Шпаргалка по "Праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 18:26, шпаргалка

Описание работы

1.Особенности государственного и общественного строя древневосточных государств.
Общественный строй:
В развитых государствах Древнего Востока существовало несколько форм собственности: государственная, общинная и частная.

Файлы: 1 файл

Istoria_zarubezha.docx

— 358.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.Республиканский период Древнего  Рима.

Патриции свергли Тарквиния Гордого и положили начало республике. На становление Римской республики решающее влияние оказали два процесса: борьба патрициев и плебеев и завоевание Римом Италии. К III в. до н.э. завершилось складывание социальной структуры общества и определились границы центральной части Римской державы. 
В римской республике соединились традиции монархии, аристократии и демократии. Продолжением монархических традиций стала власть выборных консулов, имевших свиту из телохранителей, предводительствовавших в войске и выполнявших функции жрецов. Во гла-ве государства встали два консула, избиравшиеся народным собранием римских граждан на один год. Они унаследовали от царей символ высшей исполнительной и судебной власти в мирное время и командование войсками – в военное. Хранителем аристократических прин-ципов выступал Сенат. В него входили 300 знатных римских граждан (и патрициев и плебе-ев). Сенат был постоянно действующим органом, и ни один закон не принимался без его ве-дома. Также Сенат контролировал казну, руководил ходом военных действий и от лица госу-дарства осуществлял внешнюю политику. Воплощением демократических ценностей было народное собрание. С 494 г. до н.э. оно стало избирать трибунов – защитников прав плебеев, которые могли принимать постановления – плебисциты, обладавшие рекомендательной си-лой (с III в. до н.э. приравненные к законам). 
 
