Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 12:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по "Экологическому праву".

Файлы: 1 файл

экологическое право ответы.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

23. Нормир-е  качества окр. среды: понятие,  виды нормативов. Нормирование качества окружающей природной среды — центральная идея Закона РФ об охране окружающей природной среды. Этому институту закон отводит самостоятельный раздел (ст. 25—34).Роль нормативов в формировании информации о качестве окружающей природной среды неоднозначна. Одни из них дают оценку окружающей экологической среды, другие лимитируют источники вредного воздействия. Приводимая классификация нормативов носит несколько условный характер. Все нормативы качества являются экологическими нормативами, ибо определяют качество не социальной, а природной среды.Качеством окружающей природной среды считается такое состояние ее экологических систем, которое постоянно и неизменно обеспечивает процесс обмена веществ и энергии в природе между природой и человеком и воспроизводит жизнь.Нормирование качества окружающей природной среды представляет собой деятельность по установлению нормативов (показателей) предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду. Нормой считается мера воздействия на окружающую природную среду. Предельно допустимой нормой является норма, устанавливающая предельно допустимые меры воздействия на окружающую природную среду.Нормативами качества окружающей природной среды в свете настоящего Закона являются предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду со стороны антропогенной деятельности человека (хозяйственной, рекреационной и иной деятельности).В основах нормативов качества лежат три показателя: медицинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе), технологический (способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и среду его жизни), научно-технический (возможность научно-технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем его параметрам).Все нормативы качества окружающей природной среды подразделяются на три группы. Первую группу составляют санитарно-гигиенические нормативы. К ним относятся нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ — химических, биологических, физических воздействий и т.д., нормативы санитарных, защитных зон, предельно допустимых уровней радиационного воздействия и др. Цель таких нормативов — определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека. Это наиболее разработанная часть нормативов качества окружающей природной среды.Вторую группу нормативов качества образуют производственно-хозяйственные нормативы. Возглавляют эту группу нормативы выбросов, сбросов вредных веществ (ПДВ). Они устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной. К числу указанных нормативов могут быть отнесены всякие другие требования, предъявляемые к источникам (стационарным, передвижным) с целью охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Поэтому в данную категорию следует отнести технологические, строительные, градостроительные правила, содержащие экологические требования охраны окружающей природной среды. В третью группу нормативов входят так называемые комплексные нормативы, сочетающие в себе признаки первой и второй групп: ПДН окружающей среды, нормы защитных и санитарных зон и т.п.

24.Экономико-правовой  механизм охраны окружающей среды1. В соответствии с Законом РФ об охране окружающей природной среды под экономическим механизмом охраны окружающей среды сле-дует понимать обеспечение планирования и финансирования природо-охранительных мероприятий, правовое регулирование платежей за использование природных ресурсов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и других вредных воздействий на нее, предоставление субъектам экологопользования на-логовых кредитных и иных льгот в целях более эффективной охраны окружающей среды.Экономическое регулирование охраны окружающей среды осуществ-ляется с целью формирования экономического интереса в соблюдении экологических требований законодательства РФ.Задачами этого регулирования являются: планирование, финансирова-ние природоохранных мероприятий; предоставление экологопользовате-лям налоговых и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей среды; и пр.Важными элементами регулирования экономического механизма яв-ляется планирование и финансирование материально-технического обес-печения мероприятий по охране окружающей среды.2. Плата за экологопользование включает плату за использование отдельных видов природных ресурсов, воздействие на окружающую среду. Плата за воздействие на окружающую среду взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды воздей-ствия. Средства, образуемые за счет платы за использование (отдельных видов природных ресурсов, направляются экологоподьзователями в Федеральный бюджет РФ и бюджеты других уровней, включая бюджеты субъектов РФ, а также в отраслевые фонды охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов и экологические фонды и используются на охрану, восстановление качества и воспроизводство природных ресурсов.3. При получении права на реализацию проекта хозяйственной и иной деятельности заказчик должен получить лицензию на комплексное эколо-гопользование, в которой определяются экологические условия ее осуще-ствления на соответствующем земельном участке (акватории).

