Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Вообще всякая форма - это организация предмета, явления. Причём надо различать внутреннюю и внешнюю формы. Гегель поясняет это различие. «Возьмём, например, книгу: для её содержания конечно безразлично, написана она или напечатана, переплетена она в картон или в кожу. Но это отнюдь не значит, что (если отвлечься от такой внешней и безразличной формы) само содержание книги бесформенно».

Содержание работы

1. Глава I Понятие формы (устройства) государства
2. Глава II Форма правления
3. Глава III Форма государственного устройства
4. Глава IV Политический режим

Файлы: 1 файл

скачанный курсач по тгп.docx

— 81.40 Кб (Скачать файл)

В современных условиях социальная цена за реализацию принципа права  наций на самоопределение в федеративном государстве становится столь большой (разрыв хозяйственных связей, возникающие  проблемы этнических меньшинств, конфликты, в том числе вооружённые, беженцы, нарушение прав человека, спад производства и т.п.), что сторонниками приоритета права нации над правами человека всегда необходимо задумываться, во что  же могут обойтись народу, нации  мифические идеалы и утопии сепаратизма, обособления, отделения, выхода из федерации, образования самостоятельного государства.

Федерации делятся на два  вида: Национально-государственные  и административно-территориальные.

В основе национально-государственной  федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место  в многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности  и т.д., могут иметь место и  культурные автономии.

В основу административно-территориальной  федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую  роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы.

Форма государственного устройства государства зависит и от того, с какими государствами оно вступает в связи, на какой основе они складываются, а также от того, какого рода связи  оно поддерживает с другими государствами. Ведь, вступая в отношения с  субъектами международной жизни  для решения каких-то вопросов, государство  может зачастую поступиться и  частью своего суверенитета, самостоятельности, даже независимости, ради достижения общих  и великих целей.

Конфедеративная форма государственного устройства - это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определённых целей (экономических, военных, политических, социальных и др.), позволяющая создать  наиболее благоприятные условия  для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своём общении преследуют прежде всего экономические цели, причём эти цели относятся к разряду  постоянных: обеспечение наиболее благоприятных  условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и  т.д.

Конфедерация в отличие  от федерации - это, как правило, союз государств, но вместе с тем представляющий некое государственное образование, объединение.

Как форма союза государств, сохраняющих суверенитет практически  в полном объёме, конфедерация встречалась  сравнительно редко в истории. Конфедерациями были Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., Соединённые  Штаты Америки с 1781 по 1789 г., Швейцария  в период с 1815 по 1848 г. Попытки создания конфедераций предпринимались в  различных регионах мира и в ХХ столетии. Одной из них была Сенегамбия, объединившая в 1982 г. два государства - Гамбию и Сенегал - в конфедеративный  союз. Но через несколько лет она  распалась. Такая же судьба постигла в 1961 г. Объединённую Арабскую Республику - конфедерацию, созданную Египтом  и Сирией в 1958 г.

Опыт истории конфедераций свидетельствует о том, что эта  форма является переходной либо к  полному распаду союза, либо к  федеративной форме государственного устройства. Совмещая в себе черты  как международно-правовой, так и  государственной организации, она, под воздействием тех или иных причин, зачастую теряет равновесие, необходимое  для её сохранения. Характерно то, что  к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с многонациональным  составом населения (США, Швейцария, Германия), а многонациональные конфедерации (Австро-Венгрия, Швеция и Норвегия и ряд других) распались. При переходе к федеративной форме государственного устройства огромное значение приобретают  экономические факторы. Фактически только они могут сбить волну  центробежных тенденций и интегрировать  конфедерацию в единое целое.

Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются  необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения  общих дел, объединяются добровольно. Размер их устанавливается по соглашению.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода их неё определяется входящими  в неё государствами и основан  на принципе добровольности и согласии всех её членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может  производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые  стали предметом их добровольного  объединения. Только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы  могут также стать предметом  нормоустановительной деятельности конфедеративных  органов.

В предметы ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов. Он включает вопросы войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, общей системы коммуникаций, разрешения споров между субъектами конфедерации. Расширение их возможно, как правило, только с согласия всех государств, входящих в состав конфедерации.

Парламент формируется представительными  органами её субъектов, которые обязывают  своих делегатов неукоснительно следовать выданным им инструкциям  и указаниям.

Субъектам конфедерации принадлежит  право нуллификации, т.е. отказа в  признании либо отказа в применении актов союзной власти.

Бюджет конфедерации формируется  за счёт добровольных взносов её субъектов. Правом непосредственного налогообложения, как возможностью принудительного  взыскания взносов, конфедерация не обладает.

Субъекты конфедерации имеют  право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и  капиталов.

Как правило, в конфедерациях  отсутствует единая система денежного  обращения.

