Бюджетная система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:40, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день бюджетная система является немаловажной частью всей финансовой системы государства. Как экономическая категория бюджетная система представляет собой совокупность финансовых отношений государства, как с юридическими, так и физическими лицами, а также регионами по формированию и использованию централизованного денежного фонда – бюджетов. Другими словами, под бюджетной системой понимается способ организации бюджета распределения и перераспределения денежных средств между отдельными звеньями бюджетной системы, частями экономики, каналами доходов и расходов.

Содержание работы

Введение 5

1 Теоретические основы функционирования бюджетной системы 7

1.1 Сущность и экономическое содержание бюджетной системы 7
1.2 Бюджетный механизм и его основные элементы 23
1.3 Правовое обеспечение функционирования бюджетной системы 27

2 Анализ Бюджетной системы Республики Казахстан в условиях глобализации 31

2.1 Классификация государственных доходов 31
2.2 Организация местных финансов 36
2.3 Вопросы управления государственным долгом 40

3 Бюджетная система Республики Казахстан состояние и перспективы развития 52

Заключение 63

Список использованной литературы 67

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РК.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

    Активы  Национального фонда Республики Казахстан за 2010 год пополнены  на 2 394,5 млрд. тенге и на 1 января 2011 года составили 5 691,2 млрд.тенге. Расходы государственного бюджета в 2010 году, по сравнению с 2009 годом были увеличены на 913,1 млрд.тенге и фактически составили 4 916,1 млрд. тенге. Республиканский бюджет исполнен на 4 284 млрд.тенге, или 99,1% к плану. Доля неосвоенного остатка в общей сумме расходов составила 0,9%, или 37,5 млрд.тенге, что на 22,6 млрд.тенге меньше по сравнению с 2009 годом. При этом 10,4 млрд.тенге – неоплаченная часть зарегистрированных обязательств 2010 года по продолжающимся инвестиционным проектам будет оплачена, в соответствии с Бюджетным кодексом, в текущем году. [18] 

    

    Рисунок 6. Долевая структура налоговых поступлений за февраль 2011* 

    *Примечание: Рисунок составлен автором на основе студии аналитических ресурсов [19] 

    Введенной бюджетной политике, ориентированной на результат, в 2010 году, средства направлялись на достижение стратегических целей и получение результатов. При этом итоги, подведенные на коллегиях в государственных органах, показали, что стратегические задачи, вытекающие из Посланий Главы государства народу Казахстана по повышению уровня жизни граждан страны, недопущению роста безработицы, индустриально-инновационному развитию, поддержке малого и среднего бизнеса, развитию агропромышленного комплекса реализованы. В связи с чем, оставшиеся 27,1 млрд. тенге явились резервом, которые возможно будет использовать для новых задач, поставленных перед нами Президентом. [20]

    Глава Счетного комитета Республики Казахстан  Омархан Оксикбаев считает, что "Затраты местных бюджетов сегодня составляют более 2 трлн тенге. И уже сравнимы с республиканским бюджетом, составляющим немного более 3 трлн тенге. Однако такой значительный объем государственных средств не подвергается внешнему финансовому контролю.

    Его использование слабо анализируется, во многом использование средств  малопрозрачное и, естественно, нет  гласности в использовании этих средств". По его словам, это объясняется "слабостью и малой эффективностью институтов ревизионных комиссий - маслихатов". [21]

    В бюджетном виде организации финансовых отношений сосуществуют две тенденции:

    1) централизация системы форм и  методов управления движением  финансовых ресурсов как отражение  более общего процесса развития  централизованных начал в управлении  экономикой с целью выхода из кризиса и стабилизации;

    2) децентрализация финансов с усилением  функций местных органов власти  и управления в формировании  и использовании финансовых фондов.

    Вторая  тенденция обосновывается приближенностью  местных органов к местным  условиям, их большей заинтересованностью в социально-экономическом развитии территорий. Принципом администрирования финансовых отношений является возможность осуществления контрольной функции финансов: чем в меньшей степени определенное финансовое отношение поддается формальному контролю, тем желательнее отнесение его к децентрализованному регулированию, и, наоборот, при хорошей контролируемости - к централизованному регулированию.

    В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к местным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Местные финансы активно вовлекаются в регулирование экономики, стимулирование экономического роста, в реализацию региональных программ, воспроизводство рабочей силы. Через местные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления местным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др. В соответствии с конституцией и законами местные органы власти ведут свое бюджетное хозяйство самостоятельно и независимо, т.е. несут ответственность за планирование и исполнение своих бюджетов, а также осуществляют контроль за этими процессами. 

    2.3 Вопросы управления  государственным  долгом

 

    Государственным долгом является сумма на определенную дату полученных (освоенных) и непогашенных государственных займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан на долг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан или решениями маслихатов на долг местных исполнительных органов, без учета взаимных требований. Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик подразделяется на внутренний и внешний государственный долг. Внутренний государственный долг является составной частью государственного долга по внутренним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов перед резидентами Республики Казахстан.

    Внешний государственный долг является составной  частью государственного долга по внешним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан перед нерезидентами Республики Казахстан. Различают также капитальный и текущий государственный долг. Капитальный - представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил. Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета.

