Налоговая политика и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 10:16, дипломная работа

Описание работы

Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими, как кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие. Цель дипломной работы – изучить основы налоговой политики Российской Федерации (далее РФ) и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретическая часть 6
1.1 Развитие и становление налоговой политики РФ 6
1.2 Значение налоговой политики 9
1.3 Задачи налоговой политики 12
1.4 Цели, формы и принципы налоговой политики 14
2 Аналитическая часть 25
2.1 Анализ собираемости налогов в бюджеты бюджетной системы РФ 26
2.2 Основные итоги реализации налоговой политики 40
2.3 Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов 53
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложение А «Принципы построения налоговой системы» 59
Приложение Б «Доходы консолидированного бюджета РФ, федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ в период с 2007 года по 2011» 61
Приложение В «Налоговые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации, федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ в период с 2007 года по 2011» 67
Приложение Г «Начисление и поступление налогов, сборов в консолидированный бюджет РФ по состоянию на 1 января 2012 года» 69
Приложение Д «Соотношение ВВП и налоговых поступлений консолидированного бюджета РФ» 71

Файлы: 1 файл

DIPLOM_gotov.docx

— 384.97 Кб (Скачать файл)

Цели налоговой политики не являются чем-то застывшим и неподвижным. Они формируются под воздействием целостного ряда факторов, важнейшими из которых является экономическая  и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Цели налоговой  политики в значительной мере обусловлены  также социально-экономическим строением  общества, стратегическими задачами развития экономики страны, международными финансовыми обязательствами государства. Поэтому при выработке налоговой политики государство преследует следующие цели:

- экономические цели – повышение  уровня развития экономики, оживление  деловой активности, стимулирование  хозяйственной деятельности, ликвидация  диспропорций;

- фискальные цели – обеспечение  потребности всех уровней власти  в финансовых ресурсах, достаточных  для проведения экономической  и социальной политики, а также  выполнения соответствующими органами  власти и управления возложенных  на них функций; 

- социальные цели – обеспечение  государственной политики регулирования  доходов, перераспределение национального  дохода в интересах определенных  социальных групп, сглаживание  неравенства; 

- международные цели – выполнение  международных финансовых обязательств  государства, укрепление экономических  связей с другими государствами. 

Исходя из вышеизложенного, можно  сделать вывод, что налоговая  политика способствует достижению множества  целей, которые в конечном итоге  влияют на экономический рост.

 

1.5 Инструменты налоговой политики

 

Практическое проведение налоговой  политики осуществляется через налоговый  механизм. Именно он в настоящее  время признан во всех странах  основным регулятором экономики. Налоговый  механизм представляет собой совокупность организационных, правовых норм и методов  управления налоговой системой. Формой реализации и регулирования налогового механизма является налоговое законодательство, которое определяет совокупность налоговых  инструментов.


Участие государства в регулировании  экономики при проведении налоговой  политики осуществляется с помощью  таких налоговых инструментов, как  налоговая ставка, налоговая льгота, налоговые санкции, налоговая база и некоторые другие.

Государство применяет при этом как прямые, так и косвенные  методы использования налоговых  инструментов. Основные инструменты  регулирования налоговой политики (рисунок 2).

 

Рисунок 2 - Инструменты регулирования налоговой  политики.

Важным средством осуществления  политики государства в области  регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или её части, денежная оценка которой является величина налога. Изменяя её, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для определенной категории налогоплательщиков в отдельных регионах, отдельных отраслях и предприятиях. Ставка налога обеспечивает относительную стабильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

Роль налоговой ставки для осуществления  государственной политики состоит  в возможности использования  различных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных, регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные  и регрессивные ставки, с помощью  которых регулируется не только уровень  доходов различных категорий  налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

Благодаря налоговым ставкам единая централизованная налоговая система  является достаточно гибкой, что обеспечивается за счет уточнения ставок налогов  и приведения налоговой политики в соответствии с реальной экономической  конъюнктурой.

Наряду с налоговой ставкой  эффективным средством реализации налоговой политики являются также  налоговые льготы. Это связано с те, что соответствующим категориям физических и юридических лиц, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Проведение активной налоговой  политики способствует также и то, что законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные  основания представления налоговых  льгот, связанные с видами и формами  предпринимательской деятельности. Налоговые льготы, принимаемые в  мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку  они могут быть установлены в  любых случаях, когда есть заинтересованность государства в развитии предпринимательской  деятельности и оно готово стимулировать  или, наоборот не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской  деятельности.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство, прежде всего, активизирует воздействие  налогового регулятора на различные  экономические процессы. Формы и  способы предоставления льгот в  любом государстве постоянно  развиваются. Наиболее используемыми  формами налоговых льгот являются:

- полное или частичное освобождение  прибыли, дохода или другого  объекта от налогообложения;

- отнесения убытков на доходы  будущих периодов;

- применение уменьшенной налоговой  ставки;

- освобождение от налога (полное  или частичное) на определенный  вид деятельности или дохода  от такой деятельности;

- освобождение от налога отдельных  социальных групп;

- отсрочка или рассрочка платежа  и некоторые другие.

