Бюджетная система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:40, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день бюджетная система является немаловажной частью всей финансовой системы государства. Как экономическая категория бюджетная система представляет собой совокупность финансовых отношений государства, как с юридическими, так и физическими лицами, а также регионами по формированию и использованию централизованного денежного фонда – бюджетов. Другими словами, под бюджетной системой понимается способ организации бюджета распределения и перераспределения денежных средств между отдельными звеньями бюджетной системы, частями экономики, каналами доходов и расходов.

Содержание работы

Введение 5

1 Теоретические основы функционирования бюджетной системы 7

1.1 Сущность и экономическое содержание бюджетной системы 7
1.2 Бюджетный механизм и его основные элементы 23
1.3 Правовое обеспечение функционирования бюджетной системы 27

2 Анализ Бюджетной системы Республики Казахстан в условиях глобализации 31

2.1 Классификация государственных доходов 31
2.2 Организация местных финансов 36
2.3 Вопросы управления государственным долгом 40

3 Бюджетная система Республики Казахстан состояние и перспективы развития 52

Заключение 63

Список использованной литературы 67

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РК.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

    Содержание

 

     Введение

 

    Актуальность  темы исследования.  На сегодняшний день бюджетная система является немаловажной частью всей финансовой системы государства. Как экономическая категория бюджетная система представляет собой совокупность финансовых отношений государства, как с юридическими, так и физическими лицами, а также регионами по формированию и использованию централизованного денежного фонда – бюджетов. Другими словами, под бюджетной системой понимается способ организации бюджета распределения и перераспределения денежных средств между отдельными звеньями бюджетной системы, частями экономики, каналами доходов и расходов.

    Изучение  бюджетной системы позволяет  получить представление об объемах и источниках прихода и расхода денежных средств, понять денежную политику государства. Как инструмент финансового анализа, планирования и регулирования экономики в целом и ее частей, бюджет представляет собой мощное средство государственного управления экономикой. Бюджеты помогают оценить и сопоставить между собой предполагаемые, намечаемые доходы и расходы будущих периодов и нарисовать тем самым ожидаемую картину финансового состояния экономики. Бюджеты позволяют прогнозировать состояние дел не только в масштабе государства, но и регионов, фирм и даже семей.

    Под бюджетной системой понимается сочетание  взаимосвязанных и взаимодействующих  между собой бюджетов разных уровней  и видов, а также способы разработки и принятия утверждения бюджетов. Бюджетное устройство характеризует организацию бюджетной системы, принципы ее построения и функционирования. В разных странах с централизованной рыночной экономикой бюджетная система и её устройство во многом зависит от типа экономики. Важно отметить, что в странах с экономикой любого типа бюджеты служат эффективным средством финансового планирования.

    Бюджетное устройство должно основываться на принципах  единства, полноты, реальности, гласности  и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Казахстан. Единство бюджетной системы должно обеспечиваться единой правовой базой, единой бюджетной классификацией, единством форм государственной финансовой статистики, общими принципами бюджетного процесса, и должно опираться на взаимодействие бюджетов всех уровней. Эффективность решения этой задачи может быть существенно повышена за счет моделирования результатов исполнения бюджетов, использующих различные комбинации показателей, влияющих на доходную и расходную части бюджета, а также на социально-экономическую ситуацию в стране в целом или каком-то регионе в отдельности.

 

    

    Степень изученности темы исследования . Анализируя проблемы, с которыми сталкиваются субъекты бюджетных отношений можно утверждать, что успех во-многом определяется не только содержанием тех или иных действий государства, сколько глубоко продуманной  организацией их управления, т.е. научно обоснованными подходами к формированию дальнейшего развития бюджетной системы в Республике Казахстан. В Казахстане весомый вклад в развитии отдельных научных направлений в области исследования бюджетной системы и связанных с этим вопросом разработки бюджетной политики внесен рядом учёных, таких как: Баймуратов У.Б., Зейнельгабдин А.Б., Мельников В.Д., Хамитов Н.Н., Ильясов К.К., Интыкбаева С.Ж.,  Тусеева М.Х., Махмутова М.М.

