Бюджетная система РФ: ее структура и роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 10:12, доклад

Описание работы

Государство играет огромную роль в различных областях жизни общества - их эффективное функционирование и существование невозможно без регуляции со стороны государства. Одна из сфер, которая более всего, на мой взгляд, нуждается во вмешательстве государства - это экономическая. Именно регулирование экономических процессов и отношений составляет суть государственной экономической политики.
Для регулирования хозяйственной жизни государством используются многочисленные экономические, политические и юридические меры. С их помощью государство стремится достичь стабильного развития и адаптации к постоянно меняющимся условиям современной рыночной конъюнктуры

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 89.69 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Эссе

на тему:

 

Бюджетная система  РФ:

ее структура  и роль в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012г.

Введение

Государство играет огромную роль в различных областях жизни  общества - их эффективное функционирование и существование невозможно без  регуляции со стороны государства. Одна из сфер, которая более всего, на мой взгляд, нуждается во вмешательстве государства - это экономическая. Именно регулирование экономических процессов и отношений составляет суть государственной экономической политики.

Для регулирования хозяйственной  жизни государством используются многочисленные экономические, политические и юридические  меры. С их помощью государство  стремится достичь стабильного развития и адаптации к постоянно меняющимся условиям современной рыночной конъюнктуры.

Одно из наиболее значимых мест в планировании экономики государства  занимает проектирование бюджетной системы, определяющей правила перераспределения финансовых потоков и обязательств между субъектами бюджетных отношений.

Под бюджетной системой Российской Федерации понимается основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных  бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями составляют понятие "бюджетное устройство".

Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли. Цель данной работы - исследование структуры и принципов бюджетной системы, выявление ее отличительных черт и особенностей, в том числе в рамках РФ.

 

 

1. Основные понятия темы

Рассмотрение данной темы, на мой взгляд, невозможно, если, прежде всего, не приведены основные определения  и формулировки, касающиеся ее.

Бюджет  государства - выраженная в денежных суммах роспись доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и производимых ими расходов; звено финансовой системы страны. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач, таких, например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики.

Бюджетная система - представляет собой совокупность бюджетов разных уровней, основанную на социально-экономических взаимоотношениях и бюджетном законодательстве; представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:

  • формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
  • составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля их исполнения.

Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.

Расход  бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Доход бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Профицит бюджета - это превышение доходов бюджета над расходами.

Дефицит бюджета - это государственный долг.

Закрепленные  доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.

Регулирующие  доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.

Заемные средства - получение процентных или беспроцентных ссуд из иных бюджетов, по решению представительных органов власти в установленном порядке выпускать займы на инвестиционные цели на соответствующих территориях, взятие краткосрочных кредитов коммерческих банков.

Одноканальная модель бюджетного перераспределения - модель, согласно которой предполагалось отказаться от разделения доходов местных бюджетов на собственные доходы и отчисления от доходов вышестоящих бюджетов и перейти к территориальному принципу формирования и распределения государственных бюджетных доходов, что стимулировало хозяйственные отношения и развивало принцип самофинансирования регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бюджетная система РФ и ее принципы

Итак, определение «бюджетной системы», которое дают ученые-экономисты, давалось ранее. Но, бюджетная система Российской Федерации, кроме того, имеет еще и законодательное определение, которое, к сожалению, только затрудняет решение вопроса о критерии отнесения составных частей к этой системе. Статья 6 Бюджетного кодекса РФ устанавливает: "...бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов". Относительно местоположения целевых внебюджетных фондов в составе бюджетной системы существуют различные точки зрения. Так, Ю.Петров, анализируя сложившийся порядок создания и использования средств внебюджетных фондов, делает вывод, что "они выведены за рамки финансовой системы". По мнению А.А. Жданова, "наличие внебюджетных фондов не противоречит единству бюджетной системы Российской Федерации". Поэтому само понятие «бюджетная система» является неоднозначным и спорным.

