Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экологическому праву".

Файлы: 1 файл

ЭП Экзамен от Яны.docx

— 221.22 Кб (Скачать файл)

Конституционное положение о нормотворческой  деятельности Правительства РФ "на основании и во исполнение" актов  более высокого иерархического уровня вытекает из принципа разделения властей. Оно означает, что Правительство  может создать норму права  в рамках делегированного нормотворчества, когда необходимость принятия правительственного постановления или распоряжения вытекает из актов более высокого иерархического уровня. Правительство  принимает свои акты, создавая источники  экологического права, если это предусмотрено  в законе или указе президента, или если это необходимо для выполнения возложенной на Правительство функции. Так, в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" предусматривается, что обязательная экологическая  сертификация осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

 

Постановления и распоряжения Правительства  в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом  РФ или обжалованы в суде.

 

Правительство России весьма активно  в регулировании отношений по природопользованию и охраны окружающей среды. К примеру, им приняты постановления:

"Об утверждении Порядка разработки  и утверждения экологических  нормативов выбросов и сбросов  загрязняющих веществ в окружающую  природную среду, лимитов использования  природных ресурсов, размещения  отходов" от 3 августа 1992 г.;

"Об утверждении Порядка определения  платы и ее предельных размеров  за загрязнение окружающей природной  среды, размещение отходов, другие  виды вредного воздействия"  от 28 августа 1992 г.;

"Об утверждении Положения  о порядке проведения государственной  экологической экспертизы" от 11 июня 1996 г.;

"О Правилах разработки и  утверждения нормативов образования  отходов и лимитов на их  размещение" от 16 июня 2000 г.;

"Об утверждении пределов  допустимых концентраций и условий  сброса вредных веществ в исключительной  экономической зоне Российской  Федерации" от 3 октября 2000 г.;

"Об утверждении Правил образования  рыбохозяйственных заповедных зон " от 12 августа 2008 г. N 603 и др.

  1. Нормативные акты министерств и ведомств как источники экологического  права.
  2. Нормативные правовые  акты субъектов Российской Федерации в системе  источников экологического права.
  3. Понятие и виды экологических прав граждан и их объединений.
  4. Право на благоприятную окружающую среду как основное конституционное  право граждан.
  5. Обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений  в области охраны окружающей среды.
  6. Гарантии и защита экологических прав граждан и их объединений.

В Конституции России предусмотрена  система юридических гарантий прав человека и гражданина. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

судебная защита прав и свобод;

право обжалования в суд решений  и действий (бездействия) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

право на получение квалифицированной  юридической помощи;

право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной  власти или их должностными лицами;

право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты.

 

 

 

Как гарантию права на достоверную  информацию о состоянии окружающей среды можно рассматривать положение  п. 3 ст. 41 Конституции РФ об ответственности  должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Гарантируя судебную защиту прав и  свобод человека и гражданина, Конституция  РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы  всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут  быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим  правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов  и лиц (ст. 46).

 

Наличие механизмов и процедур защиты экологических прав граждан - необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав граждан.

 

Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды  и прав человека и гражданина позволяет  выделить следующие способы защиты экологических прав граждан:

самозащиту;

защиту с помощью государственных  институтов или государственную  защиту.

 

Удельный вес каждого из этих способов в реальных механизмах защиты экологических прав граждан в  стране может зависеть от многих факторов, в том числе от степени демократизации в области охраны окружающей среды, реального участия граждан в  подготовке и принятии экологически значимых решений и контроле за их реализацией.

  1. Понятие и общая характеристика права  собственности на природные объекты и  ресурсы.

Под понятием права собственности  на землю и другие природные ресурсы, т. е. на природные ресурсы в целом, понимается, во-первых, совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в  ряде статей Конституции РФ, в Гражданском  кодексе РФ и других правовых актах.

Исходные положения, регулирующие право собственности на землю  и другие природные ресурсы, установлены  в ст. 9 Конституции РФ, которая  гласит, что земля и другие природные  ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и  иных формах собственности.

Собственность, являясь экономической  категорией, представляет собой отношения  между людьми по поводу материальных благ, обусловленные принадлежностью  данных благ одним лицам (или их коллективам) и отчужденностью от них всех других лиц.

Право собственности в самом  общем понимании – это единый, комплексный, многоотраслевой институт, который охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние принадлежности (присвоенности) материальных благ конкретным лицам.

Выделяют следующие функции  института права собственности:

– устанавливают принадлежность того или иного имущества определенному  лицу;

– закрепляют правомочия собственника по владению, пользованию, распоряжению принадлежащим ему имуществом;

– предусматривают правовые средства охраны прав и интересов собственника.

