Шпаргалка по "Праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Право"

Файлы: 1 файл

Бюджетное право.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру  бюджетной системы РФ, перечень бюджетных  доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. 101, 104, 106, 114 и др.). Нормативные правовые акты регулирующие бюджетные правоотношения установлены в статье 3 БК РФ.Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство. Нормы бюджетного права делятся на материальные и процессуальные. К первым относятся нормы, определяющие бюджетное устройство (различные виды бюджетов, соотношение между ними, основы формирования их доходов), бюджетные права территориальных единиц; нормы, определяющие состав доходов и направление расходов бюджета, их разграничение между различными звеньями бюджетной системы, последовательность их распределения между отдельными бюджетами. Процессуальные нормы регламентируют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета и отчётности о его исполнении.

Вопрос 9 Бюджетное право в системе финансового права. Система российского бюджетного права. Новые институты бюджетного права.

Бюджетная система Российской Федерации  обеспечивает функционирование промышленно развитого государства со 150-миллионным населением. Одного этого факта уже достаточно, чтобы продемонстрировать насколько сложна и многообразна должна быть организация государственных и муниципальных финансов нашей страны.

Говоря о современном состоянии бюджетной системы необходимо иметь ввиду двоякость ее строения. Одно – внешнее – проявляется в уровнях бюджетной системы и финансовых взаимоотношениях между ними, основанных на федеральном законодательстве (вертикальные финансовые потоки). Другое – внутреннее – представляет собой многочисленные, друг с другом не координируемые, зачастую встречные финансовые потоки, выражающие межрегиональные, всероссийские и даже международные интересы органов власти субъектов федерации и муниципалитетов (горизонтальные финансовые потоки).

В бюджетной системе  России в настоящее время существуют четыре уровня. Это – федеральный, региональный, муниципальный и межгосударственный. Последний возник в 1997 г. после образования Союза Беларуси и России. Денежный фонд Союзного государства имеет все необходимые атрибуты бюджета и занимается в основном финансированием бюджетных организаций, оборонных предприятий и силовых структур обоих стран. Правда размеры бюджета Союза невелики и его влияние на перераспределение по России Национального дохода незначительно.

В 1997 г. из бюджета Союза было профинансировано программ на 69 млрд. н/д рублей, в 1998 г. – на 288 млн. рублей. Бюджет Союза  в 1999 г. составил 800 млн. рублей, в 2000 г. – 2,3 млрд., в 2001 год – 2360 млн., в 2002 г. – 2728 млн. рублей. Бюджет Союза на 2003 г. принят в размере 2438 млн. рублей.

Федеральный уровень бюджетной  системы включает в себя федеральный бюджет (1,2 трлн. рублей, 2001 г.), бюджет Пенсионного фонда (0,5 трлн. рублей), бюджет Фонда социального страхования (85 млрд. рублей), бюджет федерального Фонда обязательного медицинского страхования (3 млрд. рублей).

После дефолта 1998 г. размеры федерального бюджета растут из года в год. Расходы  бюджета в 1999 г. составили 0,8 млрд. рублей, в 2000 г. – 1 млрд., в 2001 г. – 1,2 трлн., в 2002 г. – 1,9 трлн. Бюджет на 2003 г. предусматривает 2,3 трлн. рублей расходов. Несмотря на сокращение с 2000 г. ставок по ряду федеральных налогов, в том числе по подоходному и на прибыль, этот рост эксперты связывают как с продолжающейся концентрацией доходов в федеральном бюджете в ущерб региональным, так и с некоторым ростом отечественной экономики.

Принципиальное отличие федерального бюджета от региональных и муниципальных  – наличие секретных статей расходов, что накладывает определенные ограничения на бюджетный процесс.

Региональный уровень бюджетной  системы включает в себя 88 бюджетов субъектов федерации и столько же бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования. В Чеченской республике по известным причинам бюджета нет, а все расходы республиканской администрации осуществляются на основе сметы, утверждаемой в составе федерального бюджета. В 2002 г. общая сумма расходов региональных бюджетов составила 1,1 трлн. рублей, в 2001 г. – 0,9 трлн., в 2000 г. – 0,7 трлн.

Муниципальный уровень бюджетной  системы представлен муниципальным бюджетом. Примерно 40 тыс. сел, поселков и городов, существующих в России, объединены в примерно 12 тыс. муниципалитетов. Общая сумма расходов всех муниципалитетов в 2002 г. составила 0,7 трлн. рублей, в 2001 г. – 0,6 трлн., в 2000 г. – 0,5 трлн.

Главное отличие, которое существует между бюджетами субъектов федерации  и муниципалитетов, состоит в  последствиях того влияния, которое  оказывает на денежный фонд разная степень ответственности населения за результаты финансово-хозяйственной деятельности руководителей органа власти.

В соответствии с законодательством  местное самоуправление – это  самостоятельная и под свою ответственность  деятельность населения по решению  вопросов местного значения4. Из сказанного теоретически следует, что жители населенного пункта всем своим имуществом и благосостоянием должны нести полную ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности муниципальных властей. Например, при недостатке средств бюджета и имущества муниципалитета для покрытия его задолженности, возникшей в результате неумелой деятельности муниципальных служащих, возврат долгов следует перенести на жителей. На каждого совершеннолетнего и дееспособного жителя, прописанного или проживающего в данной местности. Это может быть сделано, например, в виде разового сбора средств или регулярного самообложения5.

Однако, применение данной меры в настоящее  время недопустимо, поскольку значительная часть долгов муниципальных органов власти образована по причине нефинансирования федеральным центром переданных на места полномочий.

