Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 12:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по "Экологическому праву".

Файлы: 1 файл

экологическое право ответы.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

29. Дисциплинарная  ответственность в эколог.праве:  понятие, основания и порядок  привлечения.   За экологические правонарушения применяется по нормам трудового и иного законодательства, если эти нарушения сопряжены с невыполнением трудовых или служебных обязанностей.Субъектами дисциплинарной ответственности могут быть работники, должностные лица, руководители предприятий и организаций, отвечающие за состояние работы по охране природы.В соответствии со ст. 82 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение должностными лицами и работниками обязательных планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения.В качестве дисциплинарных взысканий применяются замечание, выговор, строгий выговор, увольнение и др.Помимо рассмотренных основных видов юридической ответственности за экологические правонарушения могут применяться специальные санкции, установленные земельным, лесным, водным и другим законодательством за отдельные виды нарушений. Например, изъятие природного объекта в случае его неосвоения в течение определенного срока, использования его не по целевому назначению, нарушения экологических требований; ограничение, приостановление или прекращение права пользования природным объектом при нарушении правил его рационального использования и охраны (ст. 60, 89 Водного кодекса РФ, ст. 27, 28 Лесного кодекса РФ, ст. 20 Закона РФ «О недрах» и др.).

30. Гражданско-правовая  ответственность за вред, причинённый  здоровью и имуществу граждан,  вызванный неблагоприятным воздействием на окружающую среду. Неотвратимая и эффективная имущественная ответственность за на-рушение правовых норм, обеспечивающих защиту животного и раститель-ного мира, рациональное использование природных ресурсов, необходима для решения многих проблем экологического оздоровления страны.В соответствии со ст. 86 Закона от 19 декабря 1991 г. юридические лица и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природ-ных ресурсов, разрушением естественных экосистем и другими экологиче-скими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме. Под вредом понимается реальный ущерб и упущенная выгода, следовательно, ст. 86 указанного Закона просто конкретизирует общее положение о возмещении вреда, предусмотренное гражданским законодательством (ст. 1064 ГК РФ), проецируя его на эколого-правовые отношения. Реальный ущерб в экологической сфере может выражаться в уменьшении лесных массивов, снижении плодородия почвы и т. д. и расходов на их восстанов-ление, а упущенная выгода может заключаться в неполученных доходах, например, от хозяйственного использования той почвы, плодородие кото-рой снизилось.Исходя из общих принципов гражданско-правовой ответственности можно выделить принципы, характерные и для экологии: всеобщая обязанность для причинителя возместить причиненный вред независимо от привлечения к другим видам юридической ответственности (ст. 61 проекта Федерального закона); полное возмещение вреда; виновность нарушителя в совершении экологоправового деяния; ответственность юридических лиц и граждан за вред, причиненный их работниками при исполнении ими своих трудовых обязанностей; и пр.

31. Общая характеристика  правового режима природно-заповедного фонда.Все возрастающие темпы вовлечения природных ресурсов в сферу производства, усиление использования природной среды для удовлетворе-ния различных потребностей общества и обеспечения жизнедеятельности человека вызывают необходимость сохранения отдельных участков приро-ды в их первозданном виде. Эти участки являются особо охраняемыми территориями (акваториями), которые выполняют экологические, генети-ческие, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, культур-но-просветительные функции, и изымаются из активного хозяйственного освоения.В Федеральном законе РФ об особо охраняемых природных территориях, принятом Государственной Думой РФ 14 марта 1995 г., сказано, что особо охраняемые природные территории — это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты решениями органов государственной власти полностью или час-тично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения); б) национальные парки (федерального значения); в) природные парки (субъектов РФ); г) государственные природные заказники (федерального и региональ-ного значения, субъектов РФ); д) памятники природы (федерального и регионального значения, субъ-ектов РФ); е) лечебно-оздоровительные местности (федерального, регионально-го и местного значения). Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования природно-заповедного фонда РФ на федеральном уровне осуществляется Правительством РФ и специально уполномоченными органами РФ в области охраны окру-жающей среды. В отношении природно-заповедного фонда регионального значения и субъектов РФ осуще-ствляются управление и контроль органами государственной власти субъ-ектов РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществля-ются органами местного самоуправления.Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, их режиме, природопользователях, эколого-про-светительской, научной, экономической, исторической и культурной цен-ности.Следует иметь в виду, что земельное законодательство выделяет спе-циальную категорию земель в земельном фонде России — земли особо охраняемых природных территорий (природоохранного, природно-запо-ведного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного на-значения).Земли природоохранного, природно-заповедного назначения — это земли заказников, заповедников, памятников природы тдр.; земли оздоровительного назначения — земли курортов; земли рекреационного назначения — земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения; земли историко-культурного назначения — земли исто-рико-культурных заповедников, мемориальных парков, погребений, археоло-гических памятников. Все природные объекты, расположенные на указанных землях, могут быть отнесены к заповедным.

