Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 12:32, шпаргалка

Описание работы

1 вопрос Предмет и методы правового регулирования экологического права
В предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:
1) отношения, имеющие волевой характер;
2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических взаимодействий;
3) отношения, составляющие сферу действия эколого—правовых норм.
Предмет экологического права – это общественные отношения в области взаимодействия общества и природы.

Файлы: 1 файл

1 вопрос Предмет и методы правового регулирования экологического права.docx

— 80.30 Кб (Скачать файл)

1 вопрос  Предмет и методы правового регулирования экологического права

В предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:

1) отношения, имеющие волевой характер;

2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических взаимодействий;

3) отношения, составляющие сферу действия эколого—правовых норм.

Предмет экологического права – это общественные отношения в области взаимодействия общества и природы.

Предмет экологического права отличается:

1) от природно—ресурсового права – более широким кругом общественных отношений, их иным качеством;

2) от гражданского права – отсутствием имущественного характера в использовании и охране природных объектов, отсутствием товарных отношений в сфере природопользования;

3) от аграрного права – отличием предмета права. Ведущим методом в экологическом праве является метод экологизации, который направлен на гармонизацию отношений общества и природы.

Основаниями возникновения экологических правоотношений являются юридические факты, которые в свою очередь подразделяются на события и действия. Событие возникает и порождает эколого—правовые отношения независимо от воли человека. Действие представляет собой наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Институтом экологического права является совокупность эколого—правовых норм, которые регулируют узкий круг подобных общественных отношений.

Метод экологизации составляют следующие элементы:

I) закрепление в  действующем законодательстве структуры  органов, осуществляющих конкретное  управление использованием природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны;

2) закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей;

3) регламентацию правил природопользования, обусловленных, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой – правовым статусом природопользователя;

4) установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Также эколого—правовой метод регулирования проявляется и в других отраслях российского права. Это осуществляется через императивный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений.

Экологическое право проявляется в следующих формах:

1) правовые доктрины и идеи в экологическом праве, которые составляют правовую концепцию взаимодействия общества и природы;

2) нормы экологического права, которые устанавливают правила поведения человека по поводу использования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности;

3) правоотношения.

2 вопрос  Источники экологического права

Под источниками экологического права понимаются объективированные в документальном виде акты правотворчества, т. е. нормативные правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окружающей средой. Это понятие источников экологического права (законодательства) в узком смысле. В широком смысле оно охватывает и иные совокупности правовых норм, регулирующих экологически значимое поведение людей.

Наиболее распространено деление источников экологического права на три группы:

– нормативные юридические акты;

– прецедентные индивидуальные (в основном судебные) акты;

– санкционированные обычаи.

Более подробная классификация разделяет их:

– на законодательные акты;

– нормативные акты органов управления (исполнительной власти);

– правовые обычаи;

– судебную практику и судебный прецедент;

– правовую доктрину (юридическую науку);

– нормативные акты общественных организаций;

– нормативные акты частных организаций;

– договоры.

Систему экологических нормативно-правовых актов, являющихся источниками экологического права, можно строить по нескольким критериям.

1. По юридической силе образующих ее актов весь массив экологических актов разделяется на конституции, законы и подзаконные акты:

– на уровне Федерации: Конституция РФ; конституционные законы; законы (Основы законодательства, действующие законы РСФСР, РФ, федеральные законы, кодексы); указы Президента РФ (и распоряжения); постановления Правительства РФ (и распоряжения); ведомственные нормативные акты;

– на уровне субъектов Федерации: конституции субъектов РФ; законы; акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

– локальные акты (органов местного самоуправления, организаций).

2. По форме источники права (акты) делятся на оформленные в качестве законов и приравненных к ним актов (Основы, кодексы) распоряжения, приказы, решения, инструкции, методические рекомендации, положения, правила, порядки и т. п. Особое место занимают федеральные и региональные целевые программы, которые могут быть приняты законом или постановлением Правительства РФ. Надо различать форму акта утверждения (указ, постановление, приказ) и собственно акта (инструкция, правила, положение и пр.).

3. По субъекту принятия акта источники права делятся на принятые парламентом, главой исполнительной власти, Правительством РФ, руководителем (или коллегией) министерства, ведомства, высшим судебным органом и т. п.

При характеристике источников экологического права, как и всех отраслей права, основным источником является Конституция РФ.

Особое место среди источников экологического права занимают источники права, содержащиеся в международно-правовых договорах. Статья 15 Конституции РФ гласит, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Система источников экологического права наделена механизмом устранения противоречий, возникающих в ней, – через Конституционный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд, а также через органы прокуратуры РФ, которые своими решениями признают незаконными и недействительными нормативно-правовые акты, принятые с нарушением правил, существующих в системе иерархии нормативно-правовых актов.

3 вопрос  принципы экологического права

Понятие правового принципа разработано в теории права. Это исходные начала исторически определенных правовых систем, выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни.

Принципы экологического права как отрасли права как в объективном, так и в субъективном смысле должны максимально соответствовать потребностям оптимального взаимодействия общества и природы.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к основным принципам охраны окружающей среды относятся:

– соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

– обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

– научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

– охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

– ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

– платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

– независимость контроля в области охраны окружающей среды;

– презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

– обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

– обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

– приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

– сохранение биологического разнообразия;

– обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

– запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

– соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

– ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

– участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

– международное сотрудничество РФ в области охраны окружающей среды.

5 Вопрос Объекты экологического права

Объекты экологического права – окружающая среда и ее отдельные элементы, т. е. природные, естественные феномены, реально существующие и внешне противостоящие законодателю и субъектам экологического права.

Наиболее часто выделяют три группы объектов правовой охраны:

1) естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

2) земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;

3) особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, памятники природы), редкие или находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения и места их обитания.

В Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» проведено разделение объектов охраны:

– на компоненты окружающей среды, не подвергшиеся антропогенному воздействию, т. е. естественные экосистемы, природные ландшафты и природные комплексы;

– объекты особой охраны, к которым отнесены государственные природные заповедники, в том числе биосферные государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ;

– объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Окружающая среда является операционным базисом многообразной человеческой деятельности, совокупностью естественных элементов, созданных природой, в большей или меньшей мере преображенных человеком и составляющих в данном месте и в данное время условия жизни людей; весь материальный мир, находящийся вне человеческого общества, окружающий общество. Окружающая среда служит условием и средством жизни человека, территорией, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства, культурно-бытового назначения и др.

Природный объект – индивидуально-определенный элемент (компонент) окружающей среды.

Признаки природных объектов:

– естественное происхождение;

– взаимосвязь с экологической системой природы;

– внешние функции жизнеобеспечения.

К природным объектам относятся земля, недра, поверхностные и подземные воды, леса, животный мир, растительный мир (вне лесов), атмосферный воздух, морская среда, континентальный шельф.

Учитывая тенденции развития экологического права (и международного, и регионального, и национального) возникает необходимость изменения круга объектов правового регулирования. В ряде случаев выделяют следующие новые объекты: биологические ресурсы, генетические ресурсы, экологический правопорядок, экологическая безопасность, био безопасность генно-инженерно-модифицированных организмов.

6 Вопрос Понятие права собственности на природные ресурсы, его виды

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, которые проживают на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Земли, которые не находятся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, представляют собой государственную собственность.

Собственник земли и других природных ресурсов владеет, пользуется и распоряжается ими свободно при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Однако основные правомочия собственника на природные объекты и ресурсы могут быть ограничены в силу их особой значимости для общества. Прежде всего это обусловлено социальными и экологическими причинами.

 

Право собственности на природные ресурсы – возможность владения, пользования и распоряжения данными природными ресурсами.

 

В объективном смысле право собственности охватывает правовые нормы, которые закрепляют, регулируют и охраняют состояние принадлежности материальных ценностей определенным физическим и юридическим лицам.

 

Правомочие владения – установленная законом фактическая принадлежность материальных ценностей конкретному лицу.

 

Правомочие пользования – основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения производственных и личных нужд.

Правомочие распоряжения – предоставленная собственнику законом возможность изменять юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей.

Все три перечисленные правомочия должны быть в наличии у собственника одновременно. Это необходимо для права собственности.

Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов экологических отношений.

Собственник вправе получать доходы от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

Законодательством выделены следующие виды права собственности на природные объекты и ресурсы:

1) право частной собственности;

2) право государственной собственности: 
а) федеральная собственность;

б) собственность субъектов Федерации;

в) право муниципальной собственности.

Приватизация природных объектов – это один из способов приобретения права собственности на них. Иными словами, приватизация – это переход природных объектов и ресурсов, которые находятся в государственной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

7 Вопрос  Понятие права природопользования, его виды и принципы

Природопользование – это деятельность, которая связана с извлечением полезных свойств природной среды с целью удовлетворения различных интересов общества.

Статья 9 Конституции РФ определяет землю и другие природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов.

Природная среда представляет собой естественное и необходимое условие жизни общества, поэтому заинтересованность в сохранении природной среды, благоприятной для существования, свойственна как обществу в целом, так и каждому человеку в отдельности. Исходя из этого необходимо установление обществом и государством правильного поведения людей по отношению к природе. Право природопользования и представляет собой форму организации такого поведения.

Регламентации подлежат только виды использования свойств природной среды, подлежащие правовому регулированию. Регламентация распространяется на такие природные объекты, как земля, воды, леса, недра и т. д.

Нормы, которые регулируют природопользование, составляют отдельный институт экологического права.

Право природопользования – институт, определяющий порядок использования природных ресурсов, а также правомочия природопользователей и их ответственность. Формирование данной системы основано на источниках различного уровня. К ним относятся Конституция РФ, федеральные законы, соответствующие нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ.

 
Статьи 9, 36, 41, 42, 58, 72 Конституции РФ определяют исходные положения природопользования. В соответствии с Конституцией РФ пользование землей и другими природными ресурсами осуществляется при условии непричинения ущерба окружающей среде. Конституция РФ разделяет полномочия Федерации и ее субъектов в плане регулирования природопользования. При этом в ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Принципы природопользования:

1) общественные принципы (народовластие, федерализм, равноправие, законность, взаимосвязь прав и обязанностей);

2) принципы, непосредственно относящиеся к природопользованию (подконтрольность права пользования государству, целевой характер пользования, сочетание использования и охраны).

 

Виды природопользования выделяются по различным критериям, но ни одна классификация не является исчерпывающей и универсальной.

Наиболее широко применяется следующая классификация видов права природопользования:

1) по видам эксплуатируемых природных объектов;

2) по сферам человеческой деятельности;

3) по субъективному и объективному составу.

8 Вопрос  УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Предназначением государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования является обеспечение федеральными органами исполнительной власти контроля за осуществлением природоохранного законодательства.

Обеспечение государственного управления в указанной сфере отнесено к ведению различных федеральных министерств и ведомств. К специально уполномоченным государственным органам в области охраны окружающей среды относятся Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография), Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)1.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей среды, обеспечения экологической безопасности2.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом управления государственным фондом недр и лесным хозяйством, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Руководитель государственной службы по охране окружающей природной среды и руководитель государственной лесной службы являются по должности первыми заместителями министра природных ресурсов РФ1.

В систему МПР России входят территориальные органы — министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты природных ресурсов субъектов РФ. В сфере водопользования и недропользования МПР России создает бассейновые водохозяйственные управления, региональные геологические центры и другие территориальные органы2.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют лицензирование видов деятельности, связанных с недро-, водо- и лесопользованием, пользованием объектами животного мира, охраной окружающей природной среды. Лицензирование по указанным видам деятельности осуществляется в административном порядке: решение о выдаче, приостановлении действия или аннулировании лицензии принимается лицензионной комиссией соответствующего лицензирующего органа3.

11 Вопрос   Экологическое нормирование

Экологическое нормирование представляет собой процесс определения видов, размеров, содержания вредных воздействий на окружающую среду в целом или на отдельные средообразующие элементы, что позволяет гарантировать непричинение вреда жизни и здоровью человека, иным охраняемым правом объектам. Это один из самых сложных и интенсивно развивающихся правовых инструментов охраны окружающей среды.

