Шпаргалка по "Аграрному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 07:27, шпаргалка

Описание работы

1. Определение АП и его место в системе российского права.
3. Частноправовые и публично правовые начала в российском аграрном праве.
4. Предмет, аграрная политика и аграрное законодательство - основа формирования аграрного рынка.
...
88. Ограничения прав земельных собственников в зарубежном законодательстве.

Файлы: 1 файл

Аграрное-шпоры.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

- защита от безработицы  и содействие в трудоустройстве;

- равенство прав и  возможностей работников;

- не допускается ухудшение  положения работника по сравнению  с трудовым законодательством  и т.д.

С. 40 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперацией» - не допускается установление условий, ухудшающих положение работников и членов производственного кооператива по сравнению с нормами, установленными законодательством о труде.

Правовое регулирование  трудовых отношений в сельском хозяйстве, помимо общих черт, имеет и значительные особенности, обусловленные спецификой сельскохозяйственного производства, его зависимостью от почвенно-климатических и других природных факторов. По этим причинам применяются особые формы организации труда, его учета, оплаты, предоставления дней отдыха, ежегодных отпусков.

Есть особенности правового регулирования, обусловленные организационно-правовой формой с\х товаропроизводителей. Члены с/х производственных кооперативов обязаны принимать личное участие в их производственно-хозяйственной деятельности, чего нет в с/х акционерных обществах, учредительные документы и статутное законодательство которых не предусматривают такой обязанности акционеров.

Согласно п. 1 ст. 40 ФЗ «О с/х кооперации» потребительские  кооперативы вправе нанимать работников и из членов своего кооператива.

Оплата труда работников кооператива также имеет существенные отличия от оплаты труда членов кооперативов, формы и система которой определяются самим кооперативом. Члены производственного кооператива получают кооперативные выплаты помимо оплаты их труда.

Трудовые отношения в крестьянских (фермерских) хозяйствах регулируются нормами ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Ст. 22 предусмотрено, что в случае производственной необходимости крестьянскому хозяйству разрешается использовать наемный труд в соответствии с действующим законодательством. Условия наемного труда регламентируются договором с гражданином. Оплата труда таких граждан включается в состав текущих затрат и осуществляется в первоочередном порядке. Она не зависит от итогов работы крестьянского хозяйства, если на то нет особого соглашения, и не должна быть ниже, чем у работников соответствующих профессий на гос предприятиях. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства обязан обеспечить безопасные условия труда для членов своего хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда. Особо оговорено, что трудовые отношения в крестьянском хозяйстве определяются и регулируются членами хозяйства. Записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства, наемных работников вносятся в трудовые книжки главой хозяйства и подтверждаются местной администрацией. Трудовые споры разрешаются судом.

Продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов  в неделю. Для женщин, работающих в сельском хозяйстве – 36 часов  в неделю.

В с/х коммерческих организациях в случаях производственной необходимости по согласованию с профсоюзными органами вводится суммированный учет рабочего времени в тот или иной период напряженных полевых работ. Рабочий день в этот период не должен быть более 10 часов. Для беременных женщин, матерей, кормящих грудью и имеющих детей до 1 года, не может быть установлен удлиненный рабочий день. Переработка в напряженные периоды полевых работ компенсируется сокращенным рабочим днем, например в зимнее время.

Продолжительность рабочего времени и порядок ее определения устанавливается в соответствии с законодательством о труде, уставами и правилами внутреннего распорядка.

Работники сельского  хозяйства имеют право на выходные и праздничные дни, ежегодный  оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней.

25. Правовое регулирование  продовольственного рынка в целях  его стабилизации.

Ст. 74 Конституции указывает, что на территории РФ не допускается  установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий  для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

ФЗ «О закупках и поставках  с/х продукции, сырья и продовольствия для гос нужд» от 02.12.1994 г.

