Шпаргалка по "Праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 18:26, шпаргалка

Описание работы

1.Особенности государственного и общественного строя древневосточных государств.
Общественный строй:
В развитых государствах Древнего Востока существовало несколько форм собственности: государственная, общинная и частная.

Файлы: 1 файл

Istoria_zarubezha.docx

— 358.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Правовое регулирование брачно-семейных  отношений по судебнику Хаммурапи.

Брак заключался письменно при свидетелях, где сторонами являлись отец невесты и жених.Девушка могла добиться от мужа не закладывать ее за долги.Жених вносил библум отцу невесты,позднее выплачивал полную плату (тархатум).Невеста получала от отца преданное (Шерихта).Семья носила патриархальный характер.Правовой статус замужней женщины был заметно выше нежели в других государствах древнего востока:может распоряжаться своей долей имущества без согласия мужа.Могла заключать договоры,выступать в качестве свидетеля по гражданским делам.Условия расторжения брака:муж-нет припятствий,женщине сложнее (длительная измена,заведомо ложное обвинение в прилюбодеянии).

муж и жена  имели  разные права и обязанности. Для жены было исключительно трудно добиться развода.  Она могла добиться развода, если докажет  прелюбодеяние  мужа  или  его дурное обращение с ней. Если же ее обвинения не будут признаны доказательными,  то ее за ложный навет могут бросить в воду,  что равнозначно смертному приговору. Муж мог прогнать жену,не  объясняя  причин.  В качестве веского аргумента для

развода признавалось бесплодие,  тяжелая болезнь  жены, правда,  муж обязан был дать ей обеспечение. А если муж докажет,  что жена была расточительна и не поддерживала порядок в доме,  то разводясь с ней, он освобождался от ее обеспечения. Мужу разрешалось иметь в доме несколько побочных  жен.  В  большинстве случаев это были рабыни.Если хозяин рожденных рабыней детей признавал,  то последние  получали равные права с детьми законной жены на наследство и отпускались на свободу. Отец обладал большими правами по отношению к своим детям. Он мог привлекать их к любому виду деятельности и даже отдавать их в кабалу  на  3  года.  Важнейшая цель вавилонского брака состояла в том, чтобы в семье было как можно больше детей.  В области имущественных отношений жена имела значительную самостоятельность.  Жена вправе распоряжаться своим  имуществом вступать в договорные отношения,  давать деньги в рост.  Долги мужа не падают на имущество жены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Преступления и наказания. Судопроизводство. Система наказаний по судебнику  Хаммурапи.

Отсутствует понятие преступления, не проводится грань между преступлением и гражданским проступком. Не развиты уголовно-правовые институты(из-за невысокого уровня развития правовой мысли древнего Вавилона).

