Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 12:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по "Экологическому праву".

Файлы: 1 файл

экологическое право ответы.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

1. Предмет экологического  права РФ.Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права)

2. Метод   экологического права РФ. Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).

3.Функции экологического  права РФ. Ее цель состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях современного развития общества средствами правового регулирования.   Функции экологического права призваны выразить общие закономерности и свойства отрасли, которые проявляются в институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, входящие в предмет  экологического права.     Выделение видов функций экологического права зависит от классификации основных направлений воздействия этой отрасли права на общественные отношения, входящие в ее предмет, от выбора критерия их разграничения.Функции экологического права должны подчеркивать специфику, проявлять свойства, присущие только данному явлению. Это, видимо, обусловлено их общими целями, задачами в правовом регулировании экологических отношений.  Функциональное назначение правового опосредования общественных отношений в экологическом праве можно определить как внешнее проявление свойств, выражающихся в воздействии на поведение субъектов экологического права, с целью гармонизации отношений общества и природы.Экологическому праву России свойственно наличие двух видов функций - общеправовых и специальных, присущих только ему. К общеправовым относятся - регулятивная и охранительная функции. К специальным  функциям экологического права РФ можно отнести функцию восстановительную, воспитательную, организационную и образовательную. Безусловно, выделенные функции тесно связаны между собою, их нельзя не только противопоставлять друг другу, но проводить четкую грань.Воспитательная функция экологического права реализуется посредством обеспечения эколого-правовыми нормами процессов, связанных с сохранением природной и естественной среды человека обитания человека, предотвращения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровлением и улучшением качества окружающей природной среды.Восстановительная функция реализуется в большинстве норм, содержащихся в источниках экологического права России. Например, нормы Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» посвященные экономическому механизму окружающей среды, экологическом контролю, экологической экспертизы. В современных условиях восстановление качества окружающей среды, становится глобальной проблемой человечества. Основным направлением в области охраны природы , в том числе и на мировом уровне, является ее использование с учетом интересов будущих и настоящих поколений. Поэтому выглядит обоснованным, что основной «блок» эколого-правовых норм опосредуют восстановление, сохранение и улучшение качества среды жизнеобеспечения. Воспитательная функция экологического права является одним из составных направлений правового воздействия на экологические общественные отношения. Экологическое право, воздействуя на чувства людей, их сознание, взгляды и представления, опосредует экологическое воспитание. Развивается чувство бережного отношения к природе.Статья 73 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» содержит принципы экологического воспитания: всеобщность, комплексность и непрерывность. Наряду с указанной нормой, существуют иные правила обязательного поведения, регулирующие процесс воспитания граждан. Например, ст. 74, 75 Закона «Об охране окружающей природной среды», ст. 26 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».Воспитательная функция неразрывно связана с образовательной функций. Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей среды. Способствует подготовке специалистов, получению знаний в сфере экологопользования. Содержание образовательной функции сводится к тому, что нормы экологического права опосредуют образовательный и информационный процессы. Получаемые навыки, опыт обеспечивают повышение экологической культуры и знаний.Организационная функция является самостоятельным направлением воздействия экологического права на общественные отношения, входящие в предмет этой отрасли. Реализуется в нормах регламентирующих деятельность органов управления в сфере охраны окружающей природной среды, порядок участия общественности в решении вопросов, связанных с воздействием на природу, порядок экологического лицензирования и проведение экологической экспертизы. Происходит упорядочение действие, опосредование процессов, определение порядка и форм взаимодействия субъектов экологического права России.

