Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 02:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право".

Файлы: 1 файл

экол общ.doc

— 505.50 Кб (Скачать файл)

Данный принцип предусмотрен в ч. 13 ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Рассматриваемый принцип  содержит единый критерий допустимого воздействия на окружающую среду, который является основой для разработки нормативов в области охраны окружающей среды и установления экологических требований к осуществлению хозяйственной и иной деятельности.

Действие данного принципа обеспечивается реализацией требования, закрепленного в ч. 19 ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым запрещена хозяйственная и иная деятельность, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

6. Принцип гласности  в области охраны окружающей среды реализуется в двух формах:

  1. обеспечение открытого доступа к экологической информации;
  2. обеспечение гласности природоохранных мероприятий.

Правовую основу обеспечения  доступа к экологической информации составляют Конституция РФ и специальное законодательство в сфере информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды.

В соответствии со ст.,42 Конституции  РФ «каждый имеет право на достоверную  информацию о состоянии окружающей среды». Обязанность предоставления такой информации возлагается на государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и управлением области охраны окружающей среды.

Специальным законодательством  регламентирован порядок ограничения  доступа к экологической информации, т. е. отнесения данной информации к разряду коммерческой либо государственной тайны.

Принцип гласности находит  проявление в установлений процедуры  общественных слушаний на стадии оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности. Общественные слушания проводятся для выявления возможных экологических последствий проектируемой хозяйственной деятельности.

7. Принцип международного  сотрудничества в области охраны природной среды обусловлен межгосударственным характером проблем охраны природной среды.

Международное сотрудничество в данной сфере осуществляется по следующим основным направлениям:

  • охрана озонового слоя;
  • предотвращение и устранение трансграничных загрязнений;

♦ охрана природных объектов, находящихся в общем пользовании  нескольких государств

♦ предотвращение антропогенного изменения климата на планете.

Правовую основу международного сотрудничества в данной области  составляют акты международного нормотворчества, которые подразделяются на три группы:

  1. нормативно-правовые акты, принимаемые между народными организациями (ООН и др.);
  2. международные соглашения (например, Договор о принципах деятельности государств по использованию космического пространства, Договор об охра 
    не ресурсов моря и др.);
  3. международные конвенции, которые принимаются в рамках международных конференций. Наиболее значимой является конференция в Рио-де-Жанейро в 1992 г., на которой были определены принципы международно-правовой охраны природной среды.

Правовыми формами деятельности международного сообщества в области охраны окружающей среды являются экологический мониторинг, экологический контроль, экологическое нормирование, разрешение международных экологических споров и применение мер международной ответственности за нарушение норм и принципов международного права.

ПРИНЦИПЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Правовые принципы природопользования содержатся в актах природоресурсного законодательства, а также выводятся на основе анализа норм соответствующих подотраслей экологического права.

К принципам природопользования относятся:

1. Принцип рационального  природопользования.

В природоресурсных отношениях рациональность природопользования находит  проявление в следующих показателях:

  • достаточно полное использование добываемых природных ресурсов и соответственно уменьшение количества потребляемых ресурсов;
  • обеспечение восстановления возобновимых природных ресурсов;
  • полное и многократное использование отходов производства;
  • значительное уменьшение загрязнения окружающей среды.

Принцип рационального  природопользования реализуется в системе экологических требований, предъявляемых к использованию природных ресурсов. Поэтому, с правовой точки зрения, рациональное природопользование следует рассматривать как деятельность по использованию природных ресурсов, осуществляемую с соблюдением основных экологических обязанностей природопользователей. К таким обязанностям относятся:

    • минимизация затрат природных ресурсов и негативного воздействия на состояние природного объекта при осуществлении хозяйственной и иной 
      деятельности;
    • экологическая безопасность природопользования, для которой характерно отсутствие вреда жизни и здоровью человека;
    • устойчивость природопользования, обеспечивающая своевременное восстановление природного объекта, подвергшегося негативному воздействию.

2. Принцип платности специального природопользования.

В соответствии с данным принципом специальное природопользование, осуществляемое в экономических  целях, является платным, за исключением  случаев, предусмотренных законодательством.

Общее природопользование, осуществляемое гражданами в целях удовлетворения потребностей неимущественного характера (в целях отдыха, водоснабжения, перемещения и других целях), является бесплатным.

3. Презумпция  общедоступности природных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Природные объекты, находящиеся  в публичной собственности, признаются общедоступными, за исключением случаев, установленных законом. Данный принцип соответствует смыслу п. 1 ст. 9 Конституции РФ.

