Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 04:07, контрольная работа

Описание работы

Экологическое правоотношение - это реально существующее общественное отношение, урегулированное нормами экологического права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.
Реальность экологического правоотношения проявляется в трансформировании общих правил, предусмотренных нормами экологического права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы (объективное право), в конкретные права и обязанности участников данного отношения (субъективное право).

Содержание работы

5. Содержание, возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений 3
15. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов 7
25. Основные права и обязанности недропользователей 10
35. Эколого-правовой режим пользования животным миром 15
Задача 5 26
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

П 11082203(х)К.р.Экологическое право.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

владелец лицензии обязан представлять в Геолком России или его территориальное подразделение ежегодные отчеты о своей деятельности, включающие данные о финансовой деятельности, результатах проведенных поисковых и разведочных работ, добытом минеральном сырье и погашенных в недрах запасах полезных ископаемых, а также иные данные, установленные в лицензии.

Как предусмотрено  в подп. 3 этого же пункта, лицензия может определять иные права и обязанности ее владельца, не противоречащие действующему законодательству РФ и данному Положению.

Нормы ч. 1 и 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 18.07.2011) "О недрах" (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011) отличаются от соответствующих норм п. 16 Положения о порядке лицензирования пользования недрами тем, что в положениях статьи о правах и обязанностях пользователя недр говорится не только о лицензии на пользование недрами, но и о соглашении о разделе продукции. Указание на соглашение о разделе продукции включено в нормы ч. 1 и 2 статьи Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ в связи с принятием Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции". Данные изменения предопределены тем, что согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" отношения, возникающие в процессе поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования, реализации или распоряжения иным образом, регулируются соглашением о разделе продукции, заключаемым в соответствии с названным Законом. Там же установлено, что права и обязанности сторон соглашения о разделе продукции, имеющие гражданско-правовой характер, определяются в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и гражданским законодательством РФ10.

В части 3 статьи Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 18.07.2011) "О недрах" (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011) указано, что к пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности. При этом в качестве таких видов деятельности указаны геологическая съемка, поиск, разведка, разные способы добычи полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, другие виды пользования недрами.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются  лицензии, определен в п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". С учетом данного перечня в норме ч. 3 статьи речь идет об отдельных видах деятельности в области промышленной безопасности, а также о производстве маркшейдерских работ. В отношении же производства маркшейдерских работ необходимо отметить следующее.

Постановлением Правительства  РФ от 26 июня 2006 г. N 392 "О лицензировании производства маркшейдерских работ" утверждено Положение о лицензировании производства маркшейдерских работ. Согласно названному Положению производство маркшейдерских работ включает в себя: а) пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации; б) наблюдение за состоянием горных отводов и обоснование их границ; в) ведение горной графической документации; г) учет и обоснование объемов горных разработок; д) определение опасных зон и мер по охране горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами. Лицензирование производства маркшейдерских работ в соответствии с данным Положением осуществляется Ростехнадзором. Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по производству маркшейдерских работ утвержден Приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. N 705 .

35. Эколого-правовой режим пользования животным миром

Юридическое понятие животного  мира определено в Федеральном законе "О животном мире". Это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Таким образом, в юридическом отношении животные признаются дикими, если они: а) являются компонентами окружающей среды; б) находятся в состоянии естественной свободы.

Под охрану Закона "О животном мире" берутся не только животные, относящиеся к объектам охоты и рыболовства, но и все другие животные, находящиеся в условиях естественной свободы. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях, регулируются названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Речь идет об объектах животного мира, выращиваемых, к примеру, в рыбопитомниках, которые на каком-то этапе интродуцируются в природную среду.

Домашние  животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе (в зоопарках, аквариумах и т.п.), не являются объектами  животного мира в смысле законодательства об окружающей среде. Отношения по поводу таких видов животных регулируются аграрным, гражданским и иным законодательством.

Животный  мир издавна служит людям в  качестве источника пищевых продуктов, промышленного и лекарственного сырья, других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей человека. В преамбуле Федерального закона "О животном мире" животный мир объявляется достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан России.

В отличие  от других природных ресурсов законодательство о животном мире не предусматривает частной собственности на объекты животного мира. Животный мир в пределах территории России является государственной собственностью. Субъектами такой собственности выступают Российская Федерация и ее субъекты. Одной из характерных особенностей животного мира является миграция его объектов через границы субъектов РФ и государственную границу.

