Бюджетная система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:40, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день бюджетная система является немаловажной частью всей финансовой системы государства. Как экономическая категория бюджетная система представляет собой совокупность финансовых отношений государства, как с юридическими, так и физическими лицами, а также регионами по формированию и использованию централизованного денежного фонда – бюджетов. Другими словами, под бюджетной системой понимается способ организации бюджета распределения и перераспределения денежных средств между отдельными звеньями бюджетной системы, частями экономики, каналами доходов и расходов.

Содержание работы

Введение 5

1 Теоретические основы функционирования бюджетной системы 7

1.1 Сущность и экономическое содержание бюджетной системы 7
1.2 Бюджетный механизм и его основные элементы 23
1.3 Правовое обеспечение функционирования бюджетной системы 27

2 Анализ Бюджетной системы Республики Казахстан в условиях глобализации 31

2.1 Классификация государственных доходов 31
2.2 Организация местных финансов 36
2.3 Вопросы управления государственным долгом 40

3 Бюджетная система Республики Казахстан состояние и перспективы развития 52

Заключение 63

Список использованной литературы 67

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РК.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)
  • задолженность Национальному банку по ранее полученным кредитам для покрытия бюджетного дефицита;
  • долг по займам у населения, хозяйствующих субъектов, оформленный выпуском облигаций и других ценных бумаг

    С начала его самостоятельного развития в Казахстане, были своеобразные формы внутреннего государственного долга:

  • списанная задолженность бюджета по возмещению разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию, сырье для легкой промышленности и выплатам дифференцированных надбавок к закупочным ценам на сельхозпродукцию, что явилось результатом ценовых диспропорций в условиях административных методов распределения;
  • списанная задолженность сельскохозяйственных предприятий и организаций водного хозяйства по ссудам банков вследствие бесхозяйственности, нарушения принципов кредитования и хозрасчетных методов хозяйствования;

    Задолженность, накопленная в форме так называемых «директивных» кредиторов, по обслуживанию и погашению обязательств внутриреспубликанского зачета. Директивные кредиты выдавались Национальным банком под гарантии Министерства финансов предприятиям и отраслям для поддержания их хозяйственной деятельности в условиях кризиса. Внутриреспубликанский зачет проводился для погашения взаимных долгов предприятий и организаций по дебиторской и кредиторской задолженности. В связи с негативными последствиями по результатам использования директивных кредитов и взаимозачетов эти формы внутреннего кредитования в дальнейшем не используются.

    Управление  государственным долгом включает в  себя:

    1) ежегодную оценку состояния и  прогноза на предстоящий десятилетний  период государственного и гарантированного  государством заимствования и долга, с определением в ней показателей, в соответствии с которыми устанавливаются объемы погашения и обслуживания, лимиты правительственного долга и долга местных исполнительных органов, предоставления государственных гарантий. Подготовка этого документа осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан совместно с Национальным банком Республики Казахстан и уполномоченным на разработку Программы государственных инвестиций государственным органом на основе долгосрочного прогноза экономического развития страны, объемов и структуры накопленного государственного и гарантированного государством долга, прогнозов изменений на рынках ссудного капитала;

    2) осуществляемое Министерством финансов  Республики Казахстан определение  объемов, форм и условий заимствования Правительством Республики Казахстан, лимитов и объемов погашения и обслуживания правительственного долга, лимитов долга местных исполнительных органов, утверждаемых в республиканском и местных бюджетах на соответствующий год. По займам Национального банка Республики Казахстан эти процедуры осуществляются Национальным банком Республики Казахстан;

    3) регистрацию Министерством финансов  Республики Казахстан займов  Национального банка Республики  Казахстан, Правительства и местных  исполнительных органов Республики Казахстан, контроль и мониторинг условий правительственных займов и займов местных исполнительных органов и их изменений;

    4) осуществляемый Министерством финансов  Республики Казахстан контроль  и мониторинг получения, погашения  и обслуживания займов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов, государственного долга Республики Казахстан;

    5) подготовку и реализацию мероприятий  по оптимизации структуры долга,  в том числе по государственным  ценным бумагам, по покупке и продаже эмитентом государственных эмиссионных ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг, по реструктуризации государственного долга, управлению рисками государственного заимствования. [28]