Новым явлением государственного устройства Рима периода республики стали маги-страты - высшие выборные должности, исполнение которых было безвозмездным. Магист-рат обладал личной неприкосновенностью, правовым иммунитетом на время исполнения должности, мог инициировать законопроекты, народные собрания и даже заседания сената. Все должности были срочными. По окончании срока полномочий магистраты давали отчеты перед Сенатом и проходили проверку.  
Первое место среди магистратов республики занимали 2 консула. Они обладали выс-шей военной, гражданской и сакральной властью. Вслед за ними стояли 2 претора. Им пре-доставлялась военная власть над городской милицией, гражданская власть в пределах горо-да Рима и ближайшей округи и судебная власть; именно преторы принимали иски и опреде-ляли судью для разбора дела. Особое место среди магистратов занимали 2 цензора. Они из-бирались только из тех граждан, которые достойно исполнили должность консула. Главная их функция – проведение переписи римских граждан и определение их ценза для распреде-ления по классам. Они же вели список сенаторов и осуществляли замещение вакансий в Се-нате. Цензоры обладали полномочиями контролировать нравственность общества и имели право понижать гражданскую правоспособность римлян за бесчестные поступки, отсутствие патриотизма, супружескую измену, уклонение от воспитания детей и т.д. (лишать права за-нимать должности, права голоса и т.п.). Особым статусом обладали 2 трибуна. Право непри-косновенности распространялось не только на личность трибуна, но и на его жилище, двери которого были открыты день и ночь для каждого, даже преследуемого плебея. Трибун имел также право абсолютного veto, т.е. отвода или отмены любого законопроекта. Трибун мог арестовать любое должностное лицо, если его действия угрожали интересам плебеев; он мог наложить мораторий на государственную казну, запретив выдачу денег; он обеспечивал ад-вокатскую защиту обвиняемых плебеев. 
Отличительной чертой ранней республики была борьба патрициев и плебеев, которая завершилась выравниванием прав к IV в. до н.э. В 451 г. до н.э. создан первый свод законов римлян – «Законы XII таблиц», их добились восставшие плебеи. Теперь суд вершился по четко установленным нормам и правилам.  
С момента провозглашения республики Рим вел непрерывные завоевательные войны с соседними племенами латинян, италиков, греков, колонизовавших Юг Италии. Все граж-дане от 17 до 46 лет обязывались по приказу консула являться для участия в военном походе, вооруженные за свой счет. В 264 г. до н.э. высадка римлян на Сицилии привела к началу Пунических войн (264-146 гг. до н.э.) с финикийцами. Рим вышел абсолютным победителем в войне, сокрушив финикийскую державу и уничтожив ее столицу – Карфаген. Из Пуниче-ских войн Римская республика вышла мировой державой, установившей господство во всем Средиземноморье. Во II в. до н.э. Рим завоевал Грецию, Испанию, Галлию, Гельвецию; в I в. до н.э. Риму покорились Понтийское царство в Причерноморье, Армения, Сирия, Кили-кия, Палестина, германцы на побережье Северного моря и бритты. Римская республика дос-тигла наибольшего могущества. 
Активно осваивается эллинская культура. Богатые люди посылают своих сыновей на учебу в Афины, Эфес и др. города. Римляне позаимствовали у греков пантеон богов. Счита-лось, что новые боги усиливают мощь римлян. В мифологии особое место занимает «рим-ская идея» - владение и власть над всем миром, «Рим – центр мира», «Рим – вечный город».  
Рим стал родиной новой науки – юриспруденции. В I в. возникли правоведческие шко-лы. Во II-III вв. сформировалось классическое римское право, в котором были разработаны частное и публичное право, основные правовые категории и понятия. Была разработана тео-рия собственности. Уже в царский и раннереспубликанский периоды существовало пред-ставление о собственности римских граждан. В императорский период сложилось понятие частной собственности, под которой понималось полное право лица над вещью, а именно право владения, пользования и распоряжения. В Древнем Риме были выработаны основные виды договоров и контрактов: купля-продажа, наем, залог, ссуда, хранение, аренда, товари-щество, поручение, узуфрукт, сервитут и др. Все они и сегодня имеют значение в экономи-ческой жизни. 
Римлянам принадлежит заслуга во введении единого универсального средства обме-на, общего на всем пространстве республики, а затем и империи. 
Развивалось и красноречие (риторика), выдающимся представителем которого был Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.) - видный государственный деятель, юрист, философ, писатель. Его творчество открыло эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом прозы. 
В соответствии с практическими целями развивалось римское образование. Во II-I вв. до н.э. в Риме утверждается греческая система образования с определенными особенностя-ми: математические науки отходят на второй план, уступая место юридическим; языки и ли-тература изучаются в тесной связи с римской историей; на высшей стадии обучения особое внимание уделяется не философии, а риторике. В республиканский период сложились три ступени образования: начальная школа для детей 7-12 лет, грамматическая школа для юно-шей 12-16 лет и риторическая школа для молодых людей 16-20 лет, соответствовавшая выс-шему образованию. В начальной школе учили чтению, письму и счету. В грамматической школе изучали римскую литературу, латинский язык, как отдельные предметы учили грече-ских классиков и древнегреческий язык. В риторической школе изучали красноречие, фи-лософию, историю, право. Школы были частными, обучение было платным. Императоры оказывали финансовую поддержку риторическим школам.  
В архитектуре римляне стремились подчеркнуть силу и величие государства. Римля-не положили начало новой эпохе мирового зодчества, в которой основное место занимали общественные сооружения, рассчитанные на большие массы людей: форумы (площадь и ры-нок, являвшиеся центром культурной жизни), базилики (здания, где совершались торговые сделки и вершился суд), амфитеатры (место гладиаторских боев), цирки (где происходили соревнования колесниц), термы (комплекс сооружений, включавший в себя бани, библиоте-ки, места для игр и прогулок). Возведение этих сложнейших, подчас гигантских сооружений стало возможным благодаря новой конструктивной системы – монолитно-блочной, основу которой составляли две узкие кирпичные стенки, заполненные щебнем и особым строитель-ным раствором – бетоном, появившимся в Ш в. до н.э. 
С первых шагов своего возвышения римская культура стремилась импортировать лю-бые образцы культурных ценностей. Завоевания народов всегда сопровождались грабежом их художественных произведений. Рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. В области монументальной скульптуры римляне не смогли достичь совершенства греческой пластики. Они стали авторами жанра скульптурного портрета. Здесь наиболее ярко проявился реализм, наблюдательность римских ваятелей. 
Развитие римской литературы также началось с подражания греческим оригиналам. Предпочтение отдавалось драме, причем только жанру комедии. 240 г. до н.э. считается го-дом рождения римской литературы, когда Ливий Андроник, грек по происхождению, пред-ставил свои переводы на латинский язык греческих трагедий и комедий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.Периоды империи Древнего Рима (принципат, доминант).

