Шпаргалка по "Праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Право"

Файлы: 1 файл

Бюджетное право.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1 Решение государством проблемы «провалов» рынка

При всей своей  огромной позитивной роли рынок не в состоянии обеспечить эффективное  решение ряда стратегических задач  развития экономики, социальных проблем. Рынку, предоставленному самому себе, присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения.

Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

Рыночная конкуренция  приводит к высвобождению работников из производства и безработице, обострению социального положения малообеспеченных слоев населения. Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) остаются порой обделенными.

Рынок не восприимчив  к долгосрочным общегосударственным  программам, связанным с ликвидацией  социального неравенства, экологией, обустройством территорий. Он не в  состоянии самостоятельно реализовать стратегические идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные структурные сдвиги, сориентированные на перспективу.

Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

Несовершенства («провалы») рынка смягчаются созданием  соответствующих институциональных  структур, участием государства в  распределении ресурсов, решении  проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право  собственности; оказывает противодействие  неограниченной власти монополий, разрабатывает  антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранительных органов, дорог и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанное, например, с производственной деятельностью: на случай безработицы, по старости и т.д.

Государство осуществляет контроль за состоянием окружающей среды  и утилизацией отходов производства и делает для этого определенные затраты. Такие затраты особенно необходимы в Беларуси, на Украине, в европейской части России, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

Государство субсидирует  здравоохранение, образование, различные  благотворительные программы.

Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства. К ним относится проблема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государство необходимо для обеспечения права на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей. В литературе выделяют следующие экономические функции государства:

  • создание, сохранение и совершенствование системы социально-экономических отношений;
  • составление прогнозов развития своей социально-экономической системы на перспективу;
  • регулирование процессов использования производительной силы природы и охрана окружающей человека среды;
  • управление демографическими процессами, обеспечивающими рациональное, научно обоснованное воспроизводство производительной силы человека;ориентация производства на конечные результаты, учет
  • интересов и мотивов трудовой деятельности;
  • разработка целевых комплексных программ экономического развития;
  • повышение роли трудовых коллективов, каждого работника в управлении экономическими и социальными процессами; с
  • огласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений, преодоление между ними противоречий;
  • формирование и регулирование системы стимулирования производственно-экономической деятельности; р
  • егулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;
  • регулирование процессов по включению страны в международную экономическую интеграцию.

Известны следующие  направления государственного вмешательства  в экономику: микро-, макро- и интеррегулирование.

Основными инструментами микрорегулирования выступают налогообложение, ускоренная амортизация, воздействие на цены, антимонопольное регулирование. Например, в соответствии с антимонопольной политикой определяются монополии, регулируются процессы образования монополистических объединений, уголовно-правовые санкции против виновных лиц. В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регулирование реализуется следующим образом. Чтобы ограничить рост масштабов производства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры ее рыночной квоты. В странах Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм. Что же касается налогов, то они тоже используются для стимулирования или сдерживания развития предприятий. Льготное налогообложение дает возможность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды итоговых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от уплаты некоторых налогов, снижение налоговых ставок.

Макрорегулирующими  инструментами являются финансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фискальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпринимательство.

Интеррегулирование  включает в себя торговую политику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внешней торговли и т.д.

Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных  актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм, предприятий. Прямое вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Прямое вмешательство государства — это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Косвенное вмешательство  государства осуществляется по следующим  направлениям:

  • стимулирование капиталовложений;
  • обеспечение наиболее полной занятости;
  • стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
  • воздействие на общий уровень цен в целях их стабилизации;
  • поддержка устойчивого экономического роста;
  • перераспределение доходов.

Для проведения косвенного вмешательства государство  прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике.

Рынок - это многосложная сфера взаимодействия покупателей  и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии  институциональных норм и правил. Предпосылками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства. Хотя рынок и не является идеальным по своей сути, но при правильном его использовании государством и умелой коррекцией соответствующими институциональными структурами он превращается в мощный инструмент развития общества.

 

Вопрос 2  «Общественные блага». Основные свойства и механизмы предоставления

Общественные  блага — блага, обладающие следующими признаками:

  • признак неисключения — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага[1]
  • признак неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим[2]
  • признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы

Это определение  хорошо иллюстрируется следующими примерами:

  • маяк, направляющий моряков ночью светит всем, до кого доходит его свет.
  • обеспеченная внутренняя и внешняя безопасность государства доступна всем, кто находится на его территории.

Общественные  блага совсем не похожи на частные блага, практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).

Чистых общественных благ не так много, чаще встречаются смешанные  блага, включающие в себя свойства как  от частных, так и от общественных благ. Это клубные, перегружаемые  блага и общие ресурсы, типа чистой воды и рыбы в море.

Существует мнение что  общественные блага может предоставлять  только государство, однако это не так. В XVII веке в Англии осуществлялось строительство маяков частными лицами ради индивидуальной выгоды, в то время как существовала специальная государственная служба, созданная в том числе для постройки маяков;[3] а рэкетиры, например, предлагают защиту прав собственности от членов своей и других организаций.

В современной экономической науке  наряду с понятием “государство”  широко используется понятие “общественный сектор”. Данные категории не тождественны, но тесно взаимосвязаны друг с другом.

Вопрос 3 Общественный сектор: понятие, структура и динамика.

Общественный сектор экономики – это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и организации, государственные предприятия и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.

Помимо названных институтов, к  общественному сектору в широком  смысле слова относятся негосударственные  некоммерческие организации (ННО). Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.

Вопрос 4 Функции государства в экономической сфере: правовая, распределительная, перераспределительная, стабилизационная

Являясь центральным элементом  общественного сектора, государство  в современной экономике выполняет  ряд важных регулирующих функций, которые  не могут быть возложены на другие общественные институты. В зависимости об общественного строя, типа государственного устройства, уровня развития страны и ее национальных особенностей формы и методы их реализации могут существенно отличаться. Однако, можно выделить и универсальные функции государства, характерные для различных экономических систем. К числу которых относятся: правовая функция, функция распределения, перераспределения и стабилизации. Рассмотрим подробнее содержание каждой из этих функций.

Информация о работе Шпаргалка по "Праву"