Бюджетная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Неотъемлемой частью функционирования любого государства является бюджетное устройство. Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система определяется государственным и административно-территориальным делением. Республика Беларусь – унитарное государство, включающее области, города, районы. В связи с разграничением компетенции между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами, каждая из них имеет свой бюджет.
Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

введение.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

2.3 Принципы и методы распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы

В основе распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы лежит необходимость достаточности средств для обеспечения нормального функционирования государства в целом и всех входящих в него административно-территориальных единиц. Распределение расходов и доходов в бюджетной системе происходит исходя из сфер ведения Республики Беларусь и местного самоуправления [5].

Распределение доходов и расходов между бюджетами отражает единые принципы построения и организации бюджетной системы. При распределении доходов и расходов решаются следующие задачи:

  • сбалансированность доходов и расходов каждого бюджета;
  • заинтересованность местных органов власти в выполнении планов поступлений общегосударственных доходов и налогов;
  • равномерность поступления доходов в бюджет в течение года во избежание временных кассовых разрывов бюджета для своевременного финансирования всех предусмотренных мероприятий;
  • приоритет республиканского бюджета в финансировании общереспубликанских программ и мероприятий, координации деятельности всех сфер общественного производства в перераспределении финансовых ресурсов между территориями для выравнивания уровней их развития.

В основу распределения доходов и расходов между бюджетами положены следующие принципы:

  • принцип централизованного регулирования распределительного процесса;
  • принцип максимально возможного сбалансирования бюджетов;
  • принцип подведомственности и значимости.

Распределение доходов в бюджетной системе осуществляется в двух направлениях:

  • посредством закрепления отдельных доходов за конкретными бюджетами (налоги);
  • посредством бюджетного регулирования.

Бюджетное регулирование является частью бюджетного процесса и заключается в частичном перераспределении финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней.

Методы бюджетного регулирования:

  • установление и распределение регулирующих источников;
  • перераспределение бюджетных источников;
  • финансовая помощь в виде дотаций, субвенций и субсидий из вышестоящего бюджета;
  • процентные и беспроцентные бюджетные ссуды.

Законодательством устанавливается, в какие бюджеты должны зачисляться поступления от налогов и неналоговые доходы. Некоторые налоги по закону распределяются между республиканским и соответствующими местными бюджетами. Доходы, поступающие в республиканский бюджет, называются общегосударственными или республиканскими, а зачисляемые в местные бюджеты – местными доходами.

Регулирующие источники доходов – это общегосударственные налоги и доходы. Их устанавливают органы представительной власти. К регулирующим налогам в Республике Беларусь относят налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль. Распределение регулирующих доходов между бюджетами происходит в виде процентных отчислений по нормативам, устанавливаемым в законе о бюджете на очередной финансовый год и соответствующих решениях Советов депутатов. Нормативы отчислений могут устанавливаться едиными или дифференцированными.

Второй метод заключается в перераспределении доходных источников от одного бюджета к другому. В этом случае вышестоящий орган представительной власти принимает решение о передаче закрепленного за его бюджетом доходного источника в бюджет нижестоящего уровня.

Если в результате применения первых двух методов не удается сформировать бюджеты в объемах, достаточных для финансирования расходов, то применяются дотации, субвенции и субсидии, представляющие собой безвозмездную помощь вышестоящего бюджета нижестоящему.

Бюджетная ссуда – денежные средства, выданные временно и безвозмездно из республиканского или местных бюджетов, для использования по целевому назначению. Этот метод применяется в процессе исполнения бюджета, в то время как вышеперечисленные – на стадии формирования бюджета. Возврат полученных ссуд производится в первоочередном порядке и в пределах текущего бюджетного года. Бюджетные ссуды могут предоставляться не только из вышестоящего бюджета, но и, наоборот, из нижестоящего – вышестоящему.

2.4 Анализ доходов и расходов бюджета

По итогам девяти месяцев 2011 года валовой внутренний продукт составил в текущих ценах 186,7 трлн рублей и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года  на 7,9% в сопоставимых  ценах. Рост валового внутреннего продукта обусловлен, главным образом, ростом внутреннего спроса (как инвестиционного, так потребительского). Инвестиции в основной  капитал  возросли на 14,9%, оборот розничной торговли – на 11%, производство промышленной продукции увеличилось на 10,6%.  

Экономический рост в январе-сентябре текущего года отмечен на фоне высокой инфляции и девальвации белорусского рубля. Инфляция на потребительском рынке за девять месяцев составила 74,5%, или 6,4% в среднемесячном исчислении с начала года.  

В январе-сентябре 2011 года в условиях благоприятной для белорусского экспорта конъюнктуры мировых товарных рынков объем внешнеторгового оборота увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 53,6%, при этом экспорт вырос на 68%, импорт – 42,8%.  

Улучшились финансовые показатели хозяйствующей деятельности организаций: сократилось число убыточных организаций, увеличились рентабельность продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль [8].

По итогам 9 месяцев 2011 года доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь составили 52,2 трлн рублей и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 50,8%. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 28,0% ВВП (в январе-сентябре 2010 года – 29,6% ВВП).

Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90%) формируется за счет налоговых поступлений. За 9 месяцев 2011 года в бюджет поступило 46,7 трлн рублей налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года поступления увеличились на 47,7%.

Неналоговые доходы за 9 месяцев 2011 года сложились в сумме 10,4 трлн рублей и по сравнению с 9 месяцами 2010 года увеличились на 84,4%. 

