Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экологическому праву".

Файлы: 1 файл

ЭП Экзамен от Яны.docx

— 221.22 Кб (Скачать файл)

Экологическое право, как и многие другие отрасли российского права, не обладает каким-то особым, только ему  присущим методом правового регулирования. Поэтому правильнее говорить не о  методе экологического права, а о  методах правового регулирования  экологических отношений.

Метод правового регулирования  общественных отношений — это  особый способ воздействия на них  нормами той или иной отрасли  права (в данном случае — нормами  экологического права).

Вообще в теории права существуют два основных метода правового регулирования  общественных отношений: императивный и диспозитивный. Способами воздействия  на общественные отношения являются:

для императивного метода — запрет и предписание;

для диспозитивного метода — напротив, способы согласования, рекомендаций

Иногда в учебниках по экологическому праву вместо императивного и  диспозитивного методов правового  регулирования упоминают такие  два метода, как административно-правовой метод и метод дозволения. Для  административно-правового метода регулирования природоохранных  отношений характерно проявление «власти  и подчинения» (например, этим методом  регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, прокладки коммуникаций, нарушений  экологического законодательства и  т.д. — в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный  интерес). Метод дозволения используется в экологическом праве, к примеру, при установлении правомочий пользователя природных ресурсов свободно действовать  в процессе внутрихозяйственного использования.

Эти методы имеют значение для регулирования  экологических отношений. Например, для периода господства командно-административной системы характерным был именно императивный метод регулирования  экологических отношений. Существовала система запретов и предписаний. Соответственно при переходе к рыночным отношениям расширялось применение диспозитивного метода: предоставлялась  большая свобода в производственно-хозяйственной  деятельности.

Широкое применение получает экономический механизм — в виде платы за использование природных ресурсов, экономического стимулирования рационального использования и охраны окружающей природной среды и др.

Но все же до сих пор преимущественное значение имеет императивный метод в силу социальной значимости, необходимости строгого соблюдения порядка использования и охраны окружающей природной среды.

  1. Место экологического права в системе права. Соотношение экологического  права с другими отраслями права.
  2. Понятие, классификация  и особенности источников экологического права.
  3. Система источников экологического права на современном этапе.

Нормативные правовые акты являются одним из источников права в науке  юриспруденции наряду с другими  источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и  подзаконные акты. Источниками права  являются:

1) на федеральном уровне:

Конституция РФ;

международные документы;

федеральные конституционные законы;

федеральные законы;

акты Президента РФ (указы, распоряжения);

акты Правительства РФ (постановления, распоряжения);

нормативные правовые акты федеральных  министерств, служб и агентств;

2) на уровне субъектов РФ:

законодательство субъектов РФ — конституции, уставы субъектов  РФ;

законы субъектов РФ;

акты глав субъектов РФ;

акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

3) на муниципальном уровне — акты местного самоуправления.

  1. Конституция Российской Федерации  как источник экологического права.

Конституция РФ — основной источник экологического права. В ней определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство государства, органы государственной власти, их компетенция и др. Главное для экологического права то, что в Конституции содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологических отношений в нашей стране.

В ст. 2 Конституции РФ определено, что человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность  государства. Каждый, согласно ст. 42, имеет  право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о  ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу  экологическим правонарушением.

Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено ст. 9 Конституции, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и  деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории. При  этом указанные природные объекты  могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами  осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено  также, что условия и порядок  пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36).

Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации. Так, в п. «д» ст. 72 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры. Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Поэтому субъекты Российской Федерации вправе устанавливать собственное правовое регулирование (ст. 76 Конституции РФ). Но законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

 

Ряд субъектов Российской Федерации  воспользовались этим правом и приняли  свои законы, например, республики Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Карелия, Марий  Эл, Северная Осетия, Тува, Хакасия, Чувашия, Саха (Якутия), области: Брянская, Омская, Орловская, Оренбургская, Ростовская, Свердловская, Приморский край и др.

 

Таким образом, нормы Конституции  устанавливают:

экологические права и обязанности  граждан РФ (ст. ст. 42, 58);

право собственности на землю и  другие природные ресурсы (ст. ст. 9, 36);

компетенцию государственных органов  в сфере природопользования и  охраны окружающей природной среды (ст. ст. 71, 72, 114).