Правомочия  владения – основанная на законе, т. е. юридически обеспеченная, возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в собственном хозяйстве (на балансе).

Правомочия  пользования – основанная на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления (для производственных или личных нужд).

Правомочия  распоряжения – возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждений по договору, передачи по наследству, уничтожения и т. п.).

Как субъективное гражданское право  собственности определяется как закрепленная законом возможность лица по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом, принимая бремя и риск его содержания.

Оно состоит из двух элементов: титульной  характеристики, т. е. оно регулирует, за кем закрепляются право собственности, полномочия собственника и иные связанные  с этим вещные права, которые могут  иметь различное – конституционное, административное, гражданско-правовое и иное содержание; самого содержания правомочий.

Право собственности на природные  ресурсы – наиболее полное по объему вещное право, которое предоставляет  его обладателю возможность по своему усмотрению решать вопросы использования  принадлежащего ему имущества, осуществляя  правомочия владения, пользования и  распоряжения.

Конституционно закрепленное ст. 9 право собственности на землю  и природные ресурсы является экологическим – оно ставит целостные  интересы охраны окружающей среды выше интересов субъекта права собственности  как одного из участников правового  оборота. Оно предполагает большие  ограничения для субъекта собственности  в его господстве над объектом, чем фактически в любом другом случае.

  1. Формы и виды права собственности на природные ресурсы.

В настоящее время формы права  собственности на природные ресурсы  определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в следующих формах собственности:

  • частной;
  • государственной;
  • муниципальной;
  • иных формах собственности.

Что понимать под иными формами  собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.

При этом закрепляется принцип равных, одинаковых обязанностей по обеспечению  рационального использования природных  ресурсов и охране окружающей среды  для всех собственников.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации все формы собственности признаются защищенными равным образом.

Различие в субъектном составе  этих форм определяет виды права собственности:

частная собственность юридически оформляется в виде права собственности  граждан и юридических лиц;

государственная – в виде права  собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и права  собственности республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (собственность  субъектов Российской Федерации);

муниципальная - в виде права собственности  города, района, сельского поселения  и иного муниципального образования.

  1. Субъекты  и объекты права собственности на природные ресурсы.

Субъектами права собственности  на землю и природные ресурсы  в соответствии с Конституцией РФ являются государство, муниципалитеты, граждане и их объединения. Таким  образом, действующая Конституция  установила частную собственность  на землю и иные природные ресурсы. На ее основании действует ряд  законов и иных нормативно-правовых актов, определяющих пределы и особенности этой формы собственности.

Субъекты права собственности  на землю и природные ресурсы  подразделяются следующим образом: государство – Российская Федерация  и субъекты Федерации; муниципалитет  – органы местного самоуправления; граждане – физические лица, обладающие статусом граждан; объединения с  определенными особенностями –  юридические лица, участниками которых  в специфическом качестве людей  быть и органы.

ГК РФ (ст. 212 «Субъекты права  собственности») называет граждан, юридических  лиц, Российскую Федерацию, субъектов  РФ, муниципальные образования.

Федеральный закон от 19 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной  собственности на землю» также в  качестве собственников земли называет Российскую Федерацию, ее субъектов, муниципальные  образования и перечисляет основания  включения земельных участков в  федеральную собственность, муниципальную  и собственность субъектов РФ.

Следует различать два вида осуществления  собственности – в публично-правовой форме и в частноправовой. Государству  и его органам в силу их конституционной  природы наиболее свойственно осуществление  права собственности в публично-правовой форме, обеспечивающей реализацию суверенитета над территорией страны и природоохранительной функции. Но оно может в необходимых  случаях, как это и происходит в действительности, вести хозяйственную  деятельность на рынке, эксплуатируя, например, нефтяные ресурсы страны, а может передавать эту функцию  юридическим лицам, действующим  в рамках частного права, в частноправовой форме.

Субъектное разграничение и  установление на отраслевом уровне права  действовать в публично-правовой либо частноправовой форме определяют условия осуществления права  природопользования как в целом, так и применительно к различным объектам, целям и видам.

Во всех случаях, независимо от субъектной принадлежности или формы собственности, пользование природными объектами  должно соответствовать соблюдению экологических и иных интересов  общества.

Государственная собственность на природные ресурсы делится на федеральную, муниципальную и субъектов РФ.

Действующее российское законодательство не предусматривает каких-либо ограничений  к объектам права государственной  собственности. В собственности  государства может находиться любое  имущество, любые природные ресурсы. Удельный вес государственной собственности  в целом и в области природных  объектов в частности еще очень  велик.

В частной собственности может  находиться любое имущество, за исключением  отдельных видов имущества, которое  в соответствии с законом не может  находиться в собственности граждан  и юридических лиц.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"