32.Особености  правового режима государственных  природных заповедников.Государственными природными заповедниками являются изъятые полностью из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники относятся к федеральной собственности, так как являются объектами, составляющими основу национального богатства страны. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями федерального значения, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.Земля, воды, недра государственных природных заповедников со всеми находящимися в их пределах объектами растительного и животного мира, историко-культурными и другими объектами недвижимости полностью и безвозмездно предоставляются государственным природным заповедникам в постоянное пользование.Приватизация земельных участков расположенных на землях заповедника и объектов недвижимости запрещается.Положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством РФ.Вообще же правовой режим государственного природного заповедника регулируется Постановлением Правительства РФ «Об утверждении положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации» (в редакции Постановления Правительства РФ от 23 апреля 1996 г.)На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи: 1. осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; 2. организация и проведение научных исследований, включая ведение летописи природы; 3. осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды; экологическое просвещение; и пр.Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. На прилегающих к территориям природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом экологопользования.На территории природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая режиму, определенному в Положении о данном заповеднике, как то: действия, изменяющие  гидрологический режим земель; изыскательские работы   и   разработка   полезных   ископаемых, нарушение почвенного покрова,  выходов минералов, горных пород; промысловая, спортивная   и   любительская   охота,  иные  виды пользования животным миром,  за исключением случаев, предусмотренных Положением о государственных природных заповедниках в Российской Федерации; и проч.На территориях заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность, предотвращение условий, которые могут вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам; осуществление экологических задач; ведение эколого-просветительской работы; осуществление контрольно-надзорных функций.

33. Особенности  правового режима государственных  природных заказников.Государственные природные заказники - территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса.Виды государственных природных заказников:1) комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);2) биологические (ботанические и зоологические),предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;3) палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;4) гидрологические (болотные, озерные, речные,морские), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;5) геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.Цели объявления природных комплексов государственными природными заказниками:1) сохранение природных комплексов в естественном состоянии;2) сохранение, воспроизводство природных ресурсов (объектов);3) поддержание экологического баланса.Охрана государственных природных заказников осуществляется силами специальной службы охраны, которая входит в состав государственных органов, в ведении которых находятся заказники,а также должностными лицами специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей природной среды, осуществляющих государственный экологический контроль.Специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды осуществляет контроль за соблюдением установленного режима государственных природных заказников.Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды.Виды деятельности, которые запрещены на территории государственных природных заказников:1) распашка земель;2) рубка главного пользования и другие виды рубок;3) промысловая, спортивная и любительская охота и лов рыбы, добывание морских млекопитающих и водных беспозвоночных, иные виды пользования животным миром;4) сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;5) предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества;6) проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геолого-разведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;7) строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций;8) применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста;9) сплав леса;10)взрывные работы;11) проезд и стоянка авто мототранспорта, судов и иных плавсредств;12)любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов.

34. Особенности  правового режима национальных  парков. - это природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма (ст. 12 Закона об особо охраняемых природных территориях).Также как и заповедники, национальные парки представляют собой природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения. Их имущество является федеральной собственностью, предоставлено им в бессрочное пользование, изъято из гражданского оборота и не подлежит приватизации.Основными задачами национальных парков являются:- сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, а также историко-культурных объектов;- экологическое просвещение населения;- создание условий для регулируемого туризма и отдыха;- разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;- осуществление экологического мониторинга;- восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.Таким образом, в отличие от государственных природных заповедников национальные парки выполняют не только природоохранные и научные задачи, но и рекреационно-просветительские: в них создаются условия для отдыха и туризма населения, ознакомления с природными достопримечательностями.В этих целях национальному парку придается дифференцированный режим с выделением различных функциональных зон:- заповедной, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование;- особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;- познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;- рекреационная, предназначенная для отдыха;- охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;- обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;- хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.Любая другая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам национального парка и противоречит его задачам, запрещается, включая разработку полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, изменение гидрологического режима, предоставление садоводческих и дачных участков, строительство дорог, коммуникаций и других объектов, не связанных с функционированием национального парка, вырубка лесов, охота и рыболовство, движение транспорта, организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий за пределами специально предусмотренных для этого мест и т. д.Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии с утвержденными проектами и на основании лицензии, предоставляемых дирекциями национальных парков. Указанная деятельность регулируется Положением о порядке предоставлении в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 № 926.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"