую власть. Когда это ему удалось, в Афинах установилась рабовладельческая демократия, а значит, и государство в его начальной, еще не завершенной форме. 
В 594 году до н. э. всеобщее недовольство вылилось, по словам Аристотеля, в "великую смуту". "Огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, - пишет греческий историк Плутарх в своих "Сравнительных жизнеописаниях", - собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй". 
Оказавшись в столь сложной ситуации, борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта и политического деятеля Солона. Было известно, что он не является "сообщником богатых в их преступлениях" и в то же время "не угнетен нуждою". Избранный архонтом, Солон был наделен чрезвычайными полномочиями, среди которых самым важным было право законодательства. Испытывая давление одних, стремившихся к установлению единовластия, и других, рвавшихся к самому широкому народоправству, Солон выбрал политику "золотой середины". 
Первым делом он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей, 
граждане, ставшие рабами за долги, - отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, - выкуплены за счет государства. 
Со времени Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне или купленные на мировом рабовладельческом рынке того времени. 
Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках. 
Одновременно с тем была санкционирована широкая завещательная свобода. Родовые владения, подобно крестьянским дворам, могли переходить наследникам по воле завещателя. Земельные владения знати - опора ее власти - включались в общий гражданский оборот. 
Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда. 
Таким образом, вместо принципа аристократического (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. От этого выигрывали купцы и ростовщики, проигрывала родовая знать. 
Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие - феты - были зачислены в один четвертый и последний разряд. 
За единицу исчисления богатства был избран медимн - мера сыпучих тел (приблизительно 50-60 л). Для зачисления в первый класс требовался доход в 500 медимнов зерна ежегодно (или соответствующий эквивалент); для зачисления во второй - триста, для зачисления в третий - двести медимнов. 
Первые два разряда служили в коннице. Служба эта требовала больших расходов, но зато была менее опасной на войне. Третий разряд - тяжеловооруженные гоплиты - пехотинцы сделались истинной славой афинского войска. Четвертый разряд, первоначально отстраненный от военной службы, составил затем легковооруженную пехоту. 
Высшим органом власти сделалось, по конституции Солона, афинское народное собрание. В противовес ему были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя -суд присяжных заседателей. 
Совет четырехсот избирался старыми ионическими племенами, продолжавшими существовать, несмотря на все перемены. Каждое из них посылало в совет 100 человек. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя всеми текущими делами, совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага. 
Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. 
В народном собрании участвовали все разряды свободного населения, включая фетов. Это было явной уступкой демосу. Зато выборы в совет четырехсот были в руках тех, кто распоряжался в старых племенах, то есть в руках родовой знати. Гелиэя с ее широким кругом участников учреждалась к большей выгоде демоса. Но оставался нетронутым ареопаг. 
Реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов. 
Борьба между демосом и родовой знатью не закончилась полюбовной сделкой. Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании. Наконец через 90 лет после Солона, в 509 году до н. э., демократы, объединившись вокруг своего вождя Клисфена, наносят решающий удар по остаткам родового строя, мешавшим функционированию государства как такового. 
Реформа 509 года окончательно ликвидировала старые племена. Взамен родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение. 
Аттика делилась на десять территориальных "племен" (фил). Каждая фила состояла из трех частей - триттий. Одна из триттий должна была принадлежать к сельскохозяйственной равнине, где до того господствовала знать (здесь были ее имения), другая - к приморскому району, форпосту демократически настроенной матросской массы, третью составлял один из кварталов столицы. 
В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан - ремесленников, купцов, матросов. Землевладельческая "равнина" была оттеснена на второй план. 
Помимо этого, страна была поделена на наименьшие районы - демы. Их было около ста. 
Сущность введенного Клисфеном деления станет более понятной, если прибавить, что аристократический род Аминандритов. например, оказался разделенным на 26 демов, принадлежащих к разным триттиям и филам, род Керкиров - к 19 демам и т. д. Естественно, что выступать, как препаде, единым фронтом они уже не могли. Так, между прочим, впервые в истории была введена в практику "избирательная география". Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот -по 50 человек от каждой новой филы. 
В чем же значение реформы Клисфена? Почему ее называли так же, как и реформу Солона, "политической революцией"? Ответ на этот вопрос очевиден. 
Общественное развитие привело к сосредоточению богатств в руках значительного числа неродовитых граждан, составивших имущий класс Афин. Политическая власть должна была отныне служить их целям. Родоплеменное деление препятствовало этому: в органах родового строя господствовала родовая аристократия. Территориальное разделение сокрушило это господство. Вместе с тем окончательно побеждает государство рабовладельцев - знатных и незнатных. 
Клисфену же принадлежит изобретение остракизма. Так называлось изгнание из государства, применяемое в качестве политической меры, а не наказания. Остракизм применялся по тем соображениям, что тот или иной политический деятель своим авторитетом, своими связями может способствовать возникновению смут. Изгнание назначалось обыкновенно на 10 лет и не влекло за собой ни лишения прав, ни конфискации имущества. Решение об остракизме принадлежало только народному собранию. 
Теперь на пути афинской демократии находился один ареопаг. Неписаная афинская конституция сохраняла за ним право отменять решения народного собрания и привлекать к ответственности должностных лиц. Во время знаменитых греко-персидских войн (492-479 гг. до н. э.) ареопагу удалось увеличить свое значение. Между тем время не повлияло ни на его состав, ни на его политическую линию. В 462 году до н. э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела наконец закон о лишении ареопага всех политических функций. 
Борьба была очень острой: глава аристократической партии, потерпевшей по-, ражение, отправился в изгнание; Эфиальт пап от руки своих противников. 
К середине V века до н. э. уходят в прошлое солоновские разряды. Замещение должностей стало доступно всем гражданам независимо от их имущественного положения. Производилось оно по жребию (за некоторым исключением). 
Оставалось последнее: ввести вознаграждение за службу, без чего граждане, живущие повседневным трудом, не могли занимать общественные должности. 