В конфедерациях нет союзного гражданства.

Содружество - это весьма редкое, ещё более аморфное, чем  конфедерация, но тем не менее организационное  объединение государств, характеризуемых  наличием общих признаков, определённой степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический  характер, например у славянских стран  СНГ, иногда же единство обуславливается  его привнесением в результате колониального  господства, как например, у стран  Британского содружества наций), в-четвёртых, культура (иногда культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путём взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции  иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но не всегда). Однако содружество - это  не государство, а своеобразное объединение  независимых государств. В основе содружества, как при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические  акты.

Цели, выдвигаемые при  создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет  их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединённым государствам приходится иногда ограничивать и свой суверенитет. Как правило, члены содружества - это полностью  независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.

В содружестве могут создаваться  и надгосударственные органы, но, скорее всего, не для управления, а для  координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для  целей содружества, объединяются добровольно  и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и  достаточными.

Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме  нормативных актов, которые могут  принимать главы государств (устав  содружества, акты об общих вооружённых  силах и т.п.).

Изучение такой формы  организационного объединения государств, как содружество, стало относительно новым и особенно актуальным делом  после распада СССР и образования  Содружества Независимых Государств некоторыми республиками, ранее входившими в его состав.

Содружество, как объединение  государств может иметь переходный период. Оно может развиваться  в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешённости, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной  дезинтеграции специфического союза  государств. 

Межгосударственные образования  знают и такую форму, как сообщество государств. В основе сообщества, как  правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является ещё одной  своеобразной переходной формой к государственной  организации общества. Оно в большинстве  случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (Европейские сообщества).

В сообщество могут входить  ассоциированные члены - государства, принимающие те или иные правила, действующие в сообществе. Порядок  вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами  сообщества. В сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы (Европарламент).

Сообщество может иметь  цель выровнять экономический и  научно-технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые  и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.

В реальной жизни все формы  государственного устройства могут  иметь самый широкий спектр, давать, например, такие сочетания, как конфедеративно-федеративные, когда в одних областях между  государствами осуществляются федеративные, а в других - конфедеративные связи. Или, например, давать сочетание унитарно-федеративных государственных образований (например, Россия: в её состав входят республики и вместе с тем она имеет  в других регионах чёткое административно-территориальное устройство). Как и в других, в данном случае теория государства и права выделяет и рассматривает самое типичное, основное, что характеризует те или иные реальные формы устройства государства. И надо учитывать, что в этой сфере, как и в других политико-правовых областях, действует целая система разных факторов, тенденций, которые дают самые разнообразные и удивительные сочетания национально-государственных и административно-территориальных форм.  

Глава IV Политический режим 

Форма правления и форма  государственного устройства не могут  ответить на вопрос о том, как, с помощью  каких способов, приёмов осуществляется взаимодействие государственной власти с населением, как проявляется  в политической сфере действительное соотношение классовых сил, каков  политический статус различных общественных организаций, какую роль выполняют  фактически органы государства по управлению населением, проживающим на его территории. На эти вопросы отвечает третий элемент  формы государства - политический режим.

В этой характеристике формы  государства отражаются внеправовые  или правовые способы осуществления  власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приёмы воздействия  на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение  свободы личности, защиты прав граждан, участие в управлении народом, политических партиях, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т.д.

Выделяют несколько основных видов политического режима, которые  применялись в многовековой истории  государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между  авторитарным и демократическим  режимами, крайними полюсами на всей шкале  политических методов осуществления  власти.

Деспотический режим (от греч. «despotia» - неограниченная власть). Этот режим характерен для монархической  формы правления, а именно для  абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним  лицом, становящимся деспотом.

Деспотии возникли в древности  и характеризовались крайним  произволом в управлении (Власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением  деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных  начал в управлении. Для многих государств азиатского способа производства с их общественной, государственной  собственностью, принуждением к труду, жестокой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический  режим становился типичной формой осуществления  власти. В деспотическом государстве  доминируют карательная, жёсткая налоговая  политика по отношению к народу.

При деспотии осуществляется жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые  при этом, потрясают воображение  своей суровостью, причём, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Жестокое подавление применяется весьма широко.

Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизывает  все поры в государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию, Монтескье пишет о том, что  все должны чуствовать ежеминутно вечно  поднятую длань государя. «Если государь хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без промедления  уничтожить лиц, занимающих первые места  в государстве, то всё пропало, так  как страх - единственное начало этого  образа правления - исчез, и у народа нет более защитника».3[3]

Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах  Азии, Африки, Южной Америке, в государствах «азиатского способа производства», рабовладельческих обществах, некоторых  феодальных странах. Он характерен для  ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и её осуществление или подавление противников режима и т.д. (Ирак).

Информация о работе Форма государства