Шпаргалка по праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 20:00, шпаргалка

Описание работы

3 Проблемы и основные признаки правового государства. Проблемы становления правового гос-ва в России.
Правовое гос-во – это такая организация политической власти, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свобода человека и в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Файлы: 1 файл

3_Pravovoe_gos.docx

— 133.96 Кб (Скачать файл)

3 Проблемы и основные признаки правового государства. Проблемы становления правового гос-ва в России.

 Правовое гос-во – это такая организация политической власти, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свобода человека и в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Основными признаками правового гос-ва являются:

    • признание человека высшей ценностью, целью гос-ва, а не средством решения тех или иных гос проблем;
    • признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;
    • законность во всех сферах жизни (приоритет действий гос-ва, его органов, партий, организаций, юрид лиц, граждан, основанных на конституции, законах, подзаконных актах);
    • верховенство и прямое действие конституции;
    • внешний и внутренний суверенитет гос-ва;
    • соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права.  

   Проблемы становления правового государства в России.

Основные проблемы становления правового гос-ва в России неразрывно связаны с трансформацией системы права, которая подразумевает постоянное совершенствование законодательства и предполагает решение следующих крупных проблем.

  1. Первая проблема- кач-во, современность и последовательность законодат-ва. Некоторые из принимаемых законов входят в рассогласование со статьями Конституции. Нередко принимаемые законы противоречат нормам междунар права, хотя правовые  обязательства РФ по междунар конвенциям и соглашениям, согласно Конституции, имеют приоритет перед внутренним (национальным) правом.
  2. Вторая проблема российского законодат-ва это  - его нестабильность. Например, в налоговый, уголовный, уголовно-процессуальный кодексы через неск лет были внесены поправки. В рез-те одни ошибки и проблемы исчезли, но появились другие. Большим недостатком является так же то, что кодексы плохо увязаны между собой, а это создает взаимные правовые лакуны или коллизии.
  3. Третья проблема – это юридические кадры. Несмотря на то что в наст время увелич число вузов, готовящих юристов, кач-во их подготовки вызывает большие нарекания. Высококвалифицированные юристы в острейшем дефиците. Юридич наука как таковая не обеспечена специалистами той квалификации, кот позволяет решать сложную задачу создания новой правовой системы. Образование (юридич) имеют полтора миллиона чел-к, но по специальности работают меньше половины. Что бы сохр лучшие черты российского юридич образования при этом адекватно ответить на «вызовы» глобализации, информатизации и растущей мобильности, необходимо поднять его на мировой ур-нь.
  4. Четвертой проблемой является обеспечение доступа граждан к правосудию, решение которой находится пока в стадии формирования.
  5. Пятая проблема - устранение коррупционной составляющей при разработке законов и подзаконных актов.

В марте 2009 Председателем правит-ва РФ В.В. Путиным было подписано постановление «Об утверждении правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условия для проявления коррупции». Независ антикоррупц экспертиза и экспертиза Минюста РФ проводится с целью обнаружить в проектах законов коррупционные факторы, связанные с реализацией полномочий органа гос власти или органа местн самоуправления, наличием правовых пробелов в проектах законов, а так же факторы системного  хар-ра, подразумевающие нормативные коллизии.

  1. Шестой, наиболее сложной проблемой является реализация принципа разделения властей в РФ. Главная из них нестабильность организации органов гос власти. Она негативно сказывается на управленческом процессе, сист сдержек и противовесов, заложенных в Конст. РФ. Председатель Конст. Суда В.Д. Зорькин отметил, что по своей форме действия все власти должны сущ-вать в виде ступенчатой правовой системы – пирамиды, вершиной кот является Конституция и заложенный в ней принцип правового гос-ва.В связи с этим актуальной юпрорблемой является задача в самые сжатые сроки принять на законодат. Ур-не концепцию  разделения властей в РФ, в кот на долгосрочн перспективу, вплоть до 2020 года, предусмотреть сист мер, направленных на формирование реальной самостоят-сти и незави-ти законодат., исполнит., и судебной властей.
  2. Седьмая проблема связана с судебной реформой, цель которой – создание по-настоящему сильной и независимой суд власти, укрепление ее авторитета. Правовое гос-во не может сущ-вать без сильного и по-настоящему назавис суда от исполнительной и законодательной властей.

