Налоговая политика и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 10:16, дипломная работа

Описание работы

Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими, как кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие. Цель дипломной работы – изучить основы налоговой политики Российской Федерации (далее РФ) и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретическая часть 6
1.1 Развитие и становление налоговой политики РФ 6
1.2 Значение налоговой политики 9
1.3 Задачи налоговой политики 12
1.4 Цели, формы и принципы налоговой политики 14
2 Аналитическая часть 25
2.1 Анализ собираемости налогов в бюджеты бюджетной системы РФ 26
2.2 Основные итоги реализации налоговой политики 40
2.3 Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов 53
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложение А «Принципы построения налоговой системы» 59
Приложение Б «Доходы консолидированного бюджета РФ, федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ в период с 2007 года по 2011» 61
Приложение В «Налоговые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации, федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ в период с 2007 года по 2011» 67
Приложение Г «Начисление и поступление налогов, сборов в консолидированный бюджет РФ по состоянию на 1 января 2012 года» 69
Приложение Д «Соотношение ВВП и налоговых поступлений консолидированного бюджета РФ» 71

Файлы: 1 файл

DIPLOM_gotov.docx

— 384.97 Кб (Скачать файл)

К налоговым  доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

  1. Собственные   налоговые  доходы:   региональные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством;
  2. Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов РФ: поступающие   от  федеральных  налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ (налог на доходы физических лиц является федеральным, но полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ, налог на прибыль распределяется в соотношении 2% в Федеральный бюджет, 18% в региональный бюджет соответствующего субъекта).

Неналоговые доходы бюджета субъекта РФ формируются  за счет различных видов доходов:

- от собственности  и операций с ней (например, части прибыли унитарных предприятий,  находящихся в ведении субъектов  РФ, остающейся после уплаты налогов, - в размерах, установленных законами  соответствующих субъектов РФ);

- сборов  на специальные услуги;

-  доходов  от внешнеэкономической деятельности, поступлений из федерального  бюджета и некоторых других.

В соответствии со п.4 ст.41 БК РФ безвозмездные  поступления разделяются на 5 категорий. Во-первых, это дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ. Во-вторых, это субсидии из других бюджетов бюджетной  системы, так называемые межбюджетные субсидии. В-третьих, это субвенции  из федерального бюджета и или  из бюджетов субъектов РФ. В-четвертых, это иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы. И в-пятых, это безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования [1].

На основании  данных в приложении Б, рассчитаем структуру доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.

  1. Структура  доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2007 год:

- удельный вес налоговых доходов: 3 586,44/4 828, 46*100=74%;

- удельный  вес безвозмездных поступлений: 627,34/4 828, 46*100=13%;

- удельный  вес прочих доходов: 614,69/4 828, 46*100=13%.

  1. Структура  доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2008 год:

- удельный вес налоговых доходов: 4 366,39/6 198,78*100=70%;

- удельный вес неналоговых доходов: 1 132,62/6 198,78*100=18%;

- удельный вес прочих доходов: 699,76/6 198,78*100=19%.

  1. Структура  доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2009 год:

- удельный  вес налоговых доходов: 3 774,88/5 926,62*100=64%;

- удельный  вес неналоговых доходов: 1 487,49/5 926,62*100=25%;

- удельный  вес прочих доходов: 664,24/5 926,62*100=11%.

  1. Структура  доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2010 год:

- удельный  вес налоговых доходов: 4 474,65/6 537,34*100=69%;

- удельный  вес неналоговых доходов: 1 398,38/6 537,34*100=21%;

- удельный  вес прочих доходов: 663,80/6 537,34*100=10%.

  1. Структура  доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2011 год:

- удельный  вес налоговых доходов: 5 224,41/7 643,90*100=68%;

- удельный  вес неналоговых доходов: 1 644,04/7 643,90*100=22%;

- удельный  вес прочих доходов: 775,46/7 643,90*100=10%.

Из данных расчетов видно, что налоговые доходы с 2007 по 2011 года в среднем составляют 70% от общей суммы доходов, 20% составляют безвозмездные поступлении и около 10% - прочие доходы (рисунок 4).


