Государственное устройство: понятие и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

Содержание работы

1.
Теоретическое задание…………………………………………………….
3


1.1 Государственное устройство: понятие и формы………………………………………………………………………
3


1.2 Особенности России как федеративного государства…………………………………………………………………
7

2.
Задача……………………………………………………………………….
9


2.1 Постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта
1997 г. № 4-П « По делу о проверке конституционности ст. 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. “О рекламе”»…………………………………………………………………..
9


2.2 Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г.
№ 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации»……………………………………………..........
14


Список литературы………………………………………………………..
23

Файлы: 1 файл

к.р. конституционное право.docx

— 50.32 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

«Уральский государственный  экономический университет»

(ФГБОУ ВПО «УрГЭУ»)

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа.

 

По дисциплине: «Конституционное право России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Исполнитель: Е.С. Куликова

                                                                     

                                                              Группа: 01-13 ЮП

 

                                                                                    Проверил: О.А. Кузнецова

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013г.

Содержание

 

1.

Теоретическое задание…………………………………………………….

3

 

 

1.1 Государственное  устройство: понятие и формы………………………………………………………………………

3

 

 

1.2 Особенности  России как федеративного государства…………………………………………………………………

7

     

2.

Задача……………………………………………………………………….

9

 

 

2.1 Постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта  
1997 г. № 4-П « По делу о проверке конституционности ст. 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. “О рекламе”»…………………………………………………………………..

9

 

 

2.2 Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. 
№ 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации»……………………………………………..........

14

 

 

Список  литературы………………………………………………………..

23

     

 

1. Государственное устройство: понятие и формы. Особенности России как федеративного государства

1.1 Государственное устройство: понятие и формы.

Государственное устройство - это территориальная организация государственной власти, низменность ее на определенные составные части с целью наилучшего управления обществом, это взаимосвязь отдельных составных частей государства между собой и ее общими высшими (центральными) государственными органами.

Форма государственного устройства (ФГУ) – национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти

Различают: простые (унитарное государство) и сложные (федеративное и конфедеративное).

Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

Унитарное государство – единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают. (Англия, Китай).

Признаки унитарного государства:

1. Характерен единый властный  центр, т.е. единая система государственных  органов;

2. На территории действует  одна Конституция и единая  законодательная система, единая  денежная единица, единое гражданство;

3. Административно-территориальные  единицы признаками государственности  не обладают;

4. На международной арене  страну представляют высшие органы  государственной власти;

5. Единые вооруженные  силы.

Унитарными обычно являются небольшие по территории государства  с компактно проживающим однородным населением (Дания, Норвегия, Швеция).

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.

Федерация - это такая форма устройства государства, в котором территориальная организация власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.

Существуют и смешанные  формы государственного устройства, являющиеся, как правило, переходными  от унитарного государства к федерации  или наоборот. В государствах со смешанной формой государственного устройства наряду с субъектами федерации  существуют административно-территориальные  единицы, не наделенные правами субъектов  федерации и не входящие в состав субъектов федерации. В таких  государствах наблюдается либо расширение прав составных частей государства, либо, наоборот, сужение прав субъектов  федерации.

Основные характеристики государства как федерации выглядят следующим образом:

1) федерация - это всегда  совокупность обособленных, относительно  самостоятельных территориальных  единиц;

2) в федерации формируются  два уровня территориальной организации  государственной власти: федеральная  государственная власть и государственная  власть субъектов федерации;

3) субъекты федерации  не являются самостоятельными  государствами, не обладают государственным  суверенитетом и правом выхода  из состава федерации. В ином  случае имеет место не федерация,  а конфедерация - союз государств, создаваемый для координации  их деятельности в определенной  сфере и выступающий, как правило, в качестве переходной формы либо к федеративному государству, либо к распаду союза государств;

4) разделение функций  между федеральной и региональной  государственной властью происходит  путем конституционного (договорного)  закрепления разграничения предметов  ведения между федерацией и  ее субъектами;

5) к ведению федерации  относится регулирование отношений  в сферах. которые обеспечивают  существование и целостность  единого государства: принятие  и изменение федерального законодательства, единое экономическое пространство, единое гражданство, вооруженные  силы, международные отношения, регулирование  споров между субъектами федерации  и т. п.;

6) к ведению субъектов  федерации относится регулирование  отношений в тех сферах, которые  наиболее целесообразно регулировать  на региональном уровне: природные  ресурсы, здравоохранение, образование  и т. п.