Целью нормирования является установление предельно допустимых масштабов воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Российскую систему экологических нормативов составляют установленные Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и другими актами:

– нормативы качества окружающей среды;

– нормативы предельно допустимых вредных воздействий на ее состояние;

– нормативы (лимиты) использования природных ресурсов;

– нормативы санитарных и защитных зон.

В числе нормативов качества окружающей среды предусмотрены:

– нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

– нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

– нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видами и группами растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на состояние окружающей среды – компромисс между экономикой и экологией, вынужденный, но позволяющий и развивать хозяйство, и охранять здоровье человека.

Систему нормативов допустимого воздействия образуют:

– нормативы предельно допустимых выбросов веществ и микроорганизмов;

– нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

– нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных, иных физических воздействий);

– нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

– нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Данный список нормативов не является исчерпывающим.

В российском законодательстве система нормативов использования (изъятия) природных ресурсов часто применима и устанавливается с учетом экологической обстановки в регионе, возможностей самостоятельного восстановления природных ресурсов или возрождения его человеком в целях предупреждения истощения природных ресурсов и нарушения экологического равновесия, а также обеспечения максимальных экономических выгод от использования природного ресурса.

Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются законодательством для охраны источников питьевого водоснабжения, водоемов, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий.

12 Вопрос  Технические регламенты

Технический регламент должен совершенно конкретно определять сферу его действия. В нем должен содержаться исчерпы вающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила иденти фикации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте могут содержаться также правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Оценка соответствия проводится в разнообразных формах: государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и др.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к объектам регламентации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими. Они имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Такие требования могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Не включенные в технические регламенты требования к объектам регламентации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер. К таковым можно отнести правила, установленные стандартами.

Закон устанавливает требования к характеру предписаний, которые могут содержаться в техническом регламенте. В частности, регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В то же время он не должен содержать требования к конструкции и исполнению. Этим гарантируется свобода предпринимателя в использовании технических решений. Исключение составляют случаи, когда из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения объектом регламентации вреда 

Стандартизация– это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. 
       Целями стандартизации, в частности, являетсяповышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений, а также объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 
       Экологические стандарты– это нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс обязательных к исполнению требований, правил, норм по охране окружающей среды и природопользования. 
      Хотя стандарты закрепляют преимущественно технические правила, они обладают всеми чертами правовых актов, входят в систему права, занимают свое собственное место в иерархии правовых актов. 
      Комплекс документов по стандартизации, кроме национальных стандартов, составляют правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; классификации, применяемые в установленном порядке, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций; государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, а также иные документы, определяющие в соответствии с законодательством обязательные требования к качеству товаров, работ и услуг. 
      По субъекту принятия (утверждения)среди экологических стандартов в соответствии с Законом РФ «О стандартизации» выделены следующие виды: 
      – государственные стандарты (ГОСТы); 
      – международные (региональные); 
      – отраслевые (ОСТы); 
      – стандарты предприятий. 
      Они, в свою очередь, разделяются на международные и национальные, т. е. принятые международной организацией; утвержденные национальным органом РФ по стандартизации.

Оценка воздействия на окружающую среду - процедура учета экологических  требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. Она организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации хозяйственной и другой деятельности

Оценка воздействия на окружающую среду проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации:

1. программ и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития

2. схем комплексного использования и охраны природных ресурсов

3. градостроительной документации

4. документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ

5. предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и проектов строительства новых, реконструкции и расширения действующих хозяйственных и иных объектов и комплексов

При подготовке документации, обосновывающей развитие ряда объектов и видов хозяйственной и иной деятельности, проведение оценка воздействия на окружающую среду является обязательным. Перечень таких видов и объектов приводится в приложении к Положению об оценке воздействия на окружающую среду в РФ. Целесообразность проведения ОВОС по остальным видам и объектам деятельности определяется органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению органов по охране окружающей природной среды

Результатом проведения ОВОС является вывод о допустимости воздействия  намечаемой им деятельности на окружающую среду

Обосновывающая документация по реализации видов и объектов хозяйственной  деятельности, содержащая результаты проведения ОВОС, представляется на государственную  экологическую экспертизу

13 Вопрос  ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА.

Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. В настоящее время понятие экологической экспертизы претерпело существенные изменения. В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в градостроительный кодекс и другие нормативные акты» от 1 8)1 2)2006, экологическая экспертиза это установление соответствия документов или документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническим регламентам и законодательству в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. ФЗ «Об экологической экспертизе» различает 2 вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Проведение первой обязательно для всех строительных объектов и проводится экспертной комиссией (экспертная комиссия), которая формируется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Вторая организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями). Экологическая экспертиза основывается на принципах:- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений реализации объекта экологической экспертизы;- комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и её последствий;- обязательности учёта требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;- гласности, участия общественных организаций (объединений), учёта общественного мнения;- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, качество, проведение экологической экспертизы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 Вопрос Экологический аудит – это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды, национальных и международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Решение об осуществлении аудиторской  проверки должно принимать само предприятие. Иначе такие проверки будут восприниматься как посягательство на его свободу и противоречить идее экологического аудирования как особой формы самоконтроля, обусловленной объективной необходимостью.

Цель аудиторских проверок - информирование дирекции о практической реализации политики в области охраны окружающей среды в интересах ее дальнейшего совершенствования и информирование общественности о состоянии окружающей среды и путях решения экологических проблем на предприятии

Применяемые формы аудиторских  проверок таковы:

1. обсуждение со специалистами компании реального положения дел, где выясняются характер используемого оборудования, особенности технологических процессов, источники выбросов, состав и объемы выбрасываемых химических веществ

2. осмотр предприятия, включающий ознакомление с технологическим процессом и беседы с сотрудниками

3. анализ документации по охране окружающей среды

4. интервьюирование руководителей компании по возникшим в ходе проверки вопросам

Итоговым документом проверки является отчет о реальном положении дел охраны окружающей среды на предприятии, соответствии выявленной ситуации требованиям природоохранного права. Отчет завершается рекомендациями по устранению нарушений

В России опыт экологического аудирования  весьма ограничен. Тем не менее, на предприятиях идут процессы, которые в значительной степени облегчают аудиторские проверки. Имеется в виду паспортизация производственных объектов.