Формирование налоговых доходов за 9 месяцев 2011 года на 92% обеспечено поступлениями: налога на добавленную стоимость (33,4%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (19,9%), налога на прибыль (13,2%), подоходного налога (13,1%), акцизов (8,3%), налогов на собственность (4,1%). 

Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 9 месяцами 2010 года вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, подоходного налога. 

В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в январе-сентябре 2011 года составили:

  • по налогу на добавленную стоимость 15,6 трлн рублей (прирост поступлений к соответствующему периоду 2010 года 38,8%);
  • по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 9,3 трлн рублей (прирост – 137,7%);
  • по налогу на прибыль 6,2 трлн рублей (прирост 50,0%);
  • по подоходному налогу 6,1 трлн рублей (прирост 65,1%);
  • по акцизам 3,9 трлн рублей (прирост 21,5%);
  • по налогам на собственность 1,9 трлн рублей (прирост 44,5%). 

В структуре консолидированного бюджета 60,8% составляют доходы республиканского бюджета и 39,2% доходы местных  бюджетов (без учета безвозмездных поступлений). Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом.

Полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты – подоходный налог и налоги на собственность. Распределяются между республиканским и местными бюджетами налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. 

Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2011 года профинансированы в сумме 47,8 трлн рублей (на 28,5% выше уровня января-сентября 2010 года). Относительно ВВП расходы бюджета сократились, составив 25,6% ВВП. 

Динамика расходов консолидированного бюджета в январе-сентябре 2011 года определялась, главным образом, исполнением принятых социальных обязательств государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Значительное влияние на исполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы и девальвация национальной валюты.  

В этих условиях в текущем году реализуется жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов и поддержание макроэкономической стабильности. Введены ограничения на бюджетные расходы – их финансирование осуществляется в пределах поступающих доходов без привлечения заемных средств и ранее накопленных остатков бюджета. При этом приоритетами финансирования определены: обеспечение функционирования бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов; обслуживание и погашение государственного долга.

Бюджет января-сентября 2011 года сохранил свою социальную направленность. Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная  политика), составил 21,8 трлн рублей, или 45,6% от всех расходов консолидированного бюджета. Расходы на образование возросли по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 57,7%, здравоохранение – на 51,3%.

Расходы на национальную экономику увеличились на 6,5% и составили 9,5 трлн рублей (20% от всех  расходов). Более 50% всех расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства, в том числе на субсидирование процентных ставок по кредитам банков. 

В январе-сентябре 2011 года в структуре расходов в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 84,3% от всех расходов (в январе-сентябре 2010 года – 74%). Расходы на заработную плату и начисления на заработную плату работников бюджетного сектора составили 16,2 трлн рублей, или 34% от общего объема бюджетных расходов (вместо 26,9% в январе-сентябре 2010 года). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года они возросли на 19,2%.   

Средства консолидированного бюджета, направленные на капитальные расходы, за  девять  месяцев 2011 года составили 8,1 трлн рублей, или 16,9% всех расходов (в январе-сентябре 2010 года – 23,5%). По сравнению с январем-сентябрем 2010 года эти расходы сократились на 7,8%. 

Девальвация белорусского рубля вызвала рост расходов по обслуживанию государственного долга, других расходов бюджета, осуществляемых в иностранных валютах. Удельный вес расходов на обслуживание государственного долга в общих расходах консолидированного бюджета составил 4,4% вместо 2,2% в январе-сентябре 2010 года.

Консолидированный бюджет в январе-сентябре 2011 года исполнен с профицитом в размере 4,5 трлн рублей, или 2,4% ВВП (в январе-сентябре 2010 года – дефицит – 2,2% ВВП).

За 9 месяцев 2011 года в республиканский бюджет Республики Беларусь поступило 31,7 трлн рублей, что на 48,0% больше аналогичного периода 2010 года.

Налоговые доходы республиканского бюджета за 9 месяцев 2011 года составили 27,7 трлн рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года поступления увеличились на 42,5%.

Неналоговые доходы республиканского бюджета за 9 месяцев 2011 года сложились в сумме 4,0 трлн рублей и по сравнению с 9 месяцами 2010 года увеличились на 102,9%. 

Наибольшую долю в структуре доходов республиканского бюджета занимали налог на добавленную стоимость (34,7%), налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (29,4%), акцизы (12,2 %), налог на прибыль (6,5 %). 

Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 29,6 трлн рублей, что на 25,6% больше, чем в январе-сентябре 2010 года.  

В сложившейся структуре расходов республиканского бюджета 29,9% от всех расходов составили трансферты местным бюджетам. Расходы социальной направленности (разделы  «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации»,  «Образование», «Социальная  политика») составили 21,4% в общем объеме расходов республиканского бюджета. 

Доходы республиканского бюджета превысили расходы на 2,1 трлн рублей (1,1% ВВП). 

Доходы местных бюджетов в январе-сентябре 2011 года составили 29,4 трлн рублей, что в номинальном выражении на 55,0% больше, чем  за аналогичный период 2010 года. 

Основными источниками доходов местных бюджетов в январе-сентябре 2011 года являлись поступления по подоходному налогу (20,8% от всех доходов), налогу на добавленную стоимость (15,7%), налогу на прибыль (14,0%), налогам на собственность (6,5%), а также безвозмездные поступления из республиканского бюджета (30,4%). 

Значительный рост доходов местных бюджетов по сравнению с прошлым годом в основном обусловлен изменениями в бюджетном законодательстве (в текущем году весь налог на прибыль, уплачиваемый коммунальными и негосударственными организациями, зачисляется в местные бюджеты), ростом налогооблагаемой прибыли, а также налоговой базы по подоходному налогу. 

Информация о работе Бюджетная система Республики Беларусь