Бюджетная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Неотъемлемой частью функционирования любого государства является бюджетное устройство. Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система определяется государственным и административно-территориальным делением. Республика Беларусь – унитарное государство, включающее области, города, районы. В связи с разграничением компетенции между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами, каждая из них имеет свой бюджет.
Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

введение.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Неотъемлемой частью функционирования любого государства является бюджетное устройство. Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система определяется государственным и административно-территориальным делением. Республика Беларусь – унитарное государство, включающее области, города, районы. В связи с разграничением компетенции между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами, каждая из них имеет свой бюджет.

Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему Республики Беларусь.

Важнейшими принципами бюджетной системы являются: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов.

В бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.

Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов государственной власти и управления.

Функционирование бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов. Доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.

Доходная часть бюджета Республики Беларусь формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

В структуре расходов по сравнению с прошлым периодом происходит усиление социальной направленности бюджетных ресурсов. Прямые расходы на социально-культурные мероприятия, включающие просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и программы финансовой поддержки нетрудоспособных, малоимущих слоев населения, превышают 1/3 всех расходов. Но при этом ассигнования отстают от увеличения общего объема бюджета, затрат на финансирование, содержание армии, правоохранительных органов, обслуживание государственного долга и других непроизводительных расходов.

Особенно важным на сегодняшний день является создание современных механизмов формирования и использования бюджетных ресурсов в нестабильных условиях экономики. Нынешние экономические реалии во-первых, обусловлены обстоятельствами финансового кризиса и слабостью банковской и расчетной систем, а, во-вторых, сопровождаются недостаточно согласованной финансово-экономической политикой на различных уровнях власти.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и организационной структуры бюджетной системы Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

  • теоретически обосновать понятие о бюджетном устройстве и бюджетной системе;
  • рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
  • дать характеристику доходов и расходов бюджета;
  • обозначить краткий обзор мер по совершенствованию бюджетной системы.

При выполнении курсовой работы использованы Бюджетный кодекс Республики Беларусь, законодательные акты Республики Беларусь, данные Министерства финансов Республики Беларусь, учебные пособия по дисциплине «Государственный бюджет».

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1.1 Понятие о бюджетном устройстве и бюджетной системе Республики Беларусь

Бюджетное устройство определяется государственным устройством, а также государственной политикой. Административно-территориальное деление страны определяет количество звеньев бюджетной системы, так как каждый орган государственной власти имеет право на свой бюджет. Различают два вида государственных и бюджетных устройства: унитарное и федеральное.

В унитарных (единых) государствах бюджетная система имеет два основных бюджетных звена: общегосударственный и местные бюджеты.

В федеральных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: общегосударственный бюджет (федеральный и бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации; местные бюджеты.

Каждое из приведенных бюджетных устройств имеет свои преимущества и недостатки. Так, для унитарных бюджетных устройств характерна централизация финансовых ресурсов в руках центрального правительства, что позволяет контролировать бюджетные потоки, оперативно направлять их на общегосударственные цели и определенные государственные и местные программы. К недостаткам можно отнести ущемление инициативы на местах, отсутствие гибкости и неповоротливость бюрократической машины.

Федеральное устройство обеспечивает не только децентрализованное принятие бюджетных решений, но и распределение полномочий, разделение государственной власти, обеспечение множественности национальных суверенитетов. В то же время усложнение процедуры контроля за бюджетными средствами, дублирование бюджетных программ и размывание ответственности относятся к основным проблемам федеральных государств.

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь, и определяется административно-территориальным делением Республики Беларусь. Таким образом, бюджетное устройство содержит три составляющих элемента:

  • бюджетную систему;
  • принципы построения бюджетной системы;
  • обусловленность административно-территориальным делением.

Бюджетная система определяется государственным и административно-территориальным делением. Республика Беларусь – унитарное государство, включающее области, города, районы. В связи с разграничением компетенции между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами, каждая из них имеет свой бюджет.

Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему Республики Беларусь.

Бюджетная система Республики Беларусь – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь.

В бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.

Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов государственной власти и управления (см. приложение 1).

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.

Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории (см. приложение 2).

К местным бюджетам относятся: областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов.

В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты делятся на:

  • бюджеты первичного уровня: сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
  • бюджеты базового уровня: районные и городские (городов районного подчинения);
  • бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет города Минска).

Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц.

Консолидированный бюджет – совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Он не имеет юридической силы и используется для расчетов и анализа (см. приложение 3).

Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района.

Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области.

Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет республики.

В случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения на этих территориях может вводиться чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента и законами Республики Беларусь.

1.2 Принципы бюджетной системы Республики Беларусь

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:

  • единства;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
  • сбалансированности бюджетов;
  • гласности;
  • самостоятельности бюджетов;
  • эффективности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • достоверности бюджетов;
  • адресности и целевого назначения бюджетных средств;
  • ответственности участников бюджетного процесса.

Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).

Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета.

Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

Информация о работе Бюджетная система Республики Беларусь