Аудиторская группа должна состоять из трех-четырех человек, из которых  двое должны быть компетентны в вопросах экологического аудирования, а один или два - хорошо знакомы с деятельностью предприятия (не являясь, однако, его сотрудниками)

Законодательство России в области  экологического аудита

• Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды (в ст. 1 дано определение экологического аудита)

• Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (статья 27, п..2 - предусмотрено использование экоаудита по требованию государственных инспекторов)

• Указ Президента РФ № 511 от 15.03.2000 г. «О классификаторе правовых актов» (код 110.010.100( 080.160.000) (предусматривает экоаудит как вид деятельности)

• Приказ Госкомэкологии РФ от 16.07.1998 №436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации»

• Госстандарт России приняты стандарты серии ГОСТ Р ИСО 14000 по формированию системы экологического аудита

15 Вопрос 

Экологический контроль представляет собой проверку соблюдения хозяйствующими или иными субъектами требований экологического законодательства, одно из наиболее масштабно применяемых средств управления охраной окружающей среды. Экологический контроль осуществляется на всех этапах природопользования. В нем задействованы многие органы и лица, различающиеся по своему статусу, ведомственной принадлежности, используемым методам, масштабам полномочий.

Виды экологического контроля:

– государственный;

– муниципальный;

– ведомственный;

– производственный;

– общественный.

Государственный экологический контроль подразделяется в зависимости от стадии контролируемой деятельности на предупредительный и текущий; по критерию субъекта контроля – общий и специальный. Государственный контроль осуществляется от имени государства; специально уполномоченными на то органами и должностными лицами; носит вне– и надведомственный характер; представляет собой одну из функций государственного экологического управления; сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (приостановление деятельности, лишение права природопользования, штраф и т. п.).

Муниципальный экологический контроль осуществляется на территории муниципального образования в отношении тех объектов производственного и социального назначения, которые не относятся к объектам федерального государственного экологического контроля, органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Ведомственный экологический контроль производится центральными органами управления по отношению к подчиненным им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли.

Производственный экологический контроль ограничен рамками конкретного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации и осуществляется либо его руководителем, либо руководителями отдельных служб, либо специально организованными экологическими службами на основании предоставленных им прав и обязанностей нормативным актом либо специальным приказом, уполномочием. Формы и виды контрольных структур предприятия зависят от его организационно-правовой формы. Производственный экологический контроль включает проверку выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности.

Общественный экологический контроль основывается на многих международных экологических документах, предусматривающих участие общественности в принятии решений, способных повлиять на состояние окружающей среды, уменьшить экологические риски и угрозу наступления экологического вреда. По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: общественные слушания (парламентские слушания); референдумы; общественная экологическая экспертиза; обращения в средства массовой информации; направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд.

16 Вопрос

Экологическое лицензирование представляет собой совокупность органов экологического управления, обладающих полномочиями давать и аннулировать лицензии (разрешения); процессуальных порядков выдачи (изменения условий, аннулирования) лицензий, материально-правовых норм, регулирующих содержание и условия лицензий. В области природопользования и охраны окружающей среды лицензирование выступает как наиболее широко используемый административно-правовой инструмент.

Лицензия – официальный документ, который разрешает определенному лицу (лицам) осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия проведения деятельности.

Лицензирование классифицируется по различным критериям.

В зависимости от объекта лицензирования выделяется группа лицензий:

– на природопользование, т. е. определяющих права и обязанности пользователя при эксплуатации природного ресурса, изъятии его из окружающей среды, условия этой деятельности, ограничения, параметры используемого природного ресурса;

– осуществление видов деятельности, связанной с самим фактом существования природного ресурса;

– оказание воздействий на окружающую среду и ее компоненты (негативное или позитивное).

По видам деятельности, осуществляемой на основании разрешения, они делятся на полученные для удовлетворения личных нужд, для осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности в целом или ее этапа, на связанные с изъятием и полным использованием предмета лицензии и связанные с извлечением, использованием полезных свойств или части предмета лицензии и т. п.

В зависимости от сферы лицензирования выделяются лицензии (разрешения) на пользование или иную деятельность в отношении недр, земель, вод, атмосферного воздуха и т. п.

Отдельно можно выделить лицензии, выдача и контроль за использованием которых осуществляется органом экологического управления единолично, и лицензии, выдаваемые указанным органом по согласованию с другими специально уполномоченными органами в области природопользования и охраны окружающей среды. Следовательно, при данной классификации учитывается субъект выдачи лицензий.

По субъектам пользования лицензии разделяются на выдаваемые российским физическим и юридическим лицам и иностранным физическим и юридическим лицам, а также международным организациям и государствам.

По критерию источника права можно выделить лицензирование деятельности, производимое в соответствии: а) с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»; б) в соответствии с иными общими, специальными экологическими федеральными законами (кодексами) и принятыми на их основе положениями о лицензировании.

Российское законодательство устанавливает обязательные лицензии на осуществление деятельности в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе, на водопользование, на пользование недрами, животным миром, лицензирование лесопользования.

Ответственность за нарушение правил экологического лицензирования предусмотрена УК РФ (некоторые составы незаконной добычи водных биоресурсов и др.) и многими статьями КоАП РФ.

17 Вопрос Экономико-правовой механизм природопользования и охрана окружающей среды 

Под экономическим механизмом природоохраны понимают совокупность предусмотренных законодательством экономических мер по обеспечению охраны и рациональном использованию окружающей среды.

Основы правового регулирования экономического механизма установлены главой 14 закона.

Этот механизм включает следующие элементы:

  • Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны в части рационального использования и охраны природной среды.
  • Финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию и охраны.
  • Создание фондов охраны природы.
  • Установление платежей за природопользование.
  • Проведение экономической оценки природных объектов.
  • Проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду.
  • Установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды.
  • Возмещение в установленном порядке вреда в результате вредного воздействия на окружающую среду.
  • Экологическое страхование.
  • Иные меры.
 