Действующая Конституция Российской Федерации создала легитимную основу российской государственности, заложила новую систему отношений между  центром и регионами.

  1. Федеральные  законы  как источники экологического права.

Большую роль в регулировании экологических  отношений играют федеральные законы — акты высшей юридической силы, действие которых распространяется на всю территорию РФ.

 

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является основополагающим в системе  экологического законодательства. Закон  действует на всей территории Российской Федерации, а также на континентальном  шельфе и в исключительной экономической  зоне. В нем систематизированы  нормы, касающиеся:

  • прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду;
  • экономического механизма охраны окружающей среды;
  • нормирования качества окружающей среды;
  • государственной экологической экспертизы;
  • экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов;
  • чрезвычайных экологических ситуаций;
  • особо охраняемых природных территорий и объектов;
  • экологического контроля;
  • экологического воспитания, образования, научных исследований и др.

 

Отношения, возникающие в области  охраны и рационального использования  природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются земельным, водным и иными отраслями законодательства. Законодательные источники экологического права подразделяются на кодифицированные законодательные акты и иные экологические  законы. К первым ныне относятся  Земельный, Лесной, Водный кодексы Российской Федерации. Эти кодексы являются актами отраслевой кодификации экологического права. Ко второй группе относятся Закон «Об охране окружающей среды», Федеральные законы «О недрах», «О животном мире», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях», а также некоторые другие. Кроме того, к источникам экологического права относятся акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, затрагивающие экологические отношения.

Правовые нормы, устанавливающие  ответственность за нарушение экологического законодательства содержатся в Уголовном  кодексе РФ, в Кодексе РФ об административных правонарушениях и др.

Особое место занимают международные  договоры, которые подробно изучаются  в специальной части курса  экологического права, а также в  рамках международного публичного права.

  1. Акты Президента РФ и Правительства РФ как источники экологического  права.

Названные виды нормативных правовых актов объединяет то, что они могут  служить источниками экологического права, а также то, что они носят  подзаконный характер. Оценивая в  целом данную группу источников экологического права, важно подчеркнуть, что они  занимают значительное удельное место  в системе таких источников.

 В советский период развития  России при наличии существенных  пробелов в экологическом законодательстве  они были доминирующими источниками  и устанавливали многие первичные  правовые нормы. Для современного  этапа, с учетом перспектив  создания правового государства,  их удельный вес должен быть  существенно уменьшен. При этом  необходимо соблюдение правила  о том, что основное содержание  правовых норм должно быть  предусмотрено законом.

Акты Президента РФ как источники  экологического права

 

Нормотворческая компетенция Президента России предусмотрена ст. 90 Конституции  РФ, согласно которой Президент РФ принимает акты в форме указов и распоряжений. Источниками экологического права являются те из них, которые  устанавливают нормы права, то есть правила общего характера, модель поведения. Для них характерна неперсонифицированность адресата, возможность многократного применения и т.п. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

 

Круг  отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Президента, весьма широк. В качестве иллюстраций назовем:

Указ "Об особо охраняемых природных  территориях Российской Федерации" от 2 октября 1992 г.;

Указ "О государственной стратегии  РФ по охране окружающей среды и  обеспечению устойчивого развития" от 4 февраля 1994 г.;

Указ "О природных ресурсах побережий  Черного и Азовского морей" от 6 июля 1994 г.;

Указ "О деятельности российских физических и юридических лиц  по разведке и разработке минеральных  ресурсов морского дна за пределами  континентального шельфа" от 22 ноября 1994 г.;

Указ "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" от 1 апреля 1996 г.;

Указ "О мерах по обеспечению  охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере" от 29 августа 1997 г.;

Указ от 21 июля 2007 г. N 933 "О дне  Эколога";

Указ от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых  мерах по повышению энергетической и экологической эффективности  российской экономики".

Акты  Правительства РФ как источники  экологического права

 

В соответствии с Конституцией России нормотворческая компетенция Правительства  РФ в области природопользования и охраны окружающей среды существенным образом отличается от компетенции  Президента. Согласно ст. 115 Правительство  издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции  РФ, федеральных законов, нормативных  указов Президента РФ. Статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает уточнение: акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений  Правительства РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"