Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право"

Файлы: 1 файл

Экологическое право 18-34.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

18.Экологическое нормирование

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества окружающей среды относятся:

нормативы, установленные  в соответствии с химическими  показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы  предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные  вещества; нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла; нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; иные нормативы качества окружающей среды. При установлении нормативов качества окружающей среды Учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

нормативы образования  отходов производства и потребления  и лимиты на их размещение; нормативы  допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством в целях охраны окружающей среды. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

За превышение установленных нормативов допустимого  воздействия на окружающую среду  субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

 

19. Технические  регламенты в области экологии (понятие, порядок принятия)

Согласно ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент - документ, который  принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технический регламент может быть принят Федеральным законом, указом Президента РФ, международными договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, постановлением Правительства РФ. Проект технического регламента имеет право разработать любое лицо независимо от вида продукции или процесса, формы собственности и юридического статуса разработчика. Это, несомненно, демократично и позволит полнее использовать интеллектуальный потенциал без ограничений. ФЗ РФ «О техническом регулировании» предусматривает специальную процедуру подготовки и рассмотрения проектов технических регламентов. Она включает ряд обязательных этапов, без которых проект не может быть внесен в Государственную думу. Это: публикация, уведомления об его разработке в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию; обоснование необходимости разработки, указание отличий разрабатываемого регламента от международных стандартов или от требований, действующих на территории Российской Федерации; сведения о способе ознакомления с проектом регламента; реквизиты разработчика. Обсуждение проекта технического регламента начинается с момента опубликования уведомления о разработке технического регламента. Этап обсуждения проекта технического регламента завершается публикацией федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию уведомления. В соответствии с законом время от момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до момента опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения должно быть не менее двух месяцев. Внесенный проект Федерального закона о техническом регламенте с приложением документов направляется Государственной думой в Правительство Российской Федерации. На проект Федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Государственную думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию. Принятый в первом чтении проект Федерального закона о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти. Поправки к принятому в первом чтении проекту закона о техническом регламенте после окончания срока их подачи должны быть опубликованы не позднее, чем за месяц до рассмотрения Государственной думой проекта технического регламента втором чтении. Проект закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, Государственная дума направляет в Правительство Российской Федерации не позднее, чем за месяц до рассмотрения проекта Государственной думой во втором чтении. На проект Федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца посылает в Государственную думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

 

20. Экологическая  стандартизация (виды стандартов  и порядок их принятия, отличие  стандартов от технических регламентов)

По субъекту принятия (утверждения) среди экологических  стандартов в соответствии с Законом РФ «О стандартизации» выделены следующие виды:

– государственные  стандарты (ГОСТы);

– международные (региональные);

– отраслевые (ОСТы);

– стандарты  предприятий.

Они, в свою очередь, разделяются на международные и  национальные, т. е. принятые международной организацией; утвержденные национальным органом РФ по стандартизации.

Государственные стандарты по своему значению разделяются  на основные и вспомогательные. Основные подразделяются на собственно экологические  и производственно-хозяйственные.

Работа по подготовке национальных стандартов ведется в  соответствии с программой разработки национальных стандартов, разрабатываемой  и утверждаемой национальным органом  по стандартизации. При этом программа  разработки национальных стандартов должна быть доступной заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчиком национального стандарта, как и технического регламента, может быть любое лицо. Процедура разработки национальных стандартов схожа с процедурой разработки проектов технических регламентов и включает: направление уведомления о разработке национального стандарта в национальный орган по стандартизации и публикация его в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию; обеспечение разработчиком национального стандарта доступности проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления; проведение публичного обсуждения проекта национального стандарта и составление перечня полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения; принятие национальным органом по стандартизации решения об утверждении или отклонении национального стандарта; публикацию уведомления об утверждении национального стандарта в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Закон о техническом регулировании предусматривает также стандарты организаций. Для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок организации, в том числе коммерческие, общественные, научные организации, саморегулируемые организации, объединения юридических лиц вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты. При этом порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно.

21. Экологическая  сертификация (понятие, виды, порядок проведения, маркировка товаров)

Экологическая сертификация представляет собой специализированную деятельность по подтверждению соответствия готовой продукции или иного  сертифицируемого объекта предъявляемым  к нему требованиям технических  регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, в том числе в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды. Экологическая сертификация соответствия – действия органа или лица, признаваемые независимыми от участвующих сторон, по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям.

Экологическая сертификация проводится в России в  двух видах: обязательной и добровольной. Она обязательна в случаях, установленных законодательством России и субъектов РФ. Проведение обязательной экологической сертификации означает, что государство берет на себя защиту общественных интересов, связанных с обеспечением экологических интересов населения и охраны окружающей природной среды, рационального использования, охраны, воспроизводства природных ресурсов и в других предусмотренных законодательством случаях.

Добровольная  экологическая сертификация осуществляется в тех случаях, когда в законодательных  актах РФ не предписана обязательная сертификация. Она проводится по инициативе заявителя - природопользователя или юридического лица, выполняющего распорядительные функции в области использования природных

ресурсов, на основе договора между органом по сертификации и заявителем.

Проведение: Получив заявку, орган по экологической сертификации рассматривает ее и в кратчайшие сроки, но не позднее одного месяца после получения, сообщает заявителю решение. После чего заявитель делает выбор конкретной испытательной лаборатории, органа для сертификации производства или системы качества. Протоколы испытаний образцов сертифицируемой продукции представляются затем заявителю и в орган по экологической сертификации. Копии протоколов испытаний подлежат хранению в течение срока не менее, чем срок действия сертификата. Конкретные сроки хранения копий протоколов устанавливаются в системе сертификации однородной продукции и в документах испытательной лаборатории.

«Экологические  этикетки (маркировки) дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. Покупатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если такой выбор основывается на соображениях экологичности или других факторах». Экомаркировка - это именно знак экологичности

 

22. Государственные  кадастры, реестры и учет природных  ресурсов как источники систематизированных  сведений о природных ресурсах

Государственными  кадастрами природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Важно, чтобы данные о качественных характеристиках природных ресурсов, содержащиеся в соответствующих кадастрах, служили основой при принятии решения о предоставлении природного ресурса в пользование.

Кадастры ведутся  по отдельным видам природных  ресурсов и по территориям. Есть: Государственный земельный кадастр; Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых; Государственный лесной кадастр; Государственный водный кадастр.

Государственные реестры природных ресурсов - своеобразная база данных,  свод сведений о природных  ресурсах, содержащий информацию о  конкретных природных ресурсах, природопользователях, документах, на основании которых осуществляется конкретное природопользование. Реестры природных ресурсов в некоторых случаях заменяют государственные кадастры природных ресурсов  (Государственный водный реестр вместо Государственного водного кадастра), а в других случаях являются составной частью государственных кадастров. Есть: Государственный лесной реестр; Государственный водный реестр.

Учет природных  ресурсов главное условие их охраны и рационального использования. Учет природных ресурсов ведется на основе кадастров, составляемых государственными органами систематизированных сводов данных, включающих количественную и качественную опись объектов и явлений ресурсного характера с их экономической и социальной оценкой. Учет природных ресурсов ведется по объектам и единым классификационным единицам, принятым для каждого вида природных ресурсов. По мере повышения уровня учета классификационные единицы укрупняются в соответствии с задачами по территориальному управлению природопользованием и охраной окружающей среды.

 

23. Государственный  экологический мониторинг

Государственный экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга  федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга, а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"