Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Вообще всякая форма - это организация предмета, явления. Причём надо различать внутреннюю и внешнюю формы. Гегель поясняет это различие. «Возьмём, например, книгу: для её содержания конечно безразлично, написана она или напечатана, переплетена она в картон или в кожу. Но это отнюдь не значит, что (если отвлечься от такой внешней и безразличной формы) само содержание книги бесформенно».

Содержание работы

1. Глава I Понятие формы (устройства) государства
2. Глава II Форма правления
3. Глава III Форма государственного устройства
4. Глава IV Политический режим

Файлы: 1 файл

скачанный курсач по тгп.docx

— 81.40 Кб (Скачать файл)

Само происхождение термина  «республика» связано с народом. «Respulica est res populi», - подчёркивал Цицерон, считая государство «делом народа».

Республиканское правление  основано на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и  судебную. Это означает, что различным  органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством.

Парламенту (народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.д.) поручается принимать законы. Правительству  и его органам (исполнительно-распорядительным органам) - выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам - осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение  и т.д. Органы республиканского правления  наделяются разными полномочиями и  сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной  власти.

Однако слаженная работа всех ветвей не всегда удаётся. При  разделении властей зачастую происходит борьба между органами, представляющими  те или иные ветви власти (например, президента и парламента), за большие  полномочия, за верховенство в системе  единой государственной власти. Этот процесс в отечественной истории  называют «перетягиванием одеяла»  и при таком способе борьба подчас приобретает весьма острые, даже ожесточённые формы. Под угрозой  оказываются сами республиканские  формы правления. Определённые политические силы начинают противопоставлять республиканским  формам правления монархические, в  том числе откровенно диктаторские альтернативы. По мнению лидеров определённых политических сил, в этих условиях могут  быть ликвидированы и разделение властей, и иные республиканские  способы организации и функционирования власти. Эти лидеры предполагают объединить власть в руках монарха или иного единоличного правителя или в руках нескольких лиц.

Возникает вопрос: в чём  же привлекательность, преимущества такой  республиканской формы правления, при которой реализуется принцип  разделения властей?

Впервые идею разделения властей  глубоко, подробно разработал 
Ш. МОНТЕСКЬЕ в труде «О духе законов» (XVIII в.). Идея была направлена против произвола, политических ошибок, злоупотреблений, порабощения народа в абсолютистской монархии. Она несла заявку на иную, чем абсолютистская монархия, организацию государственной власти, которая нужна была рвущейся к власти, прогрессивной, зарождающейся буржуазии и которую та собиралась осуществить. Ш. Монтескье выразил многие политические, экономические и нравственные требования прогрессивной буржуазии, перевести их на строгий политико-правовой язык, довести эти требования до чётких юридических притязаний. Он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрёл тем самым современную форму демократии.

Потому, что идея разделения властей означала создание в сфере  организации государства систему  «сдержек и противовесов», обеспечивающую власть народа, не позволяющую той  или иной ветви власти стать своеобразным коллективным или единоличным диктатором, подмять под себя все иные органы государственной власти, осуществить  антиреспубликанских переворот.

Кроме того, нормальная организация  государственной власти на основе разделения полномочий её органов, их баланса позволяет  лучше обеспечивать государственное  управление, например, повышать качество законов и их исполнение.

Там, где идея разделения властей упала на благородную  почву, подготовленную социальной борьбой, историческим развитием, политико-правовой культурой, экономическими потребностями, там она вот уже более двухсот  лет успешно «работает», обеспечивая  стабильность государства, политико-правовое процветание общества. Там же, где  она внедряется в политически  конфронтационные общества, например расстающиеся с тоталитарными, «культовыми», фактически монархическими формами  правления, там она порождает  социальную борьбу, политическое напряжение, и только в перспективе, при победе республиканских форм правления, демократии, даст свои всходы. Об этом свидетельствуют  и теоретический анализ, и исторический опыт. В таких посттоталитарных государствах идея разделения властей в ХХ веке выполняет, в сущности, ту же функцию, которую она выполняла в XVIII веке. Она является противовесом, альтернативой  идее объединения всей власти в руках  партийных органов, в рамках Советов. И так же, как и тогда, её реализация сопровождается социальной борьбой.

Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере  образования органов власти. По существу, республика - это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные  системы, одни из них менее, другие более  демократичные. Но основной факт, что  народ так или иначе, но обязательно  участвует в формировании органов  государственной власти. В республике органы власти избираются на определённый срок. Исключения делаются только для  судебных органов в некоторых  странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость, избираются или назначаются пожизненно. В  большинстве стран устанавливается  дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным  на ту или иную должность. Так в  республике реализуется принцип  сменяемости. Этот принцип предполагает, что у каждого человека, как  бы качественно он не выполнял государственные  обязанности, есть предел физических, психологических и интеллектуальных возможностей. Государственная де деятельность требует предельной самоотдачи.

Республика как форма  правления сопровождается, как правило, рациональным, т.е. рассудочно-утилитарным  восприятием населением государственной  власти. При этом общественное сознание исходит в большинстве случаев  из принципа формального равенства  людей, их солидарности, объединённости в государстве, необходимости компромиссов и стабильности, Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах.

Современная практика государственного республиканского строительства знает  два основных вида республики: президентскую  и парламентскую.

