Налоговая политика и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 10:16, дипломная работа

Описание работы

Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими, как кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие. Цель дипломной работы – изучить основы налоговой политики Российской Федерации (далее РФ) и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретическая часть 6
1.1 Развитие и становление налоговой политики РФ 6
1.2 Значение налоговой политики 9
1.3 Задачи налоговой политики 12
1.4 Цели, формы и принципы налоговой политики 14
2 Аналитическая часть 25
2.1 Анализ собираемости налогов в бюджеты бюджетной системы РФ 26
2.2 Основные итоги реализации налоговой политики 40
2.3 Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов 53
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложение А «Принципы построения налоговой системы» 59
Приложение Б «Доходы консолидированного бюджета РФ, федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ в период с 2007 года по 2011» 61
Приложение В «Налоговые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации, федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ в период с 2007 года по 2011» 67
Приложение Г «Начисление и поступление налогов, сборов в консолидированный бюджет РФ по состоянию на 1 января 2012 года» 69
Приложение Д «Соотношение ВВП и налоговых поступлений консолидированного бюджета РФ» 71

Файлы: 1 файл

DIPLOM_gotov.docx

— 384.97 Кб (Скачать файл)

- удельный  вес прочих доходов: 1 954,43/16 031,93*100=13%.

  1. Структура  доходов консолидированного бюджета РФ за 2011 год:

- удельный  вес налоговых доходов: 14 604,24/20 853,68*100=70%;

- удельный  вес неналоговых доходов: 3 712,49/20 853,68*100=18%;

- удельный  вес прочих доходов: 2 536,96/20 853,68*100=12%.

Как и  в структуре консолидированных бюджетов субъектов РФ. федерального бюджета РФ, так и в структуре консолидированного бюджета РФ основную часть составляют налоговые доходы. Примерно 70% - налоговые доходы, 19% неналоговые доходы и 11% прочие доходы (рисунок 6).


Рисунок 6 – Структура консолидированного бюджета РФ за 2007 – 2011 годы, в %

 Показатели  консолидированного бюджета играют  большую роль в перспективном  планировании в целом и перспективном  финансовом планировании в частности.  Финансовые показатели, в основе  которых лежат показатели консолидированных  бюджетов, используются при разработке  прогнозов экономического и социального  развития государства и территорий.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговые  доходы являются основным источником всех бюджетов бюджетной системы РФ и их наполняемость напрямую зависит от налоговых поступлений.

На основании  данных в приложении В проанализируем динамику налоговых поступлений консолидированного бюджета РФ.

В 2008 году по сравнению с 2007 годом налоговых  доходов поступило больше на 1 572,37 млрд. руб. ((11 292,18 -  9 719,81= 1 572,37 млрд. руб. ), что составляет 16,18% ( (11 292,18/9 719,81*100)-100= 16,18%).

В 2009 году меньше на 1 884,40  млрд. руб. (9 407,75 - 11 292,18= -1 884,40 млрд. руб.), или на 16,69%((9 407,75/11 292,18 *100)-100= -16,69%)  чем в предыдущем периоде, это обусловлено мировым кризисом

В 2010 году на 1 618,79 млрд. руб. (11 026,54 - 9 407,75= 1 618,79 млрд. руб.) больше чем в 2009 году, или на 17,21% ((11 026,54/9 407,75*100)-100= 17,21%).

 В 2011 году  – на 3 577,70 млрд. руб. (14 604,24 - 11 026,54   = 3 577,70 млрд. руб.) больше чем в 2010 году, или на32,45% ((14 604,24/11 026,54*100)-100= 32,45%).

Из данных расчетов можно сделать вывод, что в целом налоговые поступления консолидированного бюджета РФ имеют положительную динамику. За период с 2007 по 2011 годы доходы  консолидированного бюджета РФ возросли на 4 884,43 млрд. руб.  (14 604,24 -9 719,81=4 884,43 млрд. руб.), или на 50,25% ((14 604,24 /9 719,81*100)-100=50,25%)

Так же немаловажным фактором в формировании доходов бюджетов является собираемость налогов. На основании  приложения Г проанализируем соотношение начисленных и фактически уплаченных основных видов налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2001 год.

Проанализируем поступления  в консолидированный бюджет РФ в 2011 году по основным видам налогов (рисунок 7).

Рисунок 7 – Начисление и поступление налогов, сборов в консолидированный бюджет РФ по состоянию на 1 января 2012 года, в млн. руб.