По предложению стратега Перикла стали получать жалованье члены совета пятисот, присяжные заседатели, солдаты, матросы военного флота и все должностные лица вообще, за исключением самых высших - стратегов. 
Таковы причины и формы возникновения государства в Афинах. Энгельс справедливо замечает: "Афины представляют собой самую чистую, наиболее классическую форму: здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоположностей, развивающихся внутри самого родового общества"*. 
3. Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у кого и отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин. 
Гражданство приобреталось с 18-летнего возрасту: Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. 
Завершив двухлетнее обучение военному делу, гражданин оставался военнообязанным до 60-летнего возраста. В случае войны народное собрание устанавливало число военнообязанных, подлежащих призыву; в крайних случаях прибегали к всеобщему набору (панстратии). Члены каждого племени (филы) составляли отряд под командованием особого лица, избираемого самим народом. 
Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Основную массу граждан составляли люди среднего достатка. Их земельные наделы не превышали 10 га. Небольшое число граждан обладало значительными состояниями. Сотни семей влачили жалкое существование, предпочитая откровенный паразитизм любой форме производительного труда. 
Физический труд, за исключением земледельческого, признавался недостойным гражданина. "Позорящие" профессии были уделом иностранцев-метэков, вольноотпущенников, рабов. 
Метэки могли заниматься своим профессиональным делом, покупать и продавать (все, кроме недвижимостей), но участвовать в народном собрании и занимать должности им запрещалось. Однако в армии они служили, платили налоги. Меток, уклонившийся от уплаты налогов, продавался в рабство. Браки между метэками и гражданами запрещались. 
Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. 
Несмотря на все ограничения, метэк и вольноотпущенник были в глазах закона лицами. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело, раб. 
Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина. 
Единственное, что закон запрещал хозяину, - убийство раба. Когда раб совершал преступление, заслуживавшее казни, суд и наказание становились делом властей. 
Государство, можно думать, опасалось, что собственник раба, заинтересованный в нем как в своем имуществе, пощадит его. Несмотря на формальный запрет, убийство раба хозяином не впекло за собой наказания для последнего. 
За этим исключением, все другие виды наказаний были правом господина. Допрос раба производился только под пыткой. Это считалось справедливым и "истинно демократическим". 
Обычными способами наказания рабов были заковывание в кандалы, в железный ошейник, истязания, клеймение и пр. Пытали дыбой, заливанием уксуса в ноздри, прикладыванием к телу раскаленной черепицы, растягиванием членов ("кобылой"). 
Никакого имущества раб иметь не мог. Все, что он зарабатывал, было собственностью господина. 
Отпущенный на свободу раб подпадал под двойной надзор государства, относившегося к нему как к "иностранцу", и бывшего хозяина, по отношению к которому вольноотпущенный был обязан некоторыми повинностями. 
Основная масса рабов добывалась на войне, когда в неволю попадали не только солдаты враждебного войска, но и мирное население противника. Эта участь не раз постигала и самих афинян. Заклейменные знаком лошади, они были сотнями проданы в рабство после неудачной сицилийской экспедиции (во время Пелопоннесской войны). Множество рабов поставляли на рынок морские разбойники. При покупке с рабом или рабыней обращались, как со скотом: раздевали, заставляли бегать, смотрели зубы и пр. 
Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела. 
Афиняне, по обыкновению, похвалялись тем, что их жены выходят на улицу не иначе как по большим праздникам (то есть направляясь в храм) или что их жены так хорошо воспитаны, что стыдятся видеть любого постороннего, в том числе родственников. Жила жена в особой половине дома. 
Брачный договор был делом отца невесты. После свадьбы законным представителем жены становился муж. Чтобы развестись с женой, ему достаточно было призвать свидетелей. 
Закон требовал от жены строгого целомудрия, но не препятствовал мужу иметь любовниц. Неверную жену разрешалось попросту выгнать из дому, а приданое присвоить. В своей последующей жизни эта женщина не могла ни украшаться, ни входить в храмы. В противном случае любой встречный мог разорвать на ней платье, снять украшения, побить. 
Дети находились во власти отца уже по одному тому, что завещание находилось в его воле. Достаточно было непочтительного отношения к отцу, чтобы лишение сына наследства стало законным. 
4. Афинский государственный строй V века до н. э. оставил. важный след в мировой истории, конкурируя с другими достижениями этого универсально одаренного народа - искусством, архитектурой, философией, наукой. С началом буржуазной эпохи в особенности принципы афинского политического устройства стали орудием в борьбе с силами реакции. Что привлекало к ним идеологов буржуазного Просвещения в их борьбе с абсолютизмом? В немногих словах на этот вопрос можно ответить так: народоправство; выборность, коллегиальность и подотчетность властей; суд присяжных. 
Первый принцип - народоправство - был полнее всего отражен в процессе издания законов. 
Афины были небольшим государством. От столицы до крайней его точки было несколько десятков километров. Это то, что принято называть "полисом" - городом-государством. Граждане полиса представляли собой общину, основанную на совместном праве пользования и распоряжения землей, совместном управлении общими делами. 
Верховный орган Афин - народное собрание. Оно созывалось четыре раза в месяц. На собрание стекались все те граждане, которых интересовала (заранее объявленная) повестка дня. Главными участниками собраний были, конечно, жители самого города. Кворум (не менее шести тысяч человек} требовался только при решении особых вопросов, например, об остракизме. В обыкновенное время собиралось две-три тысячи человек и менее. 
Народное собрание не только принимало законы, но и обсуждало вопросы продовольственного 'снабжения, 'обороны, слушало чрезвычайные заявления о государственных преступлениях, рассматривало просьбы частного характера и т.д. Но основным делом народного собрания было, конечно, законодательство. 
Считалось, что каждый гражданин Афин имеет право предложить проект нового закона и свободно участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другими. Инициатива эта существенно ограничивалась, однако, системой сдержек: 
а) автор законопроекта нес уголовную ответственность (вплоть до смертной казни), если оказывалось, что его предложение противоречит существующим законам и об этом не было определенно заявлено; 
б) всякий законопроект должен был предварительно рассматриваться советом пятисот. Собрание выслушивало мнение совета; 
в) окончательное решение принадлежало гелиэе, игравшей в таких случаях роль второй палаты. Обсуждение велось в форме обычного судебного процесса. Автор законопроекта выступал обвинителем старых законов. Их защитников назначало народное собрание. Решение принималось большинством присяжных с помощью тайного голосования. 