К исключениям из правила  об общедоступности природных объектов относятся:

    • передача природного объекта в частную собственность либо титульное пользование юридическим или физическим лицам;
    • установление ограничений, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности человека;
    • введение охранных режимов, обеспечивающих сохранность особо ценных природных объектов и комплексов.
    • Использование природного объекта в соответствии с его целевым назначением.

Целевое назначение природного объекта — это режим использования природного объекта, при котором допустимые пределы и способы природопользования определяются в соответствии с целью пользования, установленной в разрешительных документах на право пользования, либо в административных актах, регламентирующих статус природного объекта.

6. Экологическое правоотношение: субъекты, объекты, содержание

Экологическое правоотношение — это урегулированное нормами экологического права общественное отношение, направленное на удовлетворение законных экологических интересов человека, общества и государства.

Правоотношения в данной области классифицируются на следующие группы:

1) в зависимости от характера реализуемого экологического интереса — на частные экологические правоотношения (напр-р, отношения собственности на природные объекты,.) и публичные экологические правоотношения (государственный экологический контроль и т. д.);

2) в зависимости от функциональной роли норм экологического права — на регулятивные, связанные с реализацией субъективных прав и исполнением позитивных юридических обязанностей, и охранительные, связанные с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности.

В структуре экологического правоотношения выделяют следующие элементы: субъект, объект и содержание, которое включает субъективные права и юридические обязанности.

Экологическое правоотношение, как и любое другое общественное отношение, устанавливается между людьми. Субъектами экологического права признаются лица, являющиеся носителями специальных прав и обязанностей в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Субъекты экологических  правоотношений подразделяются на две группы в зависимости от содержания их экологической правосубъектности.

Первую группу составляют природопользователи, обладающие имущественными и связанными с ними неимущественными правами в сфере природопользования.

Субъектами  имущественных прав являются собственники природных ресурсов и вторичные природопользователи, осуществляющие специальное (хозяйственное) пользование природными ресурсами,

К данной группе относятся  как индивидуальные природопользователи, так и коллективные пользователи.

К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственное пользование природными ресурсами.

Коллективными субъектами признаются юридические лица, обладающие правом специального природопользования.

Субъектами  неимущественные прав в сфере природопользования являются физические лица, осуществляющие естественное (внеэкономическое) природопользование, направленное на удовлетворение собственных потребностей, не связанных с извлечением экономической выгоды.

Вторую группу составляют публичные субъекты. К ним относятся:

♦ публичные образования (Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования);

♦ государственные и муниципальные органы.

Субъекты экологического права наделяются экологической правосубъектностью, которая включает три составных компонента:

  1. способность иметь права и быть носителем обязанностей в сфере природопользования и охраны природной среды;
  2. способность своими действиями реализовать данные права и обязанности;
  3. собственно субъективные права и обязанности, носителем которых может являться данный субъект.

Экологическое правоотношение может возникнуть только по поводу тех объектов, перечень которых исчерпывающим образом установлен законодательством.

Объекты экологических  правоотношений подразделяются на две группы:

  • объекты природоохранительных отношений;
  • объекты имущественных отношений в сфере природопользования,

Перечень объектов природоохранительных отношений установлен в ст. 4 Закона РФ «Об охране окружающей среды», согласно которой охране подлежат следующие виды природных объектов:

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иная растительность, животные и иные организмы и их генетический фонд;

♦ атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное  космическое пространство.

Содержание  экологического правоотношения определяется как совокупность субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношения по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Субъективное  право представляет собой предусмотренную законом меру возможного поведения, позволяющую субъекту удовлетворять его собственные интересы. Напротив, юридическая обязанность - это предусмотренная законом мера должного поведения субъектов правоотношения. Отличие юридической обязанности от субъективного права заключается в том, что от нее участник правоотношения не может отказаться.

Субъективные права (правомочия) участников экологических правоотношений можно под разделить на общие и специальные.

Если первые предусмотрены  для всех видов субъектов и  имеют силу универсальных правил, то вторые предусмотрены только для определенного круга субъектов экологических правоотношений.

Например, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ) принадлежит в равной мере всем субъектам экологических правоотношений, всем гражданам. В то же время, право специального природопользования (специального водопользования, недропользования и др.) - только тем участникам правоотношений, правовой статус которых уполномочивает на такой вид природопользования (специальные водопользователи, лесопользователи и т.д.) и которые получили соответствующее разрешение со стороны уполномоченных на то органов и организаций.

Мера должного поведения  субъектов правоотношения (юридическая обязанность), также имеет две стороны:

а) обязанность совершения субъектами правоотношений определенных действий, например, обязанность юридических  лиц и граждан принимать меры к предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и иных работ (ст. 28 Федерального закона "О животном мире");

б) обязанность не совершать  определенные действия, которая установлена  законом. Так, запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления (ст. 38 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"