Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти1.

Файлы: 1 файл

курс2.docx

— 69.27 Кб (Скачать файл)

     Различают автономную и союзную федерации. В различных странах федеративное государственное устройство имеет  свои уникальные особенности, которые  определяются историческими условиями  образования конкретной федерации, в том числе национальным составом населения, своеобразием культуры и  быта народа и т. д. Вместе с тем  можно выделить наиболее характерные  юридические признаки для большинства  федеративных государств. Так, в федеративном государстве существуют общефедеральные  органы государственной власти, решения  которых являются обязательными  для субъектов федерации в  той мере, в какой это определено законом. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти субъектов федерации – республик, земель, штатов, кантонов и т. п.

     Территория  союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации  является одновременно гражданином  всей страны.

     В состав современных федераций входит различное число субъектов: США - 50, Австралийского Союза - 6, Канады - 10, Австрии - 9, Бельгии - 3, ФРГ - 16, Швейцарии - 23, Аргентины - 22, Бразилии - 26, Венесуэлы - 20, Мексики - 31, Индии - 25, Пакистана - 4, ОАЭ - 7, Малайзии - 13, Нигерии - 21, Коморских островов - 3. Самое большое количество субъектов входит в состав Российской Федерации - 89.12

     Для федерации характерны федеральные  вооруженные силы, единая финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.

     Федеративная  форма государственного устройства может быть выражением и воплощением  различных видов общественных отношений. Так, например, США, Мексика, ФРГ –  это федеративные государства, образованные не по национальному признаку. Они  обязаны своим возникновением и  существованием региональным интересам  определенных групп населения. Российская Федерация, Индия представляют собой  многонациональные государства. Каждый народ официально представлен определенным субъектом федерации.

     В условиях Российской Федерации применяется  своеобразная форма государственного устройства. В ее основе лежит идея единства и целостности государства13, что позволяет говорить о преобладании принципа унитаризма в ее построении, выражающемся в продолжении осуществления реальной политики из центра14.

     Как правило, федерации возникает на основе нормативного договора (образование СССР в 1922 г.) либо принятия конституции (как это было в 1787 г. в США).

     Определенная  государственная самостоятельность  субъектов федерации закрепляются чаще всего специальным нормативным  актом или конституцией союзного государства. 

     3.2 Особенности федерации как формы государственного устройства 

     По  данным ООН в современном мире 201 государство, десятую часть из этих государств составляют (более  двадцати) федерации, в которых проживает  около трети населения Земли. Они расположены на различных континентах - в Европе (Австрия, Бельгия, Германия и др.), в Азии (Индия, Малайзия и т.д.), в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.), в Африке (Нигерия, Эфиопия и т.д.), в Океании (Австралия, Соединенные Штаты Микронезии и др.).

     Среди федеративных государств есть высокоразвитые гиганты (США) и малые индустриальные страны (Бельгия, ставшая федерацией в соответствии с конституционными поправками 1993 г.), крупные (Бразилия) и  небольшие (Новая Союзная Республика Югославия), находящиеся на разном уровне развития, разного рода бывшие колонии (Индия с почти миллиардным  населением и малая исламская  Федеративная Республика Коморских  островов) и т.д.

     В отличие от унитарной формы государственного устройства федерация сложна и многолика  и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Несмотря на преобладание унитаризма, федерация до настоящего времени  является достаточно распространенной формой государственного устройства.

     Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных  образовании, обладающих юридической  и определенной политической самостоятельностью15. Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны, государства) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление. Федеративная форма государственного устройства обладает следующими характерными признаками, отличающими ее от унитаризма:

     1. В отличие от унитарного государства  территория федеративного государства  в политико-административном отношении  не представляет собой единого  целого. Она состоит из территорий  субъектов федерации. В некоторых  федерациях наряду с государственными  образованиями имеются такие  территориальные единицы, которые  не являются субъектами федерации.  В США в самостоятельную единицу  выделен Федеральный округ Колумбия, в пределах которого расположена  столица страны - Вашингтон. 

     Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном  смысле слова, ибо они не обладают суверенитетом, под которым следует  понимать свойство государственной  власти быть независимой в сфере  как внутренних, так и внешних  отношений. Субъекты федерации юридически лишены права участия в международных  отношениях. В случае нарушения союзной  конституции или союзного законодательства центральная власть имеет право  применения принудительных мер по отношению  к субъекту федерации. Это право  центральной власти может быть закреплено в конституции (Индия, Аргентина, Венесуэла  и др.), но и в тех случаях, когда  подобных норм в конституции нет, центральная власть всегда имеет  возможность силой принудить  субъект федерации к повиновению.

     Субъекты  федерации не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из союза. Однако вопреки широко распространенному  мнению вряд ли можно считать отсутствие права сецессии обязательным признаком федерации. История знает целый ряд случаев, когда сецессия осуществлялась фактически (Гражданская война в США, сецессия Сенегала из Федерации Мали, сецессия Сингапура из Федерации Малайзия, сецессия Бангладеш из Пакистанской федерации); еще больше было неудачных попыток осуществления сецессии. Нет никаких органических причин, которые исключали бы юридическое закрепление права сецессии в конституции.