Наличие системы сдержек легко объясняется стремлением воспрепятствовать законодательству "снизу", инициативе масс. Всякий раз, когда эта инициатива пробивает себе дорогу, это происходит при исключительных обстоятельствах (война, смута). В обычное же время законодательная инициатива исходила, как правило, от совета пятисот, от коллегии стратегов или других властей. 
Возможно, впрочем, и другое толкование столь сложной процедуры законодательства: не допустить реакционного (антинародного) пересмотра афинской конституции. 
В соответствии с воззрениями своего времени Аристотель советует осторожность в законодательстве: "Если польза изменения законов невелика, между тем как привычка нарушать законы - дело вредное, то очевидно уж лучше допустить некоторые ошибки", чем изменять старый закон. В так называемый эллинистический период истории Греции, во II веке до н. э., многие города вообще запретили пересмотр своих конституций. 
Голосование в народном собрании было открытым, поэтому далеко не всякий мог голосовать так, как на самом деле хотел. 
Народные собрания не один раз принимали бурный характер, выходили из под влияния стратегов и совета пятисот, навязывали им свою волю. 
Плутарх рассказывает, что со времени Солона в Афинах действовал закон, по которому гражданин, не примкнувший во время междоусобиц ни к той, ни к другой партии, лишался гражданских прав. Солон хотел, по-видимому, прибавляет Плутарх, "чтобы гражданин не относился равнодушно и безучастно к общему делу... не дожидался без всякого риска, кто победит". 
Следующим _по значению, органов, государственной власти была гелиэя - Она решала вопрос о наделении правами гражданства; она наблюдала за законностью замещения должностей и имела право отвода; она утверждала международные договоры. 
Главным же ее делом было участие в законодательстве, а также суд по политическим, религиозным и многим другим делам. 
B сocгав Гелиэи входило100 тысяч человек /Все они избирались жребием по 600 человек от каждой филы. Из общего числа гелиастов составлялось 10 судебных коллегий по 501 человеку каждая. Состав коллегии определялся жребием в самый день суда так, чтобы никто из гелиастов не мог знать заранее, когда его призовут к деятельности. Этим стремились избежать подкупа судей. 
То, что Солон разрешил фетам становиться присяжными, казалось вначале ничего не значащим правом, пишет Плутарх, но впоследствии стало в высшей степени важным, потому что большая часть важных дел попала к судьям. Всякий раз, когда следовало толковать конституцию, обращались в гелиэю, отчего гепиасты сделались некоторым образом господами над законами. Очень существенным было и то, что гепиэя имела право пересмотра (в порядке апелляции) приговоров, вынесенных должностными лицами. 
От "гелиос" - солнце: заседания начинались с восходом солнца и закрывались с заходом (не позднее). 
В компетенцию совета пятисот входили дела непосредственного управления, внешние сношения, финансы. Действовал совет не в полном составе,, а через притании, секции. По числу фил притании было десять. Каждая из них правила одну десятую часть года. 
Верные принципу сдержек, афиняне не решились вручить совету пятисот всю исполнительную власть. Ее делили с ним две коллегии - стратегов и архонтов. 
В отличие от всех других властей стратеги избирались открытым голосованием в народном собрании. Должность стратега не оплачивалась, и потому занимать ее могли состоятельные лица. Специальной компетенцией стратегов считалось командование армией и флотом, но в действительности они ведали и многими другими делами, относящимися к внутренней и внешней политике. Стратеги считались равными друг другу, но фактическое руководство всегда поручалось одному из них - по выбору народного собрания. Таким лицом на протяжении 15 лет, из года в год перизбираемым, был знаменитый Перикл. 
Три первых архонта ведали, каждый в своей области, жалобами по семейным делам, надзором за иностранцами, религиозными вопросами и пр. Архонты-фесмофеты (шесть человек) подготовили для слушания дела в суде присяжных, производили жеребьевку судей, председательствовали в коллегиях. Фесмофе-ты должны были ежегодно докладывать народному собранию о противоречиях и пробелах в законах. Фесмофетам же подавались заявления о злоупотреблениях должностных лиц. Они имели право ставить вопрос о смещении последних. Таким образом, в руках одного и того же органа власти соединились вопросы культа, юстиции, "прокурорского надзора". 
Раз в месяц в Афинах созывалось особое народное собрание, считавшееся главным. На нем производилась проверка деятельности властей. Собрание после открытого обсуждения решало, была ли эта деятельность правильной. 
Такая форма контроля снизу была, по-видимому, достаточно эффективной. 
Вступлению в должность предшествовала проверка благонадежности (докимасия) избранного. Выясняли, кто его родители (а если хотели придраться, то и самые отдаленные предки), как исполняет избранный гражданские обязанности, чтит ли богов и пр. 
Все должностные лица избирались сроком на год без права переизбрания (исключение - коллегия стратегов). Каждый, кто хотел быть избранным, должен был сам выставить свою кандидатуру. Несколько слов следует сказать об Афинском морском союзе. Он возник после греко-персидских войн, в которых Афинам выпало на долю сыграть роль спасителя Греции. Воспользовавшись обстоятельствами, опираясь на свою военную мощь, Афины навязали многим другим полисам и островным республикам греческого мира военный и политический союз. Афины взяли на себя оборону объединившихся государств (их было около 200) с тем, однако, что последние будут оплачивать военные расходы. 
Поначалу Афины должны были терпеть самостоятельность своих союзников. Союзная казна была сосредоточена на острове Делос, и распоряжались ею по общему согласию. 
Но так продолжалось недолго. Не останавливаясь перед военными экзекуциями против непокорных, Афины добиваются бесконтрольного господства в союзе. Казна переносится в Афины, и распоряжается ею Афинское народное собрание. Союзники сделались данниками. Решения афинских властей стали для них обязательными. Деньги союза стали тратиться на великолепные постройки, на вознаграждения и подкуп афинских граждан, на содержание паразитического античного люмпен-пролетариата. Отсюда проистекают стремление к ограничению числа граждан как ассоциации привилегированных, "проверки лояльности", ограничения для выходцев из других городов и т. п. 
Афинский государственный и военный аппарат был весьма многочисленным. В V веке до н. а. он состоял из (имея в виду всех тех, кто получал жалованье): 6000 судей гелизи, 1600 стрелков, 1200 всадников, 500 стражников верфей, 500 членов совета и т. д.- всего около 20 тысяч человек (при общей численности полноправных граждан около 35 тыс.). 
Какого бы уважения ни заслуживала афинская демократия, мы должны забывать того, что это была .демократия для немногих и держалась она на рабстве.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Особенности образования государства  в Риме.Переодизация истории древнеримского  государства.