 

4 Предмет, принципы, система и источники российского гражданского права. Специфические особенности гражданско-правового регулирования.

 

 Общественные  отношения, которые регулируются  гражданским правом, составляют  его предмет.

Круг отношений, регулируемых гр правом, предусмотрен в ст. 2 ГК РФ.

Во-первых, это  имущественные отношения, которые представляют собой отношения, возникающие между людьми по повод имущества- материальных и нематериальных благ, имеющих экономическую форму товара. В кач-ве товара названные блага могут отчуждаться от их обладателей, переходя от одних лиц к другим и образуя тем самым товарообмен- имущественный оборот.

Во-вторых, это личные неимущественные отношения , возникающие по поводу неимущ (нематериальных) благ, тесно связанных с личностью их обладателей. Такие блага неотчуждаемы и не могут переходить от одних лиц к другим.

Обе эти группы объединяет то обстоятельство, что они основаны на равенстве, автономии воли имущ - ной самостоятельности участников, т.е возникают между юридически равными и независимыми др от дро субъектами, собственниками своего имущ-ва.

 

Принципы гр. права – это основополагающие начала, на которые опирается право и которые в силу закрепления их в законодат-ве имеют обязательных хар-р. Принципы гр права закреплены в ст. 1 ГК РФ.

 

   Принципами граж. пр являются:

  1. Принцип равенства участников – обеспечивает юр. Равенство всех участников гр правоотношений, в кот ни одна из сторон не обладает принудительной властью над другой.
  2. Принцип неприкосновенности собственности означает обеспечение возможности собственнику использовать свое имущ-во по своему усмотрению и в своих интересах.
  3. Принцип свободы договора обеспеч свободу кажд участника гр правоотношений в выборе той или иной формы договорных отношений.
  4. Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела обеспеч. невмешат-во гос власти в хоз деятельность субъектов гражданского оборота.
  5. Принцип диспозитивности в приобретении, осуществлении и защите гр прав означает возможность для участников гражд правоотношений самост определять и осуществлять свои гр права и по своему усмотрению требовать в судебном или ином порядке защиты своих прав.
  6. Принцип запрета злоупотребления правом предполагает частичн огранич прав участников гр оборота, в случае если действия участника осуществляются исключит с намерениями причинить вред др лицу.
  7. Принцип охраны и защиты гр прав предоставляет широкие возможности защиты участниками гр правоотношений своих прав и интересов.

   Система гражданского права.

   Гражданское право  имеет свою собственную классификацию  и систематизацию, а значит и  систему. Причем, сис. гражданского права входит в сис. общего частного права. 

   Сис. состоит из общей и особенной части. Как и в других отраслях в общую часть входят нормы, содержащие в себя основные понятия, принципы, сущность гражд права. 1

.В общей части систематизированы  основные определения, права и  обязанности субъектов, формы и  способы зашиты нарушенных прав. Нормы, содержащиеся в общей части, применяются ко всем гражданско-правовым  отнош.

2. Особенная часть включает  все остальные нормы, кот не  вошли в общую часть. На данный  момент гражд право формирует предмет права, кот настолько обширен, что систематизация включает в себя деление на множество институтов и подотраслей. В них входят наиболее обширные, крупные группы норм, регулирующие сходные правоотношения.

   Выделяется 5 подотраслей особенной части системы гражд права:

1)Вещное право – регулирует  правоотношения в области владения, пользования и распоряжения имуществом  и реализации собственником своих  полномочий.

2)Обязательственное право  осуществляет регуляцию правоотношений, возникающих из различных обязательств. Оно также подразделяется на договорное и деликатное.

3)Исключительные права  – это сравнительно молодой  институт, включающий в себя права  на продукты интеллектуального  производства, например авторское  и новое, патентное право.