Указ Президента «О формировании федеральных и региональных фондов в 1993 году» от 12.02.1993 г. № 155

Указ Президента «О мерах по формированию федеральной контрактной системы» от 10.08.1992 г.

Постановление Правительства  «О создании федеральной продовольственной  корпорации и системы оптовых продовольственных рынков» от 03.10.1994 г. № 1121.

Регулирование рыночных отношений законодательством предполагает установление режима гос закупок с/х продукции, установление и объявление заранее гос закупочных цен, прием в залог с/х продукции по заранее обусловленным залоговым ценам, выделение дотаций при покупке отдельных видов с/х продукции, при этом допускается льготное кредитование, налогообложение, страхование от коммерческого риска.

26. Правовые основы  формирования и развития продовольственного  рынка.

Развитие рыночных отношений  и функционирование оптовых с/х  рынков основывается на положениях Указа Президента РФ «О свободе торговли» от 29.01.1992 г., предоставившего возможность с/х производителям заключать сделки, в том числе на биржах, вести торгово-предпринимательскую деятельность.

В соответствии с ФЗ «О товарных биржах и биржевой торговле» (ст. 20) с/х предприятия могут совершать срочные и опционные биржевые сделки только через организуемые ими брокерские конторы или на договорной основе через брокерские фирмы, осуществляющие деятельность на данной бирже. Право осуществления биржевой деятельности наступает для субъекта после уплаты им установленного биржевого сбора. Торги ведутся через биржевых посредников. С/х производители заключают с ними договоры на брокерское обслуживание, которым определяются взаимные обязательства сторон и ответственность за нарушение договора. Предложение продажи оформляется договором поручения на продажу или договором комиссии. Оформление сделки производится биржевым контрактом (договором поставки) установленной формы.

Большинство сделок в  области сбыта с/х продукции  заключается в форме закупок  либо поставок переработанной с/х продукции на контрактной основе. Такие сделки заключаются за счет бюджетных средств для обеспечения гос нужд по федеральным программам для федеральных нужд и по региональным программам для удовлетворения нужд субъектов Федерации. В федеральные нужда включаются объемы экспортных поставок, гос материальных ресурсов, объемов необходимых для поддержания обороноспособности и государственной безопасности, производства продуктов детского питания. Перечни и объемы региональных фондов определяются Правительством РФ. Перечень и объемы региональных фондов устанавливаются органами исполнительной власти субъектов федерации.

На формирование продовольственного рынка подействовал общий спад производства в сельском хозяйстве, проявление монополизма в сфере переработки с/х продукции, где хозяева – крупные перерабатывающие предприятия, получившие в силу своего монопольного положения возможность устанавливать высокие цены на продовольствие. При сокращении выпуска продовольствия образовалось затоваривание продовольствием животного происхождения, существенно сократился необходимый ассортимент продовольственной продукции, что привело к ухудшению продовольственного снабжения страны, социальной напряженности из-за недостатка полноценного питания, а в конечном счете и к развалу самой отрасли переработки с/х продукции.

27. Порядок формирования  гос продовольственных фондов  через систему гос заказов.

Согласно ст. 1 ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для гос нужд» от 02.12.1994 г.

Закупка – это форма организованного приобретения государством с/х продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных договорных условиях.

Поставка – это форма организованных договорных отношений между товаропроизводителем (поставщиком) и потребителем (покупателем) готовой для использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Поставка тем отличается от закупки, что здесь предметом  договора является лишь готовая для  использования с/х продукция, тогда  как предметом договора закупки может быть любая с/х продукция, в т.ч. и сырье, предназначенное для последующей перепродажи.

В Федеральной целевой  программе стабилизации и развития АПП в РФ на 1996-2000 гг., наряду с  указанными двумя видами договоров (закупка и поставка), указывается  и договор контрактации. При этом оговорена необходимость авансовой  оплаты продукции растениеводства, поставляемой с/х товаропроизводителями для гос нужд, в размере 50% стоимости объема поставок по договорам контрактации.

