Бюджетная система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:40, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день бюджетная система является немаловажной частью всей финансовой системы государства. Как экономическая категория бюджетная система представляет собой совокупность финансовых отношений государства, как с юридическими, так и физическими лицами, а также регионами по формированию и использованию централизованного денежного фонда – бюджетов. Другими словами, под бюджетной системой понимается способ организации бюджета распределения и перераспределения денежных средств между отдельными звеньями бюджетной системы, частями экономики, каналами доходов и расходов.

Содержание работы

Введение 5

1 Теоретические основы функционирования бюджетной системы 7

1.1 Сущность и экономическое содержание бюджетной системы 7
1.2 Бюджетный механизм и его основные элементы 23
1.3 Правовое обеспечение функционирования бюджетной системы 27

2 Анализ Бюджетной системы Республики Казахстан в условиях глобализации 31

2.1 Классификация государственных доходов 31
2.2 Организация местных финансов 36
2.3 Вопросы управления государственным долгом 40

3 Бюджетная система Республики Казахстан состояние и перспективы развития 52

Заключение 63

Список использованной литературы 67

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РК.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

    Бюджетная система Республики Казахстан как  унитарное государство является двухзвенным:

    • Республиканское звено
    • Местное звено

Характеристика  звеньев бюджетной системы Республики Казахстан представлена на рис 1.[3] Каждому звену бюджетной системы соответствуют свои виды самостоятельных бюджетов:

    • Республиканский бюджет;
    • Областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы;
    • Бюджет района (города областного значения)
 

    

    Рисунок 1. Звенья бюджетной системы Республики Казахстан*

    *Примечание: Рисунок разработан автором на основе учебника [3]

 

    Таким образом, в состав бюджетной системы Республики Казахстан входят республиканский бюджет и местные бюджеты, которые представлены областными бюджетами, бюджетами городов различных уровней и бюджетов районов. Свод республиканского и местных бюджетов  (без учета взаимопогашаемых операций между ними) образуется государственный бюджет.

    Если  говорить об уровневой структуре  бюджетной системы Республики Казахстан, то в ней выделяют следующие три  уровня:

  • Республиканский бюджет;
  • Областной бюджет, бюджет города республиканского значения и столицы;
  • Бюджет района (города областного значения)

    Республиканский бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый за счёт налоговых и других поступлений, определённых бюджетным кодексом, и  предназначенный для финансового  обеспечения задач и функций  центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений и реализации общереспубликанских направлений государственной политики. [4] Республиканский бюджет на соответствующий финансовый год утверждается законом Республики Казахстан. Финансовый год в Казахстане совпадает с календарным годом, то есть начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Подробные этапы разработки  республиканского бюджета показаны в приложении А.

    Областной бюджет, бюджет города республиканского значения и столицы представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый за счёт налоговых и других поступлений, определенных бюджетным кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения  задач и функций местных государственных органов областного управления, города республиканского значения, столицы, подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики  в соответствующей административно-  территориальной единице. Областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы на соответствующий финансовый год утверждается решение маслихата области, города республиканского значения, столицы. Бюджет района (города областного значения) является централизованный денежный фонд, формируемый за счёт налоговых и других поступлений, определенных бюджетным кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов района. (Города областного значения), подведомственных или государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующем районе (города областного значения).[4]

    Бюджет  района (города областного значения) на соответствующий финансовый год утверждается маслихатом района  (города областного значения). В особых случаях действует чрезвычайный государственный бюджет. В частности, в случаях чрезвычайного или военного положения в Республике Казахстан вводится чрезвычайный государственный бюджет, который формируется на основе республиканского и местных бюджетов. Иначе говоря, основанием для введения и прекращения действия чрезвычайного бюджета является Указ Президента Республики Казахстан о введении и отмене на всей территории Республики Казахстан  чрезвычайного или военного положения. Чрезвычайный государственный бюджет разрабатывается центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию и утверждается Указом Президента Республики Казахстан.

    Схема бюджетной системы Республики Казахстан  показана на рисунке 2. Чрезвычайный государственный бюджет действует в течении срока, на который введено чрезвычайное или военное положение. Также бюджетным законодательством определено, что чрезвычайный государственный бюджет  может вводиться в случаях введения чрезвычайного положения на территории нескольких регионов Республики Казахстан одновременно и когда его последствия могут создать реальную угрозу национальным интересам и экономической безопасности республики.[4] 

              

    Рисунок 2. Структура бюджетной системы Республики Казахстан*

    *Примечание: Рисунок разработан автором на основе учебника [3]

 

     Бюджетной системе характерно выполнение следующих функций:

  • фискальная функция - обеспечение через изъятия налогов необходимых ресурсов для правительственной деятельности, то есть для покрытия расходов на военные, экономические и социальные программы, а также существование аппарата управления;
  • функция экономического регулирования — использование налогов и расходов как рычагов управления хозяйственной деятельностью и осуществление определенных целей экономической политики (стабилизация экономики, стимулирование ее роста, структурных сдвигов);
  • функция выравнивания доходов — перераспределение доходов благодаря прогрессивной системе налогообложения и системе трансфертных платежей малообеспеченным и безработным гражданам, инвалидам, детям, отсталым регионам [2]

    Функционирование  бюджетной системы основывается на следующих группах финансовых отношений:

  • государство с предприятиями в процессе формирования централизованных денежных средств;
  • государства с организациями и учреждениями непроизводственной сферы, находящимися на бюджетном финансирование;
  • государства с населением по поводу формирования доходов бюджета и выплаты различных компенсаций, а также оказания социальной поддержки малообеспеченным гражданам;
  • между институтами финансово-банковской системы (Министерством финансов, Национальным банком и др.);
  • государства с зарубежными странами по формированию централизованных денежных фондов [5]

