Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:40, дипломная работа
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день бюджетная система является немаловажной частью всей финансовой системы государства. Как экономическая категория бюджетная система представляет собой совокупность финансовых отношений государства, как с юридическими, так и физическими лицами, а также регионами по формированию и использованию централизованного денежного фонда – бюджетов. Другими словами, под бюджетной системой понимается способ организации бюджета распределения и перераспределения денежных средств между отдельными звеньями бюджетной системы, частями экономики, каналами доходов и расходов.
Введение 5
1 Теоретические основы функционирования бюджетной системы 7
1.1 Сущность и экономическое содержание бюджетной системы 7
1.2 Бюджетный механизм и его основные элементы 23
1.3 Правовое обеспечение функционирования бюджетной системы 27
2 Анализ Бюджетной системы Республики Казахстан в условиях глобализации 31
2.1 Классификация государственных доходов 31
2.2 Организация местных финансов 36
2.3 Вопросы управления государственным долгом 40
3 Бюджетная система Республики Казахстан состояние и перспективы развития 52
Заключение 63
Список использованной литературы 67
В
данной концепции предполагается также,
что наличие дефицитов и
Механизм функционирования бюджетной системы регламентируется юридическими нормами. Совокупность юридических норм, по которым строится и действует бюджетная система, а также определяется компетенция государственных органов власти и управления по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, представляет собой бюджетное право. Порядок разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского и местных бюджетов определены Бюджетным Кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О местном государственном управлении в Республики Казахстан», который действует с 2001 года.
В Бюджетном Кодексе по всем видам бюджетов даётся их определение устанавливается наименование доходов и расходов, рассматривается порядок составления отчётов об исполнении бюджета их утверждения и регламентируются вопросы контроля исполнения бюджетов. Здесь же определен перечень налогов, по которым в соответствующий бюджет поступают доходы полностью, указаны доходы, по которым в доход соответствующего бюджета зачисляется часть доходов по нормативам, установленным вышестоящим органом. Бюджетным Кодексом определяется порядок формирования и использования, а также определены функции Совета по управлению этим фондом.
Порядок разработки, рассмотрения и утверждения республиканского бюджета определен конституцией Республики Казахстан и бюджетным Кодексом Республики Казахстан. Структуру государственных органов в области регулирования бюджетных отношений составляют: Президент Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан, Счётный комитет по контролю исполнения республиканского бюджета, Правительство Республики Казахстан, центральные уполномоченные органы.
Положения
Бюджетного Кодекса определяют, что
в компетенцию президента Республики
Казахстан в области
Законодательный
орган страны – Парламент Республики
Казахстан – в области
Счетный комитет является высшим органом государственного финансового контроля, осуществляющим внешний контроль за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан.
Основными задачами Счетного комитета являются:
В соответствии с Бюджетным Кодексом к компетенции правительства Республики Казахстан в области бюджетных отношений относятся:
В бюджетном Кодексе закреплены права центральных уполномоченных органов по бюджетному планированию, по исполнению бюджета, по внутреннему контролю, а также компетенция маслихатов и акиматов области, города республиканского значения, столицы, района. Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» регулирует общественные отношения в области местного государственного управления, определяет компетенцию, организацию, порядок деятельности местных представительных и исполнительных органов.
Местное государственное управление представлено местными и исполнительными органами, осуществляющими свою деятельность на соответствующей территории в целях проведения государственной политики, её развития в пределах компетенции, определённой настоящим Законом и другими законодательными актами, а также являющимися ответственными за состояние дел на соответствующей территории.
Местный представительный орган (маслихат) – выборный орган, избираемый населением области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения), выражающий волю населения и в соответствии с законодательством Республики Казахстан, определяющий меры, необходимые для её реализации и контролирующий их осуществление.
Экономическую и финансовую основу деятельности местного государственного управления составляют:
К компетенции маслихатов относится утверждение планов, экономических и социальных программ развития соответствующей территории, местного бюджета и годового отчёта о его исполнении, плана расходов на содержание района в городе республиканского значения (столице). Маслихат избирает свою ревизионную комиссию, которая осуществляет внешний контроль исполнения местного бюджета и рассматривает отчёты о проведении такого контроля.
Акимат области (городов республиканского значения, столицы) в соответствии с законодательством:
Разрабатывает
и представляет на утверждение маслихата
планы, экономические и социальные
программы развития области (городов
республиканского значения, столицы),
областной бюджет (городов республиканского
значения, столицы) и обеспечивает их исполнение,
а также формирует отчёт об исполнении
бюджета соответствующей административно-
В Законе Республики Казахстан «О местном государственном управлении в Республики Казахстан» также уточняются отдельные положения по формированию и регулированию доходов и расходов бюджета. Основа бюджетно-правового статуса государства и его территориальных подразделений – это право на самостоятельный бюджет, их чего вытекает широкий круг бюджетных полномочий, через использование которых и осуществляется данное право. На каждом уровне власти бюджетная компетенция имеет свои особенности, но процессы формирования бюджета, его исполнения и контроля использования выделенных бюджетных ассигнований находятся в компетенции исполнительных органов власти. [12]
Государственные доходы - это совокупность денежных отношений по формированию финансовых ресурсов государства путем распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства для выполнения задач по обороне и управлению страной, социально-экономического развития. Государственные доходы объединены в определенную систему.
Основными видами доходов бюджетов являются:
Налоговые поступления - налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым и Таможенным кодексами Республики Казахстан.
Неналоговые поступления - обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан, кроме предусмотренных Налоговым кодексом Республики Казахстан, таможенным законодательством таможенного союза и (или) Республики Казахстан, не относящиеся к поступлениям от продажи основного капитала, связанные гранты, а также деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе, кроме трансфертов.
Поступления от продажи основного капитала являются поступления в бюджет денег:
1)
от продажи государственного
имущества, закрепленного за
2)
от продажи товаров из
3) от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в частную собственность или предоставления их в постоянное или временное землепользование либо реализованных иным способом в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан или международными договорами;
4)
от продажи нематериальных
Поступления трансфертов - являются поступления трансфертов из одного уровня бюджета в другой, из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет.[4] Источником государственных доходов является национальный доход.
Государственные
доходы - это часть национального
дохода страны, получаемая в процессе
его распределения
Таблица 1
Доходы
государственного бюджета в % к ВВП
Наименование показателей | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
Доходы | 796318,2 | 980235,0 | 1075486,3 |
налоговые поступления | 515200,4 | 594655,3 | 879640,0 |
неналоговые поступления | 23723,0 | 17848,0 | 39205,4 |
поступления от продажи основного капитала | 7394,9 | 7731,7 | 6640,9 |
Поступление трансфертов | 250000,0 | 360000,0 | 180000,0 |
Примечание: Таблица составлена автором на основе данных Министерства финансов по состоянию на 1 апреля [14] |
Объем поступлений в бюджет, на 2009 – 2011 годы составлен на основе прогнозируемых параметров макроэкономических показателей: добычи нефти, мировой цены на нефть, курса тенге к доллару США, а также динамики поступлений за предыдущие годы, анализа текущей ситуации.