4. Принципы  экологического права РФ. Эколог праву как самостоятельной отрасли права присущи опр принципы. Это общие правила, основополож руководящие начала, характериз институт или более обширную общность прав норм или всю отрасль. Принципы - общ начала, определ направленность и черты взаимодействия об-ва и природы. Черты принципа ЭП: 1) объектив обусловленность 2) историч обусловленность 3) ситемность. В случае конфликта между буквой закона и принципам охр окруж прир среды закреп в природоохр зак-ве приоритет отдаётся принципам а не букве закона. В случае обнаружения в законодательстве в ходе правоприменительной практики прибелов в законодательстве правопримен орган имеет право при отсутствии нормы руководствоваться общими принципами охранеы окруж прир среды, собственным правосознанием, прецедентом права. Сущность системы принципов ЭП составляют общеправовые принципы, свойственны эколог праву, как составные части правовой системы и отраслевые, присущи ЭП как отдельной этой системе. Анализ зак-ва позволяет выделить несколько груп таких признаков. Общеправ прин в осн закреплены в конст, в силу этого представляют собой нормат предписания, обладающ высшей юр силой. Это принцип 1)гуманизма 2) соц справедливости и свободы 3) народовластие 4) единство юр прав и обязанностей. 5) Основной принцип законности, он состоит из 3 частей а) всеобщность б) безусловность в) единство прав норм. 6) принцип интернационализма. 7) принцип равенства всех форм собственности на природные объекты. 8) принцип стимулилирования надлежащего природопользования 9) принцип субьективного вменения. 10) Единство субъект прав и обяз ЭП. 11) гласность - право каждого на достоверную информацию. Отраслевые принципы не являются постоянными и изменяются в соответствии с развитием зак-ва. К ним относяться: Принцип строгова целевого использования объектов, рационального и эфективного использования прир объектов, комплексного подхода в экологопользованиии, общегосударств управление природопользованием, принцип собственности как достояние народа и демократии, принцип платного природопользования, устойчивости природопользования, плановость природопользования. Так же можно выделить принципы особ части. 1) использование любых земель должно сопровождаться работой по повышению плодородия почв, 2) приоритет вод питьевого пользования 3) приоритет сущ животных в соответствии с естественной свободой, 4) приоритет лесов защитного назначения - леса 1 группы - статус тповышенной охраны, приоритет недр для разработки полезных ископаемых - запрещена застройка площадей, место располож недр.