По различным основаниям выделяются виды федераций (модели федерализма). По способу образования различают  конституционно-правовые и договорно-правовые федерации. Конституционно-правовая федерация  создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного  государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Договорно-правовая федерация создается  путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при  этом государства-участники федеративного  договора перестают быть самостоятельными государствами. В конституционно-правовых федерациях (как, например, в Российской Федерации) также возможно существование  федеративного договора. Однако это  не делает их договорно-правовыми. Основным разграничивающим эти два вида федерации  признаком является то, каким статусом обладали субъекты до образования федерации: если они были самостоятельными государствами - это договорно-правовая федерация, если нет - конституционно-правовая.

По степени однородности субъектов федерации принято  различать симметричные и асимметричные  федерации. Субъекты симметричной федерации  одинаковы по своей природе и  равны по правовому статусу. Абсолютно  симметричных федераций в современном  мире не существует. Однако исключения, существующие в симметричных федерациях (автономии, столицы федераций как федеральные округа), в целом не нарушают общего принципа равноправия субъектов федерации. В асимметричных федерациях субъекты федерации либо неоднородны по своей природе (например, национальные и территориальные субъекты федерации), либо неравноправны по своему статусу (конституционно или договорно закрепляются различные категории субъектов федерации, обладающие различным правовым статусом), либо различаются и по первому, и по второму основанию.

В зависимости от соотношения  предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают  централизованные (интеграционные) и  децентрализованные федерации. В централизованных федерациях федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и  соответственно полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованных федерациях федеральным  органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.

Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

Признаки конфедерации:

1. Конфедерация не имеет  собственных законодательных, исполнительных  и судебных органов;

2. Не имеет собственной  армии;

3. Нет единой системы  налогов и государственного бюджета;

4. Конфедерация сохраняет  гражданство входящих в союз  государств;

5. Недолговечность;

6. Каждый субъект сохраняет  свой суверенитет;

7. Конфедерация создается  для достижения определенных  целей;

8. Создание закрепляется  договором;

9. Субъекты обладают правом  нулификации (отмены действия  актов конфедерации на своей  территории);

10. Члены конфедерации  могут выйти из нее на основе  юридически обоснованного одностороннего  решения.

Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

    1. Особенности России как федеративного государства.

Российская Федерация  характеризуется рядом особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство.

Однако образование  Российской Федерации (сначала РСФСР) шло совсем другим путем. Россия не является федерацией, созданной как  объединения нескольких государств. Она была образованна в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных  образований народов, населяющих территорию России. Эти государства, а  так  же национально-государственные образования  и были признанны ее субъектами. Именно поэтому Российская Федерация  с самого начала своего создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее  большинство ее населения и давшего  имя республики, и основанной на автономии, объединившей в своем  составе русский и многие другие народы.

Порядок образования  Российской Федерации свидетельствует  о том, что с момента своего возникновения эта федерация  носила договорно-конституционный  или договорный характер, поскольку  она была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе того, что ее провозгласила  конституция.

Не обладая классическими  признаками федеративного государства, Россия как федерация вызвала  немало споров. Однако главным аргументом в защиту ее федерального характера  служили те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство  в качестве федеративного.

Сегодня Российская Федерация в большей мере походит  на классическое федеративное государство, чем ее предшественник – РСФСР. В  настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и  области, края, города федерального значения.

Таким образом, в  настоящее не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территории ее субъектов. Однако, несмотря на изменение  многих ее черт, Российская Федерация  была и осталась конституционно-правовой федерацией.

Российская Федерация, как и любая другая федерация, является не союзным государством, а единым государством. Поэтому находящиеся  в ее составе государства –  республики не могут заключать с  ней межгосударственные договора на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело - многосторонние и двусторонние соглашения Российской Федерации и ее субъектов о распределении полномочий между ними. Именно  таким соглашением является Договор от 31 марта 1992 г. О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации.

Информация о работе Государственное устройство: понятие и формы