Рисунок 4 – Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2007-2011 года, в %

Таким образом, основным источником финансового обеспечения задач регионов и выполнения функций государственными органами управления субъектов РФ являются налоговые доходы. Государство через региональные бюджеты активно проводит экономическую и социальную политику путем предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов с целью прямого финансирования социальной сферы, сельского хозяйства, промышленности, строительства, охраны окружающей среды и других направлений. Государство посредством регулирования бюджетов субъектов РФ стремится к выравниванию уровней социального и экономического развития территорий.

На основании  данных в приложении В проанализируем динамику налоговых поступлений консолидированных бюджетов субъектов РФ.

В 2008 году по сравнению с 2007 годом налоговых  доходов поступило больше на 779,95 млрд. руб. (4 366, 39 - 3 586,44=779,95 млрд. руб.), или на  21,75% ((4 366, 39/3 586,44*100)-100=21,75%).

В 2009 году меньше на 591,50 млрд. руб. (3 774,88 - 4 366,39= - 591,50 млрд. руб.) чем в предыдущем периоде, или  на 13,55% ((3 774,88/4 366,39*100) -100= -13,55%). Это обусловлено спадом производства в связи с мировым финансовым кризисом. 

По сравнению  с 2009 годом в 2010 году поступило налоговых доходов больше на  699,77 млрд. руб.  (4 474,65-3 774,88= 699,77 млрд. руб.), т.е. на 18,54% ((4 474,65/3 774,88*100)-100=18, 54%).

В 2011 году на 749,76 млрд. руб. больше чем в 2010 году (5 224,41-4 474,65=749,76 млрд. руб.), или на 16,76%  ((5 224,41/4 474,65*100)-100=16,76%).

Из данных расчетов можно сделать вывод, что в целом налоговые поступления консолидированных бюджетов субъектов РФ имеют положительную динамику. За период с 2007 по 2011 годы доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ возросли на 1 637,97 млрд. руб. (5 224,41-3 586,44=1 637,97 млрд. руб.), или на 45,67% ((5 224,41/3 586,44*100)-100=45,67%)

Для более полного отражения роли налогов в формировании федерального бюджета РФ дадим определения основным понятиям.

Бюджет  — экономическая категория, т. е. устойчивая общественная связь. По аналогии с финансами федеральный бюджет можно определить как общественные отношения по поводу формирования и  использования централизованной федеральной  властью фонда денежных средств.

Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства  в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями  государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями  проводимой экономической политики.

По своей  форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и  использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных  функций.

На основании  данных в приложении Б рассчитаем структуру доходов федерального бюджета РФ.

  1. Структура  доходов Федерального бюджета РФ за 2007 год:

- удельный  вес налоговых доходов: 4 539,53/7 781,12*100=58%;

- удельный  вес неналоговых доходов: 2 322, 90/7 781,12*100=30%;

- удельный  вес безвозмездных поступлений: 231,14/7 781,12*100=3%;

- удельный  вес прочих доходов: 687,54/7 781,12*100=9%.

  1. Структура  доходов Федерального бюджета РФ за 2008 год:

- удельный  вес налоговых доходов: 5 130,00/9 275,93*100=55%;

- удельный  вес неналоговых доходов: 3 484,87/9 275,93*100=38%;

- удельный  вес прочих доходов: 660,05/9 275,93*100=7%.

  1. Структура  доходов Федерального бюджета РФ за 2009 год:

- удельный  вес налоговых доходов: 3 818,40/7 337,75*100=52%;

- удельный  вес неналоговых доходов: 2 509,41/7 337,75*100=34%;

- удельный  вес прочих доходов: 1 004,15/7 337,75*100=14%.

  1. Структура  доходов Федерального бюджета РФ за 2010 год:

- удельный  вес налоговых доходов: 4 243,83/8 305,41*100=51%;

- удельный  вес неналоговых доходов: 2 853,09/8 305,41*100=34%;

- удельный  вес прочих доходов: 1 028,38/8 305,41*100=15%.

  1. Структура  доходов Федерального бюджета РФ за 2011 год:

- удельный  вес налоговых доходов: 5 832,37/11 365,99*100=51%;

- удельный  вес неналоговых доходов: 3 712,49/11 365,99*100=33%;

- удельный  вес прочих доходов: 1 820,98/11 365,99*100=16%.

