Шпаргалка по "Аграрному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 07:27, шпаргалка

Описание работы

1. Определение АП и его место в системе российского права.
3. Частноправовые и публично правовые начала в российском аграрном праве.
4. Предмет, аграрная политика и аграрное законодательство - основа формирования аграрного рынка.
...
88. Ограничения прав земельных собственников в зарубежном законодательстве.

Файлы: 1 файл

Аграрное-шпоры.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

1. Определение  АП и его место в системе  российского права.

Понятие АП – это комплексная специализированная и интегрированная отрасль российского права, представляющая собой связанную внутренним единством систему правовых норм, регулирующих аграрные (земельные, имущественные, трудовые и организационно-управленческие) общественные отношения в сфере с/х производственной деятельности. Объект АП – с/х деятельность.

Вопрос о сущности АП и его месте в правовой системе  России – 4 точки зрения:

  1. выделение АП в самостоятельную отрасль или комплексную отрасль либо в подотрасль хозяйственного или агропромышленного права
  2. (распространенная) признает АП в качестве комплексной отрасли права
  3. признает АП в качестве подотрасли или раздела хозяйственного права
  4. вместо АП следует учредить агропромышленное право
  5. самостоятельная отрасль

АП как одна из отраслей юридической науки представляет собой систему научных знаний об аграрном праве как отрасли права, его становлении и развитии, принципах и особенностях правового регулирования аграрных отношений, основных институтах АП, государственном регулировании сельского хозяйства, организационно-правовых формах с\х коммерческих и некоммерческих организаций, правовом режиме их имущества, приватизации гос и муниципальных предприятий и особенностях ее осуществления в агропромышленном комплексе и др. Аграрно-правовая наука изучает также зарубежное аграрное законодательство, проводя его сравнительно-правовой анализ, правовое регулирование земельных и аграрных преобразований в зарубежных странах.

Как учебная дисциплина АП - это система научных знаний об аграрном праве как отрасли права, правовом регулировании общественных отношений в аграрной сфере, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

Система АП как науки и учебной дисциплины состоит из общей, особенной и специальной частей.

В общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего АП: предмет и метод, история развития, источники, аграрные правоотношения, переход к рыночным отношениям в АПК, гос регулирование сельского хозяйства, организационно-правовые формы с\х коммерческих и некоммерческих организаций, правовое положение крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, правовое регулирование арендных отношений в сельском хозяйстве.

Особенная часть АП состоит из разделов: правовой режим земель, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями, и охрана окружающей природной среды; правовой режим имущества с\х коммерческих организаций; правовое регулирование производственно-хозяйственной и финансовой деятельности с\х коммерческих организаций; правовое регулирование трудовых отношений в сельском хозяйстве; правовое регулирование оплаты труда и распределения доходов в с\х коммерческих организациях; защита прав с\х коммерческих организаций; ответственность за нарушение аграрного законодательства.

Специальная часть АП посвящается основным чертам АП зарубежных стран, правовому регулированию земельной и аграрной реформ в зарубежных странах.

Система АП как отрасли  права, хотя и имеет трехчленное деление (общая, особенная и специальная части) далеко не во всем совпадает с системами АП как науки и учебной дисциплины. Поскольку оно представляет собой систему норм российского АП, поскольку также его разделы, как история АП, зарубежное АП, являющиеся составной частью АП как науки и учебной дисциплины, не входят в систему российского АП как отрасли права. Вместе с тем общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, регулирующие аграрные отношения, являются составной частью российского АП.

2. Сущность теории  частного и публичного АП.

И вопрос

3. Частноправовые  и публично правовые начала  в российском аграрном праве.

На рубеже 20-21 вв стало  очевидным признание общенациональной значимости деления АП на частное и публичное. В узком смысле оно м. б. определено как фундаментальная часть частного права, содержащая нормы, относящиеся:

1. к разделу земли реформированных колхозов и совхозов по земельным долям, имущество по паям;

2. правам трудового коллектива колхоза и совхоза, каждого члена трудового коллектива на свободный выбор форм собственности и правовых форм аграрного предпринимательства.