    В основу устройства бюджетной системы  положены следующие принципы:

    1) принципы: принцип единства - применение единых принципов организации и функционирования бюджетной системы, использование единой бюджетной классификации и единых процедур бюджетного процесса в Республике Казахстан;

    2) принцип полноты - отражение в бюджете и Национальном фонде Республики Казахстан всех поступлений и расходов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, недопущение зачетов взаимных требований с использованием бюджетных средств, равно как и уступок прав требований по бюджетным средствам;[4]

    3) принцип реалистичности - соответствие утвержденных (уточненных, скорректированных) показателей бюджета утвержденным (скорректированным) параметрам, направлениям прогнозов социально-экономического развития, стратегических планов государственных органов;

    4) принцип транспарентности - обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов  отчетов об их исполнении, стратегических планов и отчетов об их реализации, о формировании и об использовании Национального фонда Республики Казахстан, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также обязательная открытость бюджетного процесса для общества и средств массовой информации;

    5) принцип последовательности - соблюдение государственными органами ранее принятых решений в сфере бюджетных отношений. Бюджетная система должна функционировать стабильно, без резких изменений в бюджетном устройстве, в бюджетном процессе, в бюджетных процедурах и отношениях;[4]

    6) принцип результативности - разработка и исполнение бюджета, ориентированного на достижение прямых и конечных результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов;

    7) принцип самостоятельности бюджета - установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней и определение направлений их расходования в соответствии с настоящим Кодексом, право всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс в соответствии с настоящим Кодексом, недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения местных бюджетов, и остатков бюджетных средств местных бюджетов в вышестоящие бюджеты, недопустимость возложения на нижестоящие бюджеты дополнительных расходов без соответствующей их компенсации;

    8) принцип преемственности - планирование республиканского и местных бюджетов, основанное на прогнозах социально-экономического развития, базовых расходах, утвержденных в предыдущие периоды, итогах бюджетного мониторинга, оценке результатов;

    9) принцип обоснованности - планирование бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений или расходов и обоснованность их объемов;[4]

    10) принцип своевременности - зачисление поступлений в республиканский и местные бюджеты, на контрольный счет наличности Национального фонда Республики Казахстан и перевод их на счета Правительства в Национальном Банке Республики Казахстан, принятие обязательств государственными учреждениями в соответствии с индивидуальными планами финансирования по обязательствам, проведение платежей в соответствии с индивидуальными планами финансирования по платежам и перечисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств в сроки с соблюдением порядка, установленного соответствующими нормативными правовыми актами;

    11) принцип единства кассы - зачисление всех поступлений в бюджет на единый казначейский счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого казначейского счета в национальной валюте;[4]

    12) принцип эффективности - разработка и исполнение бюджета исходя из необходимости достижения наилучшего прямого результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств или достижения прямого результата с использованием меньшего объема бюджетных средств;

    13) принцип ответственности - принятие необходимых административных и управленческих решений, направленных на достижение прямых и конечных результатов и обеспечение ответственности администраторов бюджетных программ и руководителей государственных учреждений и субъектов квазигосударственного сектора за принятие решений, не соответствующих законодательству Республики Казахстан;

    14) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - направление и использование бюджетных средств администраторами бюджетных программ на достижение показателей результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов, с соблюдением законодательства Республики Казахстан.[4]

    Прежде  чем охарактеризовать бюджетную  систему РК, остановимся на принципах формирования бюджетных систем.

    Бюджетные системы могут быть двух видов:

  • Системы, основанные на принципе бюджетного централизма, когда каждый нижестоящий бюджет входит в состав вышестоящего бюджета. Более мягким проявлением принципа бюджетного централизма являются принцип единства бюджетной системы .
  • Бюджетные системы, основанные на принципе автономности бюджетов административно-территориальных единиц.

    Для бюджетных систем, построенных на принципе бюджетного централизма, характерны централизация управления бюджетами, строгая иерархия бюджетов, общность главных источников получения бюджетных доходов, организация бюджетного планирования по методам «сверху - вниз», где каждый нижестоящий бюджетный план базируется на показателях вышестоящего. Такие системы присуще государствам социалистического типа, чья экономика основана на государственной собственности.

    Недостатком такого рода систем является ее общая  негибкость, проявление бюрократического централизма, жесткость и мелочность бюджетного формирования, отсутствие заинтересованности местных государственных органов в активной работе по сбору общегосударственных налогов и поиску дополнительных источников бюджетных доходов, т.к. источником финансирования нижестоящего бюджета выступает вышестоящий бюджет безразличие получателей бюджетных ассигнований к экономному и бережливому использованию бюджетных средств, в порождении у всех участников бюджетной деятельности иждивенческих настроений и в отсутствии у них стимулов к активному ведению производственно-хозяйственной деятельности, что дает дополнительные бюджетные доходы.

    При построении бюджетной системы на принципе автономности все бюджеты  являются обособленными (изолированными). Для бюджетных систем, построенных на принципе автономности входящих в них бюджетов, характерны их относительная независимость друг от друга. Наличие у каждого бюджета собственной доходной базы, самостоятельного аппарата управления, призванного обеспечить сбор доходов, организовать распределение и проконтролировать использование выделенных из бюджета денег, что осуществляется по своему бюджетному плану, не связанными с бюджетными планами опосредующими другие бюджеты. По такому принципу обычно организованы бюджетные системы развитых стран либерально демократического типа, чья экономика основана на частной собственности.

Информация о работе Бюджетная система Республики Казахстан