Шпаргалка по "Праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 18:26, шпаргалка

Описание работы

1.Особенности государственного и общественного строя древневосточных государств.
Общественный строй:
В развитых государствах Древнего Востока существовало несколько форм собственности: государственная, общинная и частная.

Файлы: 1 файл

Istoria_zarubezha.docx

— 358.59 Кб (Скачать файл)

- институт защиты владения: совершенствуется виндикационный  иск: предварительный обладатель, лишенный  собственности силой или обманом, должен сначала восстановиться  во владении на основании простых  доказательств неправомерного лишения  владения

- понятие \"клятвенного  заверения\": нарушение клятвы  рассматривалось как нарушение  религиозной морали, поэтому отсутствие  письменной формы сделки не  служило оправданием невыполненных  обязательств;

- принцип эквивалентности  обмена или справедливой цены, т.е. осуждались чрезмерный, позорный  прибыль при заключении договора, ростовщичество В уголовном праве  сначала не различались понятия \"преступление\" и \"гр рих \"(преступление  против Бога) За преступление  накладывались епитимии - религиозные  искупления дальнейшем стали  различать грехи и светские  преступления, подсудимые светской  власти Но церковь продолжала  вмешиваться в сферу уголовного  права Появилось понятие \"преступный  грех\", то есть такой, которая  наносит вред церкви и обществу  Юрисдикции церкви подчинялись  преступления прихожан против  религии (ересь, святотатство, гадания, ростовщичество), клевета, половые и  брачные преступления По мере  укрепления королевской власти  сфера действия канонического  права сужается В XVI веке принимаются  королевские акты, которые запрещали  церковным судам рассматривать  дела в отношении светских  лиц Каноническое право детализировало  понятие вины: было проведено  разграничение между умыслом  и небрежностью, предоставлялась  классификация умыслов Сформировалось  представление о пр ичинового  связи в уголовном праве: выделялись  причины отдаленные и непосредственные, те, что надходятддалені і безпосередні, ті, що надходять.

Каноническое право разработало систему наказаний Различались санкции против духовных лиц (разжалование, лишение сана, обязательство осуществлять богоугодные дела, отлучение) и санкции против мирян (пост т, возмещение вреда, осуществления богоугодных дел) Одним из самых тяжелых наказаний было отлучение от церкви Оно могло быть временным (интердикт) и вечным (анафема) Интердикт - временный запрет ВВИ йснюваты обряды и богослужения (в том числе на территории государства) - исключал человека из системы общественных связей Подданные освобождались от присяги отлученном хозяину Анафема - вечное проклятие - лишала человека всех гражданских прав и ставила ее вне законоаконом.

Инквизиционное судопроизводство способствовало формированию процессуальной техники Развивается поисковый процесс, который начинался по инициативе церковного суда, его целью было установление истины Инквизиционный об этом эс предусматривалв:

1) обязательное письменное  делопроизводство;

2) показания под присягой  и ответственность за лжесвидетельство;

3) институт представительства  обвиняемого (адвокаты);

4) поддержание обвинения  особой лицом - обвинителем В системе  доказательств на первый план  выходят личное признание (в том  числе полученное под пытками), письменные доказательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49.Мусульманское право.

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО — правовые системы, основывающиеся на религии ислама, имеющей государственный характер. В современном мире мусульманское право имеет широкое распространение: государства Арабского Востока (Иран, Ирак, Иордания, Кувейт); мусульманские общины Африки (Сомали, Танзания, Кения и др.); некоторые балканские страны (Албания, Косово); страны СНГ (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и др.); субъекты РФ (Татарстан, Чеченская республика, Ингушетия); крымские татары в Украине и др.

Особенность правовых систем мусульманских стран в том, что они функционируют на религиозной основе ислама — религии, имеющей государственный характер. Это специфическая правовая система, которая существует в рамках исламской религии, имеет государственный характер. Мусульманской право можно рассматривать как часть религии ислама, возникающей вместе с шариатом. Исполнение предписаний мусульманского права выступает своеобразной формой богослужения, а личное благочестие должно гарантировать соблюдение правовых норм. Так, в Конституции исламской республики Иран 1979 г. подчеркивается, что законы должны соответствовать принципам ислама.

Специфика мусульманского права и в том, что оно имеет религиозно-общинный характер — действует главным образом при регулировании отношений мусульман. Причем это касается как «культовых» норм (ответственность за несоблюдение поста во время рамадана возлагается только на мусульман), так и брачно-семейных, имущественных и иных отношений. Нормы мусульманского права не распространяются на христиан, иудеев, последователей других религий, при условии, что они окажутся в мусульманской среде, от них требуется уважение традиций ислама. Однако есть исключения (подчинение нормам мусульманского права немусульманки, вышедшей замуж за мусульманина).