В основе построения любой  системы (бюджетной в том числе) лежит совокупность определенных принципов. Главной целью принципов построения бюджетной системы должно быть отражение  федеративного устройства Российского  государства в сочетании с  самостоятельностью органов местного самоуправления. Между тем бюджетный  федерализм, занимая основополагающее место в вопросах построения бюджетной  системы, относится к числу наименее теоретически разработанных и нормативно закрепленных.

Статья 28 БК РФ содержит перечень принципов, на которых, по мнению законодателя, должна строиться бюджетная система. Однако здесь прослеживаются отдельные  несоответствия содержания бюджетной  системы и основных идей ее построения, поскольку принцип "эффективности  и экономности использования  бюджетных средств" должен лежать в основе бюджетного финансирования.

Таким образом, согласно законодательству, бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:

1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

  4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета.

5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).

7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

Некоторые исследователи  также выделяют признак безвозмездности и безвозвратности, как характерный для любой бюджетной системы. Но, эти принципы соответствуют не всем доходам бюджета, на что в науке неоднократно обращалось внимание. Безвозвратные средства (налоги) представляют большую часть бюджетных доходов, однако их безвозвратный характер несколько условен, поскольку налоги имеют публичную возмездность и возвращаются к плательщику как общественные услуги. Более того, в доход бюджета поступают средства во временное пользование, которые государство обязано возвратить полностью и в определенный срок (государственные кредиты, займы и т.д.). Определенные признаки возмездности также присутствуют у неналоговых платежей обязательного характера: лицензионных и регистрационных сборов, государственной пошлины, арендной платы и т.п.

 

2. Структура бюджетной  системы в РФ

Образование Российской Федерации  как самостоятельного государства  предопределило радикальные изменения  в составе и принципах построения бюджетной системы, что нашло  отражение первоначально в принятии Закона РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В данном законе впервые был сформулирован принцип  самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетную систему РСФСР. В  соответствии с этим Законом бюджетная  система определялась как совокупность республиканского бюджета РСФСР, республиканских  бюджетов республик в составе  РСФСР, бюджетов национально-государственных  и административно-территориальных  образований РСФСР.

После принятия в 1993 г. Конституции  РФ понятие бюджетов национально-государственных  и административно-территориальных  образований РФ было конкретизировано в Законе РФ от 15.04.93 № 4807-1 «Об основах  бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», в соответствии с  которым они были представлены:

  • республиканскими бюджетами республик в составе РФ;
  • областным бюджетом автономной области;
  • окружными бюджетами автономных округов;
  • краевыми бюджетами краев;
  • областными бюджетами областей;
  • городскими бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербург;
  • местными бюджетами.

Бюджетный кодекс РФ, введенный  в действие с 1 января 2000 г., закрепил основные изменения в бюджетном  устройстве РФ, произошедшие с 1991 г., и  определил в ст.6 бюджетную систему  РФ как основанную на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ и регулируемую нормами права  совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и  бюджетов государственных внебюджетных фондов. При этом в ст. 10 Бюджетного кодекса РФ были четко определены уровни и внутренняя структура бюджетной  системы РФ.

Реально в большинстве  субъектов РФ существует 4 уровня. В  большинстве субъектов РФ в составе  бюджетов районов имеются сметы  поселков и сельских администраций, в 24 субъектах созданы местные  бюджеты двух уровней, в 15 – существуют местные бюджеты на уровне поселений  и районные «государственные» бюджеты.

В соответствии со статьями 1, 5, 71, 73 и 132 Конституции РФ, а также  статьей 10 Бюджетного Кодекса РФ бюджетная  система Российской Федерации состоит  из бюджетов трех уровней.

  • федеральный уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Данные бюджеты согласно ст. 13 БК РФ предназначены для исполнения расходных обязательств России;
  • региональный уровень - бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных ГВБФ. Как установлено в ст. 14 Кодекса, каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального ГВБФ. Региональный бюджет и бюджет территориального ГВБФ предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ;
  • местный уровень - бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). В соответствии со ст. 14 Кодекса каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. О понятиях видов муниципальных образований см. ст. 9 Закона.

Информация о работе Бюджетная система РФ: ее структура и роль в экономике