Бюджетная система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:40, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день бюджетная система является немаловажной частью всей финансовой системы государства. Как экономическая категория бюджетная система представляет собой совокупность финансовых отношений государства, как с юридическими, так и физическими лицами, а также регионами по формированию и использованию централизованного денежного фонда – бюджетов. Другими словами, под бюджетной системой понимается способ организации бюджета распределения и перераспределения денежных средств между отдельными звеньями бюджетной системы, частями экономики, каналами доходов и расходов.

Содержание работы

Введение 5

1 Теоретические основы функционирования бюджетной системы 7

1.1 Сущность и экономическое содержание бюджетной системы 7
1.2 Бюджетный механизм и его основные элементы 23
1.3 Правовое обеспечение функционирования бюджетной системы 27

2 Анализ Бюджетной системы Республики Казахстан в условиях глобализации 31

2.1 Классификация государственных доходов 31
2.2 Организация местных финансов 36
2.3 Вопросы управления государственным долгом 40

3 Бюджетная система Республики Казахстан состояние и перспективы развития 52

Заключение 63

Список использованной литературы 67

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РК.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

    В данной концепции предполагается также, что наличие дефицитов и крупного государственного долга для нормальной экономики не опасны.       Фискальная  политика, ориентированная на концепции бюджета, балансируемого на циклической основе, и функциональных финансов предполагает разработку обоснованной программы финансовых мероприятий, учитывающей состояние денежного обращения, обеспечивающей контроль за формированием бюджетных дефицитов, финансирование эффективных мероприятий по направлениям государственных расходов. Государственный Бюджет воздействует на экономику через бюджетный механизм. В этом проявляется роль бюджета как инструмента влияния на экономику в целом. Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета. 

    1.3 Правовое обеспечение функционирования бюджетной системы

 

    Механизм  функционирования бюджетной системы  регламентируется юридическими нормами. Совокупность юридических норм, по которым строится и действует бюджетная система, а также определяется   компетенция государственных органов власти и управления по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, представляет собой бюджетное право. Порядок разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского и местных бюджетов определены Бюджетным Кодексом Республики Казахстан  и Законом Республики Казахстан  «О местном государственном управлении в Республики Казахстан», который действует с 2001 года.

    В Бюджетном Кодексе по всем видам бюджетов даётся их определение устанавливается наименование доходов и расходов, рассматривается порядок составления отчётов об исполнении бюджета их утверждения и регламентируются вопросы контроля исполнения бюджетов. Здесь же определен перечень налогов, по которым в соответствующий бюджет поступают доходы полностью, указаны доходы, по которым в доход соответствующего бюджета зачисляется часть доходов по нормативам, установленным вышестоящим органом. Бюджетным Кодексом определяется порядок формирования и использования, а также определены функции Совета по управлению этим фондом.

    Порядок разработки, рассмотрения и утверждения  республиканского бюджета определен  конституцией Республики Казахстан  и бюджетным Кодексом Республики Казахстан. Структуру государственных органов в области регулирования бюджетных отношений составляют: Президент Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан, Счётный комитет по контролю исполнения республиканского бюджета, Правительство  Республики Казахстан, центральные уполномоченные органы.

    Положения Бюджетного Кодекса определяют, что  в компетенцию президента Республики Казахстан в области регулирования  бюджетных отношений входит определение  порядка разработки республиканского бюджета и отчёта о его исполнении. Президент образует, определяет состав и утверждает Положение о Республиканской бюджетной комиссии, определяет основные направления бюджетной политики страны, а также имеет иные полномочия в соответствии с бюджетным кодексом и другими законами Республики Казахстан.

    Законодательный орган страны – Парламент Республики Казахстан – в области регулирования  бюджетных отношений, согласно Бюджетному  Кодексу, утверждает республиканский  бюджет и внесённые в него изменения  и дополнения, рассматривает,  утверждает отчёты Правительства Республики Казахстан и Счётного комитета об исполнении республиканского бюджета, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Казахстан. [12]

    Счетный комитет является высшим органом  государственного финансового контроля, осуществляющим внешний контроль за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан.

    Основными задачами Счетного комитета являются:

  • контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы исполнения республиканского бюджета;
  • выполнение поручений Президента Республики Казахстан по вопросам, связанным с исполнением республиканского бюджета;
  • контроль за полнотой и своевременностью поступлений в республиканский бюджет, а также за возвратом сумм поступлений из республиканского бюджета, эффективности налогового и таможенного администрирования;
  • контроль на соответствие использования средств республиканского бюджета, в том числе целевых трансфертов и кредитов, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, софинансирования из бюджета концессионных проектов, а также поручительств и активов государства, законодательству Республики Казахстан. [13]

    В соответствии с Бюджетным Кодексом к компетенции правительства Республики Казахстан в области бюджетных отношений относятся:

  • Определение методики расчётов различных показателей;
  • Установление и утверждение различных процедур, обеспечивающих порядок разработки и исполнения бюджетов;
  • Предоставление Парламенту Республики Казахстан республиканского бюджета и годового отчёта о его исполнении;
  • Составление совместно с Национальным банком  республики Казахстан годового отчёта о формировании и использовании Национального фонда Республики Казахстан.