4)Наследственное право  – осуществляет регуляцию правоотношений, возникающих при переходе прав  и обязанностей от умершего  к наследнику.

5)Обязательственное право, наиболее систематизированное и  структурированное из всех пяти  подотраслей особенной части.

 

   Источниками гражданского права являются:

Конституция РФ;

 ГК РФ;

 Федеральные законы, принятые  в соответствии с гражд законодательством;

Указы президента, принятые в соответствии с гражд зак-ом;

Указы правительства;

 Подзаконные нормативные  акты (министерств, ведомств), принятые  в соответствии с гражданским  законодательством;

международные договоры, заключенные РФ с другими субъектами международного права.

   Специфические особенности гражданско-правового регулирования

1) субъекты гражданских  правоотнош. обособлены друг от друга как в имущественном, так и в организационном плане, в силу чего они самостоятельны, независимы друг от друга, соотносятся друг с другом как равные.

2) равенство участников  обще-ых отнош., составляющих предмет гражданско-правового регулирования, заложено в данных отношениях, имманентно присуще им.

3) основными юридич. фактами, порождающими, изменяющими и прекращающими гражданские правоотнош., являются акты свободного волеизъявления субъектов - сделки.

4) в качестве юридич.гарантий реализации гражданских правоотнош. применяются присущие только гражданскому праву меры защиты субъективных гражданских прав и меры ответственности за неисполнение обязанностей, обладающие главным образом имущественным характером.

 

 

 

 

 

 

 

   5 Гражданское общество и гос-во. Место и роль гос-ва в политической системе Российского об-ва.

 

   Гражданское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. Гражданское общество можно определить также как совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового.

Гос-во и гражд общ генетически связаны между собой. Гражд общ сущ-ет и функционирует в диалектическом единстве с гос-ом. В процессе развития они сосуществуют, то наступая друг на друга и отвоевывая жизненное пространство, то мирно уживаясь и даже помогая друг другу. Именно гос-во претендует, прежде всего, на офиц-ое выражение гражд общ. Это объясняется тем, что гос-во объединяет всех людей, проживающих на его тер-ии. Для осущ-ния своих ф-ций гос-во как своеобразный коллективный орган располагает не только особым аппаратом управления, но и особой системой соц-ых норм — правовых норм, имеющих общеобязательное значение.

   Диалектическая взаимосвязь гражд общ с гос-ом проявляется в том, что чем сильнее гражд общ, тем менее заметна роль гос-ва. И наоборот — неразвитое гражд общ приводит к чрезмерному усилению гос-ва, кот. поглощает первое. Гос-во может значительно ограничить жизнедеятельность гражд общ, но разрушить, «отменить» его не способно. В свою очередь гражд общ также может существенно ограничить ф-ции гос, но подменить и тем более упразднить гос-во на современном этапе развития общ-ва оно не способно. Было бы ошибкой противопоставлять общ и гос, тк они не могут существовать отдельно, взаимно дополняют друг друга и взаимно страдают от антагонистических отношений.

   Следует также  отметить, что хотя гражд общ представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, его развитие протекает более успешно, если гос-во создает для этого благоприятные условия. Поэтому для формирования гражд общ необходима сильная гос власть, кот. основывается на демократизме, признании верховенства права и других принципах, лежащих в основе правового гос-ва.

   Гражд общ обусловливает и во многом определяет не только содержание и направленность функционирования гос-ва, но и форму правления, полит. режим. Если гос-во может иметь различные формы правления — демократич, диктаторскую, монархич, то для гражд общ характерна лишь демократическая форма его функционирования. Чем более развито гражд общ, тем более демократично и гос-во. И наоборот, чем менее развито гражд обще, тем более вероятно возникновение и существование авторитарных и тоталитарных режимов.

   При демократическом  режиме гражд общ тесно взаимодействует с гос-ом, при тоталитарном и авторитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к режиму.

Информация о работе Шпаргалка по праву