Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ форм государственного устройства.
Задачи работы:
Определение сущности понятия «форма государства».
Выявление причин разнообразия форм государства.
Характеристика форм государственного устройства.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
I. Характеристика формы государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
I.I. Сущность понятия «форма государства»
I.II. Причины разнообразия форм государства
II. Формы государственного устройства
II.I. Унитарная форма государственного устройства
II.I.I. Понятие и характеристика Унитарного государства
II.I.II. Унитарное государство
II.II. Федеративная форма государственного устройства
II.II.I. Понятие и характеристика Федеративного государства (деление федерации) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
II.II.II. Федеративное государство
II.III. Конфедеративная форма государственного устройства
II.III.I. Понятие и характеристика Конфедерации
II.III.II. Конфедерация
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Формы государственного устройства.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

I. Характеристика формы государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

I.I. Сущность понятия «форма государства»

I.II. Причины разнообразия форм государства

II. Формы государственного устройства

II.I. Унитарная форма государственного устройства

II.I.I. Понятие и характеристика Унитарного государства

II.I.II. Унитарное государство

II.II. Федеративная форма государственного устройства 

II.II.I. Понятие и характеристика Федеративного государства (деление федерации) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

II.II.II. Федеративное государство

II.III. Конфедеративная форма государственного устройства

II.III.I. Понятие и характеристика Конфедерации

II.III.II. Конфедерация

Заключение

Литература

 

Введение

В Конституционном (Государственном) праве, равно как  и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема  формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека – государства.

Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне, не полностью отражающими общественные отношения и их субъектов, изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что изучение формы государственного устройства показывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.

Теоретическая значимость работы вытекает из обоснования того, что как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

Практическая  целесообразность работы определяется возможностью определения «положительных и отрицательных» сторон той или иной формы государства в соотношении их к нашей стране.

Для написания курсовой работы использовались труды С. Клименко, Ф. Кистяковского, Б. Крылова, М. Марченко, А. Чичерина и других авторов, которые  занимались разработкой проблем  форм государственного регулирования.

Цель работы – анализ форм государственного устройства.

Задачи работы:

  1. Определение сущности понятия «форма государства».
  2. Выявление причин разнообразия форм государства.
  3. Характеристика форм государственного устройства. 

 

I. Характеристика формы государства

I.I. Сущность понятия «форма государства»

Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление  государства на составные части – административно-территориальные единицы, автономные культурные, политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных ее частей.

Другими словами  под формой государственного устройства понимается структура государственности. То есть именно в категории «форма государственного устройства» находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории.1

В современной юридической  и политической литературе, как известно, обычно выделяют две основные формы государственного устройства – унитарное государство и федеративное государство (федерацию). В качестве особой формы государственного устройства в настоящее время рассматривается конфедерация. Данные формы более подробно будут рассмотрены во второй главе. Здесь же хотелось остановиться на особых форм государственного устройства, которые выделились в конце XIX – начале XX вв. в отдельные виды - так называемые инкорпорация и сюзеренитет.

Характеризуя последние  одновременно как формы государственного устройства и формы соединения государств, Ф. Кистяковский писал, что в соединениях  государств – обычных явлениях политической жизни, суть которых заключается в объединении их между собою «юридической связью, так что в некоторых областях правовой жизни эти государства выступают, как одно целое», – инкорпорация и сюзеренитет занимают особое место.2

Инкорпорация представляет собой «полное поглощение одного государства другим или полное слияние нескольких государств в одно целое, в котором отдельные части совершенно утрачивают государственный характер».3

В то же время сюзеренитет  характеризуется как вассальное подчинение одного государства (вассала) «в известных отношениях» власти другого государства (сюзерена).

Соотнося сюзеренитет  с государственно-правовой практикой, следует заметить, во-первых, что  это явление выступает скорее как межгосударственное (международное), чем внутригосударственное, а во-вторых, что оно выступает как дань средневековой истории, но не современности.

По своему происхождению  и назначению сюзеренитет имел двоякий характер:

  • служить «переходной политической формой при распадении разноплеменного государства на его составные части»;
  • выступать в качестве одного из средств «подчинения слабых государств сильным».4

В отличие от сюзеренитета, который является данью прошлого, инкорпорацию можно рассматривать и как явление настоящее. Показательным примером в этом отношении может служить «воссоединение» по форме, а поглощение, по сути, и содержанию в 1990-е годы Германской Демократической Республики (ГДР) Федеративной Республикой Германии (ФРГ).

Из приведенных  форм государства становится очевидным, что устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местных властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.5

Таким образом, форма государства состоит из трех основных элементов: формы государственного (политического) режима, формы государственного правления и формы государственного устройства. Последнее и является предметом нашего исследования.

