Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право"

Файлы: 1 файл

Экологическое право 18-34.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Законодательство  устанавливает обязательность проведения государственного мониторинга окружающей среды. Некоторые общие и основные положения о мониторинге окружающей среды сформулированы в Законе об охране окружающей среды. Согласно ст. 63 государственный мониторинг окружающей среды осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, а также обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды. Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды устанавливается Правительством РФ. Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды, используется органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности

Понятие оценки  воздействия  на  окружающую  среду.  Документ,  регламентирующий   ОВОС   -Положение  "Об  оценке  воздействия  на  окружающую   среду   в   РФ"  (утв.  приказом  Минприроды  России  от  18.07.94   г.   № 222), определил оценку  воздействия  на  окружающую  среду  как  "процедуру  учета экологических требований  законодательства  РФ  при  подготовке  и  принятии решений о социально-экономическом развитии общества с целью  выявления  и принятия  необходимых  и  достаточных   мер   по   предупреждению   возможных неприемлемых для общества  экологических  и связанных  с  ними  социальных, экономических и других  последствий реализации  хозяйственной или   иной деятельности". ОВОС проводится с целью предотвращения деградации окружающей среды, восстановления нарушенных в результате хозяйственной деятельности природных систем, обеспечение сбалансированности намечаемой хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий жизни людей, выработке мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой деятельности и служит основой для принятия решений об осуществлении того или иного проекта. В результате разработки ОВОС определяется степень экологического риска планируемой хозяйственной деятельности. Установление уровня экологического риска основано на выявлении устойчивости природной среды к воздействиям (по отдельным компонентам и экосистеме в целом) в периоды нормального режима эксплуатации объекта и аварийных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Экологическая экспертиза

Понятие экологической  экспертизы определяется ФЗ «Об экологической  экспертизе»: это – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза является формой предупредительного экологического контроля Это – требования по охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий и обеспечению рационального использования природных ресурсов, выработанных наукой, в том числе экологической, и практикой. Другой разновидностью экологических требований являются требования, содержащиеся в законодательстве по охране окружающей среды и природопользованию. 

Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий  соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.  Государственная экологическая экспертиза проводится при выполнении заказчиком двух необходимых условий: предоставление всех материалов и предварительная оплата. Государственный орган, уполномоченный на организацию и проведение экспертизы, обязан начать ее не позднее чем через один месяц после выполнения заказчиком указанных условий: создать экспертную комиссию, как правило, из внештатных экспертов; утвердить персональный состав комиссии, ее руководителя и секретаря, организовать получение экспертами материалов, заседания экспертной комиссии, подготовку сводного заключения. Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать шести месяцев.

Результатом экспертизы является заключение, которое содержит выводы: во-первых, о допустимости воздействия  на окружающую среду хозяйственной  или иной деятельности, во-вторых, о  возможности реализации объекта  экспертизы. Заключение может быть положительным или отрицательным и считается одобренным, если с его выводами согласно квалифицированное большинство списочного состава экспертной комиссии.

 

26. Экологическое  лицензирование (понятие, лицензирование  в области охраны окружающей  среды, в области природопользования, порядок лицензирования, лицензирующие органы)

Экологическое лицензирование—  деятельность уполномоченных государственных  органов по предоставлению лицензий (разрешений) хозяйствующим субъектам, осуществляющим природопользование или работы, связанные с охраной окружающей среды.

Лицензия на комплексное  природопользование — документ, устанавливающий  экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных  ресурсов и загрязнения окружающей среды, а также условия природопользования для предприятий.

Процесс лицензирования в сфере природопользования и  охраны окружающей среды включает ряд  стадий: а) представление заявления  и других необходимых документов; б) регистрацию документов органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности; в) принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии; г) решение уполномоченного органа о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании.

Начинается процесс  экологического лицензирования с представления  заинтересованным предприятием или лицом заявления и других необходимых документов в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности. Следующей стадией процесса лицензирования является регистрация документов, представленных для получения лицензии. Они регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Регистрация означает, что заявление на получение лицензии принято к рассмотрению.