По налогу на прибыль было начислено 2 216 810 млн. руб., фактически поступило 2 270 315 млн. руб. что на 2% больше чем было запланировано ((2 270 315/2 216 810*100)-100= 2%).

 По НДС начислено  1 846 536 млн. руб., уплачено 1753 240 млн. руб., что на 5% меньше ((1 753 240/1 846 536*100)-100= -5%).

По акцизам было начислено 616 805 млн. руб., поступило в бюджет 603 879 млн. руб. на 2% меньше ((603 879/616 805*100)-100= -2%).

 По имущественным налогам  было начислено 598 038 млн. руб., поступило в бюджет 677 955 млн. руб. на 13% больше начисленного ((677 955/598 038*100)-100=13%).

И по НДПИ начислено 2 039 833 млн. руб., а фактически поступило 2 042 549 млн. руб., что составляет 100% ((2 042 549/2 039 833*100)-100=100%).

Таким образом, данные показатели отражают эффективность налоговой политики, а именно:

- отсутствует большая отрицательная разница между начисленной суммой налогов и суммой фактически поступивших налоговых платежей по основным видам налогов,

- в некоторых случаях сумма поступивших платежей превышает суммы налогов начисленных к уплате.

Что так же говорит об эффективности применяемой налоговой политики.

На основании выше представленных расчетов можно сделать вывод, что  роль налоговой политики в формировании бюджетов бюджетной системы заключается  в обеспечении образования централизованных (общегосударственных) фондов финансовых ресурсов.

В свою очередь налоговая  политика реализуется на основании  основных направлений, подготовленных в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Структура доходов бюджетов бюджетной системы определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.

Одной из таких особенностей является налоговая  политика государства. Для полного  отражения темы дипломной работы проанализируем основные направления  налоговой политики РФ за последние  несколько лет и на плановый период. 

 

2.2 Основные  направления налоговой политики  РФ

 

Целью изменений налоговой системы, предусмотренных НК РФ, является построение стабильной налоговой системы на территории РФ. Она должна стать  рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных  интересов, содействовать развитию предпринимательства, национального  богатства России и благосостоянию ее граждан. 

Важнейшим фактором проводимой налоговой  политики является необходимость поддержания  сбалансированности бюджетной системы. Налоговая политика ближайших лет  будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Достижение в среднесрочной перспективе сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти, предусмотренное Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике, возможно лишь при постепенном увеличении доходов бюджетной системы, не обусловленных напрямую мировыми ценами на нефть. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы.

В последние несколько лет в основных направлениях налоговой политики предусматривалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим пунктам:

- налог на прибыль организаций;

- налог на добавленную стоимость;

- акцизное налогообложение;

- введение налога на недвижимость;

- налогообложение имущества (в  том числе земельных участков);

- налогообложение в рамках специальных  налоговых режимов;

- налоговое администрирование;

- упрощение администрирования  налогообложения физических лиц;

- международное сотрудничество, интеграция  в международные организации  и соглашения, информационный обмен;

- налоговая нагрузка в российской  экономике.

Рассмотрим и проанализируем направления  налоговой политики и результаты ее реализации за 2009-2011 годы и прогнозы до 2014 года.

 

2.3 Основные итоги реализации налоговой политики

 

В 2009-2011 годах вносились изменения в налоговую политику РФ по вышеперечисленным направлениям.

Рассмотрим наиболее значимые итоги реализации налоговой политики за последние 3 года.

  1. В части совершенствования налога на прибыль организаций начиная с 1 января 2009 года ставка налога снижена с 24 процентов до 20 процентов, так же с 1 января 2011 г. в два раза (с 20 000 до 40 000 руб.) увеличена первоначальная стоимость объекта для признания его основным средством или амортизируемым имуществом, что непосредственно влияет на величину налоговой базы.
  2. Налог на добавленную стоимость. Принят Федеральный закон, который, в частности, направлен на предотвращение потерь федерального бюджета в связи с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам при модернизации, реконструкции, капитальном ремонте объектов недвижимости, частично используемых для осуществления операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, а также по товарам (работам, услугам), по которым уменьшение цен (тарифов) осуществляется после их реализации.

Федеральным законом уточняется порядок определения места реализации в отношении услуг, связанных  с перевозкой, оказываемых иностранными лицами на территории Российской Федерации, услуг по предоставлению в пользование  воздушных судов, морских судов  или судов внутреннего плавания, используемых за пределами территории Российской Федерации для добычи (лова) водных биологических ресурсов и (или) научно-исследовательских целей  либо перевозок между пунктами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, а также вспомогательных работ (услуг).