3. к порядку формирования уставного капитала аграрно-хозяйственных обществ за счет имущественных паев и земельных долей.

Также широко используется в аграрном законодательстве нормы  частноправового содержания и таких  сферах регулирования, которые касаются договоров в сфере реализации с/х продукции, в частности договоров закупки и поставки с/х продукции, сырья и продовольствия для гос нужд.

Сегодня, как минимум, три обстоятельства усиливают регулятивные функции частноправовых начал современного аграрного права:

  1. В связи с перестройкой традиционного мировоззрения, которое веками отделяло русского крестьянина от общего правопорядка основанного на частной собственности, восстанавливается и обновляется право частной собственности на землю, развивается частнопредпринимательской структуры в сфере аграрного предпринимательства, поощряются различные формы с\х кооперативы новых земельных собственников с преобладанием индивидуальной и общедолевой земельной собственности.
  2. меняются координаты российского АП, где в эпицентре находятся права и свободы граждан в сфере аграрного предпринимательства, или, точнее, правовое положение с/х коммерческих организаций
  3. роль частноправовых начал в современных условиях исключительно за счет включения в предмет правового регулирования отношений, связанных с вступлением России в международные и с/х организации.

Достаточное признание  и в теории и в аграрном законодательстве получает публичное право регулирования аграрного законодательства. Оно охватывает многочисленные стороны аграрных отношений, которые частично сохраняют частноправовой характер. Речь идет, например, о регулировании конкурентного порядка выбора поставщика продовольствия в федеральный продовольственный фонд.

Аналогичные формы публично-правового  регулирования применяются при  лицензировании деятельности по закупке, поставке, переработке, хранению, реализации зерна и продуктов его переработке.

Режим ограничения при  несостоятельности с/х коммерческих организаций.

4. Предмет, аграрная  политика и аграрное законодательство - основа формирования аграрного рынка.

Формирование АП РФ как  комплексной отрасли права прежде всего обусловлено особенностями сельского хозяйства как отрасли народного хозяйства страны. Есть особенности земледелия, которые абсолютно неустранимы, и именно наличие особенностей с/х производства обуславливают выделение АП в системе российского права. Особенности:

  1. наличие ряда самостоятельных форм организаций сельскохозяйственного производства, базирующихся на различных формах собственности (частная, государственная и муниципальная).
  2. использование земли в качестве основного средства производства:
  • естественное плодородие, воспроизводство флоры и фауны
  • пространственная ограниченность земли
  • постоянство местонахождения
  • ее незаменимость
  1. разнообразие местных почвенных и природных климатических условий, оказывающих существенное влияние на специализацию хозяйства.
  1. многоотраслевой характер значительного числа с\х предприятий.
  2. несовпадение рабочего периода с периодом производства, что обуславливает сезонность сельскохозяйственного труда

Вопрос о предмете дискуссионен с 70х гг., когда стала  формироваться данная отрасль права. Сделан вывод о существовании в правовой системе наряду с основными (традиционными) отраслями также комплексных отраслей права; а общественные правоотношения, складывающиеся в сфере сельскохозяйственной деятельности – признаются аграрными правоотношениями.

Предметом АП, как и любой другой отрасли права, является определенный круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права.

Деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, как  правило, не выделена в нормативных  актах особо и упоминается  в единой связи с переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции, чем подчеркивается их органическая связь и отнесение их практически к одному роду деятельности, а возникающие здесь отношения - к единому предмету новой формирующейся отрасли российского права - аграрному праву.

Другие виды деятельности должны носить «подчиненный» характер к указанным видам деятельности фермерских хозяйств. Только при таком подходе эти хозяйства могут быть отнесены к собственно сельскохозяйственным формированиям, а возникающие в указанной сфере отношения - к предмету АП.

Важным составным элементом  предмета АП являются отношения в социальной сфере села, правовому регулированию которых ранее не уделялось должного внимания.