Патриции – родовая верхушка. Плебс – были лично свободными. Не имели права заключать брак с патрициями. Клиент – находился в личной наследной зависимости от патрона. Патрон – покровитель патриции, принимал клиента в свой род, давал ему свое имя, выделял часть земли. Узы клиентелы священны и нерушимы. Рабство носило патриархальный характер. Раб не рассматривался в качестве вещи. Органы управления: народное собрание (куриантные комиции и жреческие коллегии), царь, сенат. На комициях разбирались дела в сфере культуры, семьи. Выносились постановления об объявлениях войны. Излагались завещания, происходили усыновления. Царь стоял во главе всей общины и был военоначальником. Его должность выборна. Сенат подготавливал предложения для народного собрания, одобрял решения принятые на куриатных комициях. Являлся совещательным органом при царе. Жреческие коллегии: авгуры (заключение о целесообразности мероприятий), пантифики (хранители и толкователи обычаев), фециалы (ведали международными отношениями). Тулий. 1. Реформа общественного строя. Деление мужского населения по имущественному цензу. Критерием являлось наличие земельного участка. Центуриатные комиции – новый вид народного собрания. 2. Реформа территориального деления. 4 городские трибы. 17 сельских триб. Во главе – выборный глава, обязанностями которого было определение имущественной состоятельности граждан и сбор податей.