Особенность мусульманского права в том, что правотворческая роль государства сводилась главным образом к санкционированию выводов мусульманско-правовых толков. Роль же основного юридического источника мусульманского права принадлежала правовой доктрине, а государство официально санкционировало ее выводы, назначая кади (судей) и возлагая на них обязанность решать дела на основании воли Аллаха и учения определенного толка. Согласно доктрине ислама исламское государство не стремится преобразовать общество и не располагает для этого средствами; оно лишь призвано обеспечить уважение к божественному закону.

Источники мусульманского права. В качестве источников мусульманского права выступают две группы взаимосвязанных норм: предписания Корана и сунны — собрание юридически значимых преданий о поступках, высказывании и молчании пророка Мухаммеда; нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников права — иджма (единогласное мнение наиболее авторитетных правоведов) и кийас — заключение по аналогии.

1. Коран (араб. — «чтение») — священная книга мусульман, содержащая высказывания Аллаха последнему из пророков и посланцев Магомету. Коран содержит нормы о религиозных обрядах, закрепляет моральные предписания, обычаи и традиции, регламентирующие уклад жизни и образ поведения мусульман. Являясь религиозным текстом, Коран в чем-то сходен с Ветхим Заветом и Евангелием. В то же время положения Корана имеют юридическое значение, его положения выступают источником права. Структурно Коран состоит из общих положений — религиозно-нравственных ориентиров, позволяющих распространительно толковать многие его положения, иконкретных правил поведения, своего рода установок о том, как разрешать конкретные споры, конфликты.

2. Сунна — описание поступков, высказываний, или повествования — хадисы о жизни Пророка Мохаммеда (Магомета), являющих собой образец для подражания правоверным, и инкорпорированные в шести канонических сборниках. Это религиозные тексты, содержащие толкование Корана. Сунна формировалась с VII по X вв. и преследовала цель задокументировать примеры из жизни Мухаммеда для руководства верующими своих действий. При этом в традициях ислама признание установок Корана строго обязательными, в то время как наложения сунны признаются желательными для выполнения. Преобладающая часть предписаний сунны не имеет нормативно-юридического характера.

3. Необходимость устранения  многочисленных пробелов в регулировании  самых разнообразных отношений  обусловило появление такого  источника, какиджма. По форме иджма представляет собой сборник решений докторов ислама (муджатахидов) относительно разрешения вопросов, которые не урегулированы Кораном и сунной, учредивших новые общеобязательные правила поведения. Обязательность иджмы не вызывала сомнений: только будучи зафиксированными в иджме, нормы права подлежали применению. Со временем иджма приобрела силу источника права. В современных условиях иджма — своего рода догма мусульманского права: при разрешении дела современный судья правовую основу ищет не в Коране, а в положениях, освященных иджмой.

4. Кийас означает применение к новым сходным случаям правил, предусмотренных Кораном, Сунной и Иджмой. Особенностью такого толкования являлось признание его самостоятельным источником права. Неопределенность мусульманского права (в этом мусульманские правоведы усматривают его достоинство) дает широкий простор для отыскания права в процессе истолкования Корана и сунны. Таким формально-логическим способом в мусульманском праве конструируется норма права. Значение кийаса состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и отыскать в самом шариате норму необходимую для решения по аналогии любого дела, не создавая при этом новой нормы и не нарушая фикции мусульманской правовой доктрины (так, аренда земли, запрещенная шариатом, трактуется как соглашение о товариществе).

Явившиеся результатом деятельности суннитских и шиитских юридических школ, иджма и кияс оказали существенное влияние на эволюцию мусульманского права.

5. Общие принципы — сформулированные различными богословско-юридическими школами положения, имеющие общий характер. Учитывая архаический характер институтов мусульманского права, и отсутствие систематизации, выработанные доктриной принципы права, имеют важное юридическое значение для этой правовой системы. В некоторых случаях в Коране и сунне не сформулировано правило поведения, на основе которого можно было бы решить конкретное дело. Тогда такое правило формулируется, исходя из анализа и толкования случаев из жизни пророка, его высказываний или молчания, которые имели отношение к ситуациям более или менее аналогичных тем, которую необходимо разрешить. Такой подход позволяет не только устранить пробел в нормативных положениях. Корана или сунны, но и устранить имеющиеся в них противоречия (таких исламские правоведы насчитывают несколько десятков).

