Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экологическому праву".

Файлы: 1 файл

ЭП Экзамен от Яны.docx

— 221.22 Кб (Скачать файл)

 

Объекты экологического мониторинга  – это окружающая среда в целом  и отдельные ее элементы; негативные изменения качества окружающей среды, способные оказать отрицательное  влияние на здоровье и имущество  людей, безопасность территорий; виды деятельности, оцениваемые законодательством  как представляющие потенциальную  угрозу для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий; оборудование, технологии, производственные и иные технические  объекты, существование, использование, преобразование и уничтожение которых  представляет опасность для окружающей среды и здоровья людей; чрезвычайные и иные внезапно возникшие физические, химические, биологические и иные обстоятельства, способные оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье людей; обладающие особым правовым статусом территории и объекты.

  1. Контроль в  области охраны окружающей среды (экологический контроль):  понятие, виды и задачи.

Экологический контроль — одно из проявлений экологической функции  государства и представляет собой  совокупность мероприятий по наблюдению за состоянием ОПС и ее изменениями, а также проверке выполнения экологических  требований всеми предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

 

Законодательное определение экологического контроля дано в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»: «Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды».

 

Объектом экологического контроля является, с одной стороны, окружающая среда (ее компоненты), с другой —  деятельность органов государственной  власти, предприятий, организаций, должностных  лиц и граждан по соблюдению экологических  правил и нормативов.

 

Экологическому контролю посвящена гл. XI Федерального закона «Об охране окружающей среды».

 

Задачами экологического контроля являются обеспечение органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими  лицами исполнения законодательства в  области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области  охраны окружающей среды, а также  обеспечение экологической безопасности.

 

Система экологического контроля состоит  из государственного экологического мониторинга, государственного, производственного, муниципального и общественного  контроля.

  1. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды:  понятие, методы.

В соответствии с Законом РФ «Об  охране окружающей среды» под экономическим  механизмом охраны окружающей среды  следует понимать обеспечение планирования и финансирования природоохранительных мероприятий, правовое регулирование  платежей за использование природных  ресурсов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и других вредных воздействий  на нее, предоставление субъектам экологопользования налоговых, кредитных и иных льгот в целях более эффективной охраны окружающей среды.

 

Экономическое регулирование природопользования осуществляется с целью формирования экономического интереса в соблюдении экологических требований законодательства РФ.

 

Методами экономического регулирования  в указанной области являются:

 

– разработка государственных прогнозов  социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

 

– разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области  охраны окружающей среды субъектов  РФ;

 

– проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и  иной деятельности на окружающую среду;

 

– разработка и проведение мероприятий  с целью предотвращения причинения вреда окружающей среде;

 

– проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных  объектов;

 

– установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

 

– установление лимитов на выбросы  и сбросы загрязняющих веществ и  микроорганизмов, на размещение отходов  производства и потребления и  другие виды негативного воздействия  на окружающую среду;

 

– предоставление налоговых и иных льгот при внедрении современных  экологически чистых технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных  ресурсов и переработке отходов, при осуществлении иных эффективных  мер по охране окружающей среды;

 

– предоставление части средств  экологических фондов на договорных условиях под процентные займы субъектам  хозяйственной и иной деятельности для реализации природоохранных  проектов и мероприятий;

 

– установление повышенных норм амортизации  основных производственных фондов;

 

– применение поощрительных цен  и надбавок на экологически чистую продукцию (товары, работы, услуги);

 

– применение льготного кредитования экологопользователей независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих мероприятия по охране окружающей среды;

 

– поддержка инновационной, предпринимательской  и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды.

 

Законодательством РФ, законами и  правовыми нормативными актами субъектов  РФ могут быть установлены другие механизмы экономического регулирования  охраны окружающей среды.

 

Финансирование реализации мероприятий  по охране окружающей среды, а также  многочисленных экологических программ производится за счет: федерального бюджета; государственных бюджетов субъектов  РФ, а также средств предприятий, учреждений и организаций; федерального, территориального и местного внебюджетных экологических фондов; кредитов банков, добровольных взносов граждан, иностранных инвестиций и др.