Период империи начинается с возвышения Августа (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.) и заканчивается разграблением Рима варварами и смещением последнего императора в 476 г. 
 
Установлению имперского управления предшествовало много перемен в социальной и политической жизни римлян — гражданские войны, установление военных диктатур. В 44 г. до н.э. постоянным диктатором становится вождь популяров, людей свободных, но не знатных, человек выдающихся способностей и дарований Гай Юлий Цезарь.  
 
После убийства Юлия Цезаря сторонниками восстановления аристократического республиканского строя его внучатый племянник Октавиан Август обрел ряд важных властных полномочий (военные, жреческие, административные), которыми удачно воспользовался. Все это привело к окончательному установлению автократической (названной впоследствии императорской) формы правления, а реформатор заслужил почетное прозвание Божественного (Августа). 
 
Обладал правами: 

вето на распоряжения всех магистратов;

 
наблюдать и посылать чиновников для управления сенатскими провинциями, расположенными в завоеванных областях;

 
издавать законы с правом высшего уголовного и гражданского суда; 

 
стал главным блюстителем культа (с 12 г.).

 
Его правление относится к начальному этапу принципата, при котором фактический верховный правитель (первое лицо государства) получает наименование принцепса (первого в списке сенаторов, открывающего и закрывающего его заседания). 
 
Принципат: 
 
Период принципата характеризуется неспешным преобразованием властных функций верховного правителя при формальном сохранении прежних учреждений. Институт принцепса был известен еще в царский период и означал влиятельное лицо либо в общине (принцепс цивитатис), либо среди лиц, перечисленных в списке сенаторов (принцепс сенатус). 
 
Первый император Октавиан Август использовал этот термин и титул в значении "первый гражданин Римского государства". 
 
Государственный строй периода принципата иногда называют республиканской монархией либо республиканской империей, и для этого имеются достаточные основания. Первые принцепсы сделали свои полномочия пожизненными и стремились к совмещению нескольких высших магистратур одновременно. Принцепс становился одновременно консулом, цензором, народным трибуном и первосвященником (главным жрецом — понтификом). Власть его в области управления государством-империей соперничает с аналогичными полномочиями сената. Последний в период империи узурпирует некоторые властные полномочия народного собрания — по принятию закона и по одобрению в должности высших магистратов. В этом соперничестве принцепс стремился к единоначалию, а сенат — к коллективному контролю и влиянию, в итоге побеждала вторая ориентация. 
 
Наибольшую автономию сохраняла в этот период должность претора, сочетавшего административные функции с полномочиями уголовной юрисдикции. Однако в это же время появляется слой императорских чиновников, составивших личный Совет при принцепсе (консилиум принципис) или подчиненных префекту претория — высшему должностному лицу над группой менее властных префектов и кураторов. При Адриане (117—138 гг.) личный Совет возглавлял начальник императорской гвардии, который сочетал верховные судебные полномочия с верховным командованием. 
 
Управление в провинциях строилось по линиям двух иерархий — императорской и сенатской, что дало соответствующие наименования самим провинциям, поделенным на императорские и сенатские. Императорские управлялись назначаемыми самим императором легатами, сенатские -— проконсулами и пропреторами. Сенатские провинции фактически имели двойное подчинение — сенату и императору. Различие в способах управления повлекло различия в способах финансирования этого управления и привело к созданию наряду с казной императора казны сенатской. Так оформился режим правления, который историки назвали двоевластием (диархией). 
 
Доминат: 
 
Доминат возник как следствие прекращения этого двоевластия в пользу принцепса, и произошло это в правление Диоклетиана (с 284 г.). Формально император считался неограниченным властителем, доминусом (от слова "господин"), что подтверждалось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору. Последний со временем присвоил и стал осуществлять законодательные полномочия: его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок, и они становились законами. Императорские установления (конституции) стали основным способом изготовления законов. В этот же период возникает институт апелляции, в силу чего император становится и высшей судебной инстанцией. 
 
