Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 02:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право".

Файлы: 1 файл

экол общ.doc

— 505.50 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Экологические права граждан.

Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К международным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологические  права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения человека таких прав. Они являются правами субъективными и естественными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рождения.

К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разновидности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды и др.

Выделение в предлагаемой классификации категории «иных  экологических прав» вовсе не означает, что они юридически менее  значимы, чем основные. Эти права также подлежат государственному обеспечению и защите.

Наряду с представленной выше классификацией, экологические  права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности. Как в Российской Конституции, так и в Международных пактах по правам человека выделяются

гражданские (личные) права;

политические права;

культурные права;

социальные права

экономические права.

Очевидно, что как самостоятельные  по содержанию экологические права, так и юридически значимые экологические  интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав.

Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру от вредного воздействия окружающей среды).

Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в осуществлении государственной власти (посредством проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц, а также их бездействия, нарушающих экологические права граждан).

Культурные  права позволяют обеспечивать рост уровня экологической культуры человека.

Социальные  и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень с учетом экологических характеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружающей среды, право на экологическое образование.

 

 

  1. Источники экологического права.

Источник ЭП — это официальная форма выражения и закрепления норм экологического права. К источникам экологического права относятся:

♦   нормативные  правовые акты государственных органов

  • локальные нормативные акты органов местного самоуправления;
  • правовые обычаи;
  • внутригосударственные договоры и соглашения нормативного содержания;
  • международные договоры Российской Федерации и общепризнанные нормы международного права.

Главное значение в системе источников экологического права Российской Федерации имеют нормативные правовые акты, что характерно для российской правовой системы в целом.

Общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Классификация источников экологического права проводится с учетом следующих критериев:

  • по юридической силе нормативных актов;
  • по предмету регулирования;
  • по субъекту нормотворческой деятельности.

В зависимости  от юридической силы нормативно-правовых актов источники экологического права подразделяются на законы и подзаконные акты.

Высшей юридической  силой в иерархии законов обладают Конституция РФ и федеральные законы.

Конституция РФ, согласно ч. 1 ст. 15, имеет высшую юридическую  силу, прямое действие и применяется  на всей территории РФ. Из этого следует основополагающий принцип формирования российского законодательства, в том числе экологического законодательства, в соответствии с которым законы и правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

В числе законов, не отнесенных к разряду конституционных, высшей юридической силой обладают кодифицированные нормативно-правовые акты.

В сфере природопользования действуют следующие кодифицированные акты: Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, федеральные законы «О недрах» и «О животном мире».

В сфере правовой охраны окружающей среды правовое значение кодифицированного акта имеет ФЗ «Об охране окружающей среды».

Данные нормативные  акты содержат основную по объему, самую  важную часть правовых норм, регулирующих определенную сферу отношений. В кодексах формулируются определения отдельных категорий, используемых в данной отрасли законодательства, закрепляются принципы регулирования соответствующей сферы отношений, а также нормы непосредственного действия.

На основе и во исполнение кодифицированных актов принимаются  отраслевые законы, регулирующие более  узкую группу отношений. Такие нормативные  акты не должны противоречить кодифицированным актам.     

Статьи Закона РФ «Об  охране окружающей среды» конкретизированы в следующих нормативных актах: ФЗ «Об экологической экспертизе», ФЗ «О радиационной безопасности населения» и других актах природоохранного законодательства.

Самостоятельное место  в системе источников права занимают Указы Президента РФ. Президент России, являясь в соответствии со ст. 80 Конституции РФ гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, вправе принимать меры по обеспечению независимости и целостности государства, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Такие меры Президент полномочен принимать не только «на основе законов»; что является главной формулой подзаконного акта, но и в отсутствие законов.

Президент вправе принимать  нормативно-правовые акты для обеспечения  действия норм Конституции РФ впредь до принятия федеральных законов.

Следующим звеном в иерархической  системе нормативных актов являются подзаконные акты. К их числу относятся постановления Правительства РФ и акты федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со своей компетенцией Правительство РФ издает постановления по вопросам государственного экологического контроля, государственного учета природных ресурсов, о предоставлении и изъятии природных объектов, о порядке и условиях лицензирования природопользования.

Ведомственные и межведомственные нормативно-правовые акты издаются государственными органами, которые осуществляют контроль в сфере использования отдельных  видов природных ресурсов, а также  за осуществлением отдельных видов деятельности, связанных с природопользованием.

В зависимости  от субъекта нормотворческой деятельности источники экологического права подразделяются на федеральные и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

По вопросам природопользования и охраны природной среды все субъекты РФ принимают законодательные и иные нормативно-правовые акты с учетом федеральных законов, поскольку регулирование данных отношений в соответствии со ст. 72 Конституции РФ составляет предмет совместного ведения РФ и субъектов РФ.

В соответствии с данным положением некоторые субъекты РФ приняли  кодифицированные законодательные акты по вопросам использования и охраны природной среды. Например, в Карелии принят Земельный кодекс и т.д.

Наряду с законами субъектов Федерации органы исполнительной власти субъектов РФ издают указы, постановления и иные акты, которые должны соответствовать конституциям, уставам и законам субъекта Федерации, а также федеральным законам. Например, администрацией Ростовской области утверждено «Положение о регулировании земельных отношений в Ростовской области» от 28.04.1998 г.

Локальные нормативные  акты издаются органами местного самоуправления в соответствии с предметом ведения, предусмотренным законодательством.

Государственные органы субъектов РФ вправе также передавать органам местного самоуправления часть своих функций в сфере правового регулирования экологических отношений.

По предмету регулирования все источники экологического права подразделяются на общие и специальные.

Предмет регулирования общих источников включает в себя не только экологические, но и иные общественные отношения. К числу общих источников, в частности, относятся Конституция РФ, гражданское, административное, уголовное законодательство. Гражданский кодекс, например, регулирует широкую сферу отношений, основанных на равенстве их участников, включая и экологические отношения.

Специальные источники  экологического права включают экологическое законодательство, регулирующее отношения в области охраны отдельных видов природных ресурсов.

 

9. Конституционные  основы экологического права

Экологическое право, являясь  одной из основных отраслей права, не изолировано от других отраслей права. Самостоятельность экологического права относительна.

Обладая специфическими чертами и характерными признаками, экологическое право в то же время находится во взаимосвязи и обусловленности с другими отраслями права. Прежде всего следует отметить связь экологического права с государственным правом. Государственное право содержит нормы, являющиеся основополагающими для экологического права.

Закрепление в Конституции  экологических прав человека и гражданина означает признание их высшей ценностью, а защиту экологических прав обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ).

Право граждан на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, закреплено ст. 42 Конституции РФ.

Соблюдение экологических  прав рассматривается в качестве критерия эффективности  и правомерности законодательной, исполнительной и судебной власти.

Конституционные основы организации и осуществления государственной власти в области охраны окружающей среды закреплены в ст. 72 Конституции РФ, согласно которой природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации.

В соответствии с этим положением допускается принятие субъектами Федерации собственных законов, регулирующих отношения природопользования при условии, что все законы или иные правовые акты, принимаемые в субъектах Федерации, не должны противоречить федеральным законам.

Конституционные основы регулирования отношений собственности на природные ресурсы закреплены в ст. 9 и 36 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни  и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории.

В то же время природные  ресурсы могут являться объектами  частной, государственной, муниципальной  и иных форм собственности, что предусмотрено  ч. 2 ст. 9 Конституции.

Закрепление названных  положений в одной статье Конституции  означает признание неразрывного единства публично-правовых и частноправовых основ регулирования отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"