 

Контроль за использованием бюджетных финансовых средств на реализацию указанных мероприятий осуществляется Министерством природных ресурсов РФ совместно с финансовыми и налоговыми органами, учреждениями банков.

 

Суть экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, что экономические средства и методы, облекаемые в правовую форму, побуждают субъектов надлежащим способом относиться к вопросам охраны природы, что, по замыслу законодателя, должно принести им определенные экономические выгоды в процессе хозяйственной деятельности.

  1. Плата за пользование природными ресурсами.

Отношения по плате за отдельные  природные ресурсы регулируются преимущественно соответствующими природоресурсными законодательными актами: Земельным кодексом РФ, Законом РФ "О недрах", Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Федеральным законом "О животном мире" и др. Общие требования платности использования земли установлены Земельным кодексом РФ. Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ плата за использование земли взимается в форме земельного налога (до введения в действие налога на недвижимость) и арендной платы. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За арендуемую землю взимается арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Для целей налогообложения и  в иных случаях, предусмотренных  Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая  стоимость земельного участка.

 

Согласно статье 15 Налогового кодекса  РФ (часть первая) земельный налог  относится к местным налогам.

 

Платежи при пользовании недрами  регулируются в разделе V Закона РФ "О недрах". При пользовании  недрами уплачиваются следующие  платежи:

  • разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
  • регулярные платежи за пользование недрами;
  • плата за геологическую информацию о недрах;
  • сбор за участие в конкурсе (аукционе);
  • сбор за выдачу лицензий (ст. 39).

 

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах.

 

Порядок и условиях взимания регулярных платежей за пользование недрами  с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений  на континентальном шельфе РФ и в  исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией  Российской Федерации, определен постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2003 г. N 249. Регулярные платежи за пользование недрами по указанным участкам уплачиваются пользователями недр, осуществляющими поиск и разведку месторождений, ежеквартально и зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

 

Общие требования о плате за водопользование  устанавливаются Водным кодексом РФ (ст. 20). Такая плата предусматривается  договором на водопользование. Ставки платы за пользование водными  объектами, находящимися в федеральной  собственности, собственности субъектов  РФ, собственности муниципальных  образований, порядок расчета и  взимания такой платы устанавливаются  соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов  РФ, органами местного самоуправления.

 

Платежи за пользование лесным фондом в виде арендной платы или платы  по договору купли-продажи лесных насаждений регулируются Лесным кодексом РФ. Минимальные  ставки платы за древесину, отпускаемую  на корню, утверждены постановлением Правительства  РФ от 19 февраля 2001 г.

 

Общие требования к платежам за пользование  животным миром установлены Федеральным  законом "О животном мире". Пользователи объектами животного мира, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами  животного мира на территории РФ, уплачивают сборы за пользование объектами  животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством  РФ о налогах и сборах (ст. 52).

  1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за загрязнение окружающей среды  и другие виды вредного воздействия  на нее рассматривается в праве  окружающей среды России и зарубежных государств как один из основных экономических  стимулов к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства.

 

Некоторые общие требования относительно платы за негативное воздействие  на окружающую среду определяются в  Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (ст. 16).

 

К видам негативного воздействия  на окружающую среду данный закон  относит:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

 

Виды негативного воздействия  на окружающую среду, за которые взимается  плата (в соответствии с  Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Порядок  определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия"):

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов;
  • другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
  1. Экологическое страхование.

Экологическое страхование - новая  правовая мера охраны окружающей среды. Оно является разновидностью страхования, регулируемого Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27 ноября 1992 г. Некоторые  общие требования об экологическом  страховании установлены Федеральным  законом "Об охране окружающей среды" (ст. 18). Экологическое страхование - это отношения по защите имущественных  интересов физических лиц и организаций  на случай экологических рисков за счет средств специальных страховых фондов.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"