    Научная новизна исследования. В процессе исследования данной работы были получены следующие результаты, определяющие научную новизну данной работы:

  • раскрыта сущность и экономическое содержание бюджетной системы;
  • проведен анализ бюджетной системы в условиях глобализации;
  • выявлены основные направления состояния и совершенствования бюджетной системы;

    Объектом  исследования является бюджетная система, структура и особенности её организации.

    Предметом исследования является совокупность финансовых отношений, а также процессы, которые воздействуют на развитие бюджетной системы в Республике Казахстан.

    Целью данной дипломной  работы является раскрытие содержания бюджетной системы в условиях глобализации.

    Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

  • раскрыть экономическую сущность бюджетной системы;
  • осуществление анализа бюджетной системы Республики Казахстан в условиях глобализации;
  • выявить основные направления состояния и совершенствования бюджетной системы в Республике Казахстан;

    Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

    При написании дипломной работы были использованы учебники известных казахстанских и зарубежных авторов, Бюджетный Кодекс Республики Казахстан (С изменениями и дополнениями по состоянию на 19.01.2011 Г.), данные Министерства финансов.

 

    1 Теоретические основы функционирования бюджетной системы

    1. Сущность  и экономическое  содержание бюджетной  системы
 

    Состояние финансовой системы страны во многом определяется развитием экономики. Роль, кредитных, финансовых, бюджетных отношений в развитии государства очевидны, поскольку от состояния этих отношений зависит достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, уровень безработицы и инфляции, прирост валового внутреннего продукта, состояние платежного баланса, валютного курса и многих других. Реформирование всей финансовой системы Республики Казахстан обусловило коренную перестройку ее основного звена - бюджетной системы. Более десяти лет независимого развития наша страна целенаправленно идет по пути построения рыночной экономики, которая основана на частной собственности и свободной конкуренции.

    Проведение тех масштабных трансформаций, которым подверглось наше государство с момента обретения независимости, происходило как посредством изменения роли и функций государства в регулировании новых общественных отношений, так и создания инфраструктуры и институциональных основ функционирования рыночной экономики, что требовало крупных финансовых затрат. За весь этот период проводилась огромная работа по совершенствованию бюджетного процесса, созданию адекватного механизма государственного финансового контроля и обеспечению прозрачности использования средств государственного бюджета на нужды общества. За эти годы бюджетная система страны перетерпела значительные перемены и прошла через ряд этапов реформирования с начала 90-х годов в этом процессе можно выделить 3 этапа: 1991-1995 годы, 1996-1999 годы, 2000-2003 годы. Первый этап позволяет говорить о начале перехода к социально ориентированной рыночной экономике. 17 декабря 1991 года был подписан первый закон «О бюджетной системе», который определил бюджетное устройство Казахстана.[1]

    Основной  его идеей явилось придание самостоятельности  частям бюджетной системы: республиканского и местных бюджетов. Вместе с тем, в силу объективных обстоятельств, государство вынуждено было заниматься решением проблем в бюджетной сфере преимущественно текущего характера, что не позволяло системно реагировать на те изменения, которые происходили в социально-экономической жизни общества. Началось построение правовой основы функционирования новой бюджетной системы и системы государственного финансового контроля, стали создаваться соответствующие институты. Были разграничены функции и полномочия республиканского и местных бюджетов, создана правовая база функционирования двухуровневой бюджетной системы.[1]

    Второй  этап, характеризующийся начавшимся экономическим ростом, заложил предпосылки  для проведения активной экономической  политики. В целом этот период можно охарактеризовать как период стихийной децентрализации межбюджетных отношений. В эти годы система межбюджетных отношений отличалась жесткой централизацией финансовых ресурсов. Незавершенность процесса реформирования послужила одной из причин обострения кризиса межбюджетных отношений и местных финансов, усиления субъективизма и политического торга с местными бюджетами за финансовые ресурсы.