Виды преступлений:очень мало преступлений против государства и против религии(ст.6 и ст.8).преступления против личности:убийство,телесные повреждения.Преступления против имущества:кража,порча.Уголовное право несло в  себе принцип возмездия,  применявшийся в зависимости от того, какое общественное положение занимали обвиняемый и обвинитель. Считалось, что наказание есть возмездие за вину и оно должно быть равным преступлению ("око за око", "зуб за зуб"), что называется талионом.Смертный приговор предусматривался за сорок различных  преступлений:  кража  имущества,  принадлежащего дворцу или храму; кража во время пожара; ложное обвинение в тяжком преступлении;  нарушение женщиной супружеской верности;умышленное убийство;  кровосмешение и др.  Совершившего преступление могли утопить, сжечь, посадить на кол, волочить по земле до смерти. За другие более мелкие преступления виновному выкалывали глаза, отрубали руки, отрезали нос или уши.  Самым распространенным  наказанием был штраф.  Его размер зависел от совершенного преступления и от социального положения потерпевшего и  преступника. Он колебался от суммы, вдвое превышавшей нанесенный ущерб, до суммы, превышавшей его в тридцать раз.Иногда  преступник  подвергался изгнанию из общины,  он терял при этом все свое имущество, должен жить вне своей семьи, лишался защиты своих богов. Статья 23 кодекса обязывает сельскую общину возместить убыток, нанесенный человеку  грабителем,  если преступника не удалось поймать. "Если при этом загублена жизнь, община и рабианум (старейшина)  должны  отвесить  одну  мину  серебра его (убитого) родственникам".  Все это говорит о  сохранившихся в кодексе пережитках прошлого,  об обычаях родоплеменных. В некоторых случаях кодекс допускает самосуд.Вора  на пожаре предписывалось бросить в огонь на месте преступления.  Кодекс не знает кровной мести. Государство взяло на себя репрессивную политику.  На представителей имущих классов за многие преступления  налагались денежные штрафы.  Штрафы за преступления постепенно повышаются,  если потерпевшим оказывалось лицо, принадлежащее к привилегированной социальной группе.  В уголовном праве допускалось объективное вменение,  т.  е. ответственность без вины.  "Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть сыну домохозяина должно убить сына строителя".  Таким образом наказывался человек,  не имевший никакого отношения к строительству дома. Уголовному праву еще не были известны стадии преступления (приготовление, покушение),  равно  как и формы соучастия (подстрекательство,укрывательство и др.). Нельзя не отметить и то, что кодекс  знал  смягчающие вину обстоятельства:  убийство в драке,  при условии,  что у убийцы  не  было  намерения убить.  Такое преступление наказывалось уплатой небольшого штрафа. За причинение телесных повреждений в драке виновный  должен был уплатить стоимость лечения.  Суд и процесс.  Суд состоял из нескольких  назначенных  государством судей,  которым помогал совет старейшин, т. е. наиболее почетные граждане  города  или  села.  Имелось несколько  судебных  инстанций:  простые  дела решались быстро судьями, сложные разбирались иногда самим царем. Суд заседал у городских ворот, в особых помещениях храма или царского дворца.  Судьям вменялось в обязанность судить  справедливо.  В кодексе говорится:  "Если судья будет судить судебное дело, постановит решение, изготовит  документ с печатью,  а потом свое решение изменит,то этого судью должно изобличить и он  должен  уплатить сумму иска, предъявленного в этом судебном деле, в двенадцатикратном размере,  а также должен быть в собрании поднят  со своего судейского кресла и не должен возвращаться на суд".  К делу могли быть приобщены письменные и  свидетельские  показания.  Широко применялась клятва перед богом.  Клятвопреступление, а также ложные свидетельства  рассматривались  как  оскорбление  божества и строго наказывались вплоть до смертной казни. Для рассмотрения  государственных  преступлений,  посягающих на существующий порядок или наносивших  оскорбление  царю,созывались  специальные суды.  Наряду со свидетельскими показаниями, документами, клятвой широко применялся ордалий или "суд божий".  Считалось,  что бог знает все и все видит и через ордалий укажет виновного или невиновного.  Чаще  всего  к ордалию прибегали судьи в случаях сомнений в виновности лица  и  недостаточности  доказательств.  К числу наиболее распространенных средств,  с помощью которых и проводилось испытание,  были:  захват рукой раскаленное железо, поединок на мечах, погружение руки в кипящую воду.  Обвинение было частное, т. е. исходило от потерпевшего или его близких. Исключение составляли дела о преступлениях государственных и  религиозных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Источники права Древней Индии.

 

    • обычаи

    • царские указы и судебная практика

    • веды (религиозно-литературные памятники)

    • дхармашастры - древние сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм), упоминаемых в ведах;

    • артхашастры - светские трактаты о политике и праве.

Наиболее известные: ранние дхармашастры Гаутама, Будхаяма, Апастамба, Васиштха, поздние - Манусмрити, или известные как «Законы Ману» (II в. до н.э.- II в. н.э.), книга Арт и др. Однако, в светском источнике Артхашастре больше внимания уде-ляется эдиктам царей, но указывается, что они  не должны нарушать принципов и пра-вил, сложившихся в дхармашастрах.

Ману - имя легендарного прародителя человека. Правила-законы были напи-саны жрецами в форме двустиший на древнем индийском языке санскрит. Насчитывается 2685 статей. По содержанию - это трактаты о политике, морали, религиозные предписания. Правовые санкции дополняются религиозными предупреждениями по поводу последствий как для самого нарушителя так и его родственников в потустороннем мире, влиянии на карму (судьбу и причину нового рождения) и сансару (будущее перерождение). Судя по анализу содержания статей, они написаны в условиях преобладающих патриархальных отношений.

Веды — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Правовое положение различных социальных групп в Древней Индии.