        Также можно отметить, что основными кредиторами внешнего долга, являются:

    • Иные государства;
    • Международные финансовые организации (такие как  Международный валютный фонд, Международный  банк реконструкции и развития);
    • Частные фонды  – нерезиденты

    Внутренний  государственный долг – это составная  часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом. Экономические развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и её развития.[28] 
    3 Бюджетная система Республики Казахстан состояние и перспективы развития

 

    Одним из основных компонентов бюджетной  системы являются государственные  органы, осуществляющие регулирование  бюджетных отношений. К ним в  основном относятся:

  • Министерство Экономики и бюджетного планирования
  • Министерство финансов
  • Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета
  • Парламент Республики Казахстан
  • Местные представительные и исполнительные органы

    Анализ  функции указанных выше государственных органов показывает, что в настоящее время наблюдается определенное дублирование функций и работ в этих органах.[11] Все недостатки  функционирования бюджетной системы обусловлены тем, что на практике бюджетная система рассматривается как совокупность только бюджетов. А где совокупность форм бюджетных отношений и органов их регулирующие? Такой подход не позволяет комплексно исследовать элементы бюджетной системы и решать проблемы формирования и исполнения бюджета в республике.

    Основными из них являются следующие:

  • Обоснованное прогнозирование и планирование макроэкономических показателей и основных параметров бюджета;
  • Влияние налоговой системы на формирование доходов бюджета;
  • Обоснованное распределение расходных обязательств и налогов, сборов между бюджетами в республике;
  • Проблемы определения трансфертов, выделяемых из вышестоящих бюджетов нижестоящими бюджетами;
  • Механизм корректировки и уточнения показателей бюджета в течении финансового года;
  • Совершенствование методов финансирования затрат и  предоставление бюджетных кредитов;
  • Разработка новой бюджетной классификации доходов и расходов бюджета;
  • Совершенствование методов анализа исполнения доходов и расходов бюджета;
  • Повышение эффективности контроля за полнотой и своевременностью поступления налогов, сборов в бюджеты, а также за использованием бюджетных средств;
  • Развитие системы межбюджетных отношений с использованием современных методов распределения налогов, сборов между бюджетами. [11]

    Бюджет  государства является важнейшим  инструментом проведения общенациональной политики. В проблемах бюджета отражаются главные проблемы жизнедеятельности общества. Поэтому своевременное определение стратегических направлений бюджетной политики имеет важнейшее значение для общей стратегии развития страны.

    Можно выделить три основные стратегические задачи, решение которых позволит усовершенствовать бюджетную систему:

  • превращение бюджета в реальный инструмент развития страны;
  • построение современной бюджетной системы;
  • достижение прозрачности всего бюджетного процесса.

    Что означает слова «о превращении бюджета в реальный инструмент развития страны»? Данная стратегическая задача означает, прежде всего, перестройку мышления государственных органов. Необходимо отказаться от психологии «пожарного латания дыр» и переходить к мышлению, направленному на развитие. Прежняя психология привела к такому построению бюджетной системы, при котором даже превышение поступлений в бюджет над запланированными суммами ведет к возникновению проблем у финансовых органов.  Следует отойти от практики остаточного принципа финансирования образования и здравоохранения. Эти социальные сферы являются ключевыми в стратегическом развитии страны.

    Необходимо  добиться постепенного увеличения финансирования этих сфер до уровня международных  стандартов. Для полноценного финансирования государственных функций необходимо увеличить объем ВВП, перераспределяемый через государственный бюджет до уровня 25% от ВВП, как указано в Послании Главы государства народу Казахстана «К свободному, эффективному и безопасному обществу», а к 2010 году необходимо добиться уровня 30% от ВВП. В настоящее время объем госбюджета находится на недопустимо низком уровне, объем налоговых и неналоговых поступлений составляет лишь около 20% ВВП. Главным предназначением Бюджета развития должно стать увеличение государственных инвестиций для реструктуризации экономики страны.