Особо урегулирована  поставка с/х продукции для военных  и других приравненных к ним спецпотребителей. Закупки и поставки по нормам продовольственных пайков осуществляются государственными заказчиками в первоочередном порядке. Основой для организации таких поставок должен стать государственный заказ на поставку продовольственных товаров для данной категории спецпотребителей.

28. Правовое обеспечение  деятельности оптовых продовольственных  рынков.

Договор Контрактации. Именно по данному договору может быть реализована только с/х продукция, что, конечно, не исключает возможности ее реализации по другим договорам, которые, однако, не являются специализированными.

Отличие договора контрактации от иных договоров по всем основным параметрам:

  • субъектному составу;
  • предмету;
  • правам и обязанностям сторон;
  • ответственности производителя с/х продукции.

Субъекты договора: с одной стороны производитель с/х продукции, с другой – ее заготовитель, осуществляющий закупку такой продукции для переработки или продажи.

Предмет договора: выращенная (произведенная) с/х продукция, которая должна быть передана ее производителем заготовителю (с/х продукция, с/х сырье, продовольствие).

Обязанности заготовителя (если иное не предусмотрено договором контрактации): приемка с/х продукции у производителя по месту ее нахождения и обеспечение ее вывоза, а в случае, если принятие продукции осуществляется по месту нахождения заготовителя или в ином указанном им месте, он не вправе отказаться от принятия с/х продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок. Может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку с/х продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от ее переработки с оплатой по цене, определенной договором.

Обязанности производителя: согласно ст 537 ГК сводятся к передаче заготовителю выращенной (произведенной) с/х продукции в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации.

Ответственность производителя с/х продукции, не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего свое договорное обязательство, наступает лишь при наличии вины.

С/х продукция может  быть реализована и по другим договорам  – купли-продажи, поставки, мены, комиссии и т.д.

29. Правовое регулирование  договорных отношений в сфере  реализации сельскохозяйственной  продукции.

Договор Контрактации. Именно по данному договору может быть реализована только с/х продукция, что, конечно, не исключает возможности ее реализации по другим договорам, которые, однако, не являются специализированными.

Отличие договора контрактации от иных договоров по всем основным параметрам:

  • субъектному составу;
  • предмету;
  • правам и обязанностям сторон;
  • ответственности производителя с/х продукции.

Субъекты договора: с одной стороны производитель с/х продукции, с другой – ее заготовитель, осуществляющий закупку такой продукции для переработки или продажи.

Предмет договора: выращенная (произведенная) с/х продукция, которая должна быть передана ее производителем заготовителю (с/х продукция, с/х сырье, продовольствие).

Обязанности заготовителя (если иное не предусмотрено договором контрактации): приемка с/х продукции у производителя по месту ее нахождения и обеспечение ее вывоза, а в случае, если принятие продукции осуществляется по месту нахождения заготовителя или в ином указанном им месте, он не вправе отказаться от принятия с/х продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок. Может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку с/х продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от ее переработки с оплатой по цене, определенной договором.

Обязанности производителя: согласно ст 537 ГК сводятся к передаче заготовителю выращенной (произведенной) с/х продукции в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации.

Ответственность производителя с/х продукции, не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего свое договорное обязательство, наступает лишь при наличии вины.

С/х продукция может  быть реализована и по другим договорам  – купли-продажи, поставки, мены, комиссии и т.д.

30. Договоры в  сфере материально-технического  снабжения и производственного,  научно-технического и информационного  обслуживания сельского хозяйства.

Классификация

  1. по субъектам ( заключаемые крестьянскими хозяйствами, гражданами , ведущими ЛПХ и т.д.)
  2. по сфере производственно-хозяйственной деятельности
  3. по характеру регулируемых отношений (договоры в сфере материально-технического обеспечения; в области производственно-технического обеспечения; по реализации с/х продукции, сырья и продовольствия).

Информация о работе Шпаргалка по "Аграрному праву"