    Причиной  возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит  государственного бюджета. Наличие внутреннего государственного долга не является исключением в экономике, а в большей степени - правилом: экономически развитые страны имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые взаймы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия внутреннего долга в виде необходимости уплаты процентов по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развития экономики страны. Утечек национального дохода и богатства при нарастании внутреннего долга не происходит, что, конечно, не исключает ряда негативных последствий, связанных с перераспределением доходов, которые сводятся к следующим:

    1)       Погашение задолженности и выплата процентов производятся за счет бюджетных средств, то есть за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества.

    2)    При действиях государства по уменьшению госдолга путем увеличения налогов включаются макроэкономические зависимости: сокращение совокупного спроса ведет к уменьшению равновесного чистого национального продукта, снижаются стимулы к вложению средств со стороны предпринимателей, сокращается инвестирование средств в экономику.

    3) Действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Данное явление вызвано тем, что государство, выходя на ссудный рынок с целью покрытия дефицита бюджета или долга, усиливает конкуренцию на денежном рынке, в результате чего увеличиваются процентные ставки на денежный капитал. Это лишает частный сектор части инвестиций, а снижение инвестиционных расходов уменьшает равновесный чистый национальный продукт. Негативный эффект подобных действий может быть ограничен, если государство направит отвлеченные с денежного рынка средства в инвестиционные товары, а не на потребительские цели, если экономика функционировала не при полной занятости.

    Также можно отметить, что государственный  долг в больших объемах не никогда  не приводит к банкротству государства, так как могут применяться следующие действия правительства:

    Рефинансирование. На практике правительство не сокращает  расходы и не повышает налоги, чтобы  получить средства для погашения  облигаций, срок выплат по которым наступил (в условиях депрессивной экономики  такая политика была бы ошибочной). Оно рефинансирует свой долг , то есть продаёт новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций.

    Налогообложение. правительство имеет право облагать налогами и собирать их. При финансовых крахах частные хозяйства и корпорации не могут получать доходы за счёт сбора налогов, а правительство может, таким образом, частные хозяйства и корпорации могут обанкротиться, а правительство – не может.

    Создание  денег. Правительство имеет возможность  печать деньги, которыми может заплатить за основную сумму долга и проценты, но это будет иметь инфляционный эффект.

    Но  такие действия правительства могут  вызвать негативные последствия:

    Увеличения  неравенства в доходах. Имеются  разные группы населения по величине доходов. И поскольку налоговая система может быть не значительно прогрессивной, она не «выберет» излишние доходы в результате перераспределения процентных доходов от обладания облигациями.

    Процентные  платежи требует увеличения налогообложения, что снизит стимулы к инновациям, инвестициям, работе, что подорвёт экономический рост. Отношение процентных платежей по долгу показателей по долгу показателей – тот уровень налогообложения, который необходим для выплаты процентов по долгу.

    Действие  эффекта вытеснения. Если экономика функционирует при полной занятости и бюджет сбалансирован. Если правительство увеличивает расходы, то по кривой производственных возможностей экономика сместится вдоль кривой в направлении оси правительственных товаров и будет менее доступны частные товары. [22] 

        

      

        Рисунок 7. Кривая производственных возможностей*

    *Примечание: Рисунок составлен автором на основе данных учебника [22] 

    Если  прирост правительственных расходов происходит за счёт увеличения потребительских  расходов, то увеличение долга перекладывает его бремя на будущие поколения. А если при этом увеличиваются государственные инвестиции, то это укрепит будущий производственный потенциал экономики, изменится структура капитала а пользу государственного.

    В последние годы уделяется большое внимание вопросам сбалансированности бюджета, обоснованного определения размера бюджетного дефицита и источников его финансирования. На наш взгляд, экономическое содержание бюджетного дефицита связано с финансовыми и бюджетными отношениями, формируемыми в обществе. Следовательно, бюджетный дефицит не арифметическое соотношение между поступлениями средств в бюджет и расходами бюджета, а экономический рычаг, используемый государством для сбалансированности бюджета и стимулирования экономики решение социальных задач.

    Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов бюджета над  его доходами, а если доходы бюджета  превышают его расходы, то тогда  имеет место понятие бюджетного профицита. Величина дефицита (профицита) бюджета равна операционному  сальдо за минусом чистого бюджетного кредитования и сальдо по операциям с финансовыми активами. Бюджетный дефицит как финансовое явление не обязательно относить к событиям чрезвычайного или исключительного характера, поскольку практически в мире нет ни одного государства, которое не сталкивалось бы с проблемой преодоления этого  явления. Для покрытия бюджетного дефицита государство использует различные способы (например, денежная эмиссия, внутреннее и внешнее заимствования). Бюджетным кодексом Республики Казахстан предусмотрено финансирование дефицита  бюджета (обеспечение покрытия дефицита) за счёт заимствования и свободных остатков бюджетных средств. Величина финансирования дефицита бюджета соответствует значению дефицита и определяется как превышение суммы полученных займов, движения остатков бюджетных средств над суммой погашения основного долга по займам. Использование профицита бюджета означает расходование профицита бюджета, средств займов, свободных остатков бюджетных средств на погашение основного долга по займам. Его объём определяется как превышение суммы погашения основного долга по займам над суммой полученных займов и движения остатков бюджетных средств. [1]

Информация о работе Бюджетная система Республики Казахстан