экономическое стимулирование охраны окружающей среды осуществляется на основе:

  • Установление в соответствии с законодательством льгот по налогообложению юридических лиц и ИП, при внедрении ими малоотходных энерго и ресурсосберегающий технологий, специального оборудования снижающего вредное воздействие на окружающую среду, при использовании отходов в качестве вторичного сырья и осуществление иной природоохранной деятельности.
  • Установление льгот по кредитованию мероприятий по охране окружающей среды за счёт местного и республиканского бюджетов.
  • Ускоренной амортизации (это перенос стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на производимый продукт) оборудования и др. предметов предназначенный для охраны и оздоровление окружающей среды.
 

Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды в области обращения с отходами определяется законом: «Об охране окружающей среды», и законом «О обращении с отходами».

Экономическое стимулирование осуществляется по средствам:

  • Предоставление льгот при применении экологически чистых и малоотходных технологий в области обращении с отходами.
  • Выделение средств с республиканского и местных бюджетов по обезвреживанию опасных отходов.
  • Применение ускоренной амортизации основных производственных фондов.
  • Иные виды.
 

 

Финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию, производится за счёт:

  • Средств республиканского и местных бюджетов.
  • Средств государственных, целевых, бюджетных фондов охраны природы.
  • Средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  • Средств граждан в том числе и иностранных.
  • Кредиты банков
  • Иностранных инвестиций.
  • Иные средства.
 

 

Платежи за природопользование включает платежи за использование природных ресурсов и платежи за вредные воздействия окружающей среды.

Платежи за природопользование – налоговый кодекс. 

 

 

 

Платежи за вредное воздействие на окружающую среду взимаются:

  • за выбросы загрязняющий веществ в атмосферный воздух.
  • сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
  • за размещение отходов.
  • ввоз на территорию республики озоноразрушающих веществ или продукцию содержащие озоноразрушающую среду и иные виды.
 

 

При осуществлении природопользования устанавливаются лимиты и взимается плата за использование отдельных видов природных ресурсов и за вышеперечисленное в пределах установленных и сверхустановленных лимитов.

За природопользование сверхустановленных лимитов плата взимается в кратном размере. ( за превышение лимитов объёма добычи природных ресурсов налог взимается в 10 кратном размере, за выбросы и сбросы сверх лимитов 10 раз). 

 

Источниками формирования государственных целевых бюджетных фондов могут быть:

  • Платежи за вредное воздействие на окружающую среду (ст. 83).
  • Средства полученные в счёт возмещение вреда причинённого в результате вредного воздействия на окружающую среду.
  • Штрафы за загрязнения и иные нарушения.
  • Средства от реализации конфискатов.
  • Добровольные взносы юридических лиц и ИП.
  • В том числе и иностранных и иное.
 

 

Порядок формирование целевых бюджетных фондов охраны природы определяется законом о бюджете на очередной финансовый год. В соответствии с этим законом Совмин определяет направление использование этих средств. 

 

Обязательное экологическое страхование реализует экономический механизм экологической безопасности, гарантирует физическим и юридическим лицам возмещение убытков от воздействия на них загрязнённой окружающей природной среды, а также стимулирует деятельность хозяйствующих объектов по предотвращению аварийного загрязнения.

Обязательное экологическое страхование – это осуществляемое в силу закона обязательное страхование гражданской ответственности предприятий, иных организаций, ИП, чья деятельность является источником повышенной опасности для окружающей природной среды за причинение физическим и юридическим лицам (3-им лицам) убытков, возникающих в результате воздействия окружающей природной среды на населения, хозяйственные объекты и территорию, загрязнённую в следствии аварий и техногенных катастроф произошедших на этих предприятий, а также других чрезвычайных событий.

18 Вопрос 

Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды

Экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причинившее вред окружающей среде и здоровью человека.

Объект экологического правонарушения – общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Непосредственный объект экологического правонарушения – общественные отношения в той или иной определенной области природопользования.

Объективная сторона экологического правонарушения – противоправное деяние, которое выражается в действии или бездействии.

Субъективная сторона экологического правонарушения выражается в форме вины. Вина за совершенное экологическое правонарушение может быть в двух формах: умысла и неосторожности.

Субъект экологического правонарушения – граждане, т. е. вменяемые физические лица, достигшие установленного возраста, и юридические лица, к которым относятся иностранные организации и граждане.

Вид юридической ответственности определяется содержанием состава экологического правонарушения и степенью его последствий.

Виды ответственности за совершение экологических правонарушений:

1) дисциплинарная – применяется за нарушение экологического законодательства к работникам, в трудовые функции которых входит непосредственное соблюдение эколого—правовых норм;

2) административная – применяется в случаях сои юридическими лицами правонарушений, которые предусмотрены в нормах административного права и которые причинили вред природной среде;

3) материальная – применяется за причинение ущерба или нанесения вреда гражданам и окружающей природной среде:

а) гражданско—правовая материальная ответственность;

б) трудовая материальная ответственность;

4) уголовная – наступает при наличии всех элементов состава экологического преступления.

Основные признаки разграничения состава административного правонарушения от преступления определены в Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. № 63–ФЗ (УК РФ). Составы экологических преступлений отличаются т составов других видов преступлений, которые предусмотрены УК РФ, по двум основным признакам – объекту и наличию вреда, причиненного природной среде. Экологические преступления систематизированы в гл. 26 УК РФ. К ним относятся: нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, загрязнение моя, порча земли, незаконная охота, нарушение правил охраны рыбных запасов и др.

 

Субъекты уголовной ответственности за экологические преступления – физические лица, достигшие 6–летнего возраста.

 

20 Вопрос Правовой режим особо  охраняемых природных территорий

Особо охраняемые природные территории определены законодательством РФ как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Общественные отношения в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий с целью сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного мира, их генетического фонда, а также с целью изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния.

Законодательство РФ об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции РФ и состоит из законов «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях» и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектах РФ.

Имущественные отношения в сфере использования и охраны особо охраняемых природных территорий, организации и функционирования государственных природных заповедников, а также других природоохранных учреждений регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Кроме общих положений ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», предусмотрены правовые национальных парков, природных парков, памятников природы, особо охраняемых природных территорий, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно—оздоровительных местностей и курортов.