     2. Субъект федерации, как правило,  наделяется учредительной властью,  т.е. ему предоставляется право  принятия собственной конституции.  Следует сразу же оговорить,  что некоторые федерации не  наделяют субъекты учредительной  властью.

     Наделение субъектов федерации учредительной  властью обычно закрепляется в соответствующих  положениях союзной конституции. Однако федеративные конституции устанавливают  принцип субординации, согласно которому конституции субъектов федерации  должны полностью соответствовать  союзным конституциям. Так, ст. 28. 1 Основного  закона ФРГ гласит: «Конституционное устройство земель должно соответствовать  основным принципам республиканского, демократического и социального  правового государства в духе настоящего основного закона»16.

     Принцип соответствия конституций субъектов  федерации союзной конституции  неукоснительно соблюдается и в  тех случаях, когда в отдельных  государственных образованиях сохраняются  конституции, принятые ими до вступления в федерацию (в Баварии и Гессене  конституции были приняты в 1946 г., в Рейнланд-Пфальце, Сааре и Бремене - в 1947 г., в штате Массачусетс действует конституция, принятая в 1780 г., в штате Нью-Гэмпшир - в 1783 г.).

     3. Субъекты федерации наделяются  в пределах установленной для  них компетенции правом издания  законодательных актов. Эти акты  действуют только на территории  субъекта федерации и должны  соответствовать союзному законодательству. Принцип приоритета общефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций. Соответствующие нормы содержатся в конституциях. Так, ст. 31 Основного закона ФРГ постановляет: «Федеральное право имеет перевес над правом земель».

     Следует иметь в виду также и то, что  в пределах субъектов федерации  действуют общесоюзные законы. Кроме  того, федеральные законодательные  органы могут, как правило, принимать  законы специально для определенных членов федерации17.

     4. Субъект федерации может иметь  свою собственную правовую и  судебную систему. Конституция  союза и соответствующего государственного  образования определяет порядок  организации, процедуру и пределы  юрисдикции судебных органов  субъекта федерации. Обычно независимо  от числа членов федерации  судебная система строится по  единому образцу. Наиболее типичный  пример в этом отношении - судебная  система 50 американских штатов. Высшей  судебной инстанцией штата является  верховный суд штата, состав  которого либо избирается населением, либо назначается губернатором  с согласия сената штата. Верховный  суд штата главным образом  занимается рассмотрением апелляций  на решения нижестоящих судов.  Подобно Верховному суду США  верховные суды отдельных штатов  обладают также правом конституционного  надзора. Они не только могут  отменить любой закон штата  под предлогом его несоответствия  конституции штата, но и ревизовать  конституцию штата.

     Верховный суд штата может признать недействительным любой раздел конституции штата  на том основании, что он противоречит федеральной конституции.

     В крупных штатах создаются промежуточные  апелляционные суды, которые рассматривают  жалобы на решения судов первой инстанции  по менее важным делам. Наиболее важными  судами первоначальной юрисдикции, рассматривающими дела с участием присяжных заседателей, являются окружные суды штатов. Они в свою очередь располагают апелляционной юрисдикцией в отношении решений низших судов (единоличные мировые судьи, полицейские суды, муниципальные суды).

     5. Одним из формальных признаков  федерации является наличие двойного  гражданства. Каждый гражданин  считается гражданином союза  и соответствующего государственного  образования. Система двойного  гражданства закрепляется конституциями  большинства федеративных государств. В США двойное гражданство  закрепляется разделом вторым  статьи 4 и разделом первым XIV поправки  к конституции. Соответствующие  положения содержатся в конституциях  ФРГ, Швейцарии, Австрии. Конституции  некоторых федераций (Индия, Малайзия  и др.) признают только союзное  гражданство18.

     Предоставление  субъектам федерации права собственного гражданства является, по сути дела, обычной юридической фикцией, так  как этот институт на практике никаких  правовых последствий не порождает.

     6. Длительное время обязательным  признаком федеративной формы  государственного устройства считалась  двухпалатная структура союзного  парламента (бикамерализм). Исключения  из этого общего правила появились  только после второй мировой  войны в связи с образованием  молодых государств. Впервые однопалатная  система при федеративной форме  государственного устройства была  введена конституцией Исламской  Республики Пакистан 1956 года, но  она просуществовала лишь до  октябрьского переворота 1958 года. Конституция  Пакистана 1962 года восстановила  федеративную форму государственного  устройства и однопалатный парламент.  Согласно Конституции 1973 года  федеральный парламент Пакистана  состоит из двух палат - Национального  собрания и Сената. Однопалатная  система была установлена конституцией  Федеративной Республики Камерун  1961 года. Конституция 1972 года отменила  федерацию.

     В настоящее время во всех федерациях применяется бикамерализм. Нижняя палата рассматривается как орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным  округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации. Применяются  два принципа представительства  субъектов федерации в верхней  палате. При равном представительстве  каждый субъект федерации вне  зависимости от численности населения  посылает в верхнюю палату одинаковое число депутатов (в сенат конгресса  США - по два сенатора от каждого  из 50 штатов, в совет кантонов союзного собрания Швейцарии - по два депутата от каждого из 23 кантонов).

Информация о работе Форма государственного устройства