I.II. Причины разнообразия форм государства

Среди главных  причин разнообразия форм государства можно назвать следующие:

  1. Историческая традиция развития национальной государственности. Так, устойчивость монархических форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется наряду с просим тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий.
  2. Исторические особенности становления самой национальной государственности. Например, принятие такими странами, как Аргентина, Мексика, США, ФРГ и др. федеративной формы государственного устройства объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными аспектами.
  3. Принятие той либо иной государственной формы объясняется также национальным  составом населения данной страны. Именно эти обстоятельства обусловили установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия.
  4. Избрание той или иной государственной формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии. Неудивительно, что во многих бывших колониях Великобритании (Ямайка, первоначально в Индии, Пакистане) после провозглашения независимости бала установлена монархическая форма правления, в то время, как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками (Республика Кот-Дивуар, Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Исламская Республика Мавритания).

 

II. Формы государственного устройства

Под формой государственного устройства понимается структура государственности. То есть именно в категории «форма государственного устройства» находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории.

 Исторически сложилось  три «классических» формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т.д.).

II.I. Унитарная форма государственного устройства

II.I.I. Понятие и характеристика Унитарного государства

Унитарное государство  – форма государственного устройства, при котором территория государства, в отличие от федерации не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Унитарное государство характеризуется  следующими признаками:

  1. На территории унитарного государства действует одна конституция на всей территории без изъятий или ограничений. Так как все административно-территориальное единицы государства имеют равный правовой статус. В ней содержится, принципы разграничения  полномочий  между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня, административно-территориальное деление, форма государственного устройства (по умолчанию), компетенцию главы государства, правовое положение личности, форма правления, структура высших органов государственной власти. (Конституция Франции 1958 г.). Но существует исключения из правила Конституция Великобритании и Новой Зеландии, там действует неписаная конституция. Ее предписание содержатся не в одном документе, а в огромном их числе (нормативно-правовые акты правовые  и правовые обычаи).
  2. Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство,  парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны. Органы местного самоуправления могут издавать законы, только имеющий подчинительный характер  и  не противоречит Конституции и также центральными органами власти. Действия органов местного самоуправления напрямую подчинено главе государства, правительству,  парламенту.
  3. Однопалатный парламент. Действуют в половине государств Европы как Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др. Но существует и исключения как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата парламента формируется по политико-административным территориальным единицам. Например: Французский парламент состоит из двух палат: нижний – Национального собрания и верхний – Сената. На  протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов были двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные.
  4. Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Административно-территориальное единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройство может быть централизованным или децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы местного самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

II.I.II. Унитарное  государство

В подавляющем большинстве  современных унитарных государств основное территориальное деление  является политико-административным. Наряду с ним во многих странах  имеются административно-территориальные единицы как общего типа (например, округа в Германии, области в Болгарии), где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы (судебные округа, военные округа и т.п.).

Число ступеней политико-административного  деления зависит от численности  населения и размеров территории страны, однако, зависимость эта  не жесткая: иногда в менее крупных  странах число ступеней большее, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция – четыре.

Современные тенденции в развитии политико-административного деления  заключаются в укрупнении низовых  единиц и регионализации – создании крупных регионов, как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории,  не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. Следует в данном случае подчеркнуть, что речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.

Во многих странах  процессы урбанизации привели к возникновению обширных городских агломераций, однако, как правило, они не преобразовались в единые территориальные структуры, и не имеют общих органов публичной власти; в лучшем случае создаются координационные органы. Впрочем, все чаще городские и сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими органами, которым передаются некоторые полномочия общин и средства, необходимые для их реализации. С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на: децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные.

В децентрализованных унитарных  государствах существует конституционное  распределение полномочий между  центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.

Например, согласно ст. 117 Конституции Итальянской Республики 1947 года, в пределах основных принципов, установления законами государства, и при условии непротиворечив национальным интересам и интересам других областей область может издавать законодательные нормы по 18-ти позициям (организация ведомств и административных единиц областного подчинения, границы общин, местная полиция, градостроительство, сельское и лесное хозяйство и др.), а также по другим вопросам, указанным конституционными законами. Области также могут наделяться правом издания норм для проведения в жизнь общегосударственных законов. Учитывая содержащиеся в статье оговорки, следует признать, что перечисленные предметы ведения образуют совместную сферу компетенция государства и властей, а исключительной сферы ведения в отличие от субъектов федераций области не имеют. Напротив, все, что находится за пределами ст. 117, составляет исключительную сферу ведения государства.

Информация о работе Формы государственного устройства