    В бюджетном Кодексе закреплены права  центральных уполномоченных органов  по бюджетному планированию, по исполнению бюджета, по внутреннему контролю, а  также компетенция маслихатов и  акиматов области, города республиканского значения, столицы, района. Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» регулирует общественные отношения в области местного государственного управления, определяет компетенцию, организацию, порядок деятельности местных представительных и исполнительных органов.

    Местное государственное управление представлено местными и исполнительными органами, осуществляющими свою деятельность на соответствующей территории  в целях проведения государственной  политики, её развития в пределах компетенции, определённой настоящим Законом и другими законодательными актами, а также являющимися ответственными за состояние дел на соответствующей территории.

    Местный представительный орган (маслихат) –  выборный орган, избираемый населением области  (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения), выражающий волю населения и в соответствии с законодательством Республики Казахстан, определяющий меры, необходимые для её реализации  и контролирующий их осуществление.

    Экономическую и финансовую основу деятельности местного государственного управления составляют:

  • Местный бюджет;
  • Имущество, закреплённое за коммунальными юридическими лицами;
  • Иное имущество, находящиеся в коммунальной собственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

    К компетенции маслихатов относится  утверждение планов, экономических  и социальных программ развития соответствующей  территории, местного бюджета и годового отчёта о его исполнении, плана  расходов на содержание района в городе республиканского значения (столице). Маслихат избирает свою ревизионную комиссию, которая осуществляет внешний контроль исполнения местного бюджета и рассматривает отчёты о проведении такого контроля.

    Акимат  области (городов республиканского значения, столицы) в соответствии с законодательством:

    Разрабатывает и представляет на утверждение маслихата  планы, экономические и социальные программы развития области (городов  республиканского значения, столицы), областной бюджет (городов республиканского значения, столицы) и обеспечивает их исполнение, а также формирует отчёт об исполнении бюджета соответствующей административно-территориальной единицы.

    В Законе Республики Казахстан «О местном  государственном управлении в Республики Казахстан» также уточняются отдельные положения по формированию и регулированию доходов и расходов бюджета. Основа бюджетно-правового статуса государства и его территориальных подразделений – это право на самостоятельный бюджет, их чего вытекает широкий круг бюджетных полномочий, через использование которых и осуществляется данное право. На каждом уровне власти бюджетная компетенция имеет свои особенности, но процессы формирования бюджета, его исполнения и контроля использования выделенных бюджетных ассигнований находятся в компетенции исполнительных органов власти. [12]

 

    2 Анализ Бюджетной системы Республики Казахстан в условиях глобализации

    2.1 Классификация государственных  доходов

 

    Государственные доходы - это совокупность денежных отношений по формированию финансовых ресурсов государства путем распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства для выполнения задач по обороне и управлению страной, социально-экономического развития. Государственные доходы объединены в определенную систему.

    Основными видами доходов бюджетов являются:

    Налоговые поступления - налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные  Налоговым и Таможенным кодексами  Республики Казахстан.

    Неналоговые поступления - обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан, кроме предусмотренных Налоговым кодексом Республики Казахстан, таможенным законодательством таможенного союза и (или) Республики Казахстан, не относящиеся к поступлениям от продажи основного капитала, связанные гранты, а также деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе, кроме трансфертов.

    Поступления от продажи основного капитала являются поступления в бюджет денег:

    1) от продажи государственного  имущества, закрепленного за государственными  учреждениями;

    2) от продажи товаров из государственного  материального резерва;

    3) от продажи земельных участков, находящихся в государственной  собственности, в частную собственность или предоставления их в постоянное или временное землепользование либо реализованных иным способом в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан или международными договорами;

    4) от продажи нематериальных активов, принадлежащих государству.[4]

    Поступления трансфертов - являются поступления трансфертов из одного уровня бюджета в другой, из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет.[4] Источником государственных доходов является национальный доход.

    Государственные доходы - это часть национального  дохода страны, получаемая в процессе его распределения перераспределения  через различные виды денежных поступлений  в собственность государства  с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально – экономических, политических планов, а также обеспечению оборонной безопасности страны, а также необходимой для финансирования государственных органов. Доходы государственного бюджета на 2009 – 2013 годы определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом положений нового Налогового кодекса, предусматривающего снижение налоговой нагрузки на не сырьевой сектор экономики.  

    Таблица 1

    Доходы  государственного бюджета в % к ВВП  

    Наименование  показателей 2009 год  2010 год  2011 год 
    Доходы 796318,2 980235,0 1075486,3
    налоговые поступления 515200,4 594655,3 879640,0
    неналоговые поступления 23723,0 17848,0 39205,4
    поступления от продажи основного капитала 7394,9 7731,7 6640,9
    Поступление трансфертов 250000,0 360000,0 180000,0
Примечание: Таблица составлена автором на основе данных Министерства финансов по состоянию на 1 апреля [14]

 

    Объем поступлений в бюджет, на 2009 – 2011 годы составлен на основе прогнозируемых параметров макроэкономических показателей: добычи нефти, мировой цены на нефть, курса тенге к доллару США, а также динамики поступлений за предыдущие годы, анализа текущей ситуации.

Информация о работе Бюджетная система Республики Казахстан