Периодизация. Римское государство пережило многовековую историю — до V ст. Естественно, что на протяжении этого длительного существования римское государство и римское право не оставались одинаковыми. В связи с изменением производственных отношений, ростом классовой борьбы и развитием производства и торговли изменялись и система органов государственной власти и правовые институты. 
Для целей изучения истории римского государства и римского права мы делим историю Рима на три основные периода: 
а) Период становления римского государства и возникновения античного способа производства. Рим представляет собой небольшое государство — город. Основу экономической жизни составляет мелкое землевладение, рабство еще не является основным способом производства, обмен не развит. Это — период древнейшего римского права, характеризующийся господством обычного права, неразвитостью правовых институтов, бесправием всех «чужаков», непосредственной связанностью права с религией. Этот период охватывает примерно VII—IV ст. 
б) Период республики, на который падает равитие античного способа производства. Рим становится «мировой» державой, покорившей окружающие народы. Преобладает крупное землевладение, и труд рабов является основой всего производства. Растут и ширятся восстания рабов, вызывающие беспощадную расправу эксплоататоров. В этот период римское право теряет свои прежние, «местные» черты. Быстро развиваются сложные правовые институты, вырабатывается особое право, применяемое как к римским гражданам, так и к «чужакам», Оформляются принципы права о неограниченной частной собственности, о договорах и т. д. Этот период идет примерно до начала н. э. 
в) Период империи, в течение которого происходят глубокие потрясения и разложение рабовладельческого общества. Восстания рабов, восстания эксплоатируемого крестьянства против римского господства постепенно разрушают мощь Рима. Рим вступает в период глубокого кризиса, перешедшего затем в распад рабовладельческой системы хозяйства. Но в первую половину этого периода мощь Рима по внешности кажется еще непоколебленной. Имеет место некоторая стабилизация рабовладельческого хозяйства, войны ведутся лишь на окраинах и не затрагивают центральных частей империи, экономическая жизнь провинций на некоторое время развивается; территория римского государства достигает своего высшего развития. Но ширятся восстания эксплоатируемых масс, и лишь мерами усиления террора рабовладельцы временно сохраняют свое привилегированное положение. Развившаяся торговля является одним из факторов, подтачивающих благосостояние Рима ввиду преобладания ввоза над вывозом, причем предметом ввоза были главным образом предметы роскоши, на приобретение которых шли награбленные Римом за много лет ценности. 
Развитие ремесла и торговли и признание формально равной правоспособности всех свободных приводят к расцвету частного права, но за этим расцветом (с конца III ст.) идет упадок. В отношении государственных форм Рим, с I ст., переходит к империи, являющейся выражением военной диктатуры крупных рабовладельцев. По мере роста классовой борьбы и усиления кризиса рабовладельческой системы хозяйства происходит непрерывное усиление диктатуры. Власть императора постепенно становится формально неограниченной и опирается на вооруженную силу, развитый бюрократический аппарат и церковь. Достигает наивысшей точки эксплоатация различных слоев населения в пользу всеобъемлющего государства, выражающего интересы крупнейших землевладельцев. И в 476 г. Рим пал. Революция рабов ликвидировала рабовладельческий строй. 
Для истории правовых институтов приведенная периодизация имеет лишь относительное значение. Не во вcex отраслях права границы периодов представляют собой яркие рубежи в развитии отдельных правовых институтов. Нельзя рисовать себе дело таким образом, что в каждом периоде имеются новые государственные формы, новые правовые институты. Наоборот, некоторые отдельные правовые институты существуют внешне-одинаково на протяжении нескольких периодов, хотя и изменяют постепенно свое реальное содержание. Мы увидим, как некоторые институты, возникшие в древнейший период, достигают своего полного развития в следующем периоде. С другой стороны, некоторые институты древнейшего права, хотя существуют и в дальнейшем, но уже в качестве пережитков и постепенно выходят из употребления. Консерватизм правовой формы, стремление втискивать новые отношения в старые правовые формы играли в Риме, как и в других эксплоататорских государствах, большую роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.Рим эпохи царей.