В правление Диоклетиана проводятся реформы по реорганизации управления территориями, а также военная, финансовая и др.: 

 
империя делится на 12 диоцезов, которые в свою очередь подразделяются на провинции;

 
в армии производится специализация функций отдельных войск: были созданы пограничные войска, мобильные внутренние и утверждена преторианская гвардия;

 
податная система обновляется введением натуральных и денежных налогов (поземельный налог), а также введением полноценной монеты в обеспечение содержания чиновников и армии.

 
Император сочетал перечисленные полномочия с командованием армией и флотом, с правом назначения на командные военные должности. Его власть в значительной мере зависела от армии, которая приносила ему присягу и нередко была главной силой, поддерживавшей его восхождение к верховной власти (период правления так называемых солдатских императоров). В области внешнеполитической императоры присвоили себе исключительное право на объявление войны и мира. 
 
Продолжала развиваться система имперского чиновничества. Все должности делились на три категории: 

 
придворные;

 
гражданские;

 
военные. 

 
Придворные должности занимали важнейшее место во всей иерархии. Здесь были должности заведующего царским дворцом, начальника личной канцелярии императора, заведующего казной и финансами др. 
 
Гражданские должности охватывали сферу управления территориями. В столице каждой провинции во главе иерархии находился городской префект, которому подчинялись викарии, специальные префекты и кураторы. 
 
Большое значение приобрел Совет при императоре, который совмещал законодательные, административные и высшие судебные функции. В состав Совета входили по общей формуле "свита, друзья, единомышленники, союзники" императора. Создается также полиция, внешняя и тайная, для расследования преступлений. 
 
С разделением империи на Восточную и Западную оба императора продолжают именоваться Августами, их помощники становятся преемниками. Заранее назначаемые преемники именуются Цезарями. Этот режим выглядит уже как военно-бюрократическое самодержавие.

 

 

 

 

22.Реформы Диоклетиана и Константина.

К концу III в. разные слои господствующего класса Римской империи, напуганные экономическим кризисом и вторжениями варваров, временно сплачиваются вокруг императорской власти. В такой обстановке к власти пришел Диоклетиан, иллириец по происхождению, выдвинутый армией.

Диоклетиан (284—305) создал новую форму правления — доминат. Ее название происходит от слова dominus—«господин», как приказал именовать себя Диоклетиан. Фактически уже с начала III в. принципат сменился военной монархией, но формально считалось, что он сохраняется. Диоклетиан покончил с ним. Императорская власть обожествлялась и приобрела откровенно монархический характер. При дворе был введен пышный и сложный церемониал по примеру персидского царского двора. Это до некоторой степени ограждало императоров от покушений, столь частых в III в. Все граждане Империи считались подданными императора.

Поскольку события III в. показали, что одному правителю невозможно охватить своим надзором всю Империю, была создана тетрархия, т. е. четверовластие. Диоклетиан разделил Римскую империю для удобства управления на две части — западную и восточную. Себе он взял восточную половину и сделал своей резиденцией г. Никомедию на северо-западном побережье Малой Азии, а своему соправителю Максимиану поручил управлять западной половиной Империи с резиденцией в Медиолане (Милан) в Северпой Италии. Диоклетиан и Максимиан приняли титулы августов. Каждый август получил себе помощника-заместителя, который стал называться цезарем. Цезарем Диоклетиана стал Галерий, ставка которого находилась на Дунае. Цезарем Максимиана стал Констанций Хлор, ставка которого располагалась на среднем Рейне. Августы женили цезарей на своих дочерях и обязались через 20 лет возвести цезарей в сан августов и удалиться в частную жизнь. В спорных вопросах решающее слово принадлежало Диоклетиану как старшему августу, Предлагалось, что тетрархия обеспечит централизацию власти $ в то же время оперативность управления.

В 296 г. было отменено существовавшее со времени Августа отдельное управление Египтом, считавшимся личным поместьем императора, и Египет был включен в общую административную систему.

В 297 г. вся Империя была разделена на 12 диоцезов, которые, в свою очередь, делились на провинции, причем число провинций достигло 101. Размеры провинций уменьшились по сравнению с прежними, что ослабляло наместников, но в то же время увеличивало число чиновников, так как каждый наместник имел свой бюрократический аппарат. Важнейшей функцией наместников стал сбор налогов.