Наиболее частый объект налогового стимулирования – инвестиционная деятельность. Во многих государствах (в России до 2002 года) полностью или частично освобождается от налогообложения  прибыль, направленная на эти цели. Нередко в целях стимулирования инвестиционной активности освобождаются  от НДС технологическое оборудование и запасные части к нему. В системе налогообложения ряда стран предусматривается создание специальных инвестиционных фондов, не облагаемых подоходным и некоторыми другими видами налогов.

Использование налоговых льгот  или преференций, является характерным  примером прямого воздействия на процессы регулирования и стимулирования. Полное освобождение от уплаты отдельных  налогов, базой которых служит доход  или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых  отраслей экономики или сфер деятельности, стимулирования инвестиций в малоосвоенные  или неблагоприятные регионы  страны. Подобные налоговые освобождения практикуются в основном сроком на 3-5 лет.

Важным элементом налогового механизма  являются налоговые санкции. Они, с одной стороны, являются инструментом в руках государства, нацеленным на обеспечение безусловного выполнения налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой – нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, так как непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Система налогообложения большинства  стран предусматривает, в частности, различные формы формирования налоговой  базы, связанной с амортизационными отчислениями. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, то есть списывать  стоимость основного капитала не в соответствующих физическому  износу нормах, а в увеличенном  размере, приводит к искусственному завышению издержек производства и, соответственно, к снижению отражаемой на счетах прибыли, а значит и налоговых  выплат. Законодательством отдельных  стран разрешено, кроме того, списывать  на амортизацию половину стоимости  нового оборудования. Во многих странах  осуществлен переход к использованию  неравномерного метола амортизационных  списаний: в первый год-два списывается  наибольшая часть стоимости, а по отдельным видам оборудования производится единовременное списание стоимости  в начале срока службы.

Инструменты налоговой политики разнообразны, но лишь их грамотное использование  может помочь в развитии экономики. И для того, чтобы оценить степень  воздействия того или иного инструмента, существуют специальные математические расчёты.

 

 

2 Аналитическая часть

 

Бюджетное устройство любого государства  определяется законодательно и характеризует:

- организацию государственного  бюджета и бюджетной системы;  взаимоотношения между отдельными  звеньями;

- правовые основы функционирования  бюджетов и структуру;

-  процедурные стороны формирования  и использования бюджетных средств. 

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных  образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, которая основана на экономических отношениях  правовых нормах. По сути это совокупность всех бюджетов государства [9].

Структура бюджетной системы Российской Федерации определена Конституцией РФ и статьей 10 Бюджетного кодекса  РФ (рисунок 3) [1].

Рисунок 3 – Структура бюджетной  системы РФ

В дипломной работе будут рассмотрены  консолидированный бюджет РФ, федеральный  бюджет и консолидированные бюджеты  субъектов РФ.

2.1 Анализ собираемости налогов в бюджеты бюджетной системы РФ

 

Доходы бюджетной системы  можно определить как экономическую  категорию, т.е. совокупность определенных экономических отношений, возникающих  между плательщиками доходов, в  качестве которых выступают юридические  и физические лица, и получателем  средств, государством, в лице органов  его власти. Эти отношения возникают  по поводу изъятия части средств плательщиков в пользу получателя.

В состав доходов включаются также экономические отношения, связанные с распределением поступающих  государству средств между бюджетами  различных уровней. Эти отношения  возникают между различными государственными, региональными и муниципальными органами и с точки зрения организации  бюджетных отношений они представляют собой бюджетные ресурсы, которые  зачисляются в бюджеты различных  уровней для целевого финансирования общегосударственных и муниципальных  мероприятий.

В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса (далее БК) в РФ установлены три основные группы доходов: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления [1].

К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам относятся:

-  доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

-  доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

-  доходы от платных услуг,  оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах;

-  средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности, в том числе  штрафы, конфискации, компенсации,  а также средства, полученные  в возмещение вреда, причиненного  Российской Федерации, субъектам  Российской Федерации, муниципальным  образованиям, и иные суммы принудительного  изъятия; 

- средства самообложения граждан; 

- иные неналоговые доходы.

Безвозмездные поступления это  средства, которые поступают в  виде финансовой помощи от юридических и физических лиц, от правительств иностранных государств и международных организаций.

 По российскому бюджетному  законодательству, в доходы бюджетов  могут зачисляться безвозмездные  перечисления по взаимным расчетам. Под этими перечислениями понимаются  операции по передаче средств  между бюджетами разных уровней  в связи с изменениями в  налоговом и бюджетном законодательстве, либо в связи с передачей  полномочий по финансированию  расходов или передачей доходов  в процессе исполнения бюджета.  В настоящее время такие перечисления  осуществляются очень редко, т.к.  все изменения законодательства  вводятся в действие с первого  января и все эти изменения  учтены в составленных и утвержденных  бюджетах. К безвозмездным поступлениям  относятся: безвозмездные поступления  от нерезидентов, безвозмездные  поступления от бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации,  безвозмездные поступления от  государственных, негосударственных  и наднациональных  организаций,  и т.д.

Для более полного отражения  роли налогов в формировании консолидированных  бюджетов субъектов РФ дадим определения  основным понятиям.

Региональные  бюджеты – центральное звено  территориальных бюджетов, которые  служат для финансового обеспечения  задач, лежащих на государственных  органах управления субъекта РФ. Целью  региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а  также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

Информация о работе Налоговая политика и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