Бюджетная система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:40, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день бюджетная система является немаловажной частью всей финансовой системы государства. Как экономическая категория бюджетная система представляет собой совокупность финансовых отношений государства, как с юридическими, так и физическими лицами, а также регионами по формированию и использованию централизованного денежного фонда – бюджетов. Другими словами, под бюджетной системой понимается способ организации бюджета распределения и перераспределения денежных средств между отдельными звеньями бюджетной системы, частями экономики, каналами доходов и расходов.

Содержание работы

Введение 5

1 Теоретические основы функционирования бюджетной системы 7

1.1 Сущность и экономическое содержание бюджетной системы 7
1.2 Бюджетный механизм и его основные элементы 23
1.3 Правовое обеспечение функционирования бюджетной системы 27

2 Анализ Бюджетной системы Республики Казахстан в условиях глобализации 31

2.1 Классификация государственных доходов 31
2.2 Организация местных финансов 36
2.3 Вопросы управления государственным долгом 40

3 Бюджетная система Республики Казахстан состояние и перспективы развития 52

Заключение 63

Список использованной литературы 67

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РК.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

    Правительство Республики Казахстан по предложению республиканской бюджетной комиссии и в соответствии с утвержденным Правительством Республики Казахстан порядком имеет право использовать в текущем финансовом году для финансирования бюджетных программ развития, утвержденных в республиканском бюджете истекшего финансового года, в объеме не более суммы неоплаченных зарегистрированных обязательств по соответствующим бюджетным программам посредством корректировки бюджета.[4]

    

    Рисунок 3. Динамика активов Национального  фонда Республики Казахстан, в % к  ВВП*

    *Примечание: Рисунок составлен автором на основе постановления о средне-срочной фискальной политике Рреспублики Казахстан [8]

    В 2008 году поступления в Национальный фонд (за исключение инвестиционного  дохода) прогнозируются на уровне 7,4% к  ВВП, 2009 году – 7,2% к ВВП и в 2010 году – 6,8% к ВВП. Снижение связано с прогнозирование мировой цены на нефть на стабильном уровне – соответственно 60 долларов за баррель. Прогнозируемые темпы роста ВВП превышают темпы роста доходов нефтяного сектора, не смотря на прогноз их увеличения в абсолютном выражении, что также оказывает влияние на размер доли ВВП.[8]

    В целях обеспечения сохранности  Национального фонда Республики Казахстан поддержания достаточного уровня его ликвидности, высокого уровня доходности в долгосрочной перспективе  при умеренном уровне риска и получения инвестиционных доходов  в долгосрочной перспективе. Средства Национального фонда размещаются  в разрешенные  зарубежные  финансовые институты. Следует отметить, что национальный фонд Республики Казахстан не используется на кредитование физических и юридических лиц и в качестве обеспечения и исполнения обязательств.

    Размер  гарантийного трансферта из национального  фонда Республики Казахстан не должен превышать одну третью часть его  активов по состоянию на конец  финансового года, предшествующего году разработки республиканского бюджета. Активы, поступающие в Национальный фонд или изымаемые из него, подлежат конвертации или реконвертации,  порядок которой устанавливается  Национальным банком Республики Казахстан.[9]

    Все эти формы финансовых отношений регулируются и совершенствуются государством, которым и осуществляется управление ими на основе разработанных принципов и правовых норм. В нашей республике бюджет принимается в виде закона и, как правило, такой акт состоит из текста бюджетного акта и приложений.

    В целях совершенствования деятельности Национального фонда, с учетом складывающейся ситуации в экономике, разработана  Концепция формирования и использования  средств Национального фонда  на среднесрочную перспективу, которая  была одобрена Указом Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2005 года №1641. В Концепции предложен переход на метод сбалансированного бюджета, в котором все доходы от нефтяного сектора направляются в Национальный фонд. Это означает, что государство в перспективе должно обходиться без доходов от нефти. В свою очередь повышается роль и значение обрабатывающего сектора, так как без его динамичного развития не будет роста поступлений в государственный бюджет. Метод сбалансированного бюджета обеспечивает стабильный уровень расходов бюджета. Поскольку нефтяные доходы перечисляются в Национальный фонд, а из Национального фонда в бюджет направляется гарантированный трансферт, то расходы бюджета уже не зависят от роста или снижения цен на нефть в краткосрочной и среднесрочной перспективе. В долгосрочной перспективе сумма гарантированного трансферта будет не больше суммы дохода, полученного от управления Национальным фондом.

