Налоговая политика и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 10:16, дипломная работа

Описание работы

Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими, как кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие. Цель дипломной работы – изучить основы налоговой политики Российской Федерации (далее РФ) и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретическая часть 6
1.1 Развитие и становление налоговой политики РФ 6
1.2 Значение налоговой политики 9
1.3 Задачи налоговой политики 12
1.4 Цели, формы и принципы налоговой политики 14
2 Аналитическая часть 25
2.1 Анализ собираемости налогов в бюджеты бюджетной системы РФ 26
2.2 Основные итоги реализации налоговой политики 40
2.3 Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов 53
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложение А «Принципы построения налоговой системы» 59
Приложение Б «Доходы консолидированного бюджета РФ, федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ в период с 2007 года по 2011» 61
Приложение В «Налоговые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации, федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ в период с 2007 года по 2011» 67
Приложение Г «Начисление и поступление налогов, сборов в консолидированный бюджет РФ по состоянию на 1 января 2012 года» 69
Приложение Д «Соотношение ВВП и налоговых поступлений консолидированного бюджета РФ» 71

Файлы: 1 файл

DIPLOM_gotov.docx

— 384.97 Кб (Скачать файл)

С учетом приведенных обстоятельств  рассмотрение уровня и динамики налоговых  доходов бюджетной системы является важным, поскольку позволяет показать, что с ее помощью следует сглаживать колебания доходов, обусловленные  волатильностью внешнеторговой конъюнктуры, что, в свою очередь, требует настройки налоговой системы и различных подходов к налогообложению в различных секторах экономики. В таблице 2 приведены данные о величине и структуре доходов расширенного правительства в Российской Федерации (куда входят доходы всех бюджетов и внебюджетных фондов бюджетной системы) в 2005 - 2010 годах. Из представленных данных видно, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей, имеющих квазиналоговый характер) на протяжении последних шести лет существенно снизилась - с 36,5% ВВП в 2005 году до 31,7% ВВП по итогам 2010 года. При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов.

Таблица 2 - Доходы бюджета Российской Федерации в 2005 - 2010 гг. (% ВВП)

Наименование

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Доходы всего                       

39,7%

39,5%

39,9%

38,8%

35,1%

35,3%

Налоговые доходы и платежи         

36,5%

36,1%

36,2%

36,2%

31,0%

31,7%

в том числе                        

           

Налог на прибыль организаций       

6,2%

6,2%

6,5%

6,1%

3,3%

4,0%

Налог на доходы физических лиц     

3,3%

3,5%

3,8%

4,0%

4,3%

4,0%

Налог на добавленную стоимость     

6,8%

5,6%

6,8%

5,2%

5,3%

5,6%

Акцизы                             

1,2%

1,0%

0,9%

0,8%

0,9%

1,1%

Таможенные пошлины                 

7,5%

8,3%

7,0%

8,4%

6,5%

6,4%

Налог на добычу полезных ископаемых

4,2%

4,3%

3,6%

4,1%

2,7%

3,2%

Единый социальный налог  и страховые  
взносы                             

 
5,5%

 
5,4%

 
5,6%

 
5,5%

 
5,9%

 
5,2%

Прочие налоги и сборы <*>          

1,9%

1,9%

2,0%

1,9%

2,2%

2,2%


 

2.3 Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов

 

В период 2012 - 2014 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных "Основными направлениями налоговой  политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" и "Основными направлениями  налоговой политики на 2011 год и  плановый период 2012 и 2013 годов". [4]

Взимание налогов и сборов может  оказывать различные эффекты  на поведение экономических агентов, создавать различные стимулы, как для организаций, так и для физических лиц. Однако основной задачей налогообложения является обеспечение доходов бюджетной системы. С учетом необходимости обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе следует предпринимать меры, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.

В рамках проводимой налоговой политики основными источниками повышения  доходного потенциала взимаемых  налогов может стать как повышение  налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области  налогового администрирования. В первую очередь, необходимо принять меры для  повышения доходов бюджетной  системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных  ресурсов, а также от перехода к  новой системе налогообложения  недвижимого имущества. Отдельным  направлением политики в области  повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы  налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся  возможностей для уклонения от налогообложения.

При этом необходимым условием развития российской экономики является, прежде всего, является технологическое обновление, модернизация производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.

Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется  по следующим направлениям.

- налоговое стимулирование инновационной  деятельности и развития человеческого  капитала;

- мониторинг эффективности налоговых  льгот;

- акцизное налогообложение;

- совершенствование налогообложения  при операциях с ценными бумагами  и финансовыми инструментами  срочных сделок, финансовыми операциями;

- налог прибыль организаций.

