Шпаргалка по "Праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 18:26, шпаргалка

Описание работы

1.Особенности государственного и общественного строя древневосточных государств.
Общественный строй:
В развитых государствах Древнего Востока существовало несколько форм собственности: государственная, общинная и частная.

Файлы: 1 файл

Istoria_zarubezha.docx

— 358.59 Кб (Скачать файл)

10) запрещалось назначать  на должности судей, шерифов, констеблей  и бейлифов лиц, не знающих  законов страны и не желающих  добровольно их исполнять;

11) суд общих тяжб обязан  был разбирать все гражданские  иски.

Великая хартия вольностей отразила соотношение социально-политических сил в Англии в начале XIII в. Политические статьи хартии свидетельствуют о том, что бароны стремились сохранить часть своих привилегий и иммунитетов, ограничив использование отдельных прерогатив центральной власти. 

 

 

38.Сословно-представительная Монархия  в Англии.

Сословно-представительная монархия в Англии. Возникновение, структура и функции парламента. 
Переход к новой форме государства - к сословно-представительной монархии (вторая половина XIII в. - XV в.) - осуществился в результате гражданской войны 1263 - 1267 гг.  
С конца XII в. королевская власть стала наносить ущерб интересам значительной части населения: проводились конфискации земель, притеснялись крупные земельные собственники, вводились новые денежные поборы и повинности. Страна ответила на это рядом оппозиционных выступлений, и в начале XIII в., после восстания баронов, поддержанного рыцарями и горожанами, король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей (1215 г.), которая считается первым конституционным актом Англии. Главное содержание Хартии - компромисс короля с баронами; требованиям рыцарей, горожан, купцов уделено значительно меньше внимания.  
После нового политического конфликта в 1258 г. король Генрих III утвердил Оксфордские провизии, устанавливавшие режим баронской олигархии. В ответ недовольные рыцари при поддержке горожан и некоторых баронов потребовали от короля подписания Вестминстерских провизии, защищавших рыцарство и свободных крестьян от произвола крупных феодалов и королевской администрации. В 1263 г. началась гражданская война, длившаяся до 1267 г. Ее итогом было создание первого английского парламента, окончательно утвердившегося при Эдуарде I. В XIV в. парламент стал двухпалатным:  
• верхняя палата - палата лордов, где заседали бароны и высшее духовенство;  
• нижняя палата - палата общин, где заседали рыцари и городская верхушка вместе с низшим духовенством.  
Их прочный союз обеспечил палате общин большее политическое влияние, чем сословно-представительных собраний в других странах.  
Первоначально парламент лишь определял размеры налогов на недвижимость и подавал коллективные петиции на имя короля, но постепенно закрепил свою компетенцию в следующих вопросах:  
• право на участие в издании законов;  
• право решать вопросы о поборах с населения в пользу государственной казны;  
• право контроля над высшими должностными лицами;  
• право выступать в качестве высшего судебного органа.  
Управление на местах осуществляли шериф с помощником - бейлифом, а также избиравшиеся в местных собраниях коронеры и констебли.  
Полицейскими и судебными полномочиями наделялись назначаемые королем мировые судьи.  
Высшими судами в этот период были Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд казначейства. 
Первый настоящий английский сословно-представительный парламент был созван в 1265 г. в результате борьбы трех группировок: сторонников короля, баронов и рыцарства. В 1295 г. был созван «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих английских парламентов. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от важнейших городов. 
Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты. При этом рыцари от графств стали заседать вместе с представителями городов в одной палате (палата общин) и отделились от крупнейших светских и духовных магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лордов). 
Первоначально при выборах в парламент не существовало избирательного ценза. Статут 1430 г. установил, что в собраниях графств, избиравших представителей в парламент, могут участвовать фригольдеры, получавшие не менее 40 шиллингов годового дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39.Эволюция судебной системы. Возникновение  суда присяжных в Англии. Суд  «справледливости».

