Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 02:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право".

Файлы: 1 файл

экол общ.doc

— 505.50 Кб (Скачать файл)

Правовое регулирование  отношений собственности на природные ресурсы, таким образом, осуществляется на основе гражданского и природоресурсного законодательства.

 

15.Право государственной собственности на природные ресурсы: субъекты, объекты, содержание.

Действующим законодательством  предусмотрены следующие формы собственности на природные ресурсы: государственная, муниципальная и частная. Допускается существование и иных форм собственности.

В соответствии со ст. 214 ГК РФ природные ресурсы, не находящиеся  в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Как следует из данной нормы, для возникновения права государственной собственности на природные ресурсы не требуется совершения каких-либо юридических действий или наступления юридических событий. Право собственности на природные ресурсы, собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, возникает у государства непосредственно из закона.

Государственной собственностью в РФ являются природные ресурсы, принадлежащие на праве собственности РФ, и природные ресурсы, принадлежащие на праве собственности субъектам Федерации.

Круг объектов федеральной  собственности законодательством не ограничен. В ней могут находиться любые природные ресурсы.

В собственности субъектов  не могут состоять природные ресурсы, являющиеся объектами федеральной собственности. К объектам федеральной собственности, в частности, относятся природные ресурсы, предназначенные для нужд обороны и осуществления иных функций, отнесенных к ведению РФ, природные ресурсы, входящие в систему природозаповедного фонда, другие виды природных ресурсов, которые имеют общегосударственное значение.

Право федеральной собственности  на природные ресурсы может возникать при наличии следующих оснований:

1. В силу прямого  указания закона. В соответствии  с п. 3 постановления Верховного  Совета РФ до момента определения  собственника природных ресурсов  последние относятся к федеральной  собственности. В силу прямого  указания закона возникает право исключительной федеральной собственности на отдельные виды природных ресурсов.

  1. На основании соглашений с собственниками природных ресурсов о передаче природных ресурсов в федеральную собственность.
  2. На основании административного акта. Так, в Водном кодексе закреплен перечень водных объектов, которые могут находиться в федеральной собственности. Однако право федеральной собственности на данные водные объекты возникает не автоматически, а на основе решения Правительства РФ. Такими водными объектами являются трансграничные, пограничные водные объекты и водные объекты, расположенные на территории нескольких субъектов РФ.
  3. На основании решения суда.

Передача федеральных  природных ресурсов в собственность субъектов РФ осуществляется на основании решения Правительства РФ9 которое осуществляет функции управления и распоряжения федеральной собственностью.

В собственность субъектов  РФ передаются природные ресурсы, необходимые для обеспечения самостоятельности национально-государственного и административно-территориального образования за исключением природных ресурсов, переданных в федеральную, муниципальную собственность, собственность граждан или юридических лиц.

В отношении некоторых  видов природных ресурсов законодательством  установлен режим государственной собственности без разграничения объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Такое разграничение отсутствует в законодательстве о недрах и о животном мире. Данный вопрос требует своего решения на уровне федерального законодательства.


 

15. Сервитуты  в ЭП

 

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сервитут – это право  ограниченного пользования чужим  объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Земельное законодательство различает публичный и частный  сервитуты.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Правила, порядок, сроки и исчерпывающий перечень возможных случаев, для которых возможно установление публичных сервитутов, содержится в ст. 23 ЗК РФ.

Частный сервитут согласно п. 1 ст. 23 ЗК РФ устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Следует отметить, что правила об установлении сервитутов, предусмотренные гражданским законодательством, распространяются не только на земельные участки, но и на здания, строения, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком (ст. 277 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого  имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться  для обеспечения прохода и  проезда через соседний земельный  участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Как следует из п. 1 и  п. 4 ст. 274 ГК РФ, сервитут может быть установлен только в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности. При этом правом требовать установления сервитута обладает собственник недвижимого имущества, а также лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Собственник объекта  недвижимого имущества, обремененного  сервитутом, не лишен прав владения, пользования и распоряжения таким  объектом (п. 2 ст. 274 ГК РФ). При переходе права собственности на объект недвижимого имущества, обремененного сервитутом, сервитут сохраняется.

Сервитут не может  быть самостоятельным предметом  купли-продажи, не может быть отчужден в иной форме, передан в залог, а также не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Согласно п. 4 ст. 23 ЗК РФ сервитут может быть срочным или  постоянным, т.е. установленным на определенный срок или бессрочным. Так, например, публичный сервитут может быть установлен на время проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Кроме того, с течением времени могут отпасть основания  установления сервитута и в этом случае по требованию собственника объекта недвижимости, обремененного сервитутом, он может быть прекращен. Помимо указанного, собственник объекта недвижимости, обремененного сервитутом, вправе в судебном порядке требовать его прекращения в случаях, когда этот объект недвижимости не может использоваться в соответствии с его целевым назначением.