    Частный сектор еще не в силах осуществлять долгосрочное кредитование предприятий  обрабатывающей промышленности. Как  показывает мировой опыт без государственного инвестирования невозможно создание новых стратегически важных отраслей экономики. Целесообразно отделить от текущего бюджета источники финансирования Бюджета развития. Средства Бюджета развития могут формироваться за счет льготных внешних займов, внутренних заимствований путем выпуска государственных ценных бумаг, доходов от приватизации государственного имущества, части налогов.      Бюджет развития должен содержать перечень направлений, по которому будут использоваться его средства. В нем, помимо перечня предполагаемых к инвестированию в текущем финансовом году проектов, должны быть заложены резервы для финансирования небольших по объему проектов.

    Второй  стратегической задачей является построение современной бюджетной системы. Современные бюджетные системы  основываются на трех принципах:

  • четком закреплении ответственности по расходам;
  • разумном распределении налогов между уровнями власти;
  • эффективной системе межбюджетных трансфертов.

    Закрепление ответственности по расходам должно носить законодательный характер и  соответствовать функциям соответствующего уровня власти. Подобное закрепление позволит исключить произвольную передачу расходных обязательств вышестоящих уровней власти на нижестоящий уровень. Эффективное распределение налогов является исключительно важным для достижения, как самостоятельности бюджетов, так и высокого сбора налогов. Население лучше платит налоги, когда видит зримые результаты в виде качественно предоставляемых услуг.  В качестве первого шага требуется значительное реформирование существующего механизма межбюджетного регулирования и распределения налогов между республиканским и местными бюджетами. Способ регулирования доходов местных бюджетов в виде установления абсолютных размеров бюджетных изъятий не применяется в мировой практике. Система, в которой нижестоящие уровни власти предоставляют трансферты вышестоящему, является порочной как с политической, так и с экономической точек зрения.

    В условиях значительных колебаний налоговых  поступлений, установление абсолютных размеров бюджетных изъятий является неприемлемым для Казахстана. Практика показывает, что при системе изъятия регионы не имеют возможности планировать свое развитие. Представляется, что на первом этапе самым эффективным способом устранения горизонтального бюджетного дисбаланса являлось применение регулирующих налогов. Подобной точки зрения придерживаются и ведущие казахстанские экономисты.

    Как известно, с 2009 года в Казахстане внедряется новая система бюджетного планирования - республиканский бюджет формируется  и утверждается на три года.

    В Казахстане с населением в настоящий  момент более 15,7 млн человек республиканский  бюджет является основным финансовым документом, на его базе формируется  госбюджет, который включает в себя еще и бюджеты регионов.[29]

    Проект  республиканского бюджета на 2011-2013 годы сформирован на основе базового прогноза макроэкономических показателей на 2011 - 2015 годы. Прогноз мировой цены на нефть на плановый период составляет  65 долларов за баррель. Темпы роста реального ВВП постепенно будут увеличиваться с 3,1% в 2011 году до 6,9% в 2015 году. Уровень инфляции предусмотрен в коридоре 6-8%.  Поступления республиканского бюджета на 2011 год составят 4 049,5 млрд. тенге, на 2012 год – 4 373,8 млрд. тенге, на 2013 год –4 779,4 млрд. тенге, из них доходы (без учета поступления трансфертов) – 2 636,9 млрд. тенге, 2 955,2 млрд. тенге и 3 339,2 млрд. тенге соответственно. Прогноз доходов сформирован по ставке корпоративного подоходного налога в размере 20%, увеличения ставки экспортной таможенной пошлины на нефть с 20 долларов за тонну до 40 долларов за тонну, введения с 2011 года прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц. Расходы республиканского бюджета на 2011 год планируются в объеме 4 651,9 млрд. тенге, в 2012 год – 4955,6 млрд. тенге, на 2013 год –5 161,7 млрд. тенге. Расходы республиканского бюджета учитывают мероприятия по реализации поручений Главы государства, изложенных в ежегодных посланиях народу Казахстана. Проект предполагает сохранение всех социальных обязательств государства, финансирование мероприятий в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы, Государственной программы развития образования до 2020 года, Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламаты Қазақстан» на 2011-2015 годы, Государственной программы функционирования и развития языков.

Информация о работе Бюджетная система Республики Казахстан