Президентская республика представляет определённое соотношение полномочий президента - главы государства, парламента - законодательного органа и правительства - органа исполнительной власти, при  котором в руках президента соединяются  полномочия главы государства и  главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). В республике этого  вида государственное управление строится по принципу жёсткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает  законы. Высшие органы государства  не только структурно обособлены, но и  обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием  ответственности правительства  перед парламентом. Правительство  формирует президент, но зачастую с  согласия парламента. Правительство  ответственно перед президентом. Президент  лишён права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить  против президента процесс его отстранения  от власти (так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент  допускает злоупотребление своей  властью, совершает преступление, умышленно, грубо нарушает конституцию.

Другой моделью президентской  республики является такое устройство формы правления, когда президент  является главой государства, но не совмещает  этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закреплённых конституцией, президент  образует систему органов - государственных  и общественных - при президенте, которые содействуют ему в  выполнении его полномочий как главы  государства, гаранта конституции.

Президентская республика создаёт  весьма благоприятные юридические  предпосылки для сосредоточения в руках президента множества  властных полномочий. В некоторых  исторических условиях это становится вполне оправданным. Теоретический  анализ в связи с этим выделяет такие исторические ситуации, как, например, переход от феодальных отношений  к буржуазным. Кроме того, такого рода формы правления возникают  там, где были сильны монархические  традиции, в ситуациях, не отличающихся стабильностью. Иногда президентское  правление становится эффективным  в период проведения реформ в странах, имеющих обширную территорию, в многонациональных  государствах и т.д. В свою очередь  отсутствие права роспуска парламента лишает президента и правительства  возможности давить на парламент, что  повышает его устойчивость и снимает  конъюнктурность в принятии им законов.

В президентской республики при условии соблюдения конституционной  законности правительство более  стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская  республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое распространение. Большинство государств, составляющих Организацию Объединённых Наций, имеют  президентские системы правления. По-видимому, потребность централизованного  управления, быстрого реагирования на социальные, экономические, экологические  вызовы конца ХХ века, другие факторы  лежит в основе этой тенденции. 

Парламентская республика характеризуется  провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство  несёт политическую ответственность  за свою деятельность. Отличительной  особенностью этого вила республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство формируется  только парламентским путём из числа  лидеров партии, получившей большинство  в парламенте, и остаётся у власти до тех пор, пока оно располагает  поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями, на практике не оказывает  почти никакого влияния на осуществление  государственной власти. Любое его  действие может быть реализовано  только с согласия правительства, исходящие  от него нормативные акты приобретают  юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут  за них ответственность.

Парламентская республика является менее распространённой формой правления, чем республика президентская, но она  также весьма распространена (ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.)

Иногда встречаются смешанные  форма правления, парламентско-президентские, которые не укладываются чётко в  приведённую классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание  президентской и парламентской  властей (например Франция). Кроме того, история знает ещё один вид  республики - Советскую республику.

Приведённые выше многообразные  формы правления , их зависимость  от многих факторов не позволяют однозначно, абстрактно оценивать ту или иную из них. Конечно, как правило, республики представляют более прогрессивную  форму правления, чем монархии, позволяют  эффективнее управлять социально  структурированным обществом. Вместе с тем в конкретной исторической обстановке и монархия может стабилизировать  то или иное общество, выступать  гарантом демократических преобразований. В свою очередь республиканская  форма правления может явиться  прологом к установлению фактически монархических династий (например в  некоторых социалистических государствах).

Также не следует однозначно, примитивно привязывать те или иные формы правления к типу государственности, например, по схеме рабовладельческое, феодальное государство - монархия, буржуазное, а тем более социалистическое государство - республика. Форма правления  зависит не только от классовой сущности государства, если таковая проявляет  себя, но и от многих иных факторов. Особенно относительной бывает эта  связь между тем или иным типом  государства и теми или иными  разновидностями форм правления. Например, обширные размеры России всегда требовали  сильной исполнительной власти для  эффективного управления, для преодоления  волокиты, для защиты прав граждан  на периферии и т.п. Адекватной этим политическим и экономическим потребностям, может быть только сильная президентская  или иная авторитарная власть. Кроме  того, формы правления могут иметь  и весьма субъективный характер, отражать представления об организации власти тех или иных политических партий, их лидеров. 

Глава III  Форма государственного устройства 

Вопрос о форме государства - это прежде всего вопрос о форме  правления. Но не только. Это ещё  и вопрос о национально-государственном  и административно-территориальном  устройстве государства, о связи  центральных и местных органов  власти и управления, распределении  между ними полномочий.

И прежде следует обратить внимание на многозначность понятия  «устройство государства». Говорится  об устройстве государства как форме  государства, об устройстве как форме  правления, об устройстве как территориальной  организации. Во всех этих случаях речь идёт именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.

Необходимость определённым образом построить территориальную  организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое  государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для  выполнения своего социального назначения - организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых  запасов и т.п. - государство ведёт  разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени  распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию  военной службы) и т.д. Но вести  всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения  и больших размерах государства  становится объективно невозможно.

После определённого порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость  разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также  создать на этих территориальных  образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность  распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

Информация о работе Форма государства