25. Понятие и виды юрид.ответственности за экологические правонарушения. В силу природных особенностей объектов окружающей природной среды ответственность за экологические правонарушения не ограничива-ется традиционными рамками дисциплинарной, административной, уго-ловной и материальной ответственности. Должностные лица и граждане, совершившие экологическое правонарушение, несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность. В юридической литературе уже давно отмечалось наличие специальных видов ответственности: земельно-правовой, водно-правовой и т. д. Можно выделить следующие виды специальной ответственности: 1. Ограничение права экологопользования. Так, при нарушении лесо-пользователями установленного порядка пользования лесами лесопользо-вание может быть приостановлено в случаях и в порядке, определяемых ЛКРФ. 2. Приостановка мероприятий, составляющих определенные элементы экологопользования. Например, если производимые лесопользователями работы представляют опасность для состояния и воспроизводства лесов в связи с невыполнением лесопользователями установленных охранительных мероприятий, эти работы могут быть приостановлены. 3. Прекращение права экологопользования в случаях нарушений природопользователями норм, правил и иных требований экологопользования (ст. 20, 21 Закона о недрах, ст. 9 Федерального закона о животном мире и ДР-). 4. Лишение права экологопользования, если небрежность природополь-зователей может нанести вред природной среде. Так, запрещается напол-нение водохранилищ (а значит, и водопользование) до осуществления предусмотренных проектами мероприятий по подготовке ложа. 5. Возложение обязанностей на нарушителя провести работу по вос-становлению нарушенного объекта за свой счет. Так, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, включая снос строения, производится за счет лиц, самовольно занявших земельные участки.Специальная эколого-правовая ответственность отлична от ад-министративной ответственности по следующим признакам: 1. Применение административной ответственности обусловлено определенным сроком давности: например, по истечении двух месяцев со для обнаружения административного проступка (ст. 38 КоАП РСФСР). В природоресурсовых же отраслях права сроки давности отсутствуют. 2. Административные взыскания применяют специально уполномочен-ные на то государственные органы и должностные лица. Специальную эколого-правовую ответственность применяют соответствующие специаль-ные органы либо органы управления экологопользованием. 3. Административные взыскания применяются в соответствии с опре-деленными административно-процессуальными нормами, а специальная эколого-правовая ответственность применяется произвольно, по усмотре-нию органов управления природопользованием в стране. 4. Административные взыскания несут наказанному определенные лишения (штрафы, конфискацию средств незаконного природопользова-ния и т. п.), а специальная эколого-правовая ответственность не всегда ведет к этим неблагоприятным последствиям. Так, изъятие земельного участка порой освобождает землепользователя от лишних хозяйственных хлопот, «облегчает» жизнь отдельным должностным лицам, не заинтере-сованным в расширении производства предприятия,Таким образом, специальная эколого-правовая ответственность при-меняется органами управления природопользованием в стране в случаях, особо предусмотренных законом, и в целях пресечения нарушений правил экологопользования

26. Понятие,  состав экологического административного  правонарушения.Административная ответственность наиболее часто применяется в сфере природопользования и охраны окружающей среды.Административная ответственность выражается применении компетентным органом государства административного взыскания за совершенное экологическое правонарушение и регулируется Кодексом об административных правонарушениях РФ.КоАП РФ устанавливает следующие административные взыскания:предупреждение;штраф;возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;лишение специального права (например, права охоты); исправительные работы;административный арест.Штраф является самой распространенной мерой административной ответственности. Размер налагаемого штрафа зависит от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, а также от полномочий, предоставленсоответствующему органу, налагающему штраф.следует путать административный штраф с платежаза выбросы, сбросы, захоронения вредных веществ.Субъектами эколого-административных правонарушений являются граждане и должностные лица. Объектом экологических проступков слуэкологическая безопасность.КоАП РФ в качестве одного из условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении состава преступления. Это умыповторность правонарушения и т. д.Глава 8 КоАП РФ посвящена экологическим правонарушениям. Административная ответственность предусмотрена за следующие экологические правонарушения:1) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;2)нарушение правил испытаний, производства,транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами,которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде;3) невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы;сокрытие или искажение экологической информации;нарушение правил лесопользования;нарушение правил пожарной безопасности в лесах;7 нарушение правил охраны среды обитания илипутей миграции животных;8) уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений;9) нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях;10)нарушение правил охраны рыбных запасов;11)нарушение правил пользования объектами животного мира;12)эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;13)нарушение правил охраны атмосферного воздуха;14)нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;15)нарушение требований по охране недр;16)использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению Земель и охране почв;17)иные экологические правонарушения.