Введены следующие категории особо охраняемых природных территорий:

1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

2) национальные парки;

3) природные парки;

4) государственные природные заказники;

5) памятники природы;

6) дендрологические парки и ботанические сады;

7) лечебно—оздоровительные местности и курорты. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью. Они находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 129, 209 и 214 ГК РФ.

 

21Вопрос Правовой режим экологически неблагополучных территорий

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся вследствие аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, в результате которых могут произойти человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайной ситуации – комплекс мероприятий, которые проводятся заблаговременно и которые направлены на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья населения, снижение размеров ущерба окружающей среде.

Зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Границы зоны определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководителями работ по ликвидации последствий ситуаций на основе их классификации, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Основные принципы защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций:

1) заблаговременность мероприятий;

2) планирование их с учетом экономических, природных и иных характеристик территорий, степени опасности;

3) гласность и предоставление сведений о ситуациях, их последствиях, о радиационной, химической, медико – биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со ст. 56, 88 Конституции РФ Президент РФ вводит при возникновении чрезвычайной ситуации на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение; принимает решение привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайной ситуации Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований. Федеральное Собрание утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области. При ликвидации чрезвычайных ситуаций илы и средства органов внутренних дел РФ и органов внутренних дел субъектов РФ применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными правовыми актами субъектов РФ. На основании ст. 72 Конституции РФ обеспечение экологической безопасности относится совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Для осуществления государственного управления координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения территорий создается специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который создает подведомственные ему территориальные органы.

22 Вопрос  Правовая охрана недр

Просмотров: 3013

Недра, в отличие от других природных объектов, практически нельзя воспроизвести, что обусловливает необходимость особых требований, которые способствуют рациональному их использованию и надлежащей охране.

Реализация норм и требований в области охраны недр осуществляется в процессе учета и планирования использования недр, на стадиях геологического изучения, проектирования и строительства предприятий и сооружений, разработки месторождений полезных ископаемых и др.

Основными требованиями в области охраны недр являются:

обеспечение полного и комплексного геологического изучения недр;

соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

рациональное изъятие и использование запасов полезных ископаемых и имеющихся в них компонентов;

недопущение вредного воздействия работ, связанных с пользованием недрами, на сохранение запасов полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин, которые эксплуатируются или законсервированы, а также подземных сооружений;

охрана месторождении полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, которые влияют на качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или усложняют их разработку;

предотвращение необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного законодательством порядка использования этих площадей для других целей;

предотвращение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и других веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбрасывании сточных вод.

Эти требования охраны недр представляют собой составную часть прав и обязанностей пользователей недрами и конкретизируются в законодательстве относительно разнообразных видов и стадий пользования недрами.

В случае нарушения перечисленных требований пользование недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины или другими специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, установленном законодательством Украины.

Законодательство о недрах устанавливает правовой приоритет охраны и использования полезных ископаемых как основного богатства недр, которое не воспроизводится. Поэтому не случайно, что основные требования охраны недр связаны, прежде всего, с порядком использования полезных ископаемых, их охраной от нерационального использования, истощения и загрязнения. С целью их охраны определены основные условия застройки площадей залегания полезных ископаемых. Порядок застройки площадей залегания полезных ископаемых общегосударственного значения устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Так, запрещается проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других объектов без предварительного геологического изучения участков недр, которые подлежат застройке.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых общегосударственного значения, а также строительство на участках их залегания сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, допускаются в исключительных случаях лишь по согласованию с соответствующими территориальными геологическими предприятиями и органами государственного горного надзора. При этом должны осуществляться мероприятия, которые бы обеспечивали возможность добычи из недр полезных ископаемых.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых местного значения, а также размещение на участках их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, допускаются по согласованию с соответствующими местными советами.

Важным мероприятием охраны недр с целью предотвращения отрицательных демографических, социальных и экологических следствий интенсивной добычи полезных ископаемых является установление квоты на добычу отдельных видов полезных ископаемых.

Запрещается также выборочная разработка месторождений полезных ископаемых. При проектировании, строительстве и введении в эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, должно обеспечиваться рациональное использование добытых горных пород.

 


 

 

23 Вопрос   ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ

Земля охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Цели охраны земель: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия:

– по сохранению почв и их плодородия;

– защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

– защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям и иным растениям);

– ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

– сохранению достигнутого уровня мелиорации;

– рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

– сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв допускается консервация земель.

В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

24 Вопрос  ОХРАНА КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ, МОРСКОЙ СРЕДЫ

Ответственность установлена уголовным, административным законодательством.

Уголовная ответственность установлена за загрязнение морской среды (ст. 252) и нарушение законодательства о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне РФ (ст. 253).

Кодекс об административных правонарушениях более подробно регулирует ответственность за посягательства такого рода, способствуя достижению целей охраны административно-правовыми средствами суверенных прав России на континентальный шельф, исключительную экономическую зону РФ, их минеральные и живые ресурсы, обеспечения экологического правопорядка, предотвращения загрязнения моря опасными веществами и отходами и борьбы с ними и т. п.

Составы правонарушений сформулированы как формальные, т. е. для привлечения виновных к ответственности не требуется наступления последствий, достаточно установить факт нарушения соответствующих правил.

В КоАП РФ, вступившем в силу с 1 июля 2002 г., сфера административной ответственности расширена за счет включения в объекты посягательства внутренних морских вод, территориального моря и их ресурсов.

В ст. 8.17—8.20 устанавливается административная ответственность:

– за нарушение правил безопасного проведения поиска, разведки минеральных ресурсов и иных работ;

– правил добычи и охраны водных биоресурсов;

– за самовольную прокладку или вывод на территорию РФ подводных кабелей, трубопроводов или туннелей;

– за нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований и за самовольное изменение их программ;

– самовольное или с нарушением правил захоронение отходов;

– за невыполнение капитаном судна морского, внутреннего водного плавания или другого плавсредства правил регистрации в судовых документах операций с веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо со смесями, содержащими такие вещества свыше установленных норм и др.

