Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Вообще всякая форма - это организация предмета, явления. Причём надо различать внутреннюю и внешнюю формы. Гегель поясняет это различие. «Возьмём, например, книгу: для её содержания конечно безразлично, написана она или напечатана, переплетена она в картон или в кожу. Но это отнюдь не значит, что (если отвлечься от такой внешней и безразличной формы) само содержание книги бесформенно».

Содержание работы

1. Глава I Понятие формы (устройства) государства
2. Глава II Форма правления
3. Глава III Форма государственного устройства
4. Глава IV Политический режим

Файлы: 1 файл

скачанный курсач по тгп.docx

— 81.40 Кб (Скачать файл)

Тиранический режим - также  основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путём, часто смещением  законной власти с помощью государственного переворота (Чили). Она также лишена правовых и нравственных начал, построена  на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует отметить, что понятие  «тирания» имеет эмоциональную  и политико-правовую оценку. Когда  речь идёт о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех  жестоких способов, с помощью которых  тиран осуществляет государственную  власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жестокой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни  не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счёт. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение  для того, чтобы посеять страх  среди населения. Овладение территорией  и населением другой страны обычно связано не только с физическим и  моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно  наблюдать в полисах Древней  Греции, в некоторых средневековых  городах-государствах.

Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в  деспотии произвол и самовластье  обрушиваются прежде всего на головы высших должностных лиц, то при тирании  им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своём не стремится их создать.

Тоталитарный режим является, как правило, порождением ХХ века, это фашистские государства, социалистические государства периода «культа  личности». Сам термин появился в  конце 20х годов, когда некоторые  политологи стремились отделить социалистическое государство от демократических  государств и искали чёткое определение  социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней  формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной  идеологии, которая формируется  и задаётся общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождём народа, в большинстве случаев  харизматическим.

Тоталитарный режим допускает  только одну правящую партию, а все  другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить  или уничтожить. Правящая партия объявляется  ведущей силой общества, её установки  рассматриваются как священные  догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются  антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает  бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и  государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной  и государственной должности, а  там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные  посты. Кроме того, осуществляется демагогическая ориентация всех членов общества на якобы  имевшие место выдающиеся достижения правящей партии. Монополия на информацию делает это осуществимым.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется  крайним централизмом. Практически  управление выглядит как исполнение  команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а  строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности  регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные  и др.), как правило, не учитываются.

Центром тоталитарной системы  является вождь. Его фактическое  положение сакрализируется. Он объявляется  самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какие-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.

На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т.е. должностных лиц, назначение которых  согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура, бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях.

Тоталитарный режим широко и постоянно применяет террор по отношению к населению. Физическое насилие, несмотря на его широкое  использование, уже не становится самоцелью, как при деспотии и тирании. Оно  выступает как главное условие  для укрепления и осуществления  власти.

При тоталитаризме устанавливается  полный контроль над всеми сферами  жизни общества. Государство стремится  буквально «слить» общество с  собой, полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех  или иных формах собственности. В  политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования  ими. Контроль пронизывает и сферу  личной жизни людей. Демагогия, догматизм  становятся способом идеологической, политической, правовой жизни. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека,, всячески ограничивает предприимчивость работника.

Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует доносительство, сдабривая  его «великой» идеей, например борьбой  с врагами народа. Поиск и происки  мнимых врагов становятся условием существования  тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические  беды, обнищание населения.

Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного  режима. Идея о военной опасности, об «осаждённой крепости» становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия - основные опоры тоталитаризма.

Разновидностью тоталитаризма  являются режимы, где осуществляется «культ личности», культ вождя - непогрешимого, мудрого, заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патологические амбиции тех  или иных политических лидеров.

Государство при тоталитаризме  как бы берёт на себя заботу о  каждом члене общества. Со стороны  населения при тоталитарном режиме развивается идеология и практика социального иждивенчества. Члены  общества полагают, что обеспечивать их, поддерживать, защищать во всех случаях  должно государство, особенно в сфере  здравоохранения, образования, жилищной сфере. Развивается психология уравнительности, идёт существенная люмпенизация общества. С одной стороны, насквозь демагогический, декоративный, формальный тоталитарный режим, а с другой - социальное иждивенчество  части населения питают и поддерживают эти разновидности политического  режима. Зачастую тоталитарный режим  окрашивают в националистические, расистские, шовинистические краски.

Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем всё возрастает (войны, пьянство, разрушение мотивации к  труду, принудительность, террор, демографические  и экологические потери), что приводит в конечном счёте к осознанию  вредности тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических  сдвигов и соответствующего этому  возрастания сознания людей, политической борьбы, иных факторов. В рамках тоталитарного  режима, обеспечивающего федеративное устройство государства, могут возникать  национально-освободительные движения, которые разрушают и тоталитарный режим, и само федеративное устройство.

Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемую националистической идеологией, представлениями о превосходстве  одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т.д.), крайней  агрессивностью.

Фашизм, как правило, основывается на националистической, расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной  идеологии. Целью фашистского государства  объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная  посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности  зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом  сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации  или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные  нации, расы, они в конечном счёте  должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный  режим, ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определённых исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании  масс. В их основе лежат определённые общественно-политические движения, в  которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические  интересы и т.п.

Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к  развязыванию войн и, наконец, военная  экспансия определённым образом  отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

Для фашистского режима характерны опора на шовинистические круги  крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический  централизм, который ведёт к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной  власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм. При фашизме происходит разрушение общечеловеческих правовых и моральных  ценностей, растёт произвол, упрощаются карательные процедуры, ужесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы  личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Государство  при фашизме неимоверно расширяет  свои функции и устанавливает  контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо сводятся на нет конституционные  права и свободы граждан. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры  в обществе для достижения своих  целей, для натравливания одних  наций на другие. Фашистское право - это право неравенства людей  прежде всего по критерию их национальной принадлежности.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде  не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке  шовинистических, люмпенизированных  слоёв населения активно борются  за овладение государственным аппаратом  либо по крайней мере за участие  в его работе.

Авторитарный режим может  осуществляться в иных формах. Он может  быть основан на праве, моральных  началах , но его нельзя всё же отнести  к режимам, где население участвует  в управлении, а власть осуществляется наиболее эффективным способом.

Всё же при любой форме  авторитаризма государственная  власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на, то что существуют представительные органы, реально они  никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе  с вождём или группой лиц (хунтой, олигархией).

Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая  себя не ограничивает законом, особенно в частности привилегий, льгот. В  её среде выделяется ещё более  узкий круг людей, небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда  руководство государство формируется  вследствие военного или государственного переворота, авторитарный режим называют кликой или хунтой. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние  очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы, рекомендации, учёт мнений, обсуждение того или иного вопроса со своей  командой становятся для него необходимыми. Лидером обычно является сильная, порой харизматическая личность. И хотя общественное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождём, тем не менее оно ориентируется на эту сильную личность.

Зачастую авторитарные режимы в относительно «мягкой» форме осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве  управление осуществляется, как правило, централизованно.

Решения центральной власти, не учитывающие зачастую экономических, национальных, географических, бытовых, религиозных и других особенностей тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно. В случае отклонения людей от «генеральной линии» применяется принуждение. Использование  насилия становится характерным  для авторитарного режима. Поэтому  авторитарное государство не может  существовать без опоры на полицейский  и военный аппараты. Суд в таком  государстве - вспомогательный инструмент, поскольку широко используется внесудебные  методы принуждения людей.

Оппозиция при авторитаризме  не допускается. Оппозиционеры, как  организации, так и граждане, жестоко  наказываются. Власть применяет к  инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может  пользоваться конституционными правами  и свободами, даже если они и провозглашены  формально, так как отсутствует  механизм их реализации, гарантии. Провозглашается  полный приоритет интересов государства  над личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознаёт, что доверие народа - великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и превращая  население в простой объект манипуляций. В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются  во многих странах. Авторитарному режиму противостоит демократический режим, прежде всего наиболее современная  форма последнего - либерально-демократический  режим.

Либерально-демократический  режим существует во многих странах. Его значение таково, что некоторые  учёные полагают: либеральный режим - это, собственно, не режим осуществления  власти, а условие существования  самой цивилизации на определённом этапе её развития, даже финальный  итог, которым и заканчивается  вся эволюция политической организации  общества, наиболее эффективная форма  такой организации. Но с последним  утверждением трудно согласиться, так  как в настоящее время идёт эволюция политических режимов и  даже такой её формы, как либерально-демократический  режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы  определения государственной власти, например возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, растут противоречия между правами  человека и наций, народов и т.п.

Информация о работе Форма государства