Имущественное неравенство приводит в Индии к образованию замкнутых сословий Варн (Варна – вид, цвет, разряд людей). 1) Брахманы – жрецы. (ст.88 гл. I – Обучение,изучение [Веды],жертвоприношение для себя и жертвоприношения для других,раздачу и получение милостыни он (Брахма) установил для брахманов), предназначение – обучение других людей Ведам. Брахманы освобождались от налогов и податей, от телесных наказаний и смертной казни. 2) Кшатрии (царь, военная знать, представители бюрократического аппарата, ст.89 – Охрану подданных,раздачу милостыни,жертвоприношение,изучение веды и непреверженность к мирским утехам он указал для кшатрия), основное назначение – охрана подданных. 3) Вайшьи (ремесленники, скотоводы, торговцы, ст.90 – пастьбу скота и также раздачу милостыни,жертвоприношение,изучение [Веды], торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшия) – это основное подданное сословие. 4) Шудры (обнищавшие крестьяне, отпущенные на волю рабы, чужаки, ст.91 – Но только одно занятие владыка указал для шудры – служение этим Варнам со смирением).Был специальный обряд посвящения, который считался 2-м рождением(1-8,2-11,3-12 лет).Принадлежность лица к варне определялся при рождении, переход из одной Варны в другую строго запрещался. Вне варны стояла категория  неприкасаемых Чандалы (выполняли самую грязную работу), имущество собаки  и ослы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Правовое регулирование имущественных  отношений по законам Ману.

Право собственности. В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо понимали  разницу между собственностью и владением.  При этом охране  частной  собственности  уделялось  значительное

внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни.Древней  Индии был известен и такой способ приобретения права собственности,  как давность владения  (10  лет).При этом подчеркивалось,  что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в  собственника.  Приобретать вещь можно было только у собственника.  Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь,она возвращалась  прежнему  собственнику.  Среди  основных  видов

собственности-земля.  Земельный  фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. царь  не собственник  всей земли  в  государстве.  Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник земли,  а как суверен, защищающий население страны.Если царь взимает налоги,  не охраняя, подданных, то он немедленно  идет в ад;  такой царь называется "крадущим шестую часть урожая".  За незаконное  присвоение  чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф,  присвоившего чужую землю  объявляли  вором. Вмешиваться в дела собственника запрещалось.Если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами,  он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле,  которую  он  мог продать,подарить,заложить, сдать в аренду.Охраняется и  движимое  имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.В Законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров  о  границах между общинами,  об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседней.  Они же имели право преимущественного приобретения земли.Община, игравшая значительную роль в общественных отношениях,  стремилась ограничить частное  землевладение.Обязательственные отношения получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров.  Наиболее подробно описывается один из  древнейших договоров-договор займа.Закон твердо устанавливает нерушимость и  преемственность  долговых  обязательств.Если  должник  не мог уплатить долга в срок,  он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте,  не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения,чем кредитор, отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости,  принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.  В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому Законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора.  По своей варновой  принадлежности  наемные  работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники и ремесленники,  принадлежавшие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве- 1/10 масла от молока коров,  за которыми ухаживали.Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф,  и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и выздоровев нанявшийся  исполнял  работу,он мог получить жалованье,даже спустя долгое время.В Древней Индии был известен и договор аренды земли.Этот договор получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации.Разоряющиеся общинники,  лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.Договор купли-продажи также упоминается в Законах Ману.  Договор считался действительным,  если совершался в присутствии свидетелей,  а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету  договора  и  запрещал продавать товар плохого качества, недостаточного по весу.  В течение не более чем 10  дней  после  совершения купли-продажи сделку можно                            

было расторгнуть  без  каких-либо  уважительных причин. Особенность этого договора-существовало ограничение торговли людьми,  и торговля рассматривалась как  занятие  недостойное  для высших каст. Упоминается в Законах Ману и договор дарения. Устанавливая положения, регулирующие отдельные виды  договоров,  Законы сформулировали и некоторые общие для всех правила.  Так,  договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом,  неуполномоченным. Недействительной являлась сделка,  совершенная с обманом, с принуждением, а также соглашение,  заключенное в нарушении дхармы, принятой в деловых отношениях.  Устанавливалось также,  что сделка расторгается таким же образом, как и заключалась. Законам  Ману  известны  были и обязательства из причинения вреда.  В качестве основания для  возникновения  такого обязательства  указывались порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном  участке,  потеря  пастухом животного),  вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Правовое регулирование брачно-семейных  отношений по законам Ману.

 

После брака женщина лишалась дееспособности. Брачный возраст:ж-8,12;м-24,30.Пощрялись браки м\у представителями одной Варны.Апулома – форма брака, при которой мужчина принадлежит к более высокой Варне(не поощрялась).Прапшлома (запрещается форма брака где женщина из более высокой Варны).Виды браков:1)Правильный торжественный брак.2)Брак с выкупом.3)Брак по любви.4)Брак с похищением невесты.