Предания об основании Рима. Древняя легенда связывает начало римской истории с потомками троянского героя Энея. Эней был сыном богини Афродиты-Венеры и смертного героя Анхиза. Трою сожгли греки-ахейцы. Эней покинул родной город вместе со стариком-отцом и юным сыном. Пройдя многие земли и страны, преодолев все невзгоды и препятствия, Эней, согласно предназначению богов, оказался в Италии. Здесь он женился на дочери царя местного племени латинов. Сын Энея Асканий-Юл основал в Италии город Альба Лонга (Длинная Альба) и стал pro царем.

Потомок Аскания-Юла, которого звали Нумитор, мудро правил городом. У него была дочь Рея Сильвия. Злой брат Амулий сверг его, а Рею Сильвию заставил стать весталкой - жрицей Весты - богини домашнего очага и очага римской общины. Весталки давали обет в течение 30 лет не вступать в брак. За нарушение этого обета жрицу казнили, заживо закапывая в землю.

Амулий надеялся, что у Нумитора не будет наследников. Но бог войны Марс полюбил прекрасную весталку Рею Сильвию. От их любви родились близнецы Ромул и Рем. По приказу Амулия близнецов в корзинке бросили в реку Тибр, а их мать Рею Сильвию заточили в темницу. Воды реки вынесли корзинку с близнецами на берег, где их вскормила своим молоком волчица. Потом их нашел пастух и воспитал в своей семье. Ромул и Рем выросли мужественными, красивыми юношами. Вокруг них собралась ватага дерзких и задиристых молодцов. Братья вступили в борьбу с Амулием, победили его и вернули власть над Альбой Лонгой своему деду Нумитору. Они освободили и свою мать Рею Сильвию.

