Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие формы государства……………………………………………....5
2. Формы государственного устройства: их виды, признаки…………….....7
А) Унитарная форма государственного устройства………………………....8
Б) Федеративная форма государственного устройства………………….....12
В) Конфедеративная форма государственного устройства.
Понятие и признаки конфедерации………………………………………19
3.Российское государство как федерация, принципы ее построения….......21
Заключение…………………………………………………………………….24
Задание………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)
 

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………..3

    1. Понятие формы государства……………………………………………....5

    2. Формы государственного устройства: их виды, признаки…………….....7

    А) Унитарная форма государственного устройства………………………....8

    Б) Федеративная форма государственного устройства………………….....12

    В) Конфедеративная форма государственного устройства.

         Понятие и признаки конфедерации………………………………………19

    3.Российское государство как федерация, принципы ее построения….......21

    Заключение…………………………………………………………………….24

    Задание………………………………………………………………………..26

    Список  использованной литературы………………………………………...28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Традиционно отечественная теория государства  и права всегда выделяла в форме  государства три основных, взаимосвязанных  блока: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.

    Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства). Политический  режим характеризует как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи,  форма же государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

    Проблема  территориального устройства возникла после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.

    После определенного порога численности  граждан и размеров территории возникает  необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность  распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

          Как и форма правления, территориальное устройство также уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии - империи - делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.

          Разумеется, государство - это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие формы государства

    Территория, население, власть представляют собой  содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга с точки зрения своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».

    Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

    Если  категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» трактуют вопросы в том, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

    От  формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.

    Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

    Элементами  формы государства выступают:

  1. форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);
  2. форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в 
    целом и его составными территориальными единицами; по форме 
    государственного устройства государства делятся на унитарные и 
    федеративные);
  3. политический (государственный) режим (представляет собой 
    систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов 
    государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

    Таким образом, форма государства —  это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Формы государственного устройства: их виды, признаки

    Форма государственного устройства – национальное  и администpативно-теppитоpиальное  строение госyдаpства, котоpое pаскpывает  хаpактеp взаимоотношений междy его составными частями, междy центpальными и местными оpганами  госyдаpственной власти. Оpганизация госyдаpства pассматpивается с точки зpения pаспpеделения госyдаpственной власти и госyдаpственного сyвеpенитета в центpе и на местах, их pазделения междy составными частями госyдаpства. Фоpма госyдаpственного yстpойства показывает:

    • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
    • каково пpавовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
    • как строятся отношения между центpальными и местными госyдаpственными оpганами;
    • в какой госyдаpственной фоpме выpажаются интеpесы каждой нации, пpоживающей на теppитоpии данного госyдаpства.

    По  фоpме госyдаpственного yстpойства все  госyдаpства можно подpазделить на тpи основные гpyппы:

  1. унитарные; 
  2. федеративные;
  3. конфедеративные.
 
 
 
 
 
 
 
 

    А) Унитарная форма государственного устройства

    1) Понятие  и признаки унитарного государства

    Унитарное государство – форма государственного устройства, при котором территория государства, в отличии от федерации не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

    Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

  • Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами;
  • На территории унитарного государства действует одна конституция, проводится  обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика;
  • Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью;
  • Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
  • Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
  • Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти;
 

    2) Унитарное государство

    В подавляющем большинстве современных  унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним во многих странах имеются административно-территориальные единицы как общего типа (например, округа в Германии, области в Болгарии), где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы (судебные округа, военные округа и т.п.).

    Число ступеней политико-административного  деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако, зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция — четыре.

    Современные тенденции в развитии политико-административного  деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации — создании крупных регионов как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории,  не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. Следует в данном случае подчеркнуть, что речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.

    Во  многих странах процессы урбанизации  привели к возникновению обширных городских агломераций, однако, как правило, они не преобразовались в единые территориальные структуры и не имеют общих органов публичной власти; в лучшем случае создаются координационные органы. Впрочем, все чаще городские и сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими органами, которым передаются некоторые полномочия общин и средства, необходимые для их реализации. С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные.

    В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.

    Относительно  децентрализованными унитарными государствами  являются такие, в которых высшие территориальные единицы носят  исключительно или главным образом административный характер, а самоуправляются лишь низовые единицы.

    Например, Конституция Республики Болгарии 1991 года устанавливает: «Республика Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования». Нетрудно видеть, что последняя норма направлена против возможных намерений компактно проживающего и растущего турецкого меньшинства. Но независимо от этого не слишком точного конституционного положения (местное самоуправление по определению предполагает территориальную автономию), Конституция характеризует общину как основную административно-территориальную единицу, в которой осуществляется местное самоуправление. Что же касается единиц высшего уровня — областей, то это административно-территориальная единица для проведения региональной политики, осуществления государственного управления на местах и обеспечения соответствия между национальными и местными интересами, а поэтому управление в области осуществляется областным управляющим с помощью областной администрации. Областной управляющий назначается Советом министров и обеспечивает проведение государственной политики, отвечает за защиту национальных интересов (о согласовании с местными уже речи нет), законности и общественного порядка, осуществляет административный контроль.

Информация о работе Формы государственного устройства