5. История развития  экологического законодательства  и права.Так, Б.В. Ерофеев утверждает, что формирование экологического права прошло три основных этапа:возникновение, становление и развитие экологического права в рамках "земельного права в широком смысле";развитие экологического права в рамках природоресурсовых отраслей;современный период развития экологического права, его выход за рамки природоресурсовых отраслей."Первый этап охватывал 1917-1968 гг., до принятия Основ земельного законодательства, статьей второй которых были отпочкованы иные природоресурсовые отрасли (горные, лесные, водные); второй - с 1968 по 1987 г., когда создаются многочисленные законодательные акты, вовлекающие в сферу регулирования и экологические связи природных объектов (Закон об охране атмосферного воздуха, Закон об использовании и охране животного мира и др.), и наконец, коллективно признано наличие экологического права как правовой общности; третий период - с 1988 г., когда было издано первое пособие по советскому экологическому праву" (Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник для вузов по спец. "Правоведение". М.: Высшая школа, 1992. С. 74).Другие авторы выделяют шесть периодов экологического законодательства:1917-1922 гг. - возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов;1922-1957 гг. - активное развитие союзного законодательства природноресурсового направления;1957-1963 гг. - принятие во всех республиках СССР законов об охране природы - новой формы природоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР об охране природы в РСФСР от 26 октября 1960 г.;1968-1980 гг. - проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе;1985-1990 гг. - попытка перестроить общественные отношения в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках;1990 г. - до настоящего времени.Новым этапом является также время принятия Закона РСФСР 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" и Федерального закона "Об охране окружающей среды" 2002 г.Как видим, подчеркивается преимущественное развитие блока природоресурсного законодательства над природоохранительным. Но поскольку вместе на сегодняшний момент их объединяют общим экологическим правом, наверное, целесообразнее говорить об истории экологического права не только как об истории природоохранительного законодательства, но и об истории природоресурсного законодательства, понимая при этом их тесное взаимодействие и влияние друг на друга. Из всего блока природоресурсного законодательства, бесспорно, интенсивнее всего развивалось земельное законодательство. "От экологического права земельное отличается тем, что если эколого-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в связи с охраной экосвязей природных объектов, то земельное право регулирует преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования. При этом в предмет земельного права входят и отношения, связанные с экологизацией землепользования, однако эта экологизация имеет вспомогательный характер" (Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: ООО "Профобразование", 2003. С. 70).Тем не менее существует и мнение о том, что земельное право является подотраслью экологического права. Обратим внимание также на то, что иные природоресурсные отрасли законодательства (лесное, водное, горное и др.) не получили своего самостоятельного развития в рамках отдельно выделяемой учебной дисциплины и вопросы, связанные с предоставлением, порядком использования данных природных ресурсов, рассматриваются в рамках предмета экологического права. В таком случае скорее можно согласиться с подотраслевой принадлежностью земельного права к экологическому праву - последнее, несомненно, шире по своему значению и содержанию.Не следует отбрасывать ранее существовавшее законодательство России - до 1917 г., развивающее нормы пусть даже только природоресурсного права (хотя не доказано отсутствие природоохранительных норм в России до 1917 г.).В комментариях к Лесному кодексу под ред. С.А. Боголюбова отмечается, что "усиление государственных функций в области лесных отношений и некоторые ограничения частных форм владения лесами можно наблюдать в России уже в конце XIX в... Лесоохранительный закон 1888 г. и Лесной устав 1913 г. (входившие в Свод законов Российской Империи) предусматривали вмешательство государства в права частного собственника, запрещение бесконтрольного использования леса, право государства на экспроприацию лесов у тех лесовладельцев, которые нарушают законодательство". Представляется, что вопрос формирования экологического права в России может стать отдельным предметом исследования. А учитывая Обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Правительству Российской Федерации о состоянии и задачах исторического образования в России (см.: постановление Государственной Думы РФ от 8 апреля 1998 г. N 2359-II ГД), где отмечена необходимость уделять особое внимание историческому прошлому России с позиций научной истины и патриотического воспитания, а также отсутствие комплексных работ по истории экологического права России, актуальность подобного исследования не должна ставиться под сомнение."В 70-е годы прошел процесс бурной кодификации природоресурсного законодательства, начиная от земельного и кончая горным, а в начале 80-х годов в соответствии с Основами были приняты Земельный, Водный, Лесной кодексы и Кодекс о недрах РСФСР, появились и два важнейших природоохранительных закона - Закон РСФСР об охране и использовании животного мира и Закон об охране атмосферного воздуха. В результате относительно стройной системой законодательства было охвачено правовое регулирование практически всей окружающей природной среды. Эта целостность правового регулирования повлекла за собой и изменения во взгляде на земельное право как учебную дисциплину.В частности, было принято решение перейти к преподаванию не земельного права в широком смысле, а нового предмета - курса природоресурсового права и правовой охраны окружающей среды, в связи с чем не замедлили появиться на свет специальные учебные пособия и учебники.Однако учебный курс не является консервативным, он непрерывно развивается, стимулируя углубление научных исследований. Выяснилось, что природоресурсовый подход к правовому регулированию не гарантирует безопасности природе, поскольку вне правового регулирования остаются экологические связи природных объектов между собой и экосвязи друг с другом (поресурсовый же подход диктуется экономическими интересами общества, игнорируя интересы обеспечения экологической целостности окружающей среды). Вскоре после этого появились пособия по экологическому праву, а с 1988 г. в учебную программу экологических вузов была включена новая дисциплина "Экологическое право" и был издан первый в России учебник" (Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: ООО "Профобразование", 2003. С. 147).Следует отметить, однако, что в соответствии с общероссийским классификатором специальностей научной квалификации в разделе "Юридические науки" отдельно выделяется: природоресурсное право; аграрное право; экологическое право. А в Классификаторе правовых актов, утвержденном Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 (с изм. от 5 октября 2002 г.) акты как природоресурсного, так и природоохранного порядка объединены в разделе актов "Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды". Конституция РФ в ст. 72 по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ отдельно перечисляет земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Таким образом, отдельного "экологического законодательства" в утвержденных нормативных актах не выделяется. Но экологическое право является самостоятельной юридической наукой, и включать в себя эта наука должна в том числе вышеуказанное законодательство. Выделение на сегодня самостоятельной юридической науки природоресурсного права и экологического права одновременно, на наш взгляд, дискуссионно. Практически природоресурсное право на сегодня отдельно от экологического права преподается только в виде земельного права, аграрного права. Ни лесное право, ни водное право, ни право пользования животным миром и т.д. не включены в самостоятельные отраслевые юридические дисциплины для изучения в высших учебных заведениях. Дискуссионным, на наш взгляд, также является вопрос о возможности одновременно в одной учебной дисциплине изучать правовой режим объектов окружающей среды как экономического природного ресурса (природоресурсный аспект) и как экологического объекта в целях охраны и сохранения природного баланса в целом.

