Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экологическому праву".

Файлы: 1 файл

ЭП Экзамен от Яны.docx

— 221.22 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос о порядке выполнения работ решается в зависимости  от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно проведение аудита аудиторской комиссией в  соответствии со специально разработанной  программой проверки.

Программа проведения экологического аудита разрабатывается с учетом:

технического задания заказчика  на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности;

экологического паспорта предприятия;

разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия  или гражданина-предпринимателя  по охране окружающей среды и рациональному  использованию природных ресурсов;

результатов проверок государственных  специально уполномоченных органов  в области экологического контроля.

 

В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое  аудиторское заключение.

Экологическое аудиторское заключение подписывается (утверждается) руководителем  аудиторской организации и заверяется печатью.

Поскольку в процессе проведения экологического аудита аудиторы могут иметь доступ к конфиденциальной информации, на нее распространяется соответствующий  правовой режим.

  1. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении  хозяйственной и иной деятельности.

Указанный Федеральный  закон предусматривает для каждого  этапа свои природоохранные требования.

 

При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов природоохранными требованиями являются (ст. 35 Федерального закона "Об охране окружающей среды"):

 

    • обеспечение выполнения требований в области  охраны окружающей среды;
    • обеспечение выполнения восстановления природной среды;
    • выполнение требований по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;
    • обеспечение экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов;
    • соблюдение приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;
    • выбор мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется с соблюдением требований законодательства при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

 

В случаях, если размещение зданий, строений, сооружений и иных объектов затрагивает законные интересы граждан, решение принимается с  учетом результатов референдумов, проводимых на соответствующих территориях. Экологической  безопасностью является состояние  защищенности природной среды и  жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия  хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера, их последствий.

  1. Государственный мониторинг окружающей среды.

Мониторинг окружающей среды - система долгосрочных наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. В соответствии с законодательством проводится мониторинг как окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов - земли, вод, атмосферного воздуха и других природных объектов.

 

 

Организация и проведение мониторинга  окружающей среды регулируется многими  актами экологического законодательства на уровне Российской Федерации и ее субъектов, включая:

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (ст. 63);

Федеральный закон "О гидрометеорологической службе";

Земельный кодекс РФ (ст. 67);

Федеральный закон "О внесении изменений  и дополнений в Закон РФ "О  недрах" (ст. 36.1);

Водный кодекс РФ (ст. 30);

Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" (ст. 23);

Федеральный закон "О животном мире" (ст. 15);

Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном  море и прилежащей зоне Российской Федерации" (ст. 36).

 

Лесным кодексом РФ предусмотрена  государственная инвентаризация лесов, представляющая собой мероприятия  по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик (ст. 90).

 

В соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проводится социально-гигиенический мониторинг (ст. 45), содержащий элементы мониторинга  окружающей среды.

 

Законодательством предусматривается  проведение:

  • государственного мониторинга окружающей среды;
  • негосударственного мониторинга окружающей среды.

 

Так, Положение об оценке воздействия  намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в  Российской Федерации обязывает  юридические лица и граждан-предпринимателей разрабатывать предложения по программе  экологического мониторинга на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

 

Некоторые общие и основные положения  о мониторинге окружающей среды  сформулированы в Федеральном законе "Об охране окружающей природной  среды". Согласно статье 63 государственный  мониторинг окружающей среды осуществляется в соответствии с законодательством  РФ и законодательством субъектов  РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, а также в целях  обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц  в достоверной информации, необходимой  для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

 

Порядок организации и осуществления  государственного мониторинга окружающей среды устанавливается Правительством РФ. Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды, используется органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды.

 

С целью повышения эффективности  работ по сохранению и улучшению  состояния окружающей среды постановлением Правительством РФ от 24 ноября 1993 г. создана  Единая государственная система  экологического мониторинга. В ней  участвуют все специально уполномоченные государственные органы в области  охраны окружающей среды и использования  природных ресурсов.

Наиболее солидной базой мониторинга  обладает Росгидромет, являющийся специально уполномоченным государственным органом  в данной сфере. Органами Росгидромета проводятся следующие основные виды наблюдений:

  • за состоянием загрязнения воздуха в городах и промышленных центрах;
  • за состоянием загрязнения почв пестицидами и тяжелыми металлами;
  • за состоянием загрязнения поверхностных вод суши и морей;
  • за трансграничным переносом веществ, загрязняющих атмосферу;
  • комплексные наблюдения за загрязнением природной среды и состоянием растительности;
  • за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;
  • за фоновым загрязнением атмосферы;
  • за радиоактивным загрязнением природной среды.

 

Получает развитие производственный экологический мониторинг, то есть мониторинг, осуществляемый предприятиями (к примеру, с октября 1995 г. создана  система мониторинга в АО "Газпром").

 

Одним из основных результатов проведения мониторинга окружающей среды является получение данных о ее состоянии. Федеральным законом "О гидрометеорологической службе" предусмотрено создание единого государственного фонда  данных о состоянии окружающей природной  среды, ее загрязнении (ст. 15). Единый государственный фонд данных представляет собой упорядоченную, постоянно пополняемую совокупность документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, получаемой в результате деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики), мониторинга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения. Он формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Создание и ведение единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении регулируется постановлением Правительства РФ от 21 декабря 1999 г.

 

В соответствии с Федеральным законом "О гидрометеорологической службе" информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении  предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров (ст. 17). Положением об информационных услугах  в области гидрометеорологии  и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г., конкретизированы условия предоставления информации. Бесплатно информация в  области гидрометеорологии и  мониторинга окружающей природной  среды общего назначения предоставляется  органам государственной власти РФ и ее субъектов, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Другим пользователям (потребителям) информация в области гидрометеорологии  и мониторинга окружающей природной  среды общего назначения предоставляется  за плату в размерах, возмещающих  расходы на ее подготовку, копирование  и передачу по сетям электрической  и почтовой связи.

 

Данные мониторинга природной  среды служат основой для ведения  государственных кадастров природных  ресурсов, а также для принятия экологически значимых хозяйственных  и иных решений.

 

Экологический мониторинг – это  совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими  с ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей  и контролируемой территории видами деятельности, производственными и  иными объектами.

 

Виды мониторинга:

 

– в зависимости от масштабов  системы мониторинга – глобальный, национальный, региональный, локальный;

 

– от уровня измененности человеком окружающей среды – фоновый и импактный;

 

– от объекта мониторинга –  собственно экологический, воздуха, вод, земли, животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический;

 

– мониторинг развития, основывающийся на показателях демографических, экологических, социальных и экономических.

 

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» использует только два понятия:

 

1) мониторинг окружающей среды  – комплексная система наблюдения  за состоянием окружающей среды,  оценки и прогноза его изменений  под воздействием природных и  антропогенных факторов;

 

2) государственный экологический  мониторинг – мониторинг окружающей  среды, осуществляемый органами  государственной власти и ее  субъектов.

 

Цели государственного экологического мониторинга (ст. 63):

 

– наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе в районах  расположения источников антропогенного воздействия;

 

– наблюдение за воздействием антропогенных  источников на окружающую среду;

 

– обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц  в достоверной информации, необходимой  для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения  состояния окружающей среды.

 

Субъекты экологического мониторинга  – органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, специализированные организации, уполномоченные на осуществление функций  экологического мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные организации.

 

Экологический мониторинг проводится специальной наблюдательной сетью. Это система стационарных и подвижных  пунктов наблюдений, в том числе  постов, станций, лабораторий, центров  бюро, обсерваторий. Значительная часть  наблюдательной сети функционирует  в рамках Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды, других федеральных  органов исполнительной власти и  их территориальных органов.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"