Наиболее ответственная  стадия касается принятия решения о  выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Такое решение должно быть принято  в течение 30 дней со дня получения  заявления со всеми необходимыми документами. Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но он не может быть менее трех лет. Однако по заявлению лица, обратившегося за получением лицензии, она может быть выдана и на срок менее трех лет. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

Государственными  органами, специально уполномоченными  на выдачу лицензий в сфере охраны окружающей среды и природопользования являются: Федеральная служа по экологическому, технологическому и атомному надзору; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральное агентство по недропользованию; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральное агентство по геодезии и картографии при Министерстве экономического развития.

27. Экологический  аудит (понятие, виды, порядок  проведения)

Это – проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соответствие требованиям законодательства РФ, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.

Виды: обязательный и инициативный.

Обязательный  экологический аудит проводится:

при реализации международных обязательств в области  охраны окружающей среды; по поручению государственных органов, в том числе для обоснования экологической санации предприятий; для учета экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

при реализации процедуры банкротства экономических  субъектов; при проведении обязательного экологического страхования; при подготовке и обосновании инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования и т. д.

Этот вид экологического аудирования может осуществляться по решению государственной экологической экспертизы, а также в процессе процедуры оценки воздействия на окружающую среду. В свою очередь, инициативный аудит проводится по решению руководителей экономического субъекта или других лиц, принимающих решения.

С другой стороны, экологический аудит можно подразделить на внутренний и внешний. Внутренний экологический аудит носит добровольный характер и проводится по инициативе самого предприятия. Внешний же аудит проводится, как правило, на обязательной основе.

Экологический аудит проводится в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий; при реализации процедуры банкротства; при проведении обязательного экологического страхования; при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования.

Программа проведения экологического аудита разрабатывается  с учетом:

технического  задания заказчика на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности;

экологического  паспорта предприятия;

разрешительной  и иной документации, характеризующей деятельность предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля.

В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое аудиторское  заключение.

Экологическое аудиторское заключение подписывается (утверждается) руководителем аудиторской  организации и заверяется печатью.

Поскольку в  процессе проведения экологического аудита аудиторы могут иметь доступ к конфиденциальной информации, на нее распространяется соответствующий правовой режим. Добровольный экологический аудит осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Экологическая  информация (понятие, виды, источники,  сфера использования) 

Общее понятие  информации дает ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Понятие экологической информации охватывается приведенным общим понятием, но оно, кроме того, должно отражать специфику предмета. В законодательстве отсутствует определение экологической информации.

Источники экологически значимой информации:

При оценке источников экологически значимой информации важно  подчеркнуть, что развитие отношений  в сфере взаимодействия общества и природы и, в частности, всякая деятельность, осуществляемая в рамках права окружающей среды, сопровождается накоплением такой информации. Объективно с этим процессом связаны экологическое нормирование и стандартизация, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, развиваемая договорная практика, экологическая сертификация, аудит, контроль, применение мер юридической ответственности.

Одновременно  в праве окружающей среды можно  выделить ряд специфических источников. В их числе – сами нормативные  правовые акты, кадастры природных ресурсов, экологический мониторинг, федеральный регистр потенциально опасных химически и биологических веществ, экологический паспорт предприятия, декларация безопасности промышленного объекта, государственные доклады о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Экологическое  планирование (понятие, цель, формы  планирования)

Экологическое планирование – это расчет по принципу составления межотраслевого баланса  потенциально возможного изъятия (или  иной эксплуатации) природных ресурсов или территорий без заметного нарушения существующего экологического равновесия и без нанесения ущерба одной хозяйственной отраслью другими в случае совместного использования ими естественных благ.

Экологическое планирование основано на точном учете природно-ресурсного потенциала и слагается из следующих этапов:

инвентаризация  естественных ресурсов;

моделирование природно-ресурсного потенциала региона;

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"