6. Система и  структура экологического права  России. Имеет 3 значения: 1) система отраслей права 2) система науки 3) система уч дисциплины. Эколог-прав нормы в зависимости от круга регулируемых общ отнош объединяются в институты и субинституты. В зависимости от роли в системе эк права есть 2 системы институтов, представляющих общую и особенную части. (некоторые выделяют ещё и специальную. Система эк права как науки представляет собой совокупность знаний об отраслях ЭП, расположенных в определённой последовательности в зависимости от исторического развития. Под системой экол права следует понимать совокупность его институтов, расположенных в определённой последовательности в соответствии с экологическими закономерностями. Система экологич права включает в себя 5 эколог частей: 1) предмет, источники, объекты эколог права 2) механизм экологического права, включающий концепцию механизма охраны природной среды 3) рассматривает правовую охрану окруж среды в народном хоз-ве 4) экологическая ответственность 5) механизм международн-прав охраны окруж прир среды, включающий принципы, договоры и конвенции, объекты охраны. В зависимости от роли в системе эколог права институты организованы в 2 системы. В общей части все институты, содержащие положения, регулирующие все институты особ части. В особ части - все институты имеющие узко целевое назначениеЮ в силу специфики оюъекта регулирования. Спец часть - вопросы международного права, загрязнение океана, атмосферы и тп.

7. Источники  (форма) экологического права  РФ.Форма права, в которой содержаться общие правила поведения, закреплённые законодательным путём и охраняемые гос принуждением. Это нормативно-прав акты, в которых содержаться правовые нормы, регулирующие экологические правоотнош, они должны отвечать следующим требованиям. Они должны отвечать следующ требованиям: 1) Н. П акты должны иметь объективно выраженную форму в виде документа, изданного соответствующим компетентным органом. 2) он должен быть принят уполномоченным на то гос органом. 3) он должен быть принят с соблюдением установленной процессуальн формой правотворчество. Особенность у этих актов - отдельные элементы норм распределены по различным нормативным актам. Можно выделить 3 осн. группы признаков, по которым прав нормы не совпадают с их носителями, источниками права. 1) по форме выражения . 2) по структуре отраслей 3) по структуре элементов нормы права и норм прав акта. Их классифицируют: 1) по юридической силе а) законы б) подзаконные акты 2) по предмету регулирования а) общие - предмет регулирования охватывает все общественные отношения б) специальные - имеют предметом регулирования только экологич, или преимущественно экологич отнош. 3) по направленности правового регулирования а) материальные - имеющие предмет прав регул эколог отнош, складывающиеся по поводу использования тех или иных отношений. матер эколог прав нормы устанавл права и обяз, а так - же участников соответств правоотнош. б) процессуальные - направленные на процедуру обеспечивания экологопользования. Значительная часть материальных норм э п может быть реализ только посредством осущ последоват ряда процесс действий. 4) по характеру нормативно прав актов а) кодифицированные б) некодифицированные - регулируют отдельные стороны в экологопользовании. 5) по степени значимости регул эколог отнош а) основные - норм правовые акты составляют содержание действующего зак-ва б) вспомогательные - имеют технико юридический хар-тер.Система источников Э П. Иерархия норм прав актов является источниками эколог права, является многоуровневой сист. зак-ва РФ. 1)общепризнанные  принципы и нормы международного права, как источники междунар права. 2) К рф имеет высшую юр силу, там закреплены осн составляющие эколог деят человека в сфере взаимодействия об-ва и природы а) прродопользование б) охрана окруж  среды в) обеспеч эколог безопасности. 3) ФКЗ - принимаются по вопросам, предусмотр конст. 4) ФЗ - в сфере ЭП действуют след законы Закон об ОПС, водный, земельный, лесной кодекс, об эколог экспертизе, о животном мире. Законом д б адекватно урегулировано эколог право человека и гражд, механизм их обеспеч и защиты. Закон является основным актом, определяющим политику гос-ва в сфере взаимодействия об-ва и природы. Основной закон об ОПС, он является комплексным законодат актом прямого действия. Его предмет - природоохр отнош. Осн задачи закреплённые в нём. 1)сохранение прир среды 2) предупрежд и устранеие вредн влияний хоз деят на природу и здоровье чел-ка 3) улучшение качеств прир среды 4) центральная тема закона - человек, охр его жизни, здоровья от неблагаприятного воздействия на него окруж прир среды. Человек рассматривается в 2-х аспектах - как субьект такого воздействия и как обьект. 5) нормы закона закрепляют механизм его исполнения. Такой механизм состоит из сист, включ эконом стимулир хоз субъектов в охране окруж прир среды в сочетании с мерами воздействия. 5) указы президента, он издаёт указы в силу восполнения пробелов в праве. 6) постановлен пр-ва - принимаются для конкретизации его основных полож. 7)министерства и ведомства 8) Акты органов МСУ - содержат полный перечень полномочий по охране мсу - учёт и оценка сост окруж прир среды и природных ресурсов на подведомственной территории. 9) обычай ка источник права применяется на практики, но он не закреплён в нормах права. Под источн ЭП следует понимать нормативные акты, принятые полномочным на то гос органом в установленной форме и процедуре и содержащая волю законодателя в облости экологопользования.                                                                                                                                             