Как правило, субъектом ответственности могут быть только должностные лица и юридические лица. Физические лица привлекаются к административной ответственности за нарушение правил промысла водных биоресурсов либо условий лицензии на их промысел, а также за незаконную передачу добытых минеральных или живых ресурсов без разрешения, если оно обязательно. По данной категории дел предусмотрено наиболее суровое наказание: наложение административного штрафа с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц – от одного до полуторократного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Дела об административных горных правонарушениях уполномочены рассматривать:

– органы и войска пограничной службы;

– органы, осуществляющие государственный геологический контроль, а также контроль за использованием и охраной таких водных объектов, как внутренние морские воды и территориальное море, либо государственный экологический контроль;

– органы государственного горного и промышленного надзора;

– органы российской транспортной инспекции – в случае нарушения правил обращения с пестицидами на морском транспорте.

25 Вопрос Правовая охрана животного мира (фаунистическое право) в широком смысле – это система правовых норм, регулирующих охрану и использование животного мира и среды его обитания, общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия человека и общества с таким компонентом окружающей среды, как живой мир; совокупность экологически значимых правовых действий и бездействия людей (правового экологически значимого поведения) в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды его обитания; система государственных органов, осуществляющих правотворческие, управленческие, контрольно-надзорные и иные функции, а также реализацию мер юридической ответственности за нарушение законодательства о животном мире; правовая идеология, правовые взгляды, чувства и эмоции как элементы правового сознания общества, отдельных социальных групп и граждан по отношению к животному миру.

В узком смысле – это совокупность правовых норм и правовых отношений, возникающих в связи с охраной и использованием животного мира.

Правовые меры по охране животного мира включают:

– разработку, принятие и применение законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих охрану и пользование животным миром;

– установление лимитов использования животного мира, а также стандартов и нормативов охраны и использования животного мира и среды обитания;

– создание правовой базы для охраны отдельных категорий животных и среды их обитания, для регулирования охраны особых территорий;

– установление системы мер юридической ответственности за нарушение законодательства об охране животного мира и среды его обитания;

– проведение правореализационной и правоприменительной деятельности в области охраны и использования животного мира и среды его обитания;

– правовое воспитание и профилактику нарушений.

Важным моментом в Федеральном законе является экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира. Оно предусматривает установление и регулирование экономических отношений в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между пользователями животным миром и пользователями другими видами природных ресурсов.

Экономическое регулирование охраны и использования животного мира включает в себя: учет и экономическую оценку объектов животного мира; экономически обоснованную систему платежей за пользование животным миром; бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира; экономически обоснованную систему размеров штрафов и исков в возмещении вреда за нарушение законодательства РФ о животном мире; целенаправленное использование средств, полученных от конфискации орудий незаконного добывания объектов животного мира, транспортных средств и продукции.

В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных особо охраняемых территорий. Здесь запрещено пользование животным миром и установлена более строгая ответственность.

Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных учреждаются Красная книга РФ, Красные книги субъектов РФ.

26 Вопрос  Правовая охрана вод

Все водные объекты подлежат охране от загрязнения, заражения, засорения и истощения.

Законодательством закреплены обязанности водопользователей.

Юридические лица и граждане, чья деятельность имеет прямое воздействие на состояние водных объектов, должны проводить обеспечивающие охрану водных объектов мероприятия.

При проектировании, строительстве и эксплуатации вновь создаваемых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении технологических процессов, влияющих на состояние вод, необходимо предусматривать создание замкнутых систем технического водоснабжения. Не допускается проектирование и строительство прямоточных систем производственного водоснабжения.

Нарушение гражданами и юридическими лицами требований по охране и рациональному использованию вод влечет за собой ограничения, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, имеющих прямое воздействие на состояние водных объектов. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов воздействия на водные объекты. Эти нормативы устанавливаются исходя из предела антропогенного воздействия, которое не приведет к изменению экосистем водных объектов и предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить на водозаборную площадь.

Государственный контроль за уровнем загрязнения водных объектов радиоактивными и токсичными веществами осуществляется системой специального мониторинга в рамках государственного мониторинга водных объектов уполномоченными государственными органами. Водоохранные зоны водных объектов, являющиеся источниками водоснабжения и местами нереста особо ценных рыб, относятся к категории охраняемых и особо охраняемых территорий.

Порядок, условия установления размеров и границ водоохранных зон устанавливаются Правительством РФ и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации по представлению соответствующих органов.

В целях охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения,устанавливаются зоны и округа санитарной охраны в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Законодательством предусмотрено также создание зон чрезвычайных экологических ситуаций и экологических бедствий на водных объектах, а также зон особо охраняемых водных объектов (государственных заповедников) – природных водных экосистем, имеющих особое экологическое, природоохранное, ресурсосберегающее значение. Статус этих зон, порядок деятельности в них определяется законодательством РФ.

По особо охраняемым водным объектам федерального значения издаются специальные законы. Водные объекты объявляются международными заповедниками, международными парками международного значения, участками всемирного культурного и природного наследия в соответствии с международными договорами, а их правовой режим использования и охраны определяется международными договорами и законодательством РФ.

27 Вопрос  Правовая охрана лесов

Охрана и защита лесов осуществляется лесхозами, государственной лесной охраной, базами авиационной охраны лесов и другими организациями лесного хозяйства. Стоит заметить, что она проводится наземными и авиационными методами.

Экологические требования и меры, входящие в содержание правовой охраны лесов, адресованы всем субъектам: организациям, ведущим лесное хозяйство, лесопользователям и тем предприятиям, организациям и учреждениям, деятельность кᴏᴛᴏᴩых оказывает влияние на состояние лесов.