Диоклетиан начал военную реформу. В связи с нехваткой наемников-добровольцев из римских граждан он обязал крупных землевладельцев поставлять рекрутов из числа обитателей их поместий. Служили в армии и поселенные на римской территории варвары-наемники, которые назывались limitanei, gentiles, laeti. Кроме того, па военную службу все чаще принимались целые отряды варваров, так пазываемых федератов. В связи с упадком в Империи товарно-денежных отпошепий армия, а также чиновники были в значительной степени переведены на натуральное довольствие.

Увеличение армии и бюрократического аппарата, содержание пышного императорского двора и раздачи городскому люмпен-пролетариату требовали больших средств. Они всегда выкачивались государством из трудящегося населения в виде налогов, пошлин и чрезвычайных поборов в денежной и натуральной форме. Для ранней Империи было характерно многообразие па-логов, причем большую роль играли косвенные налоги, т. е. скрытые, включавшиеся в цену товаров, государство же изымало эти средства у купцов в виде торговых пошлин. Прямые налоги, например поземельный, существовали и в ранней Империи, но их удельный вес в общей сумме государственных доходов был сравнительно невелик.

С упадком торговли, с обесцениванием денег косвенные налоги теряют свое значение. На первое место выдвигаются прямые налоги — поземельный и подушный. Была проведена перепись населения Империи, и все, за исключением жителей города Рима и приписанной к нему округи, были обложены прямыми налогами: сельское население — поземельно-подушным; горожане, не имевшие земельных владений,— подушным.

Основой податной системы, созданной Диоклетианом и его преемником Константином, стала собиравшаяся ранее нерегулярно подать, которая теперь взималась преимущественна в натуральной форме. При ее исчислении учитывалось количество и качество земли, производимая продукция, близость к торговым путям. Такая единица измерения налога называлась jugum («упряжка»). Учитывалась при налогообложении и рабочая сила: рабочая сила раба приравнивалась к рабочей силе свободного, рабочая сила двух женщин — к рабочей силе одного мужчины. Рабочую силу человека называли caput («голова, человек»). Налоговая система в целом носила название jugatio-capitatio. Налогообложение пересматривалось сначала через каждые пять, потом через каждые пятнадцать лет. Наряду с анноной существовали и налоги в денежной форме; ими облагались сенаторы, купцы и городские ремесленники.

За поступление налогов с городов и городских земель отвечали городские советы — курии. Это привело к тому, что муниципии превратились из организаций свободных граждан в органы эксплуатации их государством. Сельские общины попали в подобное положение еще раньше. Близился конец древности с присущими ей общинами свободных граждан. За поступление налогов с сельского населения, проживавшего на экзимированных территориях, отвечали земельные магнаты, что вело к усилению зависимости от них крестьян.

Поскольку предполагалось, что рост цен вызван лишь спекуляцией, в 301 г. был издан эдикт о ценах, установивший максимальные цены на тысячу товаров, на транспортные перевозки и максимум наемной заработной платы. Цены и оплата труда были приняты такие, какие действовали к этому времени в восточной части Империи, менее затронутой экономическим кризисом. Нарушение эдикта грозило смертной казнью, но, несмотря на это, он вскоре перестал действовать.

При Диоклетиане было подавлено восстание багаудов в Галлии, происходившее в 283—285 гг. Это было крестьянское восстание, вызванное разорением народных масс варварскими вторжениями, междоусобицами магнатов и претендентов на императорскую власть, злоупотреблениями чиновников. Сельские плебеи и колоны поднялись на вооруженную борьбу против крупных землевладельцев и имперских властей. Они провозгласили своих вождей Аманда и Элиаиа императорами, что свидетельствует о д с пытке восставших отложиться от Империи. Не исключено, что к восставшим присоединялись и рабы. По сообщению источников, багауды опустошали поля и нападали на многие города, но ни одного из них, по-видимому, не взяли. Очевидно, они не пользовались поддержкой в городах. Диоклетиан был вынужден послать против багаудов войска под командованием своего соправителя Максимиана. После подавления этого восстания багаудов о них нет известий до начала V в., когда «борцы» (как толкуют слово багауды) вновь заявят о себе не только в Галлии, но и в Испании, причем их движение примет более широкие размеры.

Информация о работе Шпаргалка по "Праву"