Следуя божественному повелению, братья решили основать новый город. Поссорившись с братом, Ромул убил его. Ромул стал первым римским царем.

Новый город был заложен на холме Палатин. Легенда относит это событие к 753 г. до н. э. На Палатине, где поселился Ромул, затем жили и другие римские цари, а позже римские императоры. Основанный Ромулом город получил его имя - Рома (на латинском языке), или Рим.

2. Город на семи холмах. Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах. Главными из них были Палатин, Авентин и Капитолий. На Авентине, где, по преданию, был похоронен Рем, селился простой народ.

Капитолий был укреплен. Здесь римляне соорудили крепость и храмы, посвященные главному богу римлян Юпитеру и его супруге Юноне. Позже Капитолий стал символом власти Не случайно сегодня так называется место, где расположен Белый дом - резиденция президента США.

По преданию, Римом правили семь царей. Первый царь - Ромул дал римскому народу первые религиозные и политические установления. Римская община была подобна греческому полису. Основным занятием римлян долгое время было земледелие. Полноправный член общины имел в собственности земельный надел. Этот надел служил гарантией его гражданских прав. Член общины - гражданин - имел право участвовать в народных собраниях (комициях), в принятии решений, важных для всей общины, например в вопросах войны и мира. В то же время член общины должен был выполнять многие обязанности - прежде всего выступать в составе войска в периоды войны. Положение свободного человека - члена гражданской общины - обусловливалось сочетанием прав и обязанностей.