К числу важнейших организационно-правовых мер, осуществляемых с целью охраны и защиты лесов, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся учет и ведение лесного кадастра, мониторинг лесов, разработка и осуществление государственных федеральных программ, связанных с развитием лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса страны, а также государственный контроль за состоянием, использованием, охраной и воспроизводством лесов* 

Первостепенное значение для охраны лесов имеют основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. На организации, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), возлагаются функции по учету лесного фонда, организации рационального и целевого его использования, контролю за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечению нарушений норм и правил лесопользования, по противопожарному и санитарному обустройству территории лесного фонда. Стоит заметить, что они должны осуществлять уход за лесом, мероприятия по улучшению породного состава и качества лесов, по восстановлению лесов и лесоразведению, борьбе с вредителями и болезнями леса*.

В системе органов управления лесным хозяйством в целях осуществления деятельности по обеспечению сохранения экологического и биологического потенциала лесов, соблюдения правил использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов организована специальная служба - государственная лесная охрана. Стоит заметить, что она наделена полномочиями по предупреждению и пресечению правонарушений на территории лесного фонда, имеет право налагать административные штрафы на должностных лиц и граждан, предъявлять иски о возмещении причиненного лесному хозяйству ущерба, направлять материалы в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие государственные органы о привлечении виновных лиц к дисциплинарной и уголовной ответственности* 

Не стоит забывать, что важную роль в охране лесов играет выполнение лесопользователями установленных для них законом обязанностей, входящих в содержание права лесопользования, рассмотренного выше.

Что касается граждан и юридических лиц, деятельность кᴏᴛᴏᴩых может оказать или оказывает негативное воздействие на состояние лесов, то на них возложена законом обязанность проводить согласованные с органами управления лесным хозяйством и органами власти субъектов РФ технологические, санитарные и иные мероприятия по охране и защите лесов.

Требования законодательства об охране окружающей природной среды, предусматривающие необходимость обеспечения производственных объектов очистными сооружениями и устройствами, служат предотвращению вредного воздействия на леса сточных вод, химических веществ, промышленных и коммунально-бытовых выбросов и отходов.

Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим территориальным органом управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы.

Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, производятся на основании разрешения лесхоза. Способы, кᴏᴛᴏᴩые применяются при осуществлении указанных работ, не должны ухудшать состояние лесного фонда, воспроизводство лесов.

В случае, если предприятия и организации проводят работы, отрицательно влияющие на состояние или воспроизводство лесов, не обеспечивают охрану лесов от пожаров, такие работы могут быть приостановлены или запрещены впредь до устранения причин данных действий.

Основополагающее значение для рационального использования и охраны лесов имеет распределение их по группам и установление ϲʙᴏйственного каждой из них режима рубок и правил охраны.

Законодательство предусматривает приоритет особо охраняемых лесов первой группы - лесов заповедников, охранных зон, особо ценных лесных массивов, запретных лесных .полос и других, правовой режим кᴏᴛᴏᴩых характеризуется тем, что они в первую очередь могут быть использованы по основному назначению, отвечающему их защитным и санитарным функциям. В данных лесах запрещены рубки деревьев, за исключением санитарных рубок и рубок ухода за лесом, устанавливается повышенная ответственность за нарушение правил их использования и охраны(ст. 114 ЛК РФ).

В других лесах производится заготовка древесины и иные виды пользования, кᴏᴛᴏᴩые должны осуществляться с соблюдением принципов непрерывного, неистощительного и рационального лесопользования, требований по сохранению и усилению средообразующих, водоохранных и защитных функций лесов, обеспечению условий для их воспроизводства, а также научно обоснованных норм лесопользования.

Это предполагает установление и соблюдение правил заготовки древесины и осуществления других пользований, борьбу с незаконным пользованием и нарушением его порядка, защиту лесов от пожаров, вредителей и болезней.

Заготовка древесины производится в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ и должна осуществляться согласно научно обоснованной норме рубки леса, кᴏᴛᴏᴩая предполагает, что объем рубок леса и заготовки древесины, используемой для нужд экономики и населения, устанавливается с учетом ежегодного прироста леса. Этот объем определяется путем утверждения государственными органами управления лесным хозяйством расчетной лесосеки для каждого предприятия, ведущего лесное хозяйство и заготовку древесины, а также по административно-территориальным единицам или зонам лесопользования (ст. 62 ЛК РФ). Превышение установленного объема заготовки древесины запрещается законом.

Реализация принципа неистощительного лесопользования обеспечивается и путем проведения работ по воспроизводству лесов. Стоит заметить, что они осуществляются на площадях, ранее бывших покрытыми лесом (вырубки, гари и др.) или предназначенных для разведения лесов на нелесных землях. Обязанности по лесовоспроизводству и лесоразведению возложены как на организации, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), так и на самих лесопользователей (ст. 89, 90 ЛК РФ).

Важно заметить, что одно из наиболее важных направлений в обеспечении охраны и защиты лесов - борьба с лесными пожарами.

В связи с данным законодательством установлены специальные правила пожарной безопасности в лесах*. Стоит заметить, что они запрещают совершение в лесу действий, создающих реальную угрозу возникновения и распространения пожаров, а также регламентируют проведение лесных противопожарных мероприятий для организаций, производящих работы в лесах или вблизи лесных массивов. 

Правила пожарной безопасности обязательны для всех юридических лиц и граждан. Так, гражданам не разрешается бросать в лесу горящие окурки, разводить костры в местах с подсохшей травой, в торфяниках, под кронами деревьев и т. д. В случае обнаружения лесного пожара крайне важно немедленно принять меры по его тушению, а при невозможности потушить пожар ϲʙᴏими силами сообщить о нем работникам лесного хозяйства, милиции или местного органа власти.

Лесопользователи обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с лесхозами планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки.

Государственный пожарный надзор в лесном фонде и не входящих в него лесах осуществляется государственной лесной охраной. Стоит сказать, для защиты лесов от пожаров может использоваться авиационная охрана, осуществляемая специализированными организациями Федеральной службы лесного хозяйства России.

Помимо пожарной безопасности органы лесного хозяйства и лесопользователи обязаны обеспечивать защиту лесов от вредителей и болезней, что достигается путем систематического слежения за состоянием лесов, ϲʙᴏевременного выявления очагов вредителей и болезней, их локализацией и ликвидацией. Мероприятия по защите лесов от вредителей и болезней регламентируются специальными санитарными правилами (ст. 98 ЛК РФ).

 
   
   
   
   
   

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"