Из данных расчетов видно, что доходы федерального бюджета с 2007 по 2011 года в среднем на 54% состоят из налоговых доходов, на 34% из неналоговых доходов и на 12 % из прочих доходов (рисунок 5).

 

Рисунок 5 – Структура федерального бюджета РФ за 2007 – 2011 года, в %

Таким образом, основной источник доходов Федерального бюджета РФ – налоговые доходы. Через федеральный бюджет происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами и слоями населения. Из федерального бюджета финансируются все мероприятия оборонного характеpa, развитие науки, подготовка кадров, органы государственного управления, развитие инфраструктуры. Средства федерального бюджета являются основным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений производства, освоения новых месторождений и новых технологий.

 С  точки зрения экономической практики  федеральный бюджет — важнейший  элемент макроэкономической политики. Он обеспечивает аккумулирование  финансовых ресурсов и их перераспределение.

За счет средств бюджета формируется  большая часть платежеспособного  спроса. Это достигается тем, что  из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются  товары и услуги, осуществляются капиталовложения.

Таким образом, по своему содержанию федеральный бюджет есть одновременно экономическая категория  и инструмент политики.

 

На основании  данных в приложении В проанализируем динамику налоговых поступлений федерального бюджета РФ.

В 2008 году по сравнению с 2007 годом налоговых  доходов поступило больше на 590,50  млрд. руб. (5 130,00 - 4 539,53=590,50  млрд. руб.), или  на  13,01%  ((5 130,00/4 539,53*100)-100=13,01%).

В 2009 году - меньше на 1 312,00  млрд. руб. (3 818,40 - 5 130,00= - 1 312,00  млрд. руб.) чем в предыдущем периоде, или на 25,57% ((3 818,40/5 130,00*100)-100= -25,57%).  Это обусловлено мировым финансовым кризисом.

В 2010 году на 425,40 млрд. руб. больше чем в 2009 году (4 243,83 - 3 818,40= 425,40 млрд. руб.), или на 11,14% ((4 243,83/3 818,40*100)-100=11,14%)

 В  2011 году – на 1 589,00 млрд. руб. больше чем в 2010 году (5 832,37 - 4 243,83=1 589,00 млрд. руб.), или на 37,43% ((5 832,37/4 243,83*100)-100=37,43%)  

Из данных расчетов можно сделать вывод, что  в целом налоговые поступления  Федерального бюджета РФ имеют положительную динамику. За период с 2007 по 2011 годы доходы  федерального бюджета РФ возросли на 1 283,84 млрд. руб.  (5 823,37-4 539,53=1 283,84 млрд. руб.), или на 28,28% ((5 823,37/4 539,53*100)-100=28,28%)

Для более  полного отражения роли налогов  в формировании Консолидированного бюджета РФ дадим определения основным понятиям.

Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (консолидированный  бюджет субъекта Федерации, консолидированный  бюджет Российской Федерации).

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  определяет тем самым налоговую  политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет — категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

На основании  данных в приложении Б рассчитаем структуру доходов консолидированного бюджета РФ.

    1. Структура  доходов консолидированного бюджета РФ за 2007 год:

- удельный  вес налоговых доходов: 9 719,81/13 368,26*100=73%;

- удельный  вес неналоговых доходов: 2 322, 90/13 368,26*100=17%;

- удельный  вес прочих доходов: 1 325,09/13 368,26*100=10%.

  1. Структура  доходов консолидированного бюджета РФ за 2008 год:

- удельный  вес налоговых доходов: 11 292,18/16 169,93*100=70%;

- удельный  вес неналоговых доходов: 3 484,87/16 169,93*100=21%;

- удельный  вес прочих доходов: 1 392,05/16 169,93*100=9%.

  1. Структура  доходов консолидированного бюджета РФ за 2009 год:

- удельный  вес налоговых доходов: 9 407,75/13 599,72*100=69%;

- удельный  вес неналоговых доходов: 2 509,41/13 599,72*100=19%;

- удельный  вес прочих доходов: 1 682,55/13 599,72*100=12%.

  1. Структура  доходов консолидированного бюджета РФ за 2010 год:

- удельный  вес налоговых доходов: 11 026,54/16 031,93*100=69%;

- удельный  вес неналоговых доходов: 2 853,09/16 031,93*100=18%;

Информация о работе Налоговая политика и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