В соответствии с Конституцией РФ вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению РФ и субъектов Федерации. Обратим внимание на то, что, обоснованно относя к предметам совместного ведения природоресурсное законодательство и законодательство об охране окружающей среды, пункт "к" ст. 72 Конституции РФ не называет законодательство о животном мире. Это позиция законодателя или пробел? Вопросы, не отнесенные к исключительному ведению России и совместному ведению РФ и ее субъектов, относятся в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции к предмету собственного правового регулирования субъектов РФ. Полагаем, что отсутствие в ст. 72 упоминания законодательства о животном мире - пробел в конституционном регулировании.

Исходя из международно-правовой концепции сохранения биоразнообразия формируемое российское законодательство о животном мире основывается на принципе устойчивого существования и устойчивого использования животного мира. Под устойчивым существованием животного мира в Законе "О животном мире" понимается существование объектов животного мира в течение неопределенно длительного времени. Устойчивым использованием объектов животного мира признается использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию.

Основными организационно-правовыми инструментами регулирования охраны и использования животного мира в соответствии с Законом "О животном мире" являются государственный учет, государственный кадастр, государственный мониторинг объектов животного мира, нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания, государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания, экологическая экспертиза, государственный контроль в данной области.

Основные требования по охране и  использованию животного мира направлены на:

- сохранение видового многообразия  животного мира,

- охрану среды обитания, условий  размножения и путей миграции  животных;

- сохранение целостности естественных сообществ животных;

- научно обоснованное, рациональное  использование и воспроизводство  животного мира;

- регулирование численности животных  в целях предупреждения вреда  окружающей среде и народному  хозяйству.

Правовое регулирование использования  и охраны объектов животного мира осуществляется посредством установления видов и способов пользования животным миром, установления ограничений и запретов на использование объектов животного мира, охраны среды обитания объектов животного мира. В частности, сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.

По представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию  использования объектов животного  мира и среды их обитания исполнительные органы РФ и субъектов РФ в пределах их компетенции вправе принять решение об ограничении, приостановлении или полном запрете на определенных территориях и в акваториях или на определенные сроки осуществления отдельных видов пользования животным миром, а также пользования определенными объектами животного мира.

Так как возможности сохранения объектов животного мира и среды  их обитания во многом зависят от условий  осуществления разнообразной хозяйственной  деятельности человека, регулирование  соответствующих отношений особо предусмотрено в гл. III Федерального закона "О животном мире". Здесь установлено общее правило, в соответствии с которым любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству11.

Важным для обеспечения охраны животного мира является требование Закона о том, что при размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.

В целях предотвращения гибели объектов животного мира запрещается:

- выжигание растительности, хранение  и применение ядохимикатов, удобрений,  химических реагентов, горюче-смазочных  материалов и других опасных  для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, ухудшения среды их обитания;

- установление сплошных, не имеющих  специальных проходов заграждений и сооружений на путях массовой миграции животных;

- устройство в реках или протоках  западней или установление орудий  лова, размеры которых превышают  две трети ширины водотока;

- расчистка просек под линиями  связи и электропередачи вдоль трубопроводов от подроста древесно-кустарниковой растительности в период размножения животных.

С учетом специфичности вредных  воздействий достаточно полно в  названном постановлении регламентированы требования по охране животного мира при осуществлении сельскохозяйственных, лесопромышленных и лесохозяйственных, промышленных и водохозяйственных производственных процессов, эксплуатации транспортных магистралей и объектов, трубопроводов, при проектировании, строительстве и эксплуатации линий связи и электропередачи.

Так, при осуществлении сельскохозяйственных производственных процессов не допускается  применение технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель объектов животного мира или изменение  среды их обитания. При производстве полевых сельскохозяйственных работ необходимо использовать технологию, специально оборудованную сельскохозяйственную технику, порядок работ, исключающие возможность гибели животных.

При создании и эксплуатации ирригационных  и мелиоративных сооружений в  местах естественного обитания, на путях миграции и в местах сезонной концентрации объектов животного мира необходимо обеспечивать условия для свободного и безопасного их передвижения через указанные сооружения, оснащать водозаборные сооружения и каналы гидромелиоративных систем специальными защитными устройствами.

Для предупреждения неблагоприятных последствий для  животного мира и окружающей среды  в законодательстве регулируются отношения  по интродукции объектов животного  мира в новые для себя экосистемы. Акклиматизация новых для фауны РФ объектов животного мира, переселение объектов животного мира в новые места обитания, а также мероприятия по гибридизации объектов животного мира допускаются только по разрешению соответствующих специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания при наличии заключения компетентных научных организаций с учетом требований по охране окружающей среды.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"