- налогообложение природных ресурсов;

- совершенствование налогообложения  в рамках специальных налоговых  режимов;

- введение налога на недвижимость;

- налоговое администрирование.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Среди множества экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая политика является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

В дипломной работе была рассмотрена и проанализирована доля налоговых поступлений бюджетов бюджетной системы. В структуре рассматриваемых бюджетов налоговые поступления являются основным источником доходов. Из чего можно сделать вывод, что роль налоговой политики в формировании бюджетов бюджетной системы заключается в обеспечении образования централизованных (общегосударственных) фондов финансовых ресурсов. Таким образом, создавая определенный финансовый запас, государство создает тем самым благоприятные условия для развития собственной экономики и направляет эти финансовые потоки в виде дотаций, субъектам нуждающимся в финансовой поддержке.

Отдельно был проведён анализ основных направлений налоговой политики Российской Федерации, в частности.

Из анализа политики можно сделать вывод, что эти направления в долгосрочной перспективе должны основываться на необходимости:

- обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы;

- поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, – отвечает потребностям государства в доходах для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций.

При этом необходимым условием развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе услуги социального характера.

В среднесрочной перспективе планируется  внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

- налоговое стимулирование инновационной  деятельности и развития человеческого  капитала;

- мониторинг эффективности налоговых  льгот;

- акцизное налогообложение;

- совершенствование   налогообложения при операциях с    ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями;

- налог прибыль организаций.

- налогообложение природных ресурсов;

- совершенствование налогообложения  в рамках специальных налоговых  режимов;

- введение налога на недвижимость;

- налоговое администрирование.

Налоговая политика является важнейшим  инструментом государства в реализации поставленных целей. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические  сферы страны и неразрывно связана  со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная  реформа экономики, торгово-промышленная политика и др. Манипулируя налоговой  политикой, государство стимулирует  экономическое развитие страны или сдерживает его. Российская налоговая система пока не является эффективным инструментом обеспечения перехода к экономике инновационного типа. И требует дальнейшего совершенствования.

Налоговая политика в ближайшие  три года должна быть ориентирована  на создание максимально комфортных условий для расширения экономической  деятельности и перехода экономики  на инновационный путь развития, а  также на дальнейшее снижение масштабов  уклонения от налогообложения. С  учетом необходимости обеспечения  сбалансированности федерального бюджета  в среднесрочной перспективе  следует предпринимать меры, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Нормативная литература

  1. Бюджетный Кодекс РФ с дополнениями и изменениями на 01.01.2012 г.
  2. Налоговый кодекс с дополнениями  и изменениями на 01.01.2012 г.
  3. "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2013 годы"
  4. "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (одобрено Правительством РФ 07.07.2011).

Учебная литература

  1. Александров, И. М., Субботина, О. В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ И. М.Александров, О. В. Субботина. - М.: ИТК "Дашков и К", 2009. – 448 с.
  2. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебник/А.В. Аронов, В.А. Кашин – М.: Экономистъ, 2008. – 591 с.
  3. Бюджетная система России: учебник/Под редакцией д.э.н. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- 703 с.
  4. Карасёва М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). – М.: Юрист, 2010. – 201 с.
  5. Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие/А.С. Нешитой.– М.: ИТК "Дашков и К", 2008. – 384 с.
  6. Свищева, В.А. Государственные и муниципальные финансы: Учебник/ В.А. Свищева. – М.: ИТК "Дашков и К", 2009. – 464 с.

Интернет ресурсы 

  1. http://www.nalog.ru
  2. http://www.minfin.ru
  3. http://www.gmcgks.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

(обязательное)

Принципы построения налоговой  системы

(на 1 листе)

 

 



Рисунок А.4 – Принципы построения налоговой системы

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

(обязательное)

Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации, федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ в период с 2007 года по 2011 год

(на 5 листах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица Б.3 – Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации, федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ, 2007 год


Виды доходов

Консолидированный бюджет РФ и бюджет ГВБФ РФ, млрд. руб.

Федеральный бюджет, млрд. руб.

Конс. бюджеты субъектов РФ, млрд. руб.

Всего доходов

13 368,26

7 781,12

4 828,46

В том числе налоговые доходы

9719,81

4539,53

3586,44

Из них:

     

Налог на прибыль организаций

2 172,03

641,32

1 530,71

Налог на доходы физических лиц

1 266,61

 

1 266,62

Единый социальный налог

782,53

404,98

0,15

Страховые взносы

1 198,23

 

0,00

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации

1 390,62

1 390,39

0,23

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

288,19

108,84

179,35

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

871,09

871,09

-

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

141,89

-

123,67

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО

411,22

-

411,22

Налог на добычу полезных ископаемых

1 197,40

1 122,91

74,49

Неналоговые доходы

2 322,90

2 322,90

-

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

0,45

231,14

627,34

Прочие

1 325,09

687,54

614,69

Информация о работе Налоговая политика и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