Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экологическому праву".

Файлы: 1 файл

ЭП Экзамен от Яны.docx

— 221.22 Кб (Скачать файл)

 

 

б) регистрация, проверка полноты и достаточности  представленных материалов. Проверку полноты и достаточности представленных материалов проводит экспертное подразделение специально уполномоченных федеральных органов в области экологической экспертизы (или их территориальных органов);

 

 

в) формирование комиссии государственной экологической  экспертизы. Экспертное подразделение подбирает кандидатуру руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а затем с их участием подготавливаются предложения по составу экспертной комиссии. Состав экспертной комиссии, сроки и задание на проведение государственной экологической экспертизы утверждаются приказом соответствующего специально уполномоченного органа. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме;

 

 

г) подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения государственной  экологической экспертизы;

 

 

д) подписание и утверждение заключения государственной экологической экспертизы. Заключение, соответствующее заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Заключение государственной экологической экспертизы приобретает юридический статус после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

 

Наиболее значимой характеристикой  государственной экологической  экспертизы с учетом ее места в  механизме принятия решения является обязательность ее заключений.

 

Обязательность заключений - фактор, определяющий высокую потенциальную  эффективность государственной  экологической экспертизы как главного средства обеспечения учета и  выполнения экологических требований на стадии принятия решения.

 

Юридическая сила экспертного заключения выражена в Законе словами: "Положительное  заключение государственной экологической  экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы". Это означает, что без положительного заключения запрещается реализация проекта и запрещается финансирование соответствующих работ.

 

Согласно Закону "Об экологической  экспертизе" заключение государственной  экологической экспертизы может  быть оспорено в судебном порядке (ст. 18).

  1. Общественная экологическая экспертиза.

Общественная  экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе проведение экологической экспертизы.

 

Проведение государственной экологической  экспертизы является обязательным в  установленных законом случаях, а общественная экологическая экспертиза осуществляется в инициативном порядке. При этом общественная экологическая экспертиза может проводиться до государственной или одновременно с ней.

В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической  экспертизы как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, установленных Законом. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности. При этом при подготовке заключения экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта такой экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.

 

Проводится общественная экспертиза общественными организациями (объединениями). Закон устанавливает определенные требования к таким организациям:

  • основным направлением их деятельности в соответствии с их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы;
  • они должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

 

Принципиальным является положение  Закона о том, что общественная экологическая  экспертиза может проводиться в  отношении объектов, по которым проводится и государственная экологическая  экспертиза. Исключение составляют объекты  экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом  тайну (ст. 21).

 

Общественная  экологическая экспертиза может  проводиться или до проведения государственной  экологической экспертизы или одновременно с ней. Предложения общественности по объекту экспертизы важно иметь на стадии, предшествующей подписанию и утверждению заключения государственной экологической экспертизы.

 

Чтобы обеспечить проведение общественной экспертизы на должном уровне, для  выражения и защиты своих позиций  по объекту экспертизы, общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, наделяются специальными правами:

  • получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в Федеральном законе;
  • знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
  • участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
  1. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

 

  1. Нормирование в области охраны окружающей среды.

Объективно в процессе общественного  развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды.

 

Цель экологического нормирования заключается в установлении научно обоснованных пределов таких воздействий, исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик  природы. Это и определяет место  экологических нормативов в механизме  экологического права.

 

Экологическое нормирование – это установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

 

В Российской Федерации имеется  немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области  экологического нормирования и стандартизации. Одним из основных является Федеральный  закон "Об охране окружающей среды", глава V которого - "Нормирование в  области охраны окружающей среды - определяет систему экологических нормативов, критерии их установления.

Некоторые специальные требования по экологическому нормированию применительно  к регулированию охраны и использования  отдельных природных ресурсов установлены  в актах природоресурсного законодательства:

Земельном кодексе РФ (ч. 5 ст. 13);

Водном кодексе РФ (ст. 35);

Федеральном законе "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (ст. 30);

Федеральном законе "Об охране атмосферного воздуха" (ст.ст. 11, 12);

Лесном кодексе РФ (ст. 87);

Федеральном законе "О животном мире" (ст. 17);

Федеральном законе "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (ст. 47);

Федеральном законе "Об отходах производства и потребления" (ст. 18);

Федеральным законом "О санитарно-эпидемическом  благополучии населения" определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды  обитания.

 

Важную роль в экологическом  нормировании играет Порядок разработки и утверждения экологических  нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную  среду, лимитов использования природных  ресурсов, размещения отходов, утвержденный постановлением Правительства РФ.

 

Система экологических нормативов включает:

  • нормативы качества окружающей среды;
  • нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;
  • нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.
  • иных нормативов в области охраны окружающей среды, таких как:

 

  • нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду — нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного  воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий, и при  соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется  биологическое разнообразие;

 

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых выбросов и  сбросов веществ и микроорганизмов) — нормативы, которые установлены  для субъектов хозяйственной  и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в  окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

 

  • технологический норматив — норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для  стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ  и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу  выпускаемой продукции;

 

  • нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе  радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов  — нормативы, которые установлены  в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем;

 

  • нормативы допустимых физических воздействий  — нормативы, которые установлены  в соответствии с уровнями допустимого  воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы  качества окружающей среды.

 

Соблюдение этих нормативов служит критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений в области оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирования, сертификация, контроля и др.

 

Согласно ст. 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" за превышение установленных нормативов допустимого  воздействия на окружающую среду  субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность  в соответствии с законодательством.

Нормативы качества окружающей среды

По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды  устанавливаются в форме:

нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния  окружающей среды, в том числе  нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ, включая радиоактивные вещества;

нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния  окружающей среды, в том числе  с показателями уровней (ПДУ) радиоактивности  и тепла;

нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния  окружающей среды, в том числе  видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно  допустимых концентраций микроорганизмов;

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"