Мусульманская юриспруденция определяет норму права как общеобязательное правило поведения, установленное верховным законодателем Аллахом. Для формирования нормы характерны два пути: прямой — через откровения; опосредованный — через толкование воли Аллаха. В мусульманском праве выделяют: норму «истинную», которую должно применять и имеющую божественное происхождение; норму реальную, применяемую муджатахидами и имеющую рациональное происхождение.

По своему содержанию нормы мусульманского права подразделяются на две группы. К первой группе относят положения, которые содержат оценки поступков правоверных, подразделяющихся на пять групп: поступки, являющиеся обязательными; те, которые рекомендуются; те, что разрешаются; те, что не разрешаются; те, что запрещаются. Ко второй группе относят нормы, формулирующие конкретные правила поведения относительно определенных ситуаций, а также устанавливающие условия осуществления и последствия определенных деяний.

Абсолютное большинство норм мусульманского права имеют императивный характер; диспозитивные нормы встречаются редко. Поскольку мусульманское право основано на идее обязательств, возложенных на человека, его нормы не отличаются предоставительно-обязывающим характером; абсолютное большинство регулятивных норм носит обязывающий характер. Своеобразны санкции: за невыполнение обязанностей санкцией, возлагаемой на верующего, считается грех того, кто данную норму нарушает.

Длительное время мусульманское право не знало деления на отрасли. Группирование норм осуществлялось в зависимости от их тематической оценки (семья, религия и др.). Ныне мусульманские ученые подразделяют систему мусульманского права на следующие группы норм (отраслей): регулирующих отправление религиозного культа; закрепляющих личный статус правоверных; образующих гражданское право (муамалат); представляющих отрасль «властных норм» (т.е. регулирующих государственно-управленческие, административные, финансовые отношения); образующих отрасль деликтного (уголовного) права (укубай).

Кроме того, к числу отраслей мусульманского права относится судебное (процессуальное) и международное право. Судебное право включает нормы, устанавливающие право занятия должностей судей исключительно мусульманами; к числу важных процессуальных доказательств в гражданском и уголовном процессе отнесена клятва именем Аллаха. Судьям при вынесении решения предоставлена широкая свобода усмотрения: они вправе руководствоваться положениями (нормами) мусульманского права, сформулированными различными мусульманскими правовыми школами.

Международное право, базирующееся на идее существования двух миров — «мира ислама» и «мира войны», определяет внешнюю политику государства с позиции «мира ислама» — осуществления политики защиты интересов всех мусульман, в том числе проживающих в других государствах. Юридически не утративший значения «институт джихада» требует войны с «неверными» со всеми, кто выступает против мусульман.

Современное мусульманское право претерпевает значительные изменения, которые связаны с его: во-первых, вестернизацией, т.е. заимствованием мусульманским правом некоторых идей, принципов, норм, присущих романо-германской или англосаксонской правовым семьям; во-вторых, кодификацией мусульманского права (так, практически во всех современных мусульманских странах приняты и действуют гражданский и гражданско-процессуальный кодексы); в-третьих, ограничением или упразднением деятельности традиционных судов, обеспечивающих неукоснительное применение положений шариата.

Под влиянием правовых систем развитых стран мусульманская правовая система эволюционирует. Получает развитие законотворческая деятельность, принимаются кодексы, совершенствуется деятельность судов. Наметилась общая тенденция гуманизации мусульманского права. В 1981 г. принята Всеобщая исламская декларация прав человека, содержащая каталог прав человека. Тем самым уходит в прошлое представление о мусульманском праве как исключительно совокупности обязанностей мусульман. Декларация провозглашает и гарантирует права на жизнь, на свободу, на равенство и недопущение никакой дискриминации, на справедливость, на справедливый судебный процесс, на защиту против превышения власти, на защиту от пыток, на защиту чести и репутации, право убежища, защиту права немусульманских меньшинств, на обязательное участие в управлении делами общества, на свободу совести, мысли и слова, на свободу вероисповедания, собраний, гарантированный экономический порядок, на защиту собственности, статус и звание трудящихся, на социальное обеспечение, на создание семьи. Гарантированы права замужней женщины: право жить в доме, где живет ее муж; получать средства, необходимые для поддержания уровня жизни не ниже ее супруга; право расторжения брака (хулы); право наследования; право на строгое соблюдение мужем или бывшим мужем конфиденциального характера той информации, которой он может располагать на ее счет и распространение которой могло бы причинить вред ее интересам и др. Гарантированы право на образование, на личную жизнь, на свободу перемещения и места жительства.

Информация о работе Шпаргалка по "Праву"