Прилюбодеяния:беседа с чужой замужней женщиной,услужливость, заигрывание с ней,прикосновение к одежде,украшениям,совместное сидение на ложе. Женщина не могла расторгнуть брак. Если жена не рожала мужу детей,то он мог взять другую ч\з 8 лет.Если рожала мертвых детей,то на 10 г.Если -||- только девочек-11л.

Если ж. была грубая – немедленно.Ненавидящая – 1г.Предрасположена к пьянству,расточительна – немедленно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Преступления и наказания. Судопроизводство  в Древней Индии.

Уголовное право,  представленное в Законах Ману, “+” довольно высокий для своего времени  уровень развития,  что  проявляется  в  указании  на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть  преступления  в  зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. “-‘ Законы отражают сохранение пережитков старины,о чем свидетельствует сохранение принципа талиона,  ордалии, ответственности общины за преступление,  совершенное на ее территории,  если  преступник  неизвестен.Среди преступлений на первом месте стоят государственные: служба  врагам царя,  поломка городской стены, городских ворот.Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против личности.  Среди имущественных преступлений  Законы  большое  внимание  уделяют краже,  призывая царя к обузданию воров.  Следует отметить, что Законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа,  совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему.  Меры,  применяемые к вору,  зависели  от  того,  был ли он задержан на месте преступления или нет,  совершена кража днем или  ночью.Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывали казнить не колеблясь.  Воров,  совершающих кражу ночью,  следовало,  отрубив обе руки, посадить на кол.  При первой краже вору отрезали  два  пальца,  при

второй  -  руку  и  ноги,  третья кража влекла за собой смертную казнь.  Наказание несли также  лица,  видевшие

кражу,  но не сообщившие о ней. Укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл. Законы Ману осуждали всякое насилие,  совершенное над личностью,  и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.  К насилию относилось и убийство,  и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь.Убийство при защите себя,  охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не  наказывалось.  Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений.  Законы  устанавливали  суровое наказание за прелюбодеяние,  за посягательство на честь женщины. Законы Ману определяли наказание как силу, которая  правит людьми и охраняет их,  предписывая применять наказание с учетом всех  обстоятельств  совершения преступления,  степени осознанности его. Несправедливое наказание "лишает неба в другом мире". Вместе с тем при определении наказания за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко видна классовая сущность  древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне. В ряде случаев от наказания можно было откупиться. Выкуп за кшатрия оценивался в 1000 коров, за вайшью — 100, за шудру — 10 коров, причем на каждую партию коров полагался дополнительно один бык.Денежный штраф назначался "за всякие заклинания, направленные против чьей-либо кармы, за наговоры над ядовитыми кореньями и за колдовство всякого рода с целью убить, не достигшие, однако, цели" (IX, 290). Если же колдовство оказалось успешным, jcapa назначалась как за убийство (дхармашастра Ядж-навалкья).Среди  видов  наказания  следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы) в  различных  вариантах:  посажение на кол,  сожжение на кровати или костре,  утопление,  затравливание собаками и  др.; членовредительские  наказания (отрезание пальцев,  рук,ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение - это далеко не полный перечень наказаний.  Кровная месть в Законах не упоминается,  видимо, в то время она уже не применялась.  Законы Ману дают общее представление об уголовном процессе того времени.  Существовали суды царские и внутриобщинные, в каждой из 10 деревень создавались судебные коллегии из трех человек для суда и надзора за ворами. В городе помимо судебных коллегий имелись агенты судей с правом обыска и облав в мастерских, кабаках и частных домах. Общинные кастовые суды просуществовали неофициально вплоть до XX столетия. Царский суд состоял из царя, брахмана и советников, либо по назначению царя заседала коллегия из назначенного брахмана и трех членов судебной коллегии (сабха). У царя имелось право на ежегодные амнистии..  Не было различия между уголовным  и  гражданским процессом.  Процесс носил состязательный характер. Существовало 18 поводов для судебного разбирательства споров и конфликтов:"неуплата долга, продажа чужого, неотдача данного" (VIII, 4);"неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом" (VIII, 5);"дхарма в споре о границе, клевета, оскорбление действием, кража, насилие, а также прелюбодеяние" (VIII, 6);"дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости, битье об заклад" (VIII, 7).

Информация о работе Шпаргалка по "Праву"