Исходя из отечественного и зарубежного законодательства можно сделать вывод о том, что современное АП охватывает две взаимосвязанных между собой сферы регулирования:

  1. традиционная область аграрных отношений, складывающихся в сфере собственно сельскохозяйственной деятельности при обработке земли, производства продукции растениеводства и животноводства
  2. вторая область отношений включает в себя деятельность, связанную с переработкой с/х продукции и производством продовольствия.

Аграрная политика. В числе субъективных факторов обуславливающих формирование АП РФ следует указать на политический критерий, политическую заинтересованность государства в развитии и совершенствовании правового регулирования общественных отношений в сельском хозяйстве. Эти задачи решаются в рамках аграрной политики государства. АП прежде всего направлено на правовое регулирование реализации государственной аграрной политики. Это приоритетные задачи в области аграрных отношений.

Свою аграрную политику Россия, объявившая о легализации  частной собственности в 90г, (З-н «О земельной реформе») ориентировала на то, чтобы гарантировать право выкупа и передачи в собственность трудовых коллективов основных гос фондов.

Законодатель отказался  от введения более 60 лет назад принципа неприкосновенности земельного массива и закрепил свободный выход работников колхозов и совхозов с правом получения земельной доли имущественного пая для создания крестьянского и фермерского хозяйства.

На всех этапах развития российского государства оно  было заинтересовано в развитии собственного сельского хозяйства, разрабатывало программы реформирования аграрного сектора экономики и принимало меры по сохранению продовольственной безопасности страны.

По мнению Гордеева есть 4 наиважнейшие задачи, которые необходимо решить:

  1. поддержание достаточного объема производства с/х продукции с нарастающим технологическим уровнем.
  2. поддержание стабильных цен, то есть с/х производитель должен быть уверен, что цены будут стабильные
  3. обеспечение стабильности доходов
  4. социальная политика (программа «О социальном развитии села»)

Аграрное законодательство. Для формирования АП имеется и такой юридический критерий – наличие законодательства, в виде достаточно большой совокупности актов аграрного законодательства.

Значительное число  правовых норм аграрного законодательства при всей его нынешней проблемности – носят унифицированный характер, учитывают специфику и особенности с/х производства, с/х деятельности в целом и являются по характеру и содержанию нормами АП в собственном смысле этих слов.

5. Принципы АП. Юридические гарантии свободы аграрного предпринимательства.

Принципы любой отрасли  права выполняют регулятивную функцию: способствуют установлению отправных  руководящих начал правового  регулирования общественных отношений. Это означает, что существование регулятивных функций, присущих правовым принципам - объективная необходимость и нормальное явление правовой формы, призванной внести упорядоченность в развитие общественных отношений

Этот вывод о существовании  специфических принципов в соответствующей  области общественных отношений является отправным положением в обосновании учения о признании принципов как факторов субъективного порядка в качестве решающего признака выделения аграрного права в комплексную интегрированную отрасль права.

Принципы агарного права - это основные руководящие идеи, определяющие направления и характер правового регулирования аграрных отношений. Они не остаются неизменными, «раз и навсегда данными». В соответствии с изменениями основных направлений и задач, решаемых агропромышленным комплексом на том или ином историческом этапе, меняются и принципы правового регулирования.

Основными принципами (они  же являются юридическими гарантиями) правового регулирования аграрных отношений в настоящее время являются:

  • свобода аграрного предпринимательства и добровольность выбора форм хозяйствования;
  • плюрализм форм собственности и форм хозяйствования на селе;
  • равенство субъектов аграрного предпринимательства и равная правовая защищенность различных форм собственности в агропромышленном комплексе;
  • приоритет развития агропромышленного комплекса;
  • государственная поддержка АПК;
  • право граждан на полноценное питание;
  • невмешательство гос органов в производственно-хозяйственную деятельность с\х товаропроизводителей.

Информация о работе Шпаргалка по "Аграрному праву"