Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие формы государства……………………………………………....5
2. Формы государственного устройства: их виды, признаки…………….....7
А) Унитарная форма государственного устройства………………………....8
Б) Федеративная форма государственного устройства………………….....12
В) Конфедеративная форма государственного устройства.
Понятие и признаки конфедерации………………………………………19
3.Российское государство как федерация, принципы ее построения….......21
Заключение…………………………………………………………………….24
Задание………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

    Наконец, централизованные унитарные государства — это те, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встреть государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах единоличных партийных руководителей, которые, в свою очередь, находятся под жестким контролем центральной партийной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Б) Федеративная форма государственного устройства

    1) Понятие и признаки Федеративного государства

    Федеративное  государство (федерация) – форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Основываясь на этом определении федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно, тем не менее, выделить наиболее общие признаки, характерные для большинства из них:

    • территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, земель, республик и т.п.;
    • верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;
    • субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
    • существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;
    • основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

    В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на:

    • территориальные (союзное государство);
    • национальные (союз государств);
    • территориально-национальные.

    Основное  различие между территориальными и  национальными федерациями состоит в различной степени суверенности их субъектов. 

    2) Территориальная федерация

    Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:

    • центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза - международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии, учреждение судов и др., а в компетенции штатов - проведение выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и др.
    • субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;
    • конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;
    • управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.
 

    3) Национальная федерация

    Национальная  федерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствие  многонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации:

  • субъекты федерации - национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения и, соответственно, его культурой;
  • национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, не зависимо от размера территории и численности населения;
  • все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры;
  • высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их;
  • в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей государственности.
 

    4) Территориально-национальная федерация

    Существуют  государственные устройства, где  органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации. Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных. 

    5) Федеративное государство

    Федеративные государства иногда называются союзными, что отражается даже в их официальных наименованиях. Федеративная Республика Германия — Bundesrepublik Deutschland — в буквальном переводе значит Союзная Республика Германия, а названия ее федеральных органов тоже буквально следовало бы переводить как союзные — Союзный президент (Bundespraesident), Союзный канцлер (Bundeskanzler) и т.д. В то же время федерация — это целостное суверенное государство с общей конституцией, системой федеральных государственных органов и учреждений, общей территорией, общим гражданством. Конституции многих федеративных государств уделяют гарантиям целостности повышенное внимание.

    В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли, и т.д.). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне.

          Субъект федерации  обладает правом иметь собственную  судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец для построения судебной системы в субъектах федерации. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях.

          Главным вопросом любой  федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит юридической положение государственных образований и характер тех отношений, которые складываются между федерацией и ее членами. Как правило, эти отношения в самом основном определяются конституцией федерации или федеративными договорами. Поэтому в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип.

          Практика федеративных государств показывает, что вопрос полномочий федеральных и местных органов решается на основе трех принципов:

    • принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определения предметов ведения, по которым только она может принимать решения, издавать нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;
    • принцип совместной компетенции, т.е. установления одного и того же перечня предметов ведения, как федерации, так и субъектов федерации. При совместной компетенции федеральные органы государственной власти по согласованию с органами власти субъектов федерации решают те вопросы, которые входят в предмет их ведения. Инициатива может исходить как от федеральных органов, так и от субъектов федерации. Процедура совместной компетенции может иметь разные формы, которые, как правило, устанавливаются в конституции и иных законах;
    • принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и полномочий, отнесенных к совместной компетенции субъекта федерации и самой федерации.

          Следует обратить внимание на то, что в практике некоторых федеративных государств (например, России) появился и такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий. Это делегирование как бы снимает вопрос о жесткой подчиненности субъекта федерации центру, свидетельствует о добровольности распределения компетенции.

          Одним из сложных  вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выходе из состава федерации. Разумеется, вступление в федерацию должно быть делом добровольным. Действительно, отношения между субъектами федерации являются очень тесными, имеет место кооперация хозяйственных связей, допускается перелив финансовых средств одного субъекта федерации другому путем предоставления ему субсидий, дотаций и т.п. Поэтому односторонние волеизъявление субъекта федерации по вопросу о его выходе не может устроить всех других членов федерации, поскольку при этом возможно нарушение их интересов и причинение им ущерба. В этом процессе необходимо дополнить волеизъявление субъекта федерации, поставившего вопрос о выходе из нее, согласием или утверждением со стороны федерации в целом. Иными словами, принцип права наций на самоопределение не должен вести к нарушению целостности государства. На такой подход нацеливает и утверждение приоритета прав человека над правами наций, народов, переосмысление принципа права наций на самоопределение. В современных условиях социальная цена за реализацию принципа права наций на самоопределение в федеративном государстве становится столь большой (разрыв хозяйственных связей, возникающие проблемы этнических меньшинств, конфликты, в том числе вооруженные, беженцы, нарушение прав человека, спад производства и т.п.), что сторонникам приоритета права нации над правами человека всегда необходимо задумываться, во что же могут обойтись народу, нации мифологические идеалы и утопии сепаратизма, обособления, отделения, выхода из федерации, образование самостоятельного государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    В) Конфедеративная форма государственного устройства. Понятие и признаки конфедерации.

    Конфедерация  – фоpма  госyдаpственного yстpойства, пpи котоpой госyдаpства, обpазyющие  конфедеpацию, полностью сохpаняют свою независимость, имеют собственные оpганы госyдаpственной власти и yпpавления, они создают специальные объединенные оpганы для кооpдинации действий в опpеделенных целях (военные, внешнеполитические).

    Примерами конфедераций могут служить США в 1776 - 1864 гг., Германский союз с 1815 по 1867 гг., Швейцарский союз с 1815г., Австро-Венгрия до 1918 г. и др.

    Опыт  истории североамериканской, швейцарской  и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

    • Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образована на основе соответствующих договоров.
    • Свобода выхода из конфедерации (сецессии).
    • Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее.
    • Предметы ведения конфедерации ограничены перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов.
    • В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам.
    • В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.
    • Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.
    • Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации.
    • Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
    • Как правило в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения

    В заключении к вышесказанному следует также отметить, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формы государственного устройства