8.Соотношение  экологического права с другими  отраслями.Это соотношение определяется в первую очередь задачами и предметом правового регулирования по нескольким направлениям. Экологическое право, во-первых, способно значительно расширить багаж правовой науки и правовой практики в целом, развивая новые подходы и поставляя новую информацию, которая ранее отсутствовала в научном обороте. Во-вторых, в определенной степени оно создает единую теоретическую базу для более традиционных отраслей, регулирующих использование природных ресурсов, т. е. земельного, горного, водного и лесного права, и, более того, определяет стратегию поведения людей в этих сферах. Оставляя пока в стороне вопрос о включении названных отраслей в экологическое право или об оставлении за ними статуса самостоятельных, следует сказать, что по меньшей мере они нуждаются в развитии общих подходов, новых концепций, которые (под влиянием социально-экологических процессов, ухудшения состояния и истощения ресурсов) определяются,  конечно,  идеологией  охраны  окружающей  среды. Наконец, в-третьих, взаимодействие экологического права с другими науками проявляется во взаимном их обогащении идеями, правовыми конструкциями, институтами. Примером может служить разработка проблемы экологических преступлений. Понятно, что она входит одновременно в сферу интересов и науки уголовного права и науки права экологического.

9. Понятие и  виды объектов эколог отнош. Экологич правоотнош следует считать общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологич права. Волевые, самостоят отнош возникают в сфере взаимодействия об-ва и природы, отношения, урегулированные нормами права - эколог правоотнош. Правоотношения в сфере экол права - в сфере осущ природоохранных мероприятий, в отношении отдельных природных объектов. Природоохран отношения, связанные с применен ответственности за невыполнении установленных законом правил, по охране окруж прир среды. Классификация - 1) по специфике а) материальные - складывающиеся по поводу конкретных материальных объектов, находящиеся под эколого правовой охраной б) процессуальные - склад по поводу обеспечения порядка природоохр деят 2) по основным институтам ЭП а) в сфере осуществления правомочий собственника на природнве ресурсы б) одной стороной всегда является собственник земельн участка, или находящ на нём прир ресурсов. в) отношения управления в области использования и охраны природы в лице соответствующих органов гос-ва г) отношения природопользования д) природоохр отнош. 3) по органам осущ прав регул 4) по субъектам а) гос-во б) физ. или юр лица 5) по ф-циям осущ гос-вом в лице  его компет-х органов а) в сфере учёта природных ресурсов, мониторинга и гос кадастров б) правоотнош по планированию в области охраны и использования окр прир среды 6) правоотнош по распределению и перераспределению прир богатств в сфере разрешительной системы природопользован. а) отнош по регистр прав на природн объекты б) по регистр прав на осущ видов предприн деят в сфере природопользования в) правоотнош контроля в обл использования и охр окр природн среды. 7) правоотнош в связи с прространственно территориальным устройствам 8) правоотнош, связанные с разрешение споров, возникших в результате взаимодействия общества и природы    