Необходимо особо отметить, что  образование муниципального уровня является следствием желания органов  власти повысить качество жизни россиян. Однако, муниципальная форма власти немыслима без участия в ее работе местных жителей. Поэтому, если население не принимает тех преимуществ, которые оно может получить, эксплуатируя муниципальную идею, либо не желает принимать на себя ответственность за результаты хозяйствования, то теряется всякий смысл образования муниципалитетов.

Разнообразные внебюджетные фонды – важная составляющая бюджетной системы, помимо непосредственно самих бюджетов. В соответствии с Бюджетным кодексом (БК РФ) органы власти не вправе создавать внебюджетные фонды, кроме тех, что упомянуты в нем прямо. Мы их уже называли – это Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования, формируемые, в основном, за счет единого социального налога.

До 2000 г., года введения в действие БК РФ, в подавляющем большинстве российских регионов возможности внебюджетных фондов использовались весьма активно. За их счет финансировались самые разнообразные расходы, начиная от строительства жилых домов и шефской помощи воинским частям и заканчивая погребением одиноких граждан и частичным содержанием бюджетных учреждений. В большинстве случаев в структуре расходов внебюджетных фондов доля фонда оплаты труда превышала 50%.

У органа власти могло быть разное количество внебюджетных фондов: от одного (г. Краснодар, г. Алексин Тульской области) и нескольких (г. Петрозаводск, Балашихинский район Московской области, Санкт-Петербург, Иркутская область) до полутора сотен (Москва). Размеры внебюджетных фондов также разнятся: от 0,2% в сравнении с расходами бюджета (гг. Алексин, Петрозаводск, Краснодар) до 50—60% (Москва).

Источниками доходов внебюджетных фондов были в большинстве своем  всевозможные штрафы и сборы, то есть неналоговые доходы, которые вообще-то должны были зачисляться в бюджет, а также так называемые “добровольно-принудительные” платежи, без уплаты которых представители исполнительной власти под разными предлогами уклонялись от выполнения своих обязанностей. Встречались случаи зачислении во внебюджетный фонд амортизационных отчислений муниципальных предприятий (г. Иваново), заемных средств (Москва), результатов коммерческой деятельности.

В настоящее время в ряде территорий, несмотря на запрет, внебюджетные фонды  под разными предлогами, например "фонд в процессе ликвидации", все еще существуют. Кроме того у региональных энергетических комиссий могут существовать обособленные денежные (внебюджетные) фонды, формируемые, в частности, за счет отчислений с естественных и локальных монополий.

Тем не менее, закрытие всех внебюджетных фондов и консолидация их средств в соответствующий бюджет – вопрос времени

Вопрос 11 Источники бюджетного права. Кодификация бюджетного законодательства Российской Федерации.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. 101, 104, 106, 114 и др.).

Нормативные правовые акты регулирующие бюджетные правоотношения установлены в статье 3 БК РФ.

Совокупность  нормативных актов, содержащих нормы  бюджетного права, образуют бюджетное  законодательство.

Бюджетное законодательство

Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ Бюджетное  законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту Кодекс) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения указанные в соответствующих статьях Кодекса.

Бюджетные правоотношения. Общественные отношения, урегулированные  нормами бюджетного права, приобретают  форму бюджетных правоотношений.

1. Согласно статьи 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям  относятся:

* отношения  возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

* отношения,  возникающие между субъектами  бюджетных правоотношений в процессе  составления и рассмотрения проектов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ, утверждения и исполнения  бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условия привлечения  к ответственности за нарушение  бюджетного законодательства Российской Федерации.

Вопрос 12 Понятие бюджетных правоотношений, их особенности. Субъекты бюджетного правоотношения. 

В юридической  науке бюджетные правоотношения обычно рассматриваются как вид финансовых правоотношений, урегулированных нормами бюджетного права. Под бюджетными правоотношениями понимают охраняемые государством общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере и представляющие собой социально значимую связь субъектов, посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного права. Основания возникновения, изменения и прекращения бюджетных правоотношений предусмотрены в бюджетном законодательстве РФ. 
Согласно положениям ст. 1 БК РФ бюджетные правоотношения включают в себя следующие составные части:  
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных 
заимствований, регулирования государственного и муниципального долга,  
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением; 
• отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение бюджетных правонарушений. 
2. Любые правовые отношения в юридической науке рассматриваются как общественно-правовые явления, имеющие определенную структуру и состав. При этом под составом конкретного бюджетного правоотношения понимается совокупность его участников, то есть субъектов бюджетных правоотношений. Права и обязанности указанных субъектов (налогоплательщиков, бюджетных органов и т. д.) в составе бюджетного правоотношения выступают в качестве юридических свойств этих участников. 
3. Структура бюджетных правоотношений представляет собой внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правоотношения. Структуру бюджетных правоотношений образуют следующие три элемента: 
• субъекты правоотношения; содержание (юридическое и материальное) правоотношения; объект правоотношения. 
Субъекты бюджетных правоотношений - это его участники (стороны). Юридическое содержание бюджетных правоотношений образуют субъективные права и юридические обязанности указанных субъектов - участников рассматриваемых общественных отношений. Материальное содержание бюджетных правоотношений представляет 
собой поведение сторон (действие либо бездействие), связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей. Объектом бюджетных правоотношений выступает то, по поводу чего или ради чего субъекты правовых отношений в бюджетной сфере вступают в правовую связь. В качестве объекта правоотношений выступают разнообразные материальные блага.

Информация о работе Шпаргалка по "Праву"