    Актуальность  создания Банка развития Казахстана в настоящее время продиктована необходимостью обеспечения устойчивого развития экономики, в особенности ее реального сектора. В Казахстане достигнута стабилизация макроэкономической ситуации и национальной валюты, рост ВВП, сбережений и инвестиций, укрепление банковской системы. [10]

    1.2 Бюджетный механизм и его основные элементы

 

    Бюджетный механизм -  это совокупность методов  и способов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов на всех уровнях управления.

    Основными его элементами являются:

  • Бюджетное прогнозирование и планирование;
  • Формирование доходов бюджета и привлечение займов, кредитов для реализации проектов и финансирования дефицита бюджета;
  • Выполнение финансовых обязательств и финансирование затрат по бюджетным программам;
  • Проведение учёта, составление отчётности об исполнении бюджетов;

    В бюджетном кодексе Республики Казахстан  рассмотрены основные процедуры  функционирования всех элементов бюджетного механизма. Анализ норм и положений  по формированию и исполнению бюджета, предусмотренных в бюджетном  Кодексе, показывает, что бюджетный механизм и его структурные компоненты слабо ориентированы на конечный результат. В республике значительными темпами растут расходы бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство, реализацию инвестиционных проектов в регионах, пополнение и увеличение уставных фондов акционерных обществ с участием государства, государственных финансовых институтов. Однако влияние этих расходов на рост экономики, товаров отечественного производства с добавленной стоимостью не определяется. На наш взгляд, это обусловлено тем,  что в Бюджетном кодексе системно не рассмотрено влияние бюджетных инструментов на решение социально-экономических задач государства.[11] Одним из основных элементов бюджетного механизма является планирование доходов и расходов бюджета.

    В Бюджетном Кодексе рассмотрены основные принципы бюджетного планирования, а вопросы планирования доходов бюджета вообще не упоминаются, процедуры прогнозирования поступлений отражены в трёх пунктах одной статьи. При этом рассмотрены общие вопросы и отсылочные нормы на методику уполномоченного органа. По нашему мнению, такой подход к планированию доходов бюджетов приводит к необоснованному определению объёма налоговых и других поступлений в бюджет и к корректировке и уточнению бюджета несколько раз в входе его исполнения.

    Процедуры корректировки бюджета рассмотрены  в Бюджетном Кодексе Республики Казахстан. В условиях стабильного  роста экономики и в связи  с внедрением нового механизма формирования и использования Национального  фонда Республики Казахстан целесообразно  упразднить процедуры корректировки бюджета и подробно рассмотреть механизмы планирования и прогнозирования поступлений вообще, налоговых и неналоговых поступлений в частности.

    На  новом этапе развития экономики  расширяются бюджетные отношения  государства с государственными финансовыми институтами, холдингами, акционерными обществами с участием государства, в частности, с созданием акционерных обществ «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» и «Фонд устойчивого развития «Казына». В этих условиях взаимодействие их с государством по формированию, увеличению, пополнению их уставных фондов и использованию ими средств республиканского бюджета должны быть регулированы Бюджетным Кодексом Республики Казахстан. Поэтому предлагается в отдельной главе Кодекса рассмотреть механизмы управления активами государственных финансовых институтов и акционерных обществ с участием государства.[11] Это позволит эффективно управлять бюджетными ресурсами и активами государства. В связи с внедрением в республике новой модели государственного планирования усиливается роль и повышается ответственность государственных органов за реализацию государственных программ и эффективность, прозрачность управления бюджетными средствами.

    В этих условиях независимый от исполнительной власти государственный финансовый внешний контроль становится основным инструментом регулирования экономики, который должен осуществляться в следующих направлениях:

  • Контроль соответствия финансовой отчётности и эффективности использования бюджетных средств объектами государственного финансового контроля;
  • Контроль за целевым и эффективным использование гарантированных государственным займом, поручительств государства, средств, выданных из бюджета на погашение обязательств государства, связанных грантов, активов государства;
  • Контроль за деятельностью государственных органов и организаций всех форм собственности по обеспечению полноты и своевременности поступлений в бюджет, а также за возвратом сумм поступлений из бюджета;
  • Оценка эффективности и результативности исполнения бюджетных программ (подпрограмм), а также использования активов государства;
  • Контроль эффективности механизма функционирования налоговой системы, налогового администрирования, а также предоставления налоговых льгот, преференций;
  • Оценка эффективности и реализации государственных программ.  

