Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 02:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право".

Файлы: 1 файл

экол общ.doc

— 505.50 Кб (Скачать файл)

Право природопользования лиц, не являющихся собственниками природных ресурсов, подразделяется на два вида:

  • общее природопользование;
  • специальное природопользование.

Общее природопользование — это пользование природными ресурсами как естественной средой обитания человека, осуществляемое гражданами в Целях удовлетворения собственных нужд, не связанных с получением экономической выгоды, основанное на дозволительном методе регулирования данных отношений и не требующее получения специального разрешения на право придопользования.

Примером общего природопользования является сбор грибов и ягод в лесах, купание в водоемах общего пользования и т. д.

Право общего природопользования имеет  внеэкономический характер, так как не направлено на извлечение прибыли от использования природных ресурсов.

Специальное природопользование — это направленное на удовлетворение экономических интересов природопользователей использование природных ресурсов, осуществляемое в соответствии с разрешительной системой регулирования природопользования и предполагающее, как правило, выделение природного объекта в обособленное пользование отдельным субъектам.

 

16.Принципы природопользования.

Право природопользования характеризуют особые принципы. Это:

• производность права  пользования природными ресурсами от права собственности на них;

• рациональное природопользование;

• экосистемный подход к  регулированию природопользования;

• целевой характер пользования  природными ресурсами;

• устойчивость права  пользования природными ресурсами;

 • платность специального  природопользования.

О принципе производности  прав пользования природными ресурсами от права собственности на них имеет смысл говорить в том случае, когда пользователь и собственник – разные лица. Наличие права собственности у государства и иных собственников на природные ресурсы предполагает такую организацию использования природных ресурсов, когда право пользования ими (ресурсами) предоставляется ими другим субъектам – юридическим и физическим лицам на определенных условиях. В числе таких условий – соблюдение требований по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

При этом государство (в  рамках осуществления экологической функции) преимущественно устанавливает правовые нормы, определяющие порядок и условия пользования природными объектами, предоставляет конкретные объекты в пользование и т.д. Кроме того, дополнительные условия пользования природными ресурсами могут быть определены собственником или от его имени в лицензии на природопользование и/или соответствующем договоре.

Это означает, что наряду с институтом права собственности  и соответствующим субъективным правом собственника возникают и существуют институт и субъективное право природопользования, производные от права собственности, так как создаются по воле собственника. Содержание правового института и субъективных прав природопользования зависит от воли государства, которое вправе по основаниям, указанным в законе, предоставлять и изымать природные объекты из пользования для государственных или общественных нужд.

Принцип рационального  природопользования,.

Содержание рассматриваемого принципа в формируемом праве  окружающей среды определяется главным образом теми функциями, которые природа выполняет по отношению к человеку и обществу, – экологической, экономической, рекреационной и др. Рациональное природопользование называют иногда экологически обоснованным природопользованием, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Принцип рационального природопользования обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств, например, экологически целесообразных технологий.

Правовыми критериями рационального использования соответствующего природного ресурса служит соблюдение требований по обеспечению его неистощимости и экологической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития. Так, использование земли в сельском хозяйстве и лесное хозяйство должны основываться на научной оценке производительных возможностей земли, а годовое истощение пахотного слоя почвы, рыбных запасов или лесных ресурсов не должно превышать темпов восстановления.

Принцип экосистемного  подхода к регулированию природопользования теснейшим образом связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Объективно он предопределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью процессов и явлений в природе. Другими словами, при использовании одного природного ресурса, например недр, может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде.

Применительно к праву  природопользования этот принцип закрепляется в основном через регулирование обязанностей природопользователя. Так, водопользователь обязан не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам (ст. 92 Водного кодекса РФ).

Общим для земельного, горного, водного и лесного права  является принцип целевого использования природных ресурсов. Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование, в лесорубочном или лесном билете. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.

Принцип устойчивости права природопользования заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование (ст. 12 Земельного кодекса РСФСР), либо на длительный срок (ст. 31, 37 Лесного кодекса РФ – аренда или концессия участка лесного фонда на срок до 49 лет), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

Принцип платности  природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением. Согласно ст. 20 Закона «Об охране окружающей природной среды», платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на природу. Важным является то, что законодатель прямо в законе определяет целевой характер платежей.

 

  1. Права и обязанности природопользователей.

Закон устанавливает  различие между обладателями права  природопользования в зависимости от его видов – общего и специального.

Так, в качестве субъекта права общего природопользования выступает  каждый человек в России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей.

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие соответствующий природный ресурс в пользование.

В природоресурсном законодательстве установлено требование, согласно которому субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности. Кроме того, чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющееся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей, необходимо, чтобы он обладал дееспособностью. Так, право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет, а у юридического лица – с момента его государственной регистрации (ст. 30 Водного кодекса РФ).

Статус субъектов природопользования определяется их правами и обязанностями, установленными в законе.

Права и обязанности  природопользователей дифференцированы в зависимости от объекта природы и целей природопользования и определяются как в законодательных актах, так и в лицензиях (договорах) на природопользование применительно к специальному природопользованию.

Выделяют следующие  права и обязанности природопользователей.

Природопользователи имеют  право:

- пользоваться предоставленными  природными ресурсами;

- иметь в собственности  и добытые ресурсы (объекты);

- возводить на полученных  земельных участках, в зависимости  от их целевого назначения жилье, а также постройки и сооружения, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности;

- передавать право  пользования иным лицам (в отношении  земли и некоторых иных природных  объектов);

- оказывать воздействие,  улучшающее состояние природной среды;

- предъявлять в установленном  порядке иски за ущерб, причиненный  им неправомерными действиями  юридических лиц и граждан,  в том числе со стороны организации,  предоставившей природные ресурсы  в пользование;

- иные права в соответствии  с законодательством РФ и субъектов

Природопользователи обязаны:

- осуществлять только  разрешенные лицензией виды пользования,  в том числе соблюдать установленные  сроки и правила пользования  природными ресурсами;

- вести деятельность способами, не допускающими разрушения или ухудшения состояния природных объектов;

- своевременно вносить  плату за пользование ресурсами;

- осуществлять учет  и оценку состояния используемых  объектов;

- предоставлять специально  уполномоченным государственным данные о характере и объеме эксплуатации природных объектов;

- возмещать причиненный  природным ресурсам и природной  среде ущерб;

- иные обязанности  в соответствии с законодательством  РФ и субъектов РФ.

В случаях, предусмотренных  законодательством, права природопользователей могут быть ограничены в государственных, общественных интересах, а также в интересах других пользователей природными ресурсами. Общее правило на этот счет содержится в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

 

 

18.Основания  возникновения и прекращения  права собственности на природные  ресурсы.

Основания возникновения  и прекращения права собственности  на природные ресурсы определяются законодательством и в значительной степени зависят от формы права собственности.

В статье 218 ГК РФ, устанавливающей  общие основания приобретения права собственности, предусматривается, что право собственности на имущество, которое имеет собственника (что вполне относится к природным ресурсам), может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право частной собственности  на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законодательством  о природных ресурсах, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности, частным лицам.

Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность в случаях:

• обращения взыскания  на имущество по обязательствам;

• изъятия для государственных  нужд путем выкупа;

• перехода наследства государству;

• реквизиции. Реквизиция – это изъятие у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества;

• конфискации. Конфискация  – это безвозмездное изъятие  по решению суда имущества у собственника в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке;

 • национализации, т.е. обращения в государственную  собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц.

Природные ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности, могут быть обращены в частную или государственную собственность в случае их передачи частному лицу (физическому или юридическому) или государству в соответствии с законом.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"