Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экологическому праву".

Файлы: 1 файл

ЭП Экзамен от Яны.docx

— 221.22 Кб (Скачать файл)

иные нормативы качества окружающей среды.

 

Функции нормативов качества окружающей среды:

  • устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду;
  • служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам;
  • служат одним из юридических критериев для определения благоприятного состояния окружающей среды;
  • учитываются при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов;
  • образуют основу для регулирования охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий на природную среду отдельными источниками - предприятиями, транспортными средствами и т.п.

 

 

  1. Правовые основы экологической сертификации.

Экологическая сертификация занимает важнейшее место в механизме  экологического права. Как мера охраны природы и экологических прав граждан экологическая сертификация имеет сходство с государственной  экологической экспертизой, целью  которой также является определение  соответствия объекта экспертизы экологическим  требованиям.

 

Принципиальное различие между этими мерами - в объекте:

объекты экспертизы - это  всегда предпроектные, проектные и предплановые документы;

объекты экологической  сертификации - готовая продукция.

 

Соответственно объектами  экологической сертификации является новая техника, материалы, вещества. Включение товаров и услуг  в перечень обязательной экологической  сертификации в соответствии с Федеральным  законом "Об экологической экспертизе" служит основанием для их отнесения  к объектам обязательной государственной  экологической экспертизы.

 

С помощью экологической  сертификации решается ряд важнейших  задач по обеспечению рационального  использования природных богатств, охраны окружающей среды и здоровья людей от вредного воздействия экологически потенциально опасной продукции  или услуг.

 

Экологическая сертификация способствует:

    • предупреждению появления на рынке и реализации экологически опасной продукции и услуг и соответственно предупреждению экологического и экогенного вреда;
    • внедрению экологически безопасных технологических процессов и оборудования;
    • производству экологически безопасной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, повышению ее качества и конкурентоспособности;
    • созданию условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям;
    • совершенствованию управления хозяйственной и иной деятельностью;
    • предотвращению ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов, услуг;
    • интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнению международных обязательств.

 

Согласно Федеральному закону "О техническом регулировании" сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Экологическая сертификация проводится уполномоченным органом для подтверждения соответствия объектов экологическим требованиям.

Сертификация, или подтверждение соответствия, на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

  • принятия декларации о соответствии;
  • обязательной сертификации.

Обязательная  сертификация

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации. Проводится она на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые  для сертификации определенных видов  продукции, устанавливаются соответствующим  техническим регламентом. Соответствие продукции требованиям технических  регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю  органом по сертификации

Добровольное  подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения  соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых  стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются  требования.

Добровольная сертификация проводится специальным органом, называемым в  Законе системой добровольной сертификации.

  1. Экологический аудит: понятие, виды и порядок проведения.

Экологический аудит (экологическое аудирование) - это проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, её соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, подготовки рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.

 

Нормативно-правовые основы регулирования  экологического аудирования в России на федеральном уровне на современном этапе почти отсутствуют:

  • Упоминание об экологическом аудировании как инструменте обеспечения выполнения экологических требований при приватизации имеется в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г.
  • Экологический аудит упоминается также в постановлении Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" применительно к лицензированию данного вида деятельности. В развитие этого правительственного постановления были приняты:
  • приказ Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. N 181 "Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России";
  • приказ Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436 "О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации".
  • В Министерстве природных ресурсов РФ 2 апреля 1998 г. N 95 был принят приказ "О создании системы аудита недропользования".
  • Одними из немногих специальных нормативных правовых актов в этой сфере являются законы субъектов федерации (Томской области, Республики Башкортостан, Амурской области и др.).
  • Странную позицию по этому вопросу продемонстрировала Государственная Дума РФ в Федеральном законе "Об охране окружающей среды". В статье 1 Закона дано определение понятия экологического аудита. При этом в тексте Закона об экологическом аудите как природоохранной мере не говорится.

Экологический аудит проводится:

в процессе приватизации государственных  и муниципальных предприятий;

при реализации процедуры банкротства;

при проведении обязательного экологического страхования;

при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено  условиями инвестирования.

 

Содержание и цели экологического аудита:

оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя  по охране окружающей среды и рациональному  использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;

выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;

определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;

выявление и оценка оборудования и  технологий, связанных с охраной  окружающей среды на объекте;

оценка влияния окружающей среды  на состояние здоровья работников;

выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

 

Принципы экологического аудита:

  • объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
  • профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
  • достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
  • планирования работ по проведению экологического аудита;
  • комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
  • конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
  • ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

 

Виды  экологического аудита и порядок его проведения

 

В Российской Федерации предусматривается проведение:

  • обязательного экологического аудита;
  • добровольного экологического аудита.

Обязательный  экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

  • приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;
  • проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;
  • кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;
  • оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;
  • принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;
  • выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • в иных случаях, установленных нормативными актами.

 

С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного  аудита может быть предоставлено  только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и  высшее образование в области  предмета аудита. Временный порядок  аттестации экологических аудиторов  был утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436.

 

Добровольный  экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

 

Целесообразность проведения добровольного  экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной  организации работ по рациональному  природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности  на уровне, соответствующем требованиям  законодательства РФ и в иных целях.

 

Так как проведение добровольного  экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или  предприниматель заинтересован  в том, чтобы приглашенные для  этого лица имели достаточную  квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным  органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.

Более чем 20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологический аудит имеет  смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность ("инициативный аудит"). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же - это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления.

 

Задачи, которые решаются в процессе аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться  в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для  того, чтобы дать соответствующие  рекомендации.

Особого внимания заслуживают вопросы  аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны  и не могут разглашаться без согласия заказчика.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"