27. Уголовная  ответственность за экологические правонарушения.Статья 75 Закона «Об охране окружающей природной среды» предусматривает, что за экологические правонарушения может наступать уголовная ответственность. В УК РФ прямо сказано, что его задачей, наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка, является охрана окружающей среды.Все составы преступлений, сформулированных в УК РФ, можно разделить на три категории: специальные, смежные, дополнительные составы.Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе «Экологические правонарушения». Здесь предусматривается уголовная ответственность за следующие экологические правонарушения:1) нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;2) нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;3) нарушение правил охраны и использования недр;4) загрязнение вод;5) загрязнение атмосферы;6)загрязнение морской среды;7)порча земли;8)незаконная добыча водных животных и растений;9)нарушение правил охраны рыбных запасов;10)незаконная охота;11)уничтожение местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ;12) незаконная порубка деревьев и кустарников;13)уничтожение или повреждение лесов;14) нарушение режима особо охраняемых территорий;15)нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне.Смежными экологическими составами следует считать те нормы, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах:1) отказ от предоставления гражданину информации;2) регистрация незаконных сделок с землей;3)терроризм;4) нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах;5) нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ;6) нарушение правил учета, хранения, перевозки,использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий;7) нарушение правил пожарной безопасности;8) нарушение санитарно-эпидемиологических правил;9) производство и распространение оружия массового поражения;10)хищение либо вымогательство радиоактивных материалов;11) незаконное обращение с радиоактивными материалами.Эти составы приобретают значение лишь тогда,когда в результате совершаемых противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде.К дополнительным составам следует отнести ряд преступлений против государственной власти,интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Сюда относятся:1)злоупотребление должностными полномочиями;2) превышение должностных полномочий;3)халатность.Предусмотренные этими нормами преступления гут применяться напрямую к тем должностным лицам,которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.УК РФ предусматривает следующие виды наказаний за совершение экологических правонарушений:1) штраф;2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;3)обязательные работы;4)исправительные работы;5)ограничение свободы;6)арест;7) лишение свободы на определенный срок.

28. Материальная ответственность в экологическом праве: понятие, основания и порядок привлечения.Материальная ответственность за экологические правонарушения - это имущественная ответственность в соответствии с трудовым (а не гражданским) законодательством должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.Эта ответственность носит регрессивный характер и имеет целью возмещение предприятиям, учреждениям и организациям понесенных имущественных потерь по вине неправомерных действий их работников.Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок и условия материальной ответственности рабочих и служащих. Они, согласно статье 118 КЗоТ, несут такую ответственность лишь при условии, что причиненный ими ущерб произошел при исполнении ими своих трудовых обязанностей и по их вине. Другой особенностью этой ответственности, отличающей ее от имущественной ответственности по гражданскому законодательству, является то, что она носит, как правило, ограниченный характер. Ее размеры лимитируются как правило, определенной частью заработка, тогда как имущественная ответственность по ГК возмещается обычно в полном объеме, включая упущенную выгоду.Статьей 118 КЗоТ предусматривается, что при определении ущерба, причиненного рабочим и служащим при исполнении их трудовых обязанностей, учитывается только прямой ущерб, а не полученные доходы (т.е. упущенная выгода). Не допускается возложение на рабочего или служащего ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственного риска. При этом на администрацию предприятия, учреждения, организации возлагается обязанность создать рабочим и служащим условия, необходимее для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного им имущества.Рабочий или служащий, причинивший ущерб предприятию, учреждению, организации, может добровольно возместить его полностью или частично. С согласия администрации он вправе передать для возмещения ущерба равноценное имущество или исправить повреждение.По действующему законодательству рабочие и служащие несут материальную ответственность в размере действительного ущерба, но не свыше среднего месячного заработка. Случаи полного возмещения ущерба предусмотрены статьей 121 КЗоТ:когда ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда;когда в соответствии с законодательством на работника возлагается полная материальная ответственность;когда между работником и администрацией заключен договор о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или других целей;когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей;когда ущерб причинен работником, находившимся в нетрезвом состоянии, и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"