Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Вообще всякая форма - это организация предмета, явления. Причём надо различать внутреннюю и внешнюю формы. Гегель поясняет это различие. «Возьмём, например, книгу: для её содержания конечно безразлично, написана она или напечатана, переплетена она в картон или в кожу. Но это отнюдь не значит, что (если отвлечься от такой внешней и безразличной формы) само содержание книги бесформенно».

Содержание работы

1. Глава I Понятие формы (устройства) государства
2. Глава II Форма правления
3. Глава III Форма государственного устройства
4. Глава IV Политический режим

Файлы: 1 файл

скачанный курсач по тгп.docx

— 81.40 Кб (Скачать файл)

Либеральными называются также политические методы и способы  осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических  и гуманистических принципов.

Это принципы прежде всего  характеризуют экономическую сферу  взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В  соотношении личности и государства  приоритет сохраняется за личностью  и т.п.

Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в  организации политической и экономической  жизни, которые, по мнению ряда учёных, ведут в конечном счёте к тоталитарным формам правления. Либеральный режим  обуславливается прежде всего потребностями  товарно-денежной, рыночной организации  экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнёров. Либеральное государство и провозглашает  формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается  свобода слова, мнений, форм собственности, даётся простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и  становятся осуществимыми на практике.

Таким образом, экономическую  основу либерализма составляет частная  собственность. Государство освобождает  производителей от своей опеки и  не вмешивается в экономическую  жизнь людей, а только устанавливает  общие рамки свободной конкуренции  между производителями, условия  экономической жизни. Оно же выступает  и в качестве арбитра при разрешении между ними споров. Либеральный режим  допускает существование оппозиции, более того, в условиях либерализма  государство принимает все меры к существованию оппозиции, представляющей интересы меньшинства, учитывает эти  интересы, создаёт специальные процедуры  учёта этих интересов. Многопартийность - необходимый атрибут либерального общества. Кроме того, при либеральном  политическом режиме существует множество  ассоциаций, корпораций, общественных организаций, секций, клубов, объединяющих людей по интересам. Эти объединения  составляют фундамент гражданского общества и не оставляют гражданина лицом к лицу с государственной  властью, которая обычно склонна  к навязыванию своих решений  и даже к злоупотреблению своими возможностями.

При либерализме государственная  власть формируется путём выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных  компаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система «сдержек и противовесов» способствует уменьшению возможностей для злоупотребления  властью. Государственные решения  принимаются большинством голосов.

В государственном управлении используется децентрализация: центральная  власть берёт на себя решение только тех вопросов, которые не может  решить местная власть.

Однако либеральный режим  имеет и свои проблемы, главные  среди них - социальная защита некоторых  категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых  возможностей и т.п. Использование  этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития. Население  должно обладать достаточно высоким  политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Но всё  же, либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным  и желанным политическим режимом  для многих государств. Либеральный  режим может существовать только на демократической основе, он вырастает  из собственно демократического режима.

Демократический режим - («democratia: - народовластие) - это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа равенства и  свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права  и свободы, демократическое государство  не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую  основу и устанавливает конституционные  гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

В демократическом государстве  народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом  государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием  избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный  признак государства, в котором  существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные  начала, гуманизм.

Демократическое общество характеризуется  развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный  и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки секции, общества и т.п. объединяют людей по различным  интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности  и свободы личности.

Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан  участвуют и в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создаётся параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идёт по двум линиям: выборы управленцев-профессионалов и прямое участие в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления.

Управление в демократическом  государстве производится по воле большинства, но с учётом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путём голосования, так и  с использованием метода согласования при принятии решения.

На новый уровень поднимается  система разграничения полномочий между центральными и местными органами. Центральная государственная власть берёт на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование  общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом  сообществе, предотвращение конфликтов и т.д. Остальные вопросы решаются децентрализованно. В результате этого  снимается вопрос о концентрации, монополизации власти и необходимости  её нейтрализации.

Нормативное регулирование  приобретает качественно новый  характер. В идеале, поскольку демократическое  общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания и, кроме  того, граждане сами принимают прямое и непосредственное участие в  выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения  при неисполнении решений. Люди, как  правило, добровольно подчиняют  свои действия решению большинства.

Демократический режим тоже имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых  исторических условиях этот режим ведёт  к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, порой  создаёт условия для существования  разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но всё же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.

Демократический режим появляется в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и  правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться  на компромиссы в организации  и осуществлении государственной  власти.

Кроме того, демократический  режим в устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством  современное состояние цивилизации  с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами.

СПИСОК использованной литературы

Право и власть. М., 1990.

Деев Н.Н. От государственного аппарата к государству ассоциации. Правоведение. 1990 №5.

Иванов В.Г. Коричневая наука (из досье современного фашизма). 
М., 1985.

Каминский С.А. Институт монархии в странах Арабского  Востока. М., 1981.

Венгеров А.Б. Патология  государственности. Общественные науки  и современность. 1991 №5.

Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный  анализ. Государство и право. 1994 №1.

Четвернин В.А. Демократическое  конституционное государство. Введение в теорию. М., 1993.

Федерация в зарубежных странах. М., 1993.

Гаджиев К. Тоталитаризм как феномен ХХ века. Вопросы философии., 1992 №2.

Комаров С.А. Основы государства и права. Учебное  пособие. М., 1996.

Лазарев В.В. Общая  теория государства и права. Учебник. М., 1994.

1[1] Гегель. Энциклопедия философских наук, М., 1974. Т.1. с.299.

2[2] Науменко А.К. Монизм как принцип диалектической логики Алма-Ата, 1968. с.86.

3[3] Монтескье Ш. О духе законов.: Избр. Произв. М., 1955. с. 185.


Информация о работе Форма государства