В целях формирования законодательной  базы по косвенным налогам Таможенного  союза в 2010 году были ратифицированы Протокол о порядке взимания косвенных  налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных  налогов при экспорте и импорте  товаров, выполнении работ, оказании услуг  в таможенном союзе, Протокол о порядке  взимания косвенных налогов и  механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе. Помимо этого нормы глав 21 и 22 НК были приведены в соответствие с Таможенным кодексом таможенного союза, вступившим в силу с 1 июля 2010 года.

3) Индексация ставок акцизов. В связи с уточнением размеров планируемой инфляции при составлении проекта федерального бюджета на 2009 - 2011 годы ставки акцизов были проиндексированы в среднем до 10 процентов ежегодно (за исключением нефтепродуктов и табачных изделий).

4) Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Основными направлениями налоговой политики на 2009 - 2011 годы, Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность данной работы, в прошедшем периоде велась активная работа по подготовке к введению налога на недвижимость.

В рамках выполнения Плана реализации мероприятий, обеспечивающих введение на территории Российской Федерации  местного налога на недвижимость, формируется  нормативная правовая база, необходимая  для проведения кадастровой оценки объектов недвижимости.

Проведение оценки объектов недвижимости в субъектах Российской Федерации  предполагалось в 2011 - 2012 годах.

Результаты работ по проведению кадастровой (массовой) оценки недвижимости ожидались в начале 2012 года.

5) Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов. Сравнительно низкий уровень развития малого бизнеса в России по сравнению с ведущими зарубежными странами, а также ослабление государственной поддержки развития сельского хозяйства в переходный период формирования рыночных отношений предопределили необходимость разработки при проведении налоговой реформы особых мер по поддержке указанных секторов экономики. Отмена в связи с введением части второй Налогового кодекса налоговых льгот для субъектов малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставлявшихся по основным налогам в рамках общего режима налогообложения, была компенсирована введением специальных налоговых режимов, которые в значительной степени способствовали стабилизации их экономического положения и снижению социальной напряженности в обществе.

В период с 2004 по 2010 года были приняты меры по совершенствованию таких специальных налоговых режимов, как упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Они позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Что, в свою очередь, повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило эффективность налогового администрирования. Указанные меры стимулировали переход субъектов предпринимательской деятельности на специальные налоговые режимы, в том числе из сферы "теневого" бизнеса. За 2003 - 2008 гг. (на начало года) количество налогоплательщиков, применяющих указанные специальные налоговые режимы, увеличилось с 2,2 млн. до 4,2 млн. (в т.ч. организаций с 246 тыс. до 1227 тыс.), или в 1,9 раза. Поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением этих налоговых режимов, выросли с 33,8 млрд. руб. до 141,9 млрд. руб., или в 4,2 раза.

В 2011 году в целях снижения налоговой  нагрузки для малого бизнеса, а также  в качестве антикризисной меры, направленной на смягчение негативных последствий  повышения ставок страховых взносов  на обязательное пенсионное, медицинское  и социальное страхование, были внесены  изменения в НК, которые привели к значительному расширению возможностей по применению упрощенной системы налогообложения.

6) Взносы в государственные внебюджетные фонды. До 1 января 2010 года действовал единый социальный налог. С 1 января 2010 года он отменен, в настоящее время страховые отчисления  напрямую перечисляются  в каждый из внебюджетных фондов в виде установленного процента. При этом фонды получают право осуществлять контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов. В 2010 году взносы на социальное страхование составили 34%, но эта ставка оказалась неподъемной для многих предпринимателей и привела к удвоению «теневых» выплат. Так в 2012 году были приняты соответствующие меры, и ставки были снижены с 34% до 30%. Министерство финансов РФ  одновременно со снижением ставки страховых взносов с 34 до 30% ввело дополнительную ставку в 10% для заработных плат свыше 512 000 руб. в год. Значит, в проигрыше окажутся предприятия, платящие сотрудникам свыше 45 000 руб. в месяц.

7) Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен. В рамках международных налоговых отношений Российской Федерации и зарубежных государств в 2008 году был ратифицирован Протокол к Соглашению об избежании двойного налогообложения с Германией. В соответствии с ним, в частности, обмен налоговой информацией будет распространен на налоги любого вида и содержания, а не только на прямые налоги, непосредственно входящие в сферу действия Соглашения. Это позволит улучшить информационный обмен и транспарентность налоговых отношений между Россией и Германией, будет способствовать повышению эффективности борьбы с правонарушениями в налоговой области.

Информация о работе Налоговая политика и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