Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти1.

Файлы: 1 файл

курс2.docx

— 69.27 Кб (Скачать файл)

     Законодательный орган федерации традиционно  состоит из двух палат, в одной  из которых представлены ее субъекты. Когда в 1787 г. на Конвенте в Филадельфии  разрабатывалась и принималась  Конституция первой в мире федерации  — Соединенных Штатов Америки, возникли разногласия о порядке представительства  штатов в Конгрессе. В качестве компромисса  было решено создать две палаты —  Палату представителей, число конгрессменов  в которой зависит от населения  штатов, и Сенат, в котором каждый штат независимо от величины его территории и численности населения представлен  двумя сенаторами.

     По  такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное  Собрание (парламент) Российской Федерации  состоит из двух палат: Государственной  Думы и Совета Федерации. Каждый субъект  Федерации в Совете Федерации  имеет по два представителя.

     Территории  федераций состоят из территорий входящих в них государств и государственных  образований. «Российская Федерация  обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», — говорится  в статье 4 Конституции России. Право  выхода из состава федераций за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает единство и целостность государства. Республики, входившие в Союз ССР, в силу Договора 1922 г. об образовании СССР и последующих  общесоюзных и республиканских  конституций таким правом наделялись. Но оно не реализовывалось за все  шестьдесят девять лет существования  Союза.

     Попытка южных штатов выйти из состава  США привела к гражданской  войне 1861—1865 гг. и к утверждению  принципа неделимости федерации, получившего  подтверждение в заявлении Верховного суда о том, что Соединенные Штаты есть нерушимый союз, состоящий из нерушимых штатов4. На большой государственной печати США, отражая данное положение, начертаны слова: «Из множества — единство».

     Федеративные  государства характеризуются тем, что наряду с общефедеральной  конституцией и законодательством  конституции и законы имеют и  субъекты федерации. Но они не обладают верховенством на своей территории. Конституция Российской Федерации  и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Федерации. Конституция  и законы США являются высшими  законами страны. Аналогичные положения  содержатся в конституциях ряда других государств (Аргентины, Венесуэлы, Канады, Мексики), распространяя действие общефедеральных  законов, принятых по вопросам компетенции  федерации, на всю ее территорию.

     Признак федеративных государств — наличие  общефедерального гражданства и  гражданства членов федерации.

     Исторически известна и такая форма объединения  государства, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и внутригосударственной  организаций. Конфедерации как объединения  государств создавались для достижения главным образом внешнеполитических и военных целей. Они были известны периоду становления буржуазных государств, некоторые из них распались, другие явились переходной формой к  более прочным федеративным связям. Такие федерации, как США, Швейцария, прошли в прошлом стадию конфедеративного союза. Конфедерациями были: Нидерланды (1579—1795), США (1776—1787), Швейцарский союз (1815—1848), Германский союз (1815-1866) и др.

     Конфедерация есть союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования. Попытки создания конфедераций имелись и в XX в., но они оказались неудачными. Современные конфедерации просуществовали недолго. Это Объединенная Арабская Республика, включившая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединившая на несколько лет Сенегал и Гамбию.

     Создание  конфедераций возможно и в будущем. Их характерные признаки следующие: создание конфедерации, как правило, закрепляется договором; суверенитет сохраняется за каждым субъектом конфедерации и не распространяется на все объединение в целом; конфедерация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения ее целей и задач; субъекты конфедерации имеют право выхода и нуллификации, т.е. отмены действия актов органов конфедерации на своей территории; конфедерации не имеют общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства5.

     Каждое  суверенное государство вправе самостоятельно определять характер своих отношений  с другими государствами, действуя на основе общепризнанных принципов  и норм международного общения, а  также решать проблемы внутреннего  устройства в соответствии со своими интересами.

     Независимо  от форм национально-государственного устройства территории государств подразделяются на административно-территориальные  единицы. Административно-территориальное  устройство не сводится к простому географическому делению территории. Оно необходимо для рациональной организации жизни людей, производства и управления. В его основу положено несколько принципов, наиболее универсальными среди которых являются экономический, национальный и политический.