    В эти годы массовый характер приобрели  неисполнение бюджетов разных уровней, задержки в выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, резко возросли долги местных бюджетов. В 1995 году вели новое налоговое законодательство, а также создание органов Казначейства обусловили подготовку Закона Республики Казахстан «О бюджетной системе» 24 декабря 1996 года. В законе оговаривались принципы бюджетной системы, регламентировался порядок составления, рассмотрения, утверждения бюджета, исполнения и контроля за исполнением. Вводились новые понятия: субвенции, субсидии, официальные трансферты, государственные гарантии, займы, заимствование и долг, резервы правительства и исполнительных местных органов. Законом доходы государственного бюджета разделены на общегосударственные налоги, сборы, платежи и местные налоги и сборы. Несмотря на то, что закон декларировал независимость местных бюджетов, бюджеты всех уровней образовывали иерархическую систему, все уровни были связаны между собой. Закон бездействовал, и межбюджетные отношения носили скорее обязательный характер, нежели экономический. В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан принципы построения современной бюджетной системы, механизмы функционирования бюджетной системы, образования и использования бюджетных средств, а также формирование и использование Национального фонда Республики Казахстан отражают все тенденции современного состояния бюджетного процесса в стране. Объектом управления выступают: во-первых, бюджетные ресурсы обязаны отражать состояние экономики на определенный период времени и соответствовать необходимым потребностям общества; во-вторых, государственный бюджет является основой деятельности государства как экономического агента, и в связи с их ограниченностью вынуждают государственных органов соблюдать политику. [1]

    Кроме того, управление предполагает четкую оценку абсолютных значений потребности в денежных средствах, так как чрезмерное количество средств не будет являться заслугой, а скорее наоборот, поскольку в этом случае теряется прибыль, которую можно было получить при инвестировании этих «излишек» денег. Размер запаса «прочности», имеющейся в распоряжении государства, зависит от прогнозируемого движения денежных средств, предполагаемых расходов наличных денег.

    Поэтому дальнейшее реформирование бюджетной  системы отражает рассмотренные  выше тенденции, когда бюджет в Казахстане не только баланс главного денежного фонда страны, но и важный инструмент сбалансированного движения централизованных финансовых потоков.

    Экономическая наука тесно связана с социальными, политическими процессами, тем более  с развитием рыночной экономики, как в отдельных странах, так и в мировом хозяйстве. Возникнув на заре развития капитализма, она прошла вместе с рыночной системой весь трудный путь трансформации, по мере сил и возможностей изыскивая в этой системе резервы, способные обеспечить ее эффективность, а порой и самовыживание.

    В последнее десятилетие двадцать первого века наметился определенный консенсус экономистов относительно место и роли государства в современной рыночной экономике. Общепринятым стало положение о необходимости государству обеспечивать рамочные условия поддержания системы, которые можно было бы охарактеризовать так: закон, порядок, охрана и защита частной собственности, социально-экономическая стабильность, стабильность экономической политики. Необходимость обозначения основных принципов управления государственными финансами в настоящее время определяются тем, что они не только отражают деятельность государства по формированию и распределению бюджета. В таком случае выпадает из поля зрения часть государственных финансов, которую в данный момент представляют, значительные государственные средства, отвлеченные на создание финансовых институтов развития и средства национальных компаний.[2]

    Считается, что бюджетная система - это довольно сложный механизм, отражающий особенности той или иной страны, ее социально-экономического строя, а так же государственного устройства. Термин «система» означает действие взаимосвязанных элементов - подсистем, которые классифицируются по разным критериям. В современной экономической и, в особенности, политологической литературе весьма широкое распространение получила так называемая 2 «либеральная» концепция государственного бюджета, в соответствии с которой в рыночной экономике эффективность государственных расходов и их влияние на хозяйство страны обратно пропорционально размерам бюджета. Бюджетная система - важная составляющая часть всей финансовой системы государства.[1]

    Бюджетная система как экономическая категория  представляет собой совокупность финансовых отношений государства с юридическими, физическими лицами и регионами по формированию и использованию централизованного денежного фонда — бюджетов, методов и способов их формирования и исполнения, а также совокупность органов управления этими отношениями. Другими словами, под бюджетной системой понимается совокупность бюджетов всех уровней и Национального фонда РК, а также бюджетного процесса и бюджетных отношений, основанных на экономических и правовых нормах . Бюджетное устройство - это принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев. Состав бюджетной системы определяется национально-государственным устройством страны.

Информация о работе Бюджетная система Республики Казахстан