    В Бюджетном кодексе Республики Казахстан  эти направления внешнего финансового  контроля должны быть рассмотрены, а  в Законе  «О Счётном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета» и других нормативно правовых актах организационно-реализационных аспектов  проведения финансового контроля. Таким образом, нами проанализированы в теоритических и  практических аспектах механизмы функционирования бюджетной системы в республике, а также обеспечивающих её подсистем, в частности, законодательно-методическое обеспечение. Также определены отдельные концептуальные подходы к формированию и исполнению бюджета. Это позволит обосновать ряд рекомендаций и предложений по совершенствованию бюджетного механизма на новом этапе развития экономики.[11]

    Бюджетный Механизм как элемент управления бюджетом влияет на рост экономики  и социальной сферы, ускорения научно-технического прогресса, обновление и совершенствование  материально-технической базы общественного производства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Оценку бюджетному механизму можно дать по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающим источники формирования и использования бюджетного фонда страны. Через бюджетные показатели можно следить за течением экономических и социальных процессов.

    По  мере развития общества, экономики  бюджетный механизм приобретает  качественно новые черты:

  • изменяются приоритеты бюджетной политики, где решение текущих задач, перейдет к разработке и реализации долгосрочных целевых программ,
  • меняются методы косвенного влияния бюджета на экономику;
  • преобразования методологии и методики бюджетного планирования.

    Бюджетный механизм воздействует на хозяйственную  конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей. Через налоги, налоговые льготы, объем и направление бюджетного финансирования можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно - технических достижений, повышению рентабельности. Чем активнее в стране бюджетный механизм, тем больше возможности добиться сбалансированности доходов и расходов бюджета, снижать необоснованные расходы, увеличивать налоговые и другие поступления в доходную часть. Через бюджетный механизм регулируются отношения внутри государственного бюджета: республиканскими и местными бюджетами.[11]

    В проведении бюджетной политики государства  бюджетный механизм направлен на выполнение фискальной политики в отношении дефицита бюджета. Здесь можно выделить три концепции фискальной политики:

    Ежегодно  балансируемый бюджет - Подобный  бюджет до последнего времени считался целью фискальной политики. Однако такое состояние бюджета уменьшает  стабилизирующую, антициклическую направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджета может даже усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы и падении доходов населения налоговые поступления автоматически сокращаются. В этом случае для сбалансирования бюджета государству необходимо либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо осуществить оба эти действия. Итогом будет сокращение совокупного спроса и еще большее падение производства. Политика  сбалансирования бюджета может  также усилить инфляцию. При наличии инфляции повышение денежных доходов автоматически увеличивает налоговые поступления. Для ликвидации бюджетного излишка государство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. В любом из этих случаев усилится инфляция. Бюджет балансируемый на циклической основе - согласно этой концепции бюджет балансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Для предотвращения спада производства государство снижает налоги и увеличивает расходы, намеренно создавая дефицит. При последующем подъеме экономики государство увеличивает налоги и сокращает расходы, а возникающие бюджетные излишки направляются на погашение дефицитов в годы спада. Таким образом, проводятся антициклическая фискальная политика и балансирование бюджета в течение экономического цикла. Слабым звеном этой концепции является то, что спады и подъемы могут быть не одинаковы по глубине и длительности, что может нарушить циклическую сбалансированность бюджета.

    Концепция функциональных финансов состоит в  том, что их целью является балансирование экономики в целом для достижения макроэкономической стабильности, обеспечение  неинфляционной полной занятости. Балансирование бюджета при этой концепции является второстепенной задачей, допускается как наличие дефицитов бюджета и государственного долга, так и бюджетных излишков. В данном случае предполагается, что налоговая система обеспечит поступления в бюджет автоматически по мере экономического роста, а макроэкономическая стабильность будет стимулировать этот рост, в результате чего дефицит будет самофинансироваться. Помимо этого, государство практически неограниченно может манипулировать налогами и покрывать дефициты бюджета.

Информация о работе Бюджетная система Республики Казахстан