     Экономический принцип предполагает учет естественно-географических и производственных особенностей страны, размеров ее территории, численности  и плотности населения, его тяготение  к определенным экономическим центрам, направление и характер путей  сообщения, размещение производительных сил.

     Национальный  принцип немаловажен в многонациональных  государствах. Его суть в том, чтобы  одноименные народы не были искусственно, вопреки их желанию, разделены по различным административно-территориальным  единицам.

     Политический  принцип предполагает так установить административно-территориальное деление  страны, чтобы приблизить орган власти и управления к населению, создать  систему местного самоуправления.

     Комплексное применение экономического, национального  и политического принципов, с  учетом сложившихся традиций и иных факте ров, позволяет осуществить  рациональное выделение административно-территориальных  единиц. Их характерные признаки: четко  очерченные границы, компактность, непрерывность  и экономическая целостность  территории, право населения формировать  органы государственной власти и  местного самоуправления. Именно в  силу этого права определенная территория обретает черты, присущие социально  политической организации, и получает статус административно-территориальной  единицы.

     Таким образом, государственное устройство является одним из компонентов, характеризующих  форму государства. Если форма государства  выражает способ организации государственной  власти, то государственное устройство дает ответ на вопрос о внутренней структуре государственной власти. Таким образом, можно определить государственное устройство как  способ организации территории государства  и проживающего на этой территории населения.  

     Рассмотренное содержание государственного устройства находит различные формы своего проявления. Нельзя поэтому признать правильными попытки отождествления государственного устройства с его  формами. Например, в учебнике по общей  теории права и государства под  формой государственного устройства понимается административно-территориальная организация  государственной власти, характер взаимоотношений  между государством и его частями, центральными и местными органами6, т.е. все то, что выше было определено как содержание государственного устройства. Форма более конкретна, чем содержание, она выражает структуру содержания, порядок организации его элементов.

     Существуют  три основные разновидности форм государственного устройства: унитарное  государство, федерация и конфедерация.

 

      2. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО 

     2.1 Понятие унитарного  государства 

     Унитарное государство - форма государственного устройства, при котором территория государства, в отличии от федерации не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

     Унитарное государственное устройство предполагает существование единого государства, подразделяющегося лишь на административно-территориальные  единицы и потому не включающее в  себя никаких государственных образований.

     Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

     Во-первых, унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные, судебные органы, которые осуществляют верховное  руководство местными органами. Во Франции, например, высшим и единым законодательным органом государственной  власти является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената.

     Верховная исполнительная власть на всей территории Франции принадлежит президенту; высшую судебную власть в государстве  осуществляет Кассационный суд.

     Во-вторых, на территории унитарного государства  действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводятся обязательная для  всех административно-территориальных  единиц общая налоговая и кредитная  политика.

     В-третьих, составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной, самостоятельностью.

     По  степени их зависимости от центральных  органов унитарное государственное  устройство может быть централизованным и децентрализованным. Принято считать  государство централизованным, если во главе местных органов государственной  власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные  органы самоуправления. Так, в Финляндии  местное самоуправление (ляни) возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

     Имеются и смешанные системы унитарного государственного устройства, в которых  присутствуют признаки централизации  и децентрализации (Япония, Турецкая республика).

     В-четвертых, унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную  автономию (в Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого в основном проживают лица казахской национальности. В Судане, согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 года, автономное право предоставлено Южному региону и т.д.).

     В-пятых, в унитарном государстве все  внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые  официально представляют страну на международной  арене.

     В-шестых, унитарное государство имеет  единые вооруженные силы, руководство  которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

     Число ступеней политико-административного  деления зависит от численности  населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных  странах число ступеней больше, чем  в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция - четыре.

     С точки зрения организации публичной  власти унитарные государства можно  разделить на децентрализованные и централизованные.

     В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение  полномочий между центральной властью  и территориальными единицами высшего  уровня. Это сближает их с федеративными  государствами.

     Различие  же с централизованными государствами  заключается в том, что они (централизованные) - это те государства, в которых  нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными  авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении  власти на местах принадлежит родоплеменным  вождям. Впрочем, сейчас редко можно  встретить государства ,где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

Информация о работе Форма государственного устройства