Сервитут может возникнуть в результате юридического состава, включающего в себя один из двух юридических фактов (договор об установлении сервитута или судебное решение) и акт государственной регистрации сервитута.

Соглашение сторон всегда было самым распространенным основанием возникновения вещных прав.

Стороны. Одной из сторон договора является собственник (именно собственник и никто другой) недвижимой вещи, обременяемой сервитутом (служащего участка). Другой стороной (сервитуарием) является собственник участка, в пользу которого устанавливается сервитут (кроме собственника сервитуарием может быть также лицо, имеющее право постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения на данный участок). В некоторых случаях сервитуарий должен отвечать и определенным специальным требованиям (например, лицензией на недропользование).

Форма. Требования к форме договора об установлении сервитута нигде не сформулированы, но поскольку ст. 27 ФЗ Закона о регистрации говорит о том, что сервитут регистрируется лишь при наличии соглашения о сервитуте, можно сделать вывод о том, что должна быть соблюдена простая письменная форма соглашения о сервитуте (при ее несоблюдении стороны в случае спора лишаются возможности прибегать к свидетельским показаниям, но могут использовать иные доказательства – ст. 162 ГК РФ).

Существенные  условия. Условие о предмете является существенным в любом договоре, при отсутствии которого договор считается незаключенным. К предмету договора об установлении сервитута следует отнести прежде всего наименование самого сервитута и его конкретное содержание (например, право прохода в ночное время через участок соседа по тропе), а также сведения об участках, позволяющие достоверно установить их местоположение (адрес, кадастровый номер). Если это возможно, на кадастровом (для земельных участков) или ином плане недвижимости отметить, как именно будет осуществляться сервитут (т.е. отметить дорогу, тропу, водоем). План с отмеченным на нем сервитутом следует оформить приложением к договору, в силу прямого указания Закона о регистрации.

 

 

 

15. Право природопользования: понятие и виды

Под «природопользованием» в экологическом праве понимают эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности (ч. 16 ст. 1 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»).

По способам воздействия  на природную среду разделяют, во-первых, позитивное природопользование, связанное с извлечением полезных свойств природных объектов, и, во-вторых, негативное природопользование, состоящее в негативном воздействии на окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности.

Позитивное природопользование, в свою очередь, подразделяется на природопользование, связанное изъятием природного вещества (добыча полезных ископаемых и т.д.) и не связанное с изъятием природных ресурсов (землепользование, водопользование для целей судоходства и т. д.).

Позитивное природопользование классифицируется по объекту природопользования на землепользование, водопользование, пользование лесами, недрами и животным миром.

Негативное природопользование подразделяется на виды в зависимости  от воздействия и формы проявления негативного воздействия.

По объекту выделяют загрязнение и другое негативное воздействие на водные объекта, почвы, атмосферный воздух, недра и леса.

По форме проявления негативное воздействие подразделяется на химическое, физическое и биологическое загрязнение природной среды.

Право природопользования понимается в двух значениях.

В объективном смысле право природопользования — это  совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны природных ресурсов.

Выделяют следующие  группы отношений в сфере природопользования:

  • отношения собственности на природные ресурсы;
  • отношения пользования природными объектами;
  • отношения по поводу охраны природных ресурсов.

В субъективном смысле право  природопользования — это совокупность прав и обязанностей конкретного  природопользователя по использованию и охране природного объекта.

Субъектами права природопользования могут быть юридические лица и  граждане.

Право природопользования производно от права собственности на природные ресурсы. Природопользователи осуществляют свое право либо в силу принадлежащего им права собственности на природный объект, либо на основе предоставляемого собственником природных ресурсов титульного права пользования природным объектом, например, права аренды, права постоянного или временного пользования и т. д.

Объектами субъективного  права приропользования являются конкретные природные объекты или их части, участки.

Объектом права природопользования могут являться лишь те природные  объекты, которые могут быть индивидуализированы в установленном правовом порядке. Такими объектами являются земля, недра, водные объекты, животный мир, леса. В предмет права природопользования не входят, например, отношения пользования атмосферным воздухом для дыхания, пользование солнечной энергией для удовлетворения физиологических потребностей. Эти отношения составляют предмет регулирования природоохранительного права.

Формы природопользования классифицируются в зависимости от вида субъективного права природопользования. Выделяют две формы природопользования:

  1. право природопользования, осуществляемое собственниками природных ресурсов;
  2. право природопользования лиц, не являющихся собственниками природных ресурсов.

Право природопользования реализуется самим собственником в тех случаях, когда субъектом права собственности является физическое или юридическое лицо. Государство и муниципальные образования субъектами права природопользования не являются, несмотря на то, что обладают правом собственности на природные объекты.

Право пользования природными ресурсами, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется юридическими и физическими лицами на основе производного титула природопользования.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"