Верховной властью в древнейшем Риме обладал царь. Верховная власть называлась "империи". Царь являлся военачальником, верховным судьей и высшим жрецом. Власть царя должна была соответствовать законам римского народа. Знаками власти царя были пурпурное одеяние и обувь на высокой платформе. Его, по заимствованному у этрусков обычаю, сопровождали 12 должностных лиц - ликторов. Они несли связки прутьев (розог) с воткнутыми в них топорами. Эти связки назывались фасции. Они были символами права царя казнить и наказывать. В торжественные моменты царь восседал в позолоченном курульном (колесном) кресле, отделанном слоновой костью. Его власть не была наследственной. Царя избирал римский народ. Первоначально римский народ состоял из трех триб (племен). Эти трибы, в свою очередь, состояли из курии - по десять в каждой трибе, а курии - из десяти родов. Члены одного и того же рода носили общее имя, происходившее от имени их общего предка.

3. Патриции и плебеи. Римский народ делился также на патрициев и плебеев. Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Из них он составил совет старейшин - сенат. Сенат стал важным органом управления, а его члены стали называться сенаторами. Иногда сенаторов также называли отцами - по-латыни "патрес", отсюда произошло название "патриции", то есть "потомки отцов". Патриции составили римскую аристократию. Они занимали высокое положение в обществе, обладали обширными земельными владениями и богатствами.

Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи - это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.

4. Римские цари. После 37 лет правления царь Ромул таинственно исчез, его унес смерч. Римляне обожествили Ромула под именем Квирина. После долгих поисков царем избрали представителя племени сабинов Нуму Помпилия. Новый царь стремился смягчить суровые нравы римлян, Он прекратил все войны. У римлян был обычай, когда начиналась воина, настежь открывать двери храма двуликого бога Януса. При Нуме в течение 43 лет эти двери оставались закрытыми. Нума ввел почитание бога Термина - защитника границ и знаков собственности. Это способствовало укреплению права собственности членов римской общины.

Два преемника Нумы не продолжили его миролюбивых устремлений. При них был завоеван город Альба Лонга.

Три последних царя были этрусками. При них Рим превратился из разбросанного по холмам поселения в единый большой город с храмами, мощеными улицами. Украшалась главная площадь Рима - Форум.

Сервий Туллий - шестой римский царь - осуществил преобразования, подобные реформе Солона в Греции. Он разделил всех римлян на пять групп в соответствии с их имущественным положением. После этих преобразований большее значение для положения римлян приобрело не благородство происхождения, а богатство.

Последний римский царь Тарквиний Гордый захватил власть, убив престарелого Сервия Туллия. Он был жестоким тираном, нарушавшим римские законы. Когда сын Тарквиния Гордого обесчестил знатную римлянку Лукрецию, народ нe захотел больше терпеть его злодеяния и восстал против царя. Во главе восставших стоял родственник Тарквиния, которого звали Брут. Народ изгнал царя и, вдохновленный Брутом, дал клятву никогда больше не подчиняться власти царей. Это произошло в 510 году до н. э., тогда же была свергнута тирания в Афинах. В Риме была установлена республика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.Реформы Сервия Туллия.

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. 
Все свободное население Рима - и члены римских родов, и плебеи - было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. 
Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии - сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды - тяжеловооруженной пехоты, 4-5 разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. 
Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям. 
Вторая часть реформ - деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия. 
Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев. 
Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями. 
В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые по сохранившейся традиции были патрициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto - правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев - издание в 451-450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с патрициями в гражданских правах - само слово "плебей", судя по дошедшему до нас изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 году до н.э. был отменен по Закону Канулея. 
Второй этап относится к IV в. до н.э., когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364-337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консолидации плебеев и патрициев. Упомянутый Закон Лициния и Секстия ограничил размер земельного владения, которым могли владеть патриции из общественного земельного фонда, что расширило доступ плебеев к этому фонду. Законом Петелия 326 года до н.э. была отменена сохраненная Законами XII таблиц долговая кабала, от которой страдали главным образом плебеи. 
Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому решения плебейских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.

Информация о работе Шпаргалка по "Праву"