10. Субъекты  экологических отношений и их  виды.Субъектом экологического права может быть любое лицо, поскольку охрана природы в России является конституционной обязанностью каждого (ст. 58 Конституции РФ). В частности, любое физическое или юридическое лицо, обладая правом общего природопользования (проезд, проход, забор воды из водоема и др.), обязано соблюдать при этом требование не навредить природе, в результате чего эколого-правовые нормативы реализуются вне экологических правоотношений.Субъектом же экологического правоотношения может быть не любое, а лишь то лицо, которому законом дан допуск к участию в тех или иных экологических правоотношениях. Например, субъектами правоотношений по приоритетному пользованию животным миром могут быть лишь граждане, принадлежащие к группам населения коренных малочисленных народов, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования животного мира.Субъекты экологического права - это лица, управомоченные законом на совершение определенного поведения, носящего природоохранительный характер. Они могут реализовывать это поведение самостоятельно, не вступая в правовые связи с другими субъектами экологического права. Например, свои обязанности не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира водопользователи осуществляют и без каких-либо взаимоотношений с другими лицами, самостоятельно. Однако, если для реализации своих природоохранительных обязанностей, им приходится обращаться за оказанием услуг к другим лицам (например, к водохозяйственной организации для строительства берегоукрепительных сооружений), то из субъекта экологического права этот водопользователь превращается в субъект экологического правоотношения.Субъекты экологических правоотношений можно подразделить на две основные группы: управомоченные и обязанные. Существование этих групп является обязательным признаком экологического правоотношения по неизбежной схеме - каждому управомоченному субъекту соответствует наличие обязанного субъекта.Управомоченные субъекты экологических правоотношений выполняют в этих правоотношениях роль носителей определенных субъективных прав, реализация которых зависит от свободы воли этих субъектов. Обязанные субъекты экологических правоотношений являются носителями обязанностей по реализации прав управомоченных субъектов этих правоотношений. Например, в правоотношениях водных сервитутов управомоченные субъекты могут осуществлять водопой своего скота из водоема собственника, т.е. обязанного субъекта, а последний обязан предоставить собственнику скота как управомоченному субъекту возможность такого использования водного объекта в соответствии с пределами сервитута.Управомоченные и обязанные субъекты экологических правоотношений не являются раз и навсегда данными, с изменением содержания правоотношений они меняются местами. Так, орган государственного контроля за использованием и охраной земель, испрашивая необходимую информацию о состояния земель у землепользователя, является управомоченным субъектом по отношению к землепользователю, являющемуся обязанным субъектом. Однако, если данный контролирующий орган вмешивается в деятельность землепользователи с превышением своих полномочий, то землепользователь через суд ставит этот орган в положение обязанного прекратить незаконные действия субъекта экологических правоотношений. При этом сам землепользователь становятся управомоченным по отношению к контролирующему государственному органу субъектом на период восстановления нарушенного законом положения.Правомочия субъектов экологических правоотношений можно подразделить на общие и специальные. Если первые предусмотрены для всех видов субъектов и имеют силу универсальных правил, то вторые предусмотрены для определенного круга субъектов, имеющих специфику в правовом статусе. Например, право общего природопользования принадлежит в равной мере всем субъектам экологических правоотношений, а право специального природопользования — тем субъектам, правовой статус которых уполномочивает на такой вид природопользования.В некоторых видах экологических правоотношений законом детально классифицированы виды общих и специальных правомочий субъектов экологических правоотношений.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"