Ст. 24 Великой хартии вольностей 1215 г. запретила шерифам разбирать иски короны->должность шерифа стала утрачивать свое значение в области правосудия. С конца XIII в. из местных землевладельцев в графствах назначаются мировые судьи по 8 в каждое графство. В судебную компетенцию мс входило разбирательство уголовных дел, кроме убийств и особо тяжких преступлений. Разбирательства проводились на сессиях мс, созывавшихся 4 раза в год. Эти собрания получили название судов “четвертных сессий”. В XIII-XIV вв. растет количество королевских судов различных рангов. Высшими судами “общего права” в Англии в этот период стали Суд королевской скамьи(сформировался из Суда короля, заседал до конца XIV в. только в присутствии короля и его ближайших советников.Он стал высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех других судов, но со временем был специализирован на рассмотрение апелляций по уголовным делам) , Суд общих тяжб (рассматривал частные гражданские иски, стал основным судом общего права, осуществлял надзор за местными и манориальным судами. По приказу из концелярии жалобы могли быть перенесены в этот суд из любого другого низшего суда,мог исправлять судебные ошибки других судов) , Суд казначейства (первым стал записывать свои слушания, рассматривал финансовые споры и прежде всего споры, касающиеся догов казны и короны). К исходу XIV в. возросло количество неудовлетворенных судами людей -> они обращались за помощью непосредственно к королю. Первоначально петиции по судебным делам разбирались самим королем в Совете, минуя разные формальности. Изначальная особенность королевского суда – то, что здесь не считали существенным для дела деление людей по сословным категориям. Король руководствовался только представлениями о справедливости данного требования равной для всех сословий. К XV в. кол-во обращений за справедливостью увеличилось и король передал обязанность рассматривать эти дела лорду-канцлеру. В 1474 г. появился первый приказ от имени самого канцлера о защите нарушенных прав, минуя традиции “общего права”.Суд канцлера был основным в системе новой юстиции. Первоначально канцлер был единственным судьей в своем суде, но к XVI в. дела слушали особые мастера – и самым главным из них был хранитель архивов. Решения утверждались исключительно самим канцлером. Процесс начинался с того, что в суд направлялась петиция. Признав ее основательной, канцлер издавал приказ о вызове ответчика, который должен был представить объяснения письменно и под присягой. Суд ограничивался юридическим спором, к показаниям свидетелей прибегали для получения фактов. Итоговое решение выносил канцлер. Была возможна  апелляция в Палату лордов, которая была высшим судом королевства, хотя непосредственное рассмотрение ею дел к XVI в. вышло из практики. С развитием гражданского оборота из общей системы высших королевских судов выделился  Суд лорда-канцлера, который решал вопросы “по справедливости”. Процедура общих судебных разъездов была громоздкой и дорогостоящей -> в XIII в. была установлена периодичность общих объездов не чаще одного раза в 7 лет. В XIV в. общие объезды утратили свое значение и уступили место более специализированным разъездным комиссиям, среди которых можно выделить Суды ассизов(по рассмотрению споров о преимущественном праве владения леном), комиссию по делам о мятежах и комиссию по общей проверки тюрем. Введение института  присяжных  обвинителей. Согласно  ассизам в каждой сотне назначались 12 полноправных людей и кроме того четыре свободных человека  из каждой  деревни,  которые под присягой должны были указать шерифу или королевскому  судье  всех  разбойников, грабителей, убийц, фальшивомонетчиков и поджигателей, а также их пособников и укрывателей, находящихся в пределах данной сотни. Королевские судьи и шерифы на основании этих данных вели расследование,  а  затем  выносили приговор.  Присяжные времени Генриха II - это не судьи, это просто сведущие люди. дающие под присягой показания о правах своих тяжущихся соседей. Они были или свидетелями факта, или имели о нем достоверную информацию от лиц,  бывших свидетелями. Постепенно присяжные становятся судьями,  составляющими приговор,  а их функция перешла к другим лицам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40.Особенности абсолютной монархии  в Англии.

Английский абсолютизм имел свои особенности , благодаря чему получил название 'незавершенного'.  
 
Основная особенность английской абсолютной монархии состояла в том, что, наряду с сильной королевской властью, в Англии продолжал существовать парламент. К другим особенностям относятся сохранение местного самоуправления, отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на континенте. В Англии отсутствовала и крупная постоянная армия. 
 
Центральными органами власти и управления в период абсолютной монархии в Англии были король, Тайный Совет и парламент. Реальная власть сосредоточилась в этот период полностью в руках короля. 
 
Тайный Совет короля, окончательно сложившийся в период абсолютизма, состоял из высших должностных лиц государства: лорд-канцлера, лорда-казначея, лорда-хранителя печати и др. 
 
Парламент продолжал сохранять за собой прерогативу утверждения размеров сборов и налогов. 
 
В период абсолютизма окончательно утверждается верховенство королевской власти над английской церковью. Высшим церковным органом страны была Высокая комиссия. В ее состав, наряду с духовными лицами, входили члены Тайного совета и другие должностные лица. 
 
При абсолютизме окончательно оформилась структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтейства. Однако, помимо них, создаются чрезвычайные суды, такие как Звездная палата и судебные советы в 'мятежных' графствах. Звездная палата в качестве специального отделения Тайного Совета являлась орудием борьбы с противниками королевской власти. Судопроизводство носило инквизиционный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41.Особенности феодального государства  в Германии.

Как самостоятельное государство Германия возникла в результате распада Франкского государства. За восточной частью империи , в которую вошли Швабрия, Бавария, Франкания, Саксония, а затем и Лотарингия, закрепилось названия Тевтонского государства.  
В новом государстве не было прочных экономических и политических связей между составными частями, объединение германских герцогств в значительной степени определялось внешней политикой императоров, преследовавших захват территорий соседних королевств.  
Первые короли Германии вели свою политику укрепления единства государства, и расширения его территорий за счет соседних народов, проводили в союзе католической церковью. Император Оттон I за помощь римскому папе в его борьбе против итальянских феодалов в 962 г. был возведен в Риме в сан императора и получил из рук папы императорскую корону. Таким образом, в центре Европы возникла империя, в которую вошли все германские герцогства, насильственно присоединенные земли славян и Северной Италии, получившая в ХIII веке название "Священная Римская империя Германской нации".  
В отличии от Франции и Англии, где возникли централизованные государства, Германия в период от всей феодальной эпохи оставалось раздробленной. Политическая раздробленность Германии, сохранявшаяся до 1871г., являлась следствием экономического, социального и политического развития отдельных ее частей.  
Историю феодального государства Германии можно разделить на 3 основных этапа:  
1. Образование раннефеодальной монархии, в которой сохранялась многоукладность экономики и возникли замкнутые натуральные хозяйства, результатом чего явилась феодальная раздробленность. (Х - ХIII вв.).  
2. Укрепление и формирование сословно-представительных монархий в княжествах Германий и установление монархий курфюстов (XIV - XVI вв.).  
3. Утверждение княжеского абсолютизма в германских государствах (ХVII - начало ХIХ вв.).  
В Х-ХII веках государственный строй характеризовался рядом черт, отличавших его от государственного строя других государств средневековой Европы:  
* выборность королей, а затем императоров;  
* власть местных феодалов была абсолютна, как у самостоятельного государя;  
Германский король (Х - ХIII вв.) имел обширную государственную власть.  
Он представлял Германию во внешних отношениях, объявлял войну, заключал мир, осуществлял командование армией, обладал высшей судебной властью, являлся верховным сувереном.  
Позже, в ХIII в. фактически власть верховного суверена была ограничена рядом привилегий принадлежащих как светским, так и духовным феодалам. Законы, принятые в пользу духовных князей в 1220 г. и в пользу светских сеньоров в 1232 г., обеспечили им экономическую и политическую независимость феодалов от центральной власти.  
Во второй половине Х в. при королях саксонской династии окончательно утвердилась дворцово-вотчинная система государственного управления.  
Прежние королевские чиновники на местах - графы превратились в суверенных владельцев земель, которые создали аппарат управления на местах, а центральные органы управления не имели право вмешиваться в управление на местах. Все решения по важнейшим делам Германского государства принимались на съезде светских и духовных феодалов.  
Общественный строй Германии представлял собой следующие социальные группы:  
Рыцарство - как социальный класс, сложившись в ХIII в., превратился в замкнутое сословие. Рыцари считали важным делом военную профессию. Звание рыцаря (нем. всадник) передавалась по наследству. По степени знатности и богатства рыцарство делилось на ранги. "Саксонское" и "Швабское зерцало", источники германского права, таких рангов выделяют семь.  
Представители каждого ранга занимали различное положение в государстве. Первое место занимал "король", его особа олицетворяла первый ранг рыцарства. Во втором ранге стояли высшие сановники духовенства: архиепископы, епископы, аббаты являлись прямыми вассалами императора. Третий ранг занимали светские вассалы императора или князья, королевский судья, владетельные князь, герцоги, пфальцграфы, ландграфы, маркграфы, графы. Четвертый ранг составляли вассалы князей-графы. В пятом ранге свободные господа (вассалы графов и князей, которые получили рыцарское звание по выслуге). В шестом - вассалы свободных господ. В седьмом - вассалы феодалов шестого ранга (однощитные рыцари).  
Низшую группу феодального общества Германии составляли горожане (бюргеры) свободные крестьяне. Свободное крестьянство обладало имущественными правами податных людей: владели собственностью, не неся повинностей перед феодалами (алюдисты) и чиновники, которые уплачивали за землю (ценз).  
Крестьянство было не однородно и среди него выделялся зажиточный верхний слой (Вестфалия, Фрисландия, Бавария). Из этого социального слоя подбирались судьи в общинных судах (шеффены). На другом полюсе социальной лестницы находились малоземельные крестьяне (бюргеры), которые занимались батрачеством и не были полноправными членами крестьянской общины.  
Бюргеры платили только налоги и выполняли некоторые повинности, но податными не считались, так как город выполнял все повинности коллективно, бюргер обложению не подлежал.  
На самом низу общественно-социальной лестницы находились крепостные и холопы. Первые именовались "зависимыми на земле", вторые "лично зависимыми".  
Положение крепостных характеризовалось тем, что они получали от феодалов в вечно наследственное держание земельные наделы (тяглые изоры) и отбывали феодалам денежные и натуральные повинности, а также барщину.  
Крепостные уплачивали поголовный налог и пошлину при получении наследства, иногда требовалась пошлина при вступлении в брак.  
Право перехода от одного помещика к другому и право выхода из крепостного состояния они не имели.  
Холопы жили при дворах феодалов и получали от них содержание. Их повинности не были определены обычаем, устанавливались по произволу господ.  
Германия как самостоятельное феодальное государство образовалось на землях восточных франков после распада Франкской империи. Особое значение в истории феодального государства Германии имели длительный конфликт между государством и церковью, и открытая борьба между германскими императорами и римскими папами. 

 

 

 

 

 

 

 

42.Развитие Феодального право  во Франции.

Образование самостоятельного государства во Франции явилось прямым следствием становления феодальных отношений во франкской империи. Соответственно история феодального государства Франции включает следующие периоды:  
1. Сеньориальная монархия (IX-XIII вв.).  
2. Сословно-представительная монархия (XIV-XVI вв.).  
3. Абсолютная монархия (XVI-XVIII вв.). Буржуазная революция 1789 года привела к крушению абсолютизма и феодальной государственности.  
Попробуем воссоздать историю образования феодальной государственности. В конце IX в. в состав Западно-франкского государства входили: Нейстрия, Аквитания, Бретань, Гасконь, Сентимания, Испания, Марка. На этой территории позднее возникло одна из ведущих ныне держава мира - Франция.  
Феодализм стал господствующим общественно-экономическим укладом. Организация власти и управления строилось как дворцово-вотчинная система. Личные слуги короля , вместе с тем, были должностными лицами королевства.  
Власть короля во Франции была ограничена советом знати, которая избиралась королем. В период феодальной раздробленности в совет короля вошли знатоки государственного права - легисты (со времени Филиппа II). Должность майордома была упразднена, королевским судом руководил дворцовый граф. Бывший главный конюх стал именоваться начальником королевской конницы. Во главе местных органов власти вместо графов учреждена должность прево.  
Глубокие перемены в государственном строительстве во Франции связаны с именем Людовика IX (1226-1270), который заявил: "Во Франции имеется только один король".  
* В своем домене им были прекращены частные войны. Феодалы, решившие начать военные действия, за 40 дней до начала войны, передавали спорный вопрос на рассмотрение короля. Обращение к королю за судебной защитой облагалось пошлиной.  
* Была произведена военная реформа, в содержание которой вошло формирование наемного войска, а в городах - милиционного ополчения.  
* Совет короля (курия) был разделен на две палаты - финансовую и судебную. Финансовая палата следила за поступлением в казну доходов из его домена от вассалов, городов, духовенства. Судебная палата вскоре стала называться парламентом, этот орган выполнял функции высшего суда. Легисты (знатоки римского права) возбуждали уголовные дела против тех, кто не желал отдавать свою землю короне.  
* Ввел на территории домена единую денежную единицу, запретив использование денег, выпущенных другими феодалами.  
* Введена система специализированных инспекторов, которые следили за верностью королю сенешалов и бальи, рассматривали жалобы на их действия.  
Реформы Людовика IX содействовали усилению королевской власти. В IX-XI вв. во Франции сложились феодальные отношения с развитием феодальной собственности на землю. Отношения между сеньорами и вассалами строились на основе договора, стороны в нем не занимали равного положения.  
Вассальный договор содержал в себе элементы иерархии и зависимости, так как получатель феода, обязывался признать верховенство сюзерена. Вассальный договор происходил в торжественной форме, главное в нем составляло официальное введение вассала во владение землей (инвеститура) и его клятва верности своему сеньору (оммаж). Вассальные договоры четко фиксировали обязанности сторон.  
Сеньор, наряду с предоставлением феода, обеспечивал защиту вассала. Вассал должен был также участвовать в судебных и других собраниях феодалов под председательством сеньора.  
Денежные выплаты сеньора были строго определены: выкуп сеньора из плена, финансирование его крестовых походов, подарки при посвящении в рыцарский сан его старшего сына и выхода замуж старшей дочери.  
Первоначально вассальные договоры считались заключенными на срок жизни, носили персональный характер, но вскоре они стали передаваться по наследству.  
Если вассал нарушал клятву верности, он должен был отдать феод. К XI в. во Франции сложилась следующая социальная структура.  
На вершине феодальной лестницы стоял король, однако, многие крупные феодалы считали себя равные королю - герцоги и графы пэрами и часто не признавали вассальной зависимости.  
В 1302 г. Филипп IV Красивый созвал расширенный Совет светских и духовных феодалов. На Совет впервые были допущены представители так называемого 3 сословия, состоявшего из горожан.  
Органы сословного представительства получили название Генеральных Штатов.  
С момента возникновения органов сословного представительства феодальная монархия во Франции становится сословно-представительской. Генеральные штаты созывались королем, когда он испытывал нужду в деньгах, вводил новые налоги. Генеральные штаты не превратились в постоянно действующий средневековый парламент, главным образом из-за того, что крестьянское сословие было слабо.  
В свой последний раз Генеральные штаты были созваны в 1614 г., и вместо них король созвал совет нотабелей. В данном совете имелись представители самых богатых сословий. Формально решение нотабелей не было обязательным, но по многим вопросам король считался с мнением знати, заседавшей в данном органе. Подобного рода учреждения возникли в крупных провинциях.  
Первым сословием было духовенство. Французское духовенство должно было жить по законам королевства и рассматривалось как составная часть французской нации. Оно имело право на получение десятины, различных пожертвований, сохраняло свой налоговый и судебный иммунитет. Оно освобождалось от государственной службы и повинностей. 
Дворянство - слуги короля (замкнутое и наследственное сословие). Родовое дворянство добилось того, что покупка поместий лицами неблагородного происхождения перестала давать им дворянские звания. Важнейшая привилегия - право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимостей и рентных прав. Они имели право на знаки дворянского достоинства, на особые судебные привилегии. Освобождались от уплаты государственных налогов. Дворянство неоднородно: герцоги, графы, маркизы, виконты занимали высшие посты, а основная масса - скромное положение. 
Городское население и крестьяне-цензитарии - это неблагородные, у них нет особых политических и имущественных прав. Организация этого сословия носила феодально-корпоративный характер. 
Каждое сословие собиралось и заседало в Генеральных Штатах отдельно. Голосование шло по бальяжам и сенешальствам. Если было противоречие - то голосовали по сословиям.  
В IX-XI вв. произошло окончательное оформление феодально-зависимых крестьян. Подавляющее большинство именуется сервами, правовой статус которых как лично зависимых людей был заимствован от рабства.  
Сервы рассматривались как простая принадлежность земли. Они платили феодалу поголовную подать, ежегодный оброк, выполняли барщинные работы.  
Серв не имел семейного статуса, он не мог жениться без согласия господина, поступать в священнослужители, быть свидетелем в судебном процессе.  
Другую группу феодально-зависимых крестьян составляли вилланы. Они считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу. Виллианы уплачивали сеньору оброк (талью), размер которой фиксировали обычаем, но был более легким, чем у сервов. Виллианы ограничивались в праве на брак, должны были испрашивать разрешение сеньора на женитьбу. 
Все крестьянское население Франции обязано было соблюдать (баналитеты): печь хлеб в пекарне сеньора, жать виноград в винодельне, существовало право сеньора на первую брачную ночь.  
XII век - век появления и развития новой социальной группы - городское население, правовой статус которого был универсальный.  
Правовой статус крестьян был ограничен рамками феодализма, пережитками рабовладельческого строя.  
По мере укрепления королевской власти централизованная система местного управления приобрела следующий вид: крупные округа на Севере назывались бальяжами (во главе с бальи), на юге - округа-губернаторства, возглавляемые сенешалами.  
XVI век - век абсолютной власти короля. Он издавал и отменял законы, назначал и сменял чиновников, власть монарха носила надзаконный характер, а сам монарх считался наместником бога.  
Общественный строй этого периода характеризуется - развитием капиталистического способа производства;  
* в сельском хозяйстве сеньоры стремятся перевести крестьян на денежные повинности;  
* повсеместная ликвидация личной зависимости крестьян от феодалов, но остались ряд феодальных повинностей;  
* превращение буржуазии из торговой в промышленную.  
* Предпосылки абсолютной монархии - остатки раздробленности мешали развитию капитализма;  
* обострение классовой борьбы.  
Государственный строй: Людовик XI (1461-1483 гг.) вел борьбу против коалиции крупных феодалов, возглавляемых Бургундским герцогом Карлом "Смелым". При короле Франциск (1515-1547гг.) началось укрепление абсолютной власти. Кардинал Ришелье (1585-1642) - завершилась укрепление абсолютной власти (Король Людовик XIII). Людовик XIV (1643-1715 гг.) - абсолютная монархия достигла высшей степени расцвета " Государство - это Я".  
Идеологическое и теоретическое обоснование абсолютной монархии дал Жан Боден (1530-1596), устанавливается понятие "суверенитет" - отождествленное с властью короля. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43.Особенности английского феодального  права.

Источники права. В раннефеодальных государствах, возникших на, территории Британии, основным источником права был обычай. В некоторых были изданы сборники обычаев с включением норм,законодательно утвержденных государственной властью. Это - Правда Этельберта, Правда Инэ, Законы Кнута.

После норманнского завоевания старые англосаксонские обычаи, носившие местный, территориальный характер, продолжали действовать. Но в дальнейшем развитие английской правовой системы пошло по пути преодоления партикуляризма и создания общего права для всей страны. Особую роль в этом процессе сыграли разъездные королевские судьи. При рассмотрении дел на местах разъездные королевские судьи руководствовались не только законодательными актами королей, но и местными обычаями и практикой местных судов. Возвращаясь в свою резиденцию, они в процессе обобщения судебной практики вырабатывали общие нормы права. Так постепенно из практики королевских судов сложились единообразные нормы права, так называемое "общее право". Начиная с XIII в. в королевских судах стали составлять протоколы судебных заседаний, "свитки тяжб", которые потом сменили сборники судебных отчетов. Именно в это время зарождается основной принцип "общего права": решение вышестоящего суда, записанное в "свитки тяжб", является обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же или нижестоящим судом. Этот принцип стал называться судебным прецедентом. Начиная с XV в. в Англии формируется так называемое "право справедливости". В случае, если кто-либо не находил защиты своих нарушенных прав в судах "общего права", он обращался к королю за "милостью" разрешить его дело "по совести". С возрастанием таких дел был учрежден суд канцлера ("суд справедливости"). Судопроизводство осуществлялось канцлером единолично и в письменной форме. Формально канцлер не руководствовался никакими нормами права, а лишь внутренним убеждением, вместе с тем при вынесении решений он использовал принципы канонического и римского права. "Право справедливости" дополняло общее право, восполняло его пробелы. "Право справедливости" также базировалось на принципе прецедента. Источником английского феодального права являлись также статуты, законодательные акты центральной власти. Совокупность заключительных актов короля и актов, принятых совместно королем и парламентом, получила название статутного права. "Общее право", регулировавшее вопросы, связанные с феодальным свободным держанием, выделяло